Активные формы дополнительного географического образования в школе
статья по географии по теме

Квакина Оксана Витальевна

Это небольшая статья о реализуемых мною формах дополнительного географического образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные формы дополнительного географического образования – ресурс развития личностных качеств обучающихся.

Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в географическом образовании является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Формы дополнительного географического образования:

1. Наглядные средства кабинета географии, собранные учителем и уч-ся:  сменные выставки фотографий и иллюстраций “Природа Южных материков”, “По странам и континентам»,  “Россия – Родина моя”, карты настенные, выставка горных пород и минералов “Полезные ископаемые Кировской области”, выставки “Путешествие к Чёрному морю”, куда входят раковины морских моллюсков, поделки из них, шишки крымской сосны и т.д., сменная выставка коллекции марок, денежных знаков разных стран.

С целью расширения кругозора школьников, систематизации их работы с дополнительной литературой, различными источниками географической информации в кабинете может быть создана библиотечка художественной, научно-популярной, справочной литературы по географии и охране окружающей среды, в которой имеются также журналы “Вокруг света” и т.д.

2. Достаточную апробацию в опыте школ получили массовые внеклассные мероприятия:

  1. Вечера вопросов и ответов;
  2. Конкурсы смекалки;
  3. КВН;
  4. Вечер веселой викторины;
  5. Диспуты;
  6. Школьные издательства;
  7. Познавательные игры, игры – путешествия.

3. Создание и систематическое пополнение копилки фото и видеоматериалов под названием «Здесь был я»

Сегодня у многих есть возможность путешествовать и фотографировать увиденное. Для выполнения этой работы нужно научиться видеть необычное в обыденном и суметь рассказать об этом. Ребята делятся впечатлениями о поездках по родной стране, показывают преимущества семейного отдыха в данном месте, иллюстрируя рассказ фотографиями. Так постепенно формируется образ своей страны и сознание сопричастности с ней. Кроме того, ребенок чувствует связь со своей семьей, что очень важно для становления личности и повышения авторитета родителей.

          4. Активные формы, предполагающие участие семьи

Пример: ученики должны узнать, какие изделия народных промыслов есть у них дома, сфотографировать их, описать историю появления этой вещи в доме и рассказать об этом виде народного творчества. Это задание располагает к разговору со старшими о семейных ценностях, о памятных событиях в жизни семьи, о семейных традициях. Возможна работа кружка “Чудо своими руками”, где уч-ся  изготавливают изделия в стиле русских народных промыслов. В результате этой работы в классе может появиться небольшой музей изделий народных промыслов как собственноручно сделанных, так и подаренных семьями учеников. Материалы о народных промыслах можно использовать на уроках природоведения и географии при изучении занятий населения и культуры народов России и мира, проводить беседы в игровой форме для начальной школы “Народные промыслы России”.

5. Исследовательская и проектная деятельность

6. Природоохранные акции

7. Экскурсионная и туристическая деятельность.

Таким образом, активные формы географического образования являются важным ресурсом развития личностных качеств учащихся, применяя их, учитель активизирует познавательную активность и способствует формированию ключевых компетенций учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных форм проведения занятий с воспитанниками в системе дополнительного образования.

Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и препо...

Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы) Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777

Экологическое воспитание учащихся  в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы)Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777...

Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.Кузьмин Константин Михайлович, учитель историиГБОУ школы-интерната №6 г. Санкт-ПетербургаТрадиционное  обу...

Доклад на М/О "Активные формы профориентационной работы в условиях школы для обучающихся с ОВЗ"

Системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное ...

Функции дополнительного музыкального образования в школе

В статье рассматриваются функции дополнительного музыкального образования школьников...

Активные формы профориентационной работы в условиях школы для обучающихся с ОВЗ.

Системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное ...