Причины влияющие на климат
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Егорова Светлана Сергеевна

Урок географии проводится в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_vliyayushchie_na_klimat.docx44.95 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                                           

«ПРИЧИНЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА КЛИМАТ».

Егорова Светлана Сергеевна, МОУ СОШ № 40 Читинская область  п.г.т. Шерловая – 1

Предмет ( направленность): урок географии – изучения нового материала

Возраст детей: 12 лет

Место проведения: класс

 Тип урока: изучение нового материала.

Общая диагностическая цель: создать условия  осознания и осмысления блоков новой информации для изучения новой темы « Причины, влияющие на климат».

 Основная цель урока: сформировать представление учащихся об основных причинах, оказывающих влияние на климат; продолжить формировать умение работать с картами, схемами и таблицами

 Планируемые результаты: называть климатообразующие факторы, их влияние на климат Земли. Правильно использовать в речи географические термины. Устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

 

Личностные УУД: проявление учебно – познавательного интереса к географической науке.

 Предметные результаты обучения: выявлять и знать причины, влияющие на климат при изучении темы; знать основные правила работы на уроке.

 

Метапредметные результаты обучения: умение работать с текстом, выделять в нем самое главное.

 

  1. Учащиеся должны уметь составлять план текста;
  2. Знать, чем отличается понятие» погода» и « климат»;
  3. Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  4. Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  5. Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
  6. Оценивать работу одноклассников;
  7. Получать разноуровневую  информацию из различных источников.

Задачи:

 

Образовательные

  1. продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о климате.
  2. познакомить учащихся с различными типами климата.
  3. составлять описание климата различных территорий с использованием карт и рисунков учебника.
  4. проверить степень усвоения материала « Распределение солнечного тепла и света на Земле».

Развивающие

     Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для  формирования ключевых компетентностей учащихся:

     £ Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

     £ Информационной: использовать источники знаний разного типа ( презентации, иллюстрации, схемы и др.);

     £ Учебно – исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки, применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно – познавательных  и практических  задач. Просматривать причинно – следственные связи. Давать определения понятий, терминов, обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.

     £ Социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.

     £ Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему ЗУН, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.

 

Воспитательные: 

  1. формирование научного мировоззрения на основе зависимости климата от климатообразующих факторов.
  2. способствовать воспитанию культуры межличностного общения, трудолюбия, ответственности, самостоятельности.
  3. Воспитывать культуру диалога, толерантность поведения при ведении обсуждения в группе бережное отношение к природе, любви к родной земле, осознание значимости себя в окружающем мире.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, статистический.

Основные термины и понятия: морской тип климата, умеренно – континентальный тип климата, резко – континентальный тип климата, муссонный тип климата.

Оборудование: медиапроектор, электронная презентация, тест, инструктивные карточки, атлас, климатическая карта, физическая карта полушарий, компьютер, контурные карты, учебник.

                           

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  I

Организационный этап

Цель: подготовить учащихся к предстоящей работе на уроке

(2 мин)

-Я рада всех вас видеть сегодня на уроке! - - Поприветствуйте друг друга и улыбнитесь, настройтесь на позитивное восприятие новых знаний.

- Ребята ответьте на вопрос загадку и попробуйте определить  тему нашего урока. Слайд 1

- Цель урока – слайд 2.

Ученики настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

Дают ответы.

Слайд 1

Вместе с учителем формируют цель урока – слайд 2.

  II

Актуализация знаний

Цель: проверка уже имеющихся знаний учащихся о климате, погоде, тропиках, поясах освещенности, полярных кругах.(7мин)

- Выберите правильные ответы из предложенного тестового материала у вас на столах. Время выполнения 4 минуты (Приложение – 1)

 - Теперь ребята поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте друг друга. Поставьте своему товарищу оценку.

Слайд 3.

 Учащиеся работают с раздаточным материалом и выписывают правильные варианты ответов в тетрадь.

 

Взаимопроверка и оценивание.

Слайд 3.

III

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

Цель: создание условий для формирования задач урока.(2 мин)

- Вы прекрасно знаете, что в разных частях Земли климат разный, поэтому сегодня на уроке мы будем выяснять, почему климат бывает разный, от каких причин зависит его изменение.

 

- Каковы же задачи нашего урока?

Слайд 4.

Ответы учащихся:

- Сегодня мы узнаем новые особенности и причины изменения климата.

Слайд 4.

 IV

Изучение новой темы(23 мин)

1.Географическая широта места.(7 мин)

- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с причинами влияющими на климат, и выясним, как и каким образом они его изменяют.

- Запишите климатообразующие факторы в тетрадь. Слайд 5.

- географическая широта

- близость морей и океанов

- направления господствующих ветров

- океанические течения

- висота над уровнем моря

- расположение горных хребтов.

 - Используя текст учебника на стр.137 – 138, ответить на вопрос, что такое географическая широта?

-Используя таблицу ((Приложение -2) у вас на партах и рис.89 учебника проанализируйте их данные и ответьте на вопросы:

- Какую закономерность изменения температуры вы заметили?

- Почему температура меняется с широтой?

