Охота к перемене мест... О некоторых демографических мотивах поэзии А.С. Пушкина
статья по географии (9 класс) по теме

Бехтер Леонид Трофимович

   Охота к перемене мест...  О некоторых демографических мотивах поэзии А.С. Пушкина

Работа представляет собой опыт отображения демографических мотивов в поэзии А.С. Пушкина

Для учителелей географии она может быть полезна при изучении темы "Население России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  О некоторых демографических мотивах поэзии

А.С. Пушкина

2011


Продолжая традицию изучения географических аспектов творчества А.С. Пушкина следует обратить внимание на некоторые демографические мотивы его произведений. Привлечение пушкинской поэзии для изучения географии населения России помогает учителю более полно и образно раскрыть содержание изучаемой темы и позволяет показать учащимся, что великая поэзия не чуждается вопросов на первый взгляд абсолютно прозаичных.

Начать, видимо, следует с одного из фундаментальных понятий демографии и географии населения – воспроизводства населения:

                              Увы! на жизненных браздах

                              Мгновенной жатвой поколенья,

                              По тайной воле провиденья,

                              Восходят, зреют и падут;

                              Другие им вослед идут …

                                              «Евгений Онегин». (2.XXXVIII) [1]     

В поэтической форме А.С. Пушкин действительно раскрыл одно из самых фундаментальных свойств народонаселения: его непрерывное самовозобновление в процессе последовательной смены поколений людей. Во времена  Пушкина ещё не было такого понятия, как демография, но неологизм «народонаселение», появившийся в русском языке как аналог термина «population», возникшего в европейских языках, вошёл в его лексикон. К этому времени в России были опубликованы результаты первых демографических работ, выполненных отечественными учёными, которыми располагали преподаватели лицея, учившие Пушкина.   В  черновиках «Путешествия Онегина» имеются прямые ссылки на исследования Шарля Дюпена (1784-1873), который провёл сравнение народонаселения основных европейских государств, включая и Россию («Размышления о могуществе Англии и могуществе России на основе параллели, проведенной между этими державами М. де Прадтом. Париж, 1824»). Пушкину могли быть известными и другие работы отечественных и зарубежных демографов.  В записке «О народном воспитании», составленной Пушкиным, в числе «высших политических наук», которые должны были изучать юноши, значится статистика. В изложении профессора Е.Ф. Зябловского, по книгам которого Пушкин изучал статистику в Лицее, статистика содержит сведения географического, политического, демографического, экономического характера. Великий поэт не занимался специально проблемами народонаселения, однако демографическая ситуация в стране ему была знакома не понаслышке. Так в поле его зрения постоянно находились пространственная и социальная мобильность (движение) населения, социальный, этнический, религиозный  состав населения и система его расселения.

Хрестоматийный пример пространственных перемещений населения у Пушкина – это кочевничество цыган:

Цыганы шумною толпой

по Бессарабии кочуют …

                                               «Цыганы».[2] 

И далее Пушкин описывает кочевую жизнь этого народа, показывает  быт и нравы простых свободолюбивых людей.

Совсем иначе описывает Пушкин положение человека на чужбине, который искал лучшей участи, но вдали от родины жизнь оказалась намного тяжелее:

 Надо мною женщины смеются,

Когда слово я по-нашему молвлю;

Наши здесь язык свой позабыли,

Позабыли и наш родной обычай;

Я завял, как пересаженный кустик.

                    «Влах в Венеции»[3]

Пушкин на себе не раз испытывал трудности положения изгнанника, находясь в ссылке. Известно, что с мая 1820 по сентябрь 1826 г. поэт был сослан на Юг (Кавказ, Крым, Кишинёв, Одесса), а затем в Михайловское. Об унизительном положении ссыльного Пушкин говорит в письме директору канцелярии графа М. Воронцова, прославившегося высокомерной англоманией: «Я устал быть в зависимости от хорошего или дурного пищеварения того или другого начальника… В моём отечестве ко мне относятся с меньшим уважением, чем к любому юнцу-англичанину, явившемуся щеголять среди нас своей тупостью и своей тарабарщиной».

