Доклад на тему "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в пространстве урока и дополнительного географического образования"
статья по географии по теме

Денисова Ольга Витальевна

Доклад для выступления на РМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo_avgust_2013g.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 г.Тайшета


Районное методическое объединение учителей географии

Доклад

«Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся в пространстве урока и дополнительного географического образования»

Денисова О.В.,  учитель географии

МКОУ СОШ №14 г. Тайшета

26 августа 2013 г.

Доклад

«Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся в пространстве урока и дополнительного географического образования»

        "Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем",- говорил преподобный Амвросий Оптинский. В последние годы изменилась образовательная политика государства. В концепции модернизации российского образования одной из актуальных проблем является духовно- нравственное воспитание, направленное на формирование у подрастающего поколения гражданской позиции, уважения к культурно - историческому наследию своего народа, что предполагает ознакомление с духовными источниками русской культуры. Свободный, духовно богатый, образованный, активный человек - основа конкурентоспособности всей страны.

Важно  в школах вести работу по духовно- нравственному воспитанию как  на уроках гуманитарного цикла, так и в  рамках дополнительного образования.

          Так, на уроках географии при изучении курса «География России» в 8 классе, работая над темой «Государственная территория России», рекомендую провести с ребятами семинар, внеклассное мероприятие по теме «Роль монастырской колонизации в освоении территории России». Обучающимся будет интересно провести исследовательскую работу в группах и подготовить проекты и презентации о Кирилло-Белозерском, Соловецком, Псковско – Печерском, Валаамском монастырях. В седьмом классе при изучении материка Евразии советую предложить обучающимся  творческое задание «Святая гора Афон». Изучая блок тем «Населения»,  можно обратить внимание на православное восприятие регулирования рождаемости, нравственной составляющей этого вопроса. Об этой проблеме говорил на Архиерейском Соборе в 2008 г. Патриарх Алексий. Урок по теме «Этнический, языковой и религиозный состав населения» закрепит в сознании детей необходимость дружеского сосуществования разных национальностей и верований. Они способствуют более эмоциональному изучению Земли, материал детьми легко запоминается. Например, в 6 классе при изучении темы «Озёра» в разделе «Гидросфера» с помощью стихотворения И.И.Ландо «Байкал» можно показать всю величественность географического природного объекта мирового значения.

         После прочтения текста задаются обучающимся вопросы, которые активизирует их внимание.

Вопросы:

1.     Что называется озером?

2.     Объясните выражение «Как море, чаша глубока!»

3.     Как образовалась озёрная  «чаша» Байкал?

В 8 классе можно предложить обучающимся стихотворение Андрея Вознесенского  «Озеро». В нём поднимаются совершенно другие проблемы, которые затрагивают духовно-нравственные стороны использования человеком природных объектов.

Вопросы:

1.     Чем уникально озеро Байкал?

2.     Назовите эндемиков озера.

3.     Что является главным источником загрязнения?

«Любить свою Родину – значит знать её». Эти слова В.Г. Белинского могут служить призывом для детей.

Начальный курс географии. Во введении, в части о накоплении географических знаний о Земле и о современных исследованиях, для воспитания патриотического чувства  школьников  я рассказываю об Афанасии Никитине, Н.М.Пржевальском, Ф.Ф. Беллинсгаузене и М.П. Лазареве. Важно рассказать вдохновенно, привести примеры мужества этих людей, рассказать, как они добивались поставленной цели. Очень жаль, что программой выделяется очень мало учебного времени на рассказ о путешествиях и исследованиях не только в 6 классе, но и в последующих классах. Сколько славных имён приходится только перечислять!

На уроке по теме «Горы» важно использовать все основные методы обучения, для создания образа гор. Это словесный (описательный рассказ), практический и наглядный метод. Для подтверждения слов из песни В. Высоцкого «Лучше гор могут только горы» могут быть пейзажные фотографии и репродукции картин русского художника Н.К. Рериха. Нужно заслушать впечатление детей, побывавших в горах.

 

В теме «Равнины» учитель знакомит школьников с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Равнина открывает в человеке чувство необычайной широты и свободы.

         «Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор!»-

Н.А. Некрасов.

Можно послушать кусочек раздольной, протяжной русской песни и соотнести с широтой и добротой русской души. Эта небольшая вставка позволяет шире взглянуть на содержание темы, ещё раз почувствовать разнообразие и красоту природы России.

Курс «География материков и океанов», конечно, обладает гораздо меньшими возможностями для воспитания чувства патриотизма, хотя и здесь нужно как можно ярче показать роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей: В.В Юнкера, Е.П. Ковалевского, А.В.Елисеева, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, Н.И. Вавилова, С. Дежнёва. В. Беринга, А.И. Чирикова, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова. Они ценой необыкновенного мужества и целеустремлённости способствовали освоению природных богатств и просторов не только своей страны, но и всей Земли. Эти великие граждане способствовали установлению связей России со многими странами и народами. Они служили на благо своей страны.

Изучение курса «Физическая география России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края.

Очень велика цена первого урока в этом курсе. Он должен пройти на очень высоком эмоциональном подъёме с привлечением самых различных средств воздействия на настроение, на состояние души подростков. Много разных сценариев перепробовала при проведении урока – введения «Россия – Родина моя». Ребята пишут мини-сочинение на тему «Что для меня Родина?». Очень радуют меня ответы многих ребят. Некоторые пишут непрофессиональные, но чистые, искренние стихотворения.