Слайд 6.

-Как вы думаете, в каком поясе освещенности мы живем?

- Атеперь мы послушаем сообщение о влиянии географической широты на климат. Слайд 7.

- Итак, какой вывод можно сделать?

Слайд 8.

-Отметьте выделенные нами пояса на к/к, используя карту полушарий в атласе.

Слайд 9. Время работы 3 -4 минуты.

Учащиеся анализируют схему,

выводы записывают в тетрадь.

Слайд 5.

-Угол падения солнечных лучей.

-Температура изменяется вместе с изменениями широты.

-Чем дальше от экватора, тем менше угол падения солнечных лучей на земную поверхность, а значит воздух нагревается меньше.

Слайд 6.

- Мы живем в умеренном поясе.

Выступление учащегося.

Слайд 7.

Вывод: самый жаркий пояс между тропиками, самый холодный пояс за полярными кругами, а между ними умеренный пояс. Слайд 8.

Работают на к/к. Слайд 9.

Физкульт. Минутка. Разомнемся! Слайд 10.

2.Климат зависит от близости морей и океанов и направления господствующих ветров.(6 мин)

- Воздух нагревается в зависимости от географической широты, логично, что на одной и той же широте должна быть одинаковая температура. Тогда как же объяснить рис.90 из учебника?

- Почему при одинаковой географической широте городов в них разные средне – месячные температуры в январе и июле? - - Чтобы ответить на вопрос, рассмотрите рис.90, текст учебника стр.138 - 139 и таблицу « Особенности климата в зависимости от положения по отношению к океану» (Приложение 3).

- Запишите со слайда в тетрадь выделенные типы климата.

Слайд 11.

Вывод:

Климат зависит от близости морей и океанов и господствующих ветров. Возникают разные типы климата на одних и тех же широтах.

Записывают в тетрадь типы климата.

 Слайд 11.

- Дайте сравнительную характеристику типов климата и заполните таблицу (Приложение – 4). Время работы 3 минуты.

- Поверьте по слайду. Слайд 12.

- Какой вывод можно сделать по результатам вашего сравнения?

Заполняют таблицу.

Поверяют. Слайд 12.

Вывод: чем дальше от теплого дыхания океана, тем осадков выпадает меньше, средние январские температуры понижаются.

3.Зависимость климата от океанических течений.( 4 мин)

- Влияние океана на климат усиливается под воздействием теплых и холодных течений.

- Используя текст учебника на стр.139 – 140, информацию на слайде, физическую карту мира, разделитесь на группы по 4 человека и составьте схему « Влияние течений на климат берегов».( Приложение – 5)  Слайд 13.

Слушают учителя.

Составляют схему.

Слайд 13.

4.Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.(6 мин)

- Большое влияние на климат оказывает не только высота над уровнем моря, но и расположение горных хребтов.

- Чтобы доказать это, решите предложенную вам задачу.( Приложение – 6)  Время работы 3 минуты.

-Проверяем правильность решения задачи. Слайд 14.

- А теперь ребята, используя рис.91и  текст учебника на стр. 140 – 141, объясните,  почему высота над уровнем моря и рельеф изменяют климат? Вывод запишите в тетрадь. Слайд 15.

-Примером такого уникального сочетания климатических факторов на Земле является Черапунджи, об этом месте мы сейчас послушаем докладчика.

Слайд 16.

Работают в парах с раздаточным материалом.

Слайд 14.

- С высотой температура воздуха уменьшается т.к. происходит удаление от основного источника нагревания – земной поверхности, а также горные хребты препятствуют прохождению воздушных масс несущих осадки.

Слайд 15. Вывод записывают в тетрадь.

 Слушают докладчика.

Слайд 16.

V

Обобщение и закрепление

Цель: закрепить полученные на уроке знания учащихся.(7 мин)

- Сегодня на уроке мы рассмотрели причины, влияющие на климат Земли, выяснили их основные характеристики и силу влияния на изменение климата.

- Чтобы закрепить ваши знания, я предлагаю выполнить индивидуальные задания  разного уровня сложности по карточкам.

Выполняют индивидуальные задания по карточкам.

VI

 Домашнее задание ( 2 мин)

- Ребята, запишите домашнее задание. Слайд 17.

- Ребята! Вы молодцы! Очень хорошо работали на уроке. И без сомненья узнали много нового и интересного.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Слайд 17.

VII

Заключительный этап урока. Рефлексия.(2 мин)

- Настало время подведения итогов урока. - Давайте проверим, со всеми ли задачами урока вы справились? Были ли  у кого затруднения и какие?  Слайд 18.

Отвечают на вопросы в тетради.

Слайд 18

.

Библиография:

Начальный курс географии: Учеб .для 6 кл. Общеобразоват. учреждений /Т.П.Герасимова,

      Н.П.Неклюкова. – М.: Дрофа, 2002

      Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам.

      География 6 –    классы. « Просвещение», 2010 г.

     

      Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Раздел « География»

      Сайт « Прошколу. ру.