Во времена Пушкина родители могли за провинности отправить в ссылку  даже собственных детей:

В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…

                              А. С. Грибоедов. «Горе от ума».[4]

А.С. Пушкин был  подвижным человеком, как говорится, лёгок на подъём. Это получило своё отражение и в его поэзии. Такое стихотворение о всеобщности движения, как у Пушкина – довольно редкое явление:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

                                           «Движение»[5] 

Поэтому любые перемены, изменения в обществе для поэта всегда были предметом его изучения, а наиболее значимые отражались в его поэзии.

  Можно сказать, что Пушкин, как и многие другие русские писатели и поэты положительно оценивал такой вид  маятниковой миграции как переезды из города в деревню на  лето и возвращение обратно осенью.

Весна в деревню вас зовёт,

Пора тепла, цветов, работ,

Пора гуляний вдохновенных

И соблазнительных ночей.

                   «Евгений Онегин» (Гл.7, IV).

«Представление о целительности сельского отдохновения после рассеянной городской жизни»,[6] распространённое в России, отмечают даже переводчики.

Всесторонне  и глубоко Пушкин описывает традиции, верования, быт и нравы русского народа, обычаи и образ жизни городского и сельского населения.  

Поэт показывает, как одни люди

… хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны  песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ,

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слёзки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюды по чинам.

И это только один из многочисленных примеров описания народного быта.

Попутно заметим, что  в цитированном отрывке дано указание на социальное расслоение  населения, заметное даже за общей трапезой.

В других случаях Пушкин говорит с большей определённостью о социальной структуре современного ему общества и общественных отношениях, социальных проблемах характерных для них.

В отличие от людей, живущих по старинке, другие, в основном молодые люди, такие как Евгений Онегин, который был 

Острижен по последней моде,

 Как dendy лондонский одет –

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо;

Чего ж вам больше? …,

представляли собой в то время новое поколение России. Многие из них уже в молодые годы были разочарованы собственным образом  жизни, бездельем, пустым времяпровождением (И far nient[7] мой закон, - вздыхает по этому поводу автор). Но это уже другая тема.

Вернёмся к демографии, в частности к вопросу о прародине  человечества. Случайно или нет, но воле автора Евгений  Онегин, вздыхая о первозданной свободе человека, мысленно переносится через Адриатику в Африку, называя её «моей». Для Пушкина Африка не была чужой.  Но для его героя? В контексте содержания этих строк можно предположить, что в Африке А.С. Пушкин интуитивно угадывает прародину всего человечества, где и когда во время  возникновения первобытного общества люди не знали ни социального расслоения, ни этнических междоусобиц.

С тех пор прошло много времени и  народы выработали свои языки, их стали характеризовать свои особенные национальные черты. Вызывает интерес одна точка зрения на  характеристику национальных особенностей русских людей. Совсем не случайно эпиграфом к шестой главе своего романа в стихах Пушкин берёт строки из книги Петрарки «На жизнь мадонны Лауры»:

                          La, sotto i giorni nubilosi e brevi,

                          Nasce una gente a cui l'morir non dole.[8]

Видимо, такая характеристика русского народа для европейцев, пришедшая из средневековья,  была приемлема и обычна. Её неоднозначность очевидна.  Да, на поле брани русские воины дрались, не щадя «живота своего», защищая свою землю. При этом далеко не все полководцы и командиры берегли жизнь своих солдат. С другой стороны, ценность человеческой жизни и в мирное время с тех пор была не высока. Отсюда непомерно высокий уровень смертности, не изжитый до сих пор, и соответствующие демографические волны, вызывающие, как правило, негативные социальные и экономические проблемы.

Возвращаясь к теме социального расслоения (структура, состав населения) у Пушкина, следует сказать, что он был не одинок в русской литературе, когда активно выступал против самовластья самодержавия, против беззакония и угнетения основной массы населения России – крестьян, против крепостничества. Ода  «Вольность», «К Чаадаеву», и особенно «Деревня» стали первыми произведениями, где молодой Пушкин возвысил свой голос против угнетения людей. Эта тема становится сквозной для всего творчества А.С. Пушкина.  

Тема социальной мобильности отдельных групп населения также была характерной для творчества поэта.  Прежде всего, это  его наблюдения за карьерным ростом[9] своих однокурсников по лицею и некоторых других чиновников. Они получили отражение в автобиографических материалах, произведениях на  историческую тематику, стихотворениях, посвящённых лицею и лицейским друзьям и даже в эпиграммах: так, в частности, высмеивается один господин

… с душой посредственной и низкой –

Чтоб не упасть дорогой склизкой,

Ползком прополз в известный чин…

Поэтому перечисляя «цвет столицы» на «вечере у князя N» Пушкин особо выделяет такие распространённые типы:

Тут был Проласов,[10] заслуживший

Известность низостью души…

                                                  «Евгений Онегин» (Гл.8, XXVI)

В то же время для многих передовых людей государственная служба была сродни каторги:

Он вышней волею небес

Рождён в оковах службы царской;

                         Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

                                   А здесь он офицер гусарский.

                                                                       «К портрету Чаадаева»

Для России всегда была и поныне остаётся актуальной тема межнациональных отношений. Пушкин эту тему выделяет особо.  Великий поэт, вкладывая эти пророческие слова в уста своего современника А. Мицкевича,

…говорил о временах грядущих,

Когда народы распри позабыв,

В великую семью соединятся…

               « Он между нами жил…»[11]

В объединении народов в единую семью поэт не видел ничего удивительного. Народ России, проживал в единой стране, и был многонациональным. В страну приезжали на постоянное жительство немало иностранцев. Смешанные браки также не были редким явлением. Среди друзей Пушкина были те, кто в себе объединяли культуру  2 - 3 наций: «Кто славянин молодой, грек духом, а родом германец?»,- задавал он загадку о А.А. Дельвиге.[12]   В любом случае Пушкина можно назвать сторонником  славянского объединения. Вопрос, который он ставит в стихотворении «Клеветникам России»:

Славянские ль ручьи сольются в русском море?[13]

можно считать риторическим.

Что же касается знания родного языка, то Пушкин обращает внимание на известную героиню  романа  «Евгений Онегин»:

Она по - русски плохо знала,

Журналов наших не читала

И выражалася с трудом

На языке своём родном.

        И это не исключительный случай. Для Пушкина такое отношение к родному языку, видимо, является привычным и  не кажется удивительным. Не без иронии поэт замечает:

Без грамматической  ошибки

Я русской речи не люблю…  

И вполне серьёзно ставит «диагноз»:

Словесность русская больна…

Далее поэт самокритично обращается и к своим коллегам по перу, также приложившим свою руку и перо  к тому, что их герои

   … русским языком

Владея слабо и с трудом,

Его так мило искажали,

Что в их устах язык чужой

Не обратился ли в родной?

Так что и во времена Пушкина проблема чрезмерного засилья заимствований из иностранных языков, искажения родного языка была не менее острой, чем сейчас.

Большое внимание Пушкин уделяет религиозной тематике (см. например «Подражание Корану» и его беглую оценку: «В Коране мыслей много здравых/ Вот например: пред каждым сном/ Молись – беги путей лукавых./Чти Бога и не спорь с глупцом». «Альбом Онегина»), а также  религиозному составу населения России. Так, например, поэт отмечает возникшую в обществе определённую настороженность, которая была вызвана проникновением в Россию представителей «Религиозного общества друзей», более известного как квакеры. В тоже время Пушкин проповедует уважительные отношения к верованиям отдельных людей. Видно  также благосклонное отношение поэта к языческому прошлому предков. В его произведениях хорошо прослеживается авторская позиция:  равное отношение к верующим различных вероисповеданий и  разным конфессиям. Но на деле взаимоотношения людей разных национальностей и культур были далеки от этого идеала.  Вот только один пример:

Над Сербией смилуйся ты, боже!

