"Горные породы".
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Урок изучения нового материала по теме: "Горные породы" 6- й класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gornye_porody_6.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии по теме: "Горные породы". 6-й класс

ТИП УРОКА: Изучение нового материала

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Образовательные: ввести понятия “магматические”, “осадочные”, “метаморфические ” горные породы.
  2. Развивающие: продолжить развитие умения работать с текстом учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.
  3. Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные чувства.

ОБОРУДОВАНИЕ: Физическая карта мира, иллюстрации из дополнительной литературы, образцы горных пород, раздаточный материал.

МЕТОДЫ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: горные породы, минералы, магма, магматические горные породы, глубинные магматические горные породы, излившиеся г.п., осадочные горные породы, неорганические осадочные г.п., органические г.п., обломочные г.п., метаморфические.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация  внимания,   раскрытие  общей цели урока и планов его  проведения).
  2. Изучение нового материала:

Сплошные массы, слагающие земную кору, называют ГОРНЫМИ ПОРОДАМИ.

Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

Итак, перед вами образцы горных пород. Какие они? Чем они различаются? (Дети перечисляют внешние признаки различий.) Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что вы наблюдаете, сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?”  –   Самая настоящая,  –  отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.

 Мир камня сказочно интересен. Во многом засекреченный и даже мистический. Вся неживая природа выступает перед нами, по существу, в каменном обличье. Наши далекие предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали молотки, а из хрупких, с острыми краями – ножи, наконечники стрел, из кремния высекали огонь. Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы, поражают нас долговечностью, красотой. Наиболее красивые и драгоценные минералы сделались символом знатности и богатства. Но мы с вами должны понимать… (обсуждаются слова, взятые в качестве девиза). Именно, ваш ум и ваши знания помогут сегодня на уроке.

Использование горных пород.

Итак, давайте перелистаем Страницы жизни горных пород.

У каждого из  вас на столах лежат таблицы, которые вы должны заполнить в течении урока. Скажите, на какие 2 основные группы делятся все горные породы?

ГОРНЫЕ    ПОРОДЫ

Магматические

                    Осадочные

глубинные

излившиесяяяяяе

неорганические

органические

обломочные

химические


1: Всё началось глубоко под поверхностью Земли. Там, на границе нижней и верхней мантии огромные массы расплавленного вещества (их называют магмой) вращались в непрекращающемся потоке. Эти потоки устремлялись наверх, где им становилось свободнее и прохладнее. Часть вещества этого потока при охлаждении успевала затвердеть. Так образовался массив магматических глубинных  горных пород. (Почему так названы эти породы?) Это были первые островки молодой земной коры в расплавленном магматическом океане планеты. Тонкая кора под натиском новых потоков лопалась, и на поверхность устремлялись быстрые ручьи горячей лавы. Они мгновенно застывали, образуя слой за слоем наземные вулканические покровы. Вот и стали подразделять магматические породы на глубинные (застывшие на глубине) и излившиеся или вулканические (застывшие на поверхности).

Найдите у себя на столах образцы гранита и вспомните, из каких минералов он состоит?

Чем отличается горная порода от минерала?    Что мы называем полезными ископаемыми?

 2: Но как только магматические горные породы перестали плавится на поверхности Земли (температура поверхности планеты была уже не опасна для их состояния), как за них взялись поверхностные силы Земли. По их законам ничего не должно возвышаться и нигде не должно быть впадин, вся планета должна быть идеально ровной и круглой. В летнее или дневное время при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, замерзают. Начинают сжиматься, а в первоначальное состояние уже прийти не могут, они начинают растрескиваться и рассыпаться на кусочки. Вот и поплатились пласты магматических горных пород своими макушками, которые были лихо снесены поверхностными работниками: ручьями, реками, ветром, Солнцем. А земные труженики времени зря не теряют, стараются обломки, песчинки, пылинки в воде утопить, переносят обломочный материал в море, в океан, а заодно и эти впадины засыпают. Слой за слоем, песчинка к песчинке, галька (обточенный водой камень) к гальке лежат, хранятся миллионы лет в морских и океанических кладовых. И назвали такие породы осадочными, за то, что образуются они в процессах осаждения (обломки горных пород падают – осаждаются, скелеты отмерших организмов падают – осаждаются, соли из пресыщенных растворов выпадают – осаждаются). И всем этим группам свои названия дали: Первые – так и называются обломочные, вторые, тоже просто, они же из организмов, хоть и из прежних -органические, а вот третьи, с тайными превращениями и сразу их не поймёшь, можно спутать с магматическими, потому как кристаллическими бывают – химические.