Всем известно, что именно к этому курсу престиж знаний у учащихся падает. Они меньше времени тратят на приготовление домашнего задание, а если предмет перестаёт быть интересным, то и качество знаний резко снижается. Поэтому большое внимание уделяю отбору учебного материала, формам и методам его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Это способствует и выполнению воспитательной нагрузки данного курса. Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обращаться не только к художественной литературе, я обращаюсь к музыкальным произведениям. Метод изучения географии через музыку и музыкальные образы – один из путей развития мышления и эмоционального восприятия мира. Я начинала со звуков природы: шум ручья, водопада, звуки дождя и раскаты грома, щебет лесных птиц; позволявшие оживить течение урока, наполнить его новыми ощущениями. Сейчас использую классические произведения, в том числе С. В. Рахманинова, Н. А. Римского – Корсакова. Есть много других музыкальных отрывков, с помощью которых можно более полно составить образ равнины, гор, вулканов и землетрясений, рек, озёр и водопадов.

В 8 классе необходимо активизировать работу по созданию географических образов территории России, используя презентации обучающихся по темам: «Золотое кольцо России», «Дивеево – святой удел Богородицы». При закреплении темы «Европейская Россия» на уроке «Поля Русской боевой славы» важно сконцентрировать внимание учеников на героической стойкости русского народа в борьбе за независимость на Куликовском поле, Бородинском поле, Прохоровском поле. Для эмоционального восприятия применять музыкальное сопровождение, стихи о Родине, осуществлять метапредметные связи на уроках географии, литературы и музыки, что, бесспорно, поможет создать более точный и яркий образ страны. История, биология, химия – это предметы, дополняющие географический «образ» территории.

В 8 классе большое значение имеет самостоятельная работа с несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными программами и с материалом различных сайтов. Для создания зрительного образа территории создаю презентации. Это выход из создавшейся ситуации, когда не достаточно наглядных пособий.

В курсе физической географии России большими возможностями для воспитания патриотизма служат такие темы уроков, как «Географическое положение и границы России», «Реки России», «Озёра России», «Природные зоны. Зона лесостепей и степей», любой природный район страны.

При разработке таких важных, значимых уроков, учитываю, конечно, опыт своих коллег, использую публикации, прежде всего в журнале «География в школе» и в газете «География 1 сентября». Теперь неоценимую помощь оказывают материалы коллег в Интернете. Для повышения качества и разнообразия уроков прошла дистанционные курсы «Интернет – ресурсы на уроках географии».

          В основу внеклассной работы может быть положен православный церковный календарь, в соответствии с которым можно планировать воспитательную работу в группе детей по духовно-нравственному развитию.

Важно заинтересовать каждого ребёнка. Наилучшим образом вовлекает в этот процесс именно сценическая деятельность, подготовка концертных программ к праздникам: Рождество Христово, Сретение Господне, Пасха, Прощеное воскресение, Масленица, Казанская икона Божией Матери.  Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояние и качество внутренней жизни. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Недаром, будучи президентом Российской Федерации, Д.А. Медведев 3 февраля 2011 года на встрече  в Кремле с участниками Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви сказал, что государство и Русская Православная Церковь будут и впредь весьма активно и, самое главное, очень плодотворно сотрудничать во благо всей нашей страны и нашего народа.

Общая цель географического образования школьников – формирование всесторонне образованной и инициативной личности, для сознания которой доведена система взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят подрастающее поколение к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире. В наиболее обобщенном смысле цели этого предмета должны быть направлены на формирование личности, понимающей основы развития географического пространства планеты Земля и умеющей правильно ориентироваться в этом пространстве, предвидеть, прогнозировать тенденции его развития.

Поскольку содержание предмета становится средством достижения новых целей, то в более узком смысле цель школьной географии – овладение обучающимися законченной системой географических знаний и умений и возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

Вот почему так важно осознать новые цели среднего географического образования, которое должно способствовать нравственному воспитанию школьников, закладывать основы патриотизма и любви к Родине в неразрывной связи с интернационализмом и широким взглядом на мир, на другие народы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы дополнительного географического образования в школе

Это небольшая статья о реализуемых мною формах дополнительного географического образования....

Физическое развитие и воспитание учащихся, занимающихся восточными единоборствами в рамках дополнительного образования по физической культуре

Внутренняя потребность выделиться, привлечь к себе внимание, занять свою социальную нишу бывает сильнее моральных н...

Практический показ опыта работы учителя географии и истории Справниковой Галины Гавриловны"Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в пространстве урока"

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными,поэтому у молодых людей искажены представления о доброте,милосердии,великодушии,нравстенности.Школа призвана создавать гражданина и вос...

Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы) Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777

Экологическое воспитание учащихся  в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы)Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777...

О НЕОБХОДИМОМТИ РАСШИРЕНИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА в системе дополнительного естественнонаучного образования.

Проблема поиска путей повышения интереса учащихся  к предметам в свете преобразований стандартов и современных требований к образованию. - Актуальность использования инновационных технологий...

Доклад «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».

laquo;Методический семинар»«Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».Игра – это искра, зажигающая огонек пытливостии любознательности&r...