Заедают нас волки янычары!

Без вины нам головы режут,

Наших жён обижают, позорят…[14] 

                «Песни западных славян»

Приведенные и другие примеры убедительно свидетельствуют о том, что тема «Пушкин и религия»  требует отдельного исследования.

В произведениях А.С. Пушкина не обойдена вниманием проблема урбанизации. Для России первой половины XIX века развитие городов, повышение их роли и значения, рост численности городского населения, утверждение городского образа жизни, городской культуры являлось чрезвычайно важным процессом. Тогда страна была преимущественно сельской и только рост городов мог создать условия для ускоренного развития её производительных сил, укрепления её могущества, положительных изменений в культуре общества.  Обращают на себя внимание краткие образные характеристики, которые Пушкин дал крупным русским городам, таким как Москва, Петербург, Киев, Одесса. Если их собрать воедино, получается интересная картина.

 Хрестоматийными стали  такие строчки:

 Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

                  « Евгений Онегин» (Гл.7,ХХХVI).  

Здесь будет город заложен…

Природой здесь нам суждено

В  Европу прорубить окно…

                 «Медный всадник»[15]

Сравнение двух столиц проводили разные русские писатели. «Примечательно то внимание, которое оказывали всегда русские литераторы и публицисты городу, занимавшиеся изучением и осмыслением города как сложного организма, среды жизнедеятельности, сильно влияющей на судьбы людей»[16] и на их демографическое поведение. Известно высказывание Н.В. Гоголя о различиях этих городов: «Москва нужна для России, для Петербурга нужна Россия». Предметом обсуждения или дискуссии на уроках географии и литературы может стать сопоставление данной сравнительной характеристики с образным сравнением функций этих городов у Пушкина: «Москва – девичья, а Петербург - прихожая». Предварить её может поисковая работа школьников по произведениям Пушкина, других литераторов. Итогом может стать точка зрения, высказанная в своё время В.Г. Белинским: «Петербург и Москва – две стороны …, которые могут со временем образовать своим слиянием прекрасное и гармоничное целое».[17] Не обойдён вниманием и Киев:

                      Наш Киев дряхлый, златоглавый,

                      Сей пращур русских городов,... [18]

Характеристику Одессы Пушкин начинает с того, что это пыльный город, а пять-шесть недель в году «в густой грязи погружена», но «скоро звонкой мостовой покроется спасённый город, как будто кованой бронёй». Кроме того город испытывает недостаток питьевой воды. Однако компенсируются эти недостатки в полной мере благодатным южным солнцем, ласковым тёплым морем (и вином,) и конечно же неподражаемым одесским юмором. Одесса портовый город, поэтому здесь можно услышать как

Язык Италии златой

Звучит по улице весёлой,

Где ходит гордый славянин,

Француз, испанец, армянин,

И грек и молдаван тяжёлый,

И сын египетской земли…[19]   

Поэтому

Там всё Европой дышит…

а одесситы и поныне считают свой город самым европейским среди отечественных городов.

        Хозяйственные, культурные и другие связи между городами поддерживались во времена Пушкина только с помощью дорог. Автор «Евгения Онегина» сетует:

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют…,

и вдохновенно мечтает:

Лет чрез пятьсот дороги, верно

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою  дугой…

        Двухсотлетие Пушкина Россия уже отметила. Так что осталось ждать до осуществления прогноза чуть меньше трёхсот лет. Схожие мысли высказывал в своё время бывший Председатель Совета Федерации Е.С. Строев.