3: Ребята, где вам доводилось наблюдать осадочные горные породы. Вспомните любимое занятие летнего отдыха – купание. Дно вашей речки или озера покрыто песком или галькой – это и есть обломочные осадочные горные породы.

 4: Новые потоки магмы, разбивая земную кору, поступают через трещины в вышележащие горные породы. По пути поток магмы воздействует на соседние пласты, обогащая их новыми веществами и меняя их структуру, т.к. новые массы прорываются с большой динамической силой, создавая давление и неся в себе очень высокую температуру (более 1000° С). Конечно, такой стресс не может остаться без следа. Иногда первичные породы так сильно изменяются, что невозможно догадаться, кем они были до этих событий. Эти породы называют метаморфическими (изменёнными). Например, слюдистый сланец – он образовался из некогда существовавшего глинистого сланца или из какой-нибудь другой породы. Только у некоторых метаморфических пород можно с уверенностью установить исходную породу. Например, мрамор, он образовался из известняка.

Вот так на нашей планете появились и живут три типа горных пород: магматические, осадочные, метаморфические. (В процессе рассказа появляется схема “Последовательность образования разных типов горных пород).

А теперь нам предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трёх групп.

Перед вами на парте лежат образцы горных пород. Внимательно рассмотрите их и дайте описание по предложенному плану. Приложение2.

Закончив описание, каждый ученик определяет генетический тип образца, может обрисовать процесс, в результате которого сформировалась данная горная порода. Название горной породы узнаёт из списка, размещённого учителем на доске.

5: Ребята! Пользуясь этими несложными знаниями, вы теперь можете без особого труда определить генетическую группу любой горной породы. Давайте назовём характерные отличительные признаки:

(Учащиеся называют признаки) – Магматические и метаморфические породы отличает от осадочных:

1. кристаллическое строение (кроме солей);
2. плотное строение (они не сыпятся);
3. они более твёрдые и др.

3. Домашнее задание

Приложение1

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРНЫХ ПОРОД 

Приложение2

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД

План описания

Магматические

Метаморфические

Осадочные






1. Плотная или рыхлая горная порода?

2. Кристаллическая или землистая?

3. Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен) выбери подходящее:

  1. крупнозернистая – более
    2 мм;
  2. среднезернистая – 1-2 мм;
  3. мелкозернистая – менее
    1 мм, (пыль).

4. Текстура (строение породы) выбери подходящее:

  1. массивная;
  2. слоистая;
  3. со следами течения;
  4. волокнистая.

5. Твёрдость – твёрдая или мягкая?

6. Масса – лёгкая или тяжёлая?

7. Наблюдаются ли остатки организмов?

1.Плотная.

2. Кристаллическая (на солнечном свете блестит).

3. Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой.

4. Массивная (равномернозернистая, без особых рисунков).

5. Твердая.

6. Тяжёлая, если есть рудные минералы, или средней тяжести (например, гранит).

7. Нет.

1. Плотная.

2. Кристаллическая, (иногда кристаллы в виде пластин, как у слюды или в виде волокон, как у асбеста).

3. Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, но у крупнозернистого мрамора и кварцита можно);
чаще – мелкозернистая.

4. Встречаются все из перечисленных, особенно характерны: слоистая. Со следами течения, волокнистая.

5. Твёрдая.

6. По массе – тяжёлая.

7. Иногда наблюдаются в мраморизованных известняках.

1. Плотная; рыхлая.

2. Землистая, не кристаллическая (на солнце не блестит).

3. Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая (частицы не выделяются невооружённым взглядом).

4. Массивная, слоистая; (у сыпучих -песок, гравий, галька – текстуры нет).

5. Мягкая.

6. Масса лёгкая или средней тяжести.

7. В органических есть признаки древних организмов (отпечатки, следы движения и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урокам"Разнообразие горных пород"

Урок географии в 6 классе о разных видах горных пород  по происхождению....

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...

Урок географии на тему: " Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы "

Предмет: географияКласс: 5Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы», Раздел IV: «Земная кора», урок № 2...

Урок: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».

Разработка урока по географии 5 класс ( «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа»)...

Методическая разработка учебного занятия в 6 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Определение горных пород и описание их свойств».

Цель: - Создать условия для освоения учащимися новых знаний по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».- Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различны...


 

Комментарии

Урок изучение нового материала по теме: "Горные породы" 6-й класс