      География Земли: 6 кл. Задания и упражнения  - пособие для учащихся / Cост. Е.В. Баранчиков

      А.Е. Козаренко, О.А. Петрусюк. – М.: Просвещение, 2007 г.

 Приложение 1

 Тест « Распределение света и тепла на Земле»    

I Вариант

  1. Причиной смены времен года на Земле является:

а) угол наклона оси вращения Земли к плоскости ее орбиты 90 %;

б) периодическое приближение Земли к Солнцу и удаление от него;

в) угол наклона оси вращения Земли к плоскости ее орбиты 66,5%;

г) периодическое изменение интенсивности потока солнечной радиации;

2. 22 декабря день длиннее ночи:  а) на любой территории южнее экватора;                                            б) на любой территории севернее Северного тропика;

 в) в любой точке южнее Северного полярного круга;                                                                                       г) на любой территории  южнее Южного тропика;

3. К дням равноденствий относятся следующие даты:

а) 22 июня;     б) 23 сентября;    в) 22 декабря;     г) 21 марта;

4. Полярные ночи бывают на широте:

а) 50 градусов с.ш.;   б) 65 градусов ю.ш.;  в) 100 градусов с.ш.;  г) 67 градусов с.ш.;

5. Распределите по порядку пояса освещенности от Южного полюса до Cеверного:

а) тропический;                         б) северный умеренный;  

в) южный умеренный;              г) северный полярный;        д) южный полярный;

6. 23 сентября Солнце в зените находится: а) над экватором;      б) над северным тропиком;

 в) над южным тропиком;          г) над полярными кругами;

7. В июле Солнце освещает: а) северное полушарие;  б) южное полушарие;

Приложение 2

Таблица № 1

 

         Широта ( в градусах )

    Средняя годовая              

температура  ( в градусах )

       Северный полюс

                   - 19

                   80

                   - 17,2

                   70

                   - 10,4

                   60

                   - 0,6

                   50

                     5,4

                   40

                    14,0

                   30

                    20,4

                   20

                    25,0

                   10

                    26,0

              Экватор

                    25,5

                   10

                    24,7

                   20

                    22,8

                   30

                    18,3

                   40

                    12,0

                   50

                     5,3

                   60

                   -  3,4

                   70

                   - 13,6

                   80

                   - 27,0

        Южный полюс

                   - 33,0

Приложение 3

Таблица № 2

Особенности климата в зависимости от положения по отношению к океану

Тип климата

Город

Температура января, 0С

Температура июля,  0С

Амплитуда

Количество осадков, мм

Режим

Морской

Лондон

Берген

     + 2

     +1

     +18

     +14

      16

      13

       750

       1000

Равномерно

Равномерно

 Умеренно - континентальный

Санкт – Петербург

Москва

     - 8

     -11

 

     +18

     +18

      26

      29

        650

        600

Больше      летом

Больше    летом

Резко - континентальный

Иркутск

Якутск

     -21

     -44

     +17

     +19

      38

      63

        320

        200

Больше летом

Больше летом

Муссонный

Петропавловск

 

Владивосток

     -10

     -14

      +12

      +21

      22

      35

        1100

 

        700

Летом

 

Летом

Приложение 4

Таблица № 3

                             Сравнительная характеристика типов климата

Сравниваемые черты

Морской

Умеренно - континентальный

Континентальный

Резко - континентальный

Умеренный

Калининград

     Лондон

      Москва

    Екатеринбург

       Чита

П. - Камчатка

Средняя t

января

Средняя t

июля

Годовое количество осадков

Приложение 5

Схема: « Влияние течений на климат берегов»

   

                              Примерное заполнение и структура схемы

Теплое течение

Повышение t воздуха

       Увеличение    испарения

Увеличение количества осадков

Холодное течение

Понижение t воздуха

Уменьшение испарения

Уменьшение количества осадков

Приложение 6

Задача:  

 

У подножия горы температура воздуха равна + 20 0С, высота горы  4500 м, какова температура воздуха на вершине горы.

Ответ: -7  0C . Чем выше в горы, тем воздух становится холоднее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР. Факторы, влияющие на климат России.

1.      Цели и задачи урока:Цель:познакомить с основными факторами, влияющими на климат России: географическом положении, солнечной радиации, циркуляции воздушных масс.З...

6 класс Урок: ПРИЧИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КЛИМАТ Причины влияющие на

Сформировать представление учащихся об основных причинах оказывающих влияние на климат.  Продолжить формировать умение  работать с катами и схемами....

Причины, влияющие на климат.

Причины, которые влияют на климат местности....

Причины, влияющие на климат.

Презентация для сопровождения урока по географии, 6 класс по теме: "Причины, влияющие на климат"....

Причины, влияющие на климат

Причины, влияющие на климат...

Технологическая карта урока "Причины, влияющие на климат"

Технологическая карта составлена к уроку географии 6 класс с учетом ФГОС. Учебник Т. П. Герасимова...

Разработка конспекта урока по географии в 6 классе "Причины, влияющие на климат"

Урок разработан с учётом системно-деятельностного подхода. На уроке предусмотрена работа в группах.  В конце конспекта прилагаются приложения к уроку....