        Ещё больше поэта волнует тема общественных отношений и, прежде всего, проблема семьи, семейных, нравственных  отношений, любви. Эта тема семьи, семейных отношений, непосредственно влияющих на демографическую ситуацию в стране, у Пушкина также представлена очень широко и многопланово. В тоже время она является  одной из наиболее сложных для восприятия и понимания школьниками. Поэтому в работе с учащимися по этой теме на уроках литературы, географии поэзию  Пушкина (особенно его любовную лирику)  целесообразно использовать избирательно.

 Так, термин «семья»         поэт использует расширительно. Вместе с  такими обычными формами как  

  • «простая русская семья»

                                                («Евгений Онегин»,  гл. 3.I),

  • «соседей добрая семья»

                                         (Там же, гл.2.ХХХIV),

                                      -    «семья друзей»     

                         («Воспоминания в Царском Селе»)

встречаются гипотетические

- «великая семья народов»,

уже упоминавшаяся выше,

или

-  бессмертная семья людей,

                                              избранных судьбами.

                                                                       («Евгений Онегин»,  гл. 2.VIII).

Известно, что Пушкин внимательно изучал историю своего Отечества и своих предков. Он  уважительно относился к их памяти, гордился их славными делами.[20] Его  отношение к своей родословной, к родным и близким можно ставить в пример.

Критически относился поэт к тому, что многие  браки основывались не на взаимной любви, а на меркантильном расчёте, что часто приводило к неприязни, взаимным претензиям и более тяжким последствиям:

                              -  Муж! Вотще карманы грузно

                                           Ты набил в семье моей.

 – Такую  оценку даёт своему мужу одна из кишинёвских дам в стихотворении Пушкина  «Раззевавшись от обедни…»[21] 

 Дискриминация  женщин в семье также была обыденным явлением («Сестра и братья», «Феодор и Елена» и др.).  Вот как описывает Пушкин трагедию, разыгравшуюся в семье, где не было взаимного доверия:

 Но Феодор жене не поверил:

Он отсёк ей голову по плечи.

                   «Феодор и Елена»[22]

А когда Феодор убеждается в невиновности супруги, то убивает ещё двоих – тех, кто оклеветал его жену.

Пушкин  также показывает ростки стихийной женской эмансипации:

Она меж делом и досугом

Открыла тайну, как супругом

Самодержавно управлять.

                                                                  «Евгений Онегин». (2.XXXVIII) [23]   

 

Отношения женщин и мужчин (гендерные отношения)[24] тоже всегда находились в центре внимания поэта. Достаточно вспомнить  «Кавказский пленник», отношения Алеко и Земфиры, Онегина и Татьяны, Петра Гринёва и Маши, Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Особое внимание он уделял пленительной красоте женщин, их обаянию и другим их прелестям:

….что может быть важней

На  свете женщины прекрасной?

                                 «К Родзянке»[25]

Состояние влюблённости Пушкину было необходимо как воздух, как необходимое условие творчества. Как естествоиспытатель под микроскопом исследует живые ткани организма, так и Пушкин буквально препарирует отношения между людьми в обществе. В частности он видит неразрывные связи между демографическими факторами, изменениями в народонаселении и развитием всего общества. А мы вместе с поэтом, при помощи его высокого искусства лучше понимаем, что демографическую ситуацию в стране можно выправить только комплексными мерами, восстановив, прежде всего взаимодоверие и взаимопонимание между людьми, отношения любви, взаимного уважения.

           

Вместо заключения

В поэзии А.С. Пушкина очень отчётливо выражена важная тема социального оптимизма:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна… - писал великий поэт, обращаясь к Чаадаеву.[26]  Но в этих словах мы слышим обращение к себе и ко всем нашим современникам.

Пушкин указывает нам, как и своим современникам, верный путь к возвышению родины:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух...[27]

Конечно, есть у Пушкина и другие мотивы:

          Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

          Грядущего волнуемое море.[28] 

Кажется, что это относится только к самому поэту. А что касается страны в целом, то здесь доминирующими являются жизнеутверждающие мотивы:

          …Россия! встань и возвышайся!

         Греми восторгов общий глас![29]

                                     


[1] Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах.- М.: Художественная литература,1985. Том 3. С.222-223.               Все дальнейшие цитаты из произведений А.С. Пушкина даны по этому изданию.

[2] Том 3. С.62.

[3] Том 1. С. 541.

[4] Грибоедов А.С. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1961. С. 197.

[5] Т.1. с. 358.

[6] Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - перевод с английского. – СПб.: Искусство – СПб; Набоковский фонд, 1999. С. 379.

[7] far nient – безделье, праздность (ит.) 

[8] Там, где дни облачны и кратки,

   Родится племя, которому умирать не больно. (ит.)

[9] Т.е., вертикальная мобильность (перемещение из одного социального слоя в другой), социальные лифты.

[10] Проласов, или Пролазов, образовано от слов «пролаз» или «пролаза»,  и означает «карьерист», «низкий доносчик».  Примечание В.В. Набокова.

[11]    Т.1. С. 529.  

[12]  Т.1. С.  445.

[13]  Т.1. С.  499.

[14]  Т.1. С. 549.

[15]  Т.2. С.  173.

[16] Лаппо Г.М. География городов. М.: ВЛАДОС, 1997. С. 239.

[17] Белинский В.Г. Петербург и Москва/ Физиология Петербурга. М. 1984. С. 64.

[18] Пушкин А.С. Соч. в 3-х томах. Т. 1. С.502.

[19] Пушкин А.С. Соч. в 3-х томах. Т. 2. С.344-345.

[20] «Клянусь честью, что ни за что на свете я не захотел бы переменить отечества, ни иметь другой истории, кроме истории наших предков, такую, какую нам Бог послал…», - писал великий поэт Чаадаеву

[21] Пушкин А.С. Соч. в 3-х томах. - М.: Художественная литература,1985. Т.1. С. 264.

[22] Там же. Т.1. С. 540.

[23] Там же. Т.2. С.220.              

[24] Термин «гендер» (gender) в английском языке используется для обозначения грамматического рода. В начале 70-х годов прошлого века, когда определилось  общественное размывание половых ролей, его стали использовать в социальных исследованиях значимых родовых различий в публичной, семейной и бытовой сферах.

[25] Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах.- М.: Художественная литература,1985. Т.1. С. 350.

[26] А. С. Пушкин. К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы...»). Пушкин А.С. Соч. в 3-х томах. Т.1. - С.194.

[27]Пушкин А.С. Соч. в 3-х томах. - М.: Художественная литература,1985. – 1. С. 468.

[28] Пушкин А.С. Элегия. Там же – С.477.

[29] Пушкин А.С. Бородинская годовщина. Там же – С.502.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 5 классе "По мотивам сказок А.С.Пушкина"

Данный урок предназначен для использования в рамках интегрированной недели "Искусство+", а также - в качестве самостоятельного материала. В комплекте представлены конспект урока и презентация с видео-...

"Древесные мотивы поэзии С. Есенина" - презенитация

Природа у Есенина  антропоморфна:  березки  уподобляются  девушкам, клен – подвыпившему сторожу, лирическому герою. Образ  природы  строится  на ассоциациях из дерев...

Презентация к уроку литературы "Основные мотивы лирики А.С. Пушкина"

В презентации представлен материал, сопровождающий лекцию учителя на уроке в 9 классе. Портреты адресатов лирики поэта....

Внеклассное мероприятие по мотивам сказок А.С.Пушкина

Цель: развитие интеллектуальной деятельности учащихся, через использование заданий занимательного характера.Задачи:- пополнение запаса математических знаний, углубляющих основной курс матема...

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Презентация к уроку литературы

Основные мотивы лирики Пушкина, названия стихотворений...