Происхождение материков и океанов
видеоурок по географии (7 класс) по теме

Горбунова Нина Валентиновна

Цель проведения видеоурока:

 

  • Выявить различия материковой и океанической земной коры
  • Познакомиться с гипотезой литосферных  плит
  • Выявить процессы, происходящие в земной коре
  • Определить роль гипотезы литосферных плит для науки

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon proiskhozhdenie_materikov_i_okeanov.pdf1.38 МБ
Microsoft Office document icon urok_proiskh_mat_i_okean.doc58 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ»

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Выявить различия материковой и океанической земной коры.

2. Познакомить учащихся с гипотезой литосферных плит.

3. Выявить процессы, происходящие в земной коре.

4. Определить роль гипотезы литосферных плит для науки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Карта строение земной коры.

2. Слайды презентации.

3. Атласы на каждой парте.

ХОД УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд презентации

Сообщение темы и цели урока.

Человека всегда интересовали вопросы о Земле: как она образовалась, какое строение имеет, как изменяется.

Существует множество гипотез и предположений о возникновении Земли. Наиболее интересна гипотеза, получившая название «Гипотеза дрейф и материков», которая связана со строением Земли.

Запись темы урока в тетрадь. Ответы на вопросы.

Слайд №2

Задание:

Чем отличаются по мощности и по строению океаническая и континентальная земная кора?

Ответ:

Континентальная имеет мощность 40 - 45 км, океаническая 5 - 10 км.

В континентальной коре выделяют 3 слоя: осадочный, гранитный, базальтовый. В океанической коре – 2 слоя: осадочный и базальтовый.

Слайд №3

Задание:

По карте литосферных плит, которую создал немецкий ученый А. Вегенер:

  1. Назовите 7 самых крупных литосферных плит.



Ответы:




  1. Северо - Американская,

Южно – Американская, Евразийская,

Африканская,

Индо – Австралийская, Антарктическая, Тихоокеанская.

Слайд №4

  1. Определите, где проходят границы литосферных плит.
  1. В океанах.

  1. С какой скоростью движутся литосферные плиты.

  1. 1-6 см в год.

  1. Определите направления движения плит.
  1. Плиты сближаются или удаляются.

Движения литосферных плит проявляются в виде расхождения океанической коры и схождения двух континентальных, континентальной и океанической.

Составляют схему:

«Движение литосферных плит».

Слайд №5

Рассмотрите, что происходит в случае раздвижения границ в океанической плите.

Просмотр видеозаписи.

Слайд №6

Задание:

  1. Найдите на карте и покажите места расхождения литосферных плит.
  2. Сравните с физической картой и определите, какие формы рельефа формируются в данных местах.

Делают вывод, что расхождения литосферных плит происходят в океанах, где формируются срединные океанические хребты.

Слайд №7

Рассмотрите, какие процессы происходят в местах сближения литосферных плит.

Просмотр видеозаписи.

Слайд №8

Задание:

  1. Найдите и покажите на карте места сближения континентальных плит.
  2. Сравните с физической картой и определите, какие формы рельефа формируются в данных местах.

Находят Альпийско-Гималайский горный пояс, который лежит на границе Африканской и Евразийской плиты.

Слайд №9

Как взаимодействуют океаническая и континентальная земная кора?

Рассматривают рисунок и делают вывод: океаническая «ныряет» под материковую, край которой образует складчатую область.

Слайд №10


Задание:

Сравните  карту строения земной коры и физическую и сделайте вывод о формировании рельефа.

Делают вывод: на западном побережье Южной Америки формируются складчатые горы Анды и Перуанский  глубоководный желоб.

Слайд №11

Сделайте вывод:

Каким образом размещение гор, глубоководных впадин и срединных океанических хребтов связанно с движением литосферных плит.

Ответ:

Эти подвижные участки находятся на границах литосферных плит и в рельефе, выражены горами.

Слайд №12

Данная гипотеза позволяет объяснить, как формировались и изменялись материки.

Задание:

Откройте учебник на стр. 26 и определите:


  1. Какой была наша Земля 200 млн. лет назад?

Ответы:







  1. Был единый материк Пангея.

Слайд №13

  1. Что произошло 135 млн. лет?
  1. Пангея раскололась на Лавразию и Гондвану.

  1. Как  расположены материки в настоящее время и спрогнозируйте, какие изменения могут произойти на нашей планете через 50 млн. лет?
  1. Возможно столкновение Евразии и Африки, Австралии и Евразии, расширение Тихого океана.

Гипотеза литосферных плит имеет не только научное значение, она также позволяет объяснить размещение полезных ископаемых.

Задание:

По карте подтвердите цитату: «… ищи границы плит, найдешь и полезные ископаемые.»

(Л. Зоненшайн)

Ответ:

Магматические полезные ископаемые залегают в горных районах на стыках литосферных плит.

Слайд №14

Мы сегодня с вами познакомились с очень интересной гипотезой, разработанной в начале XX века.

Вопрос:

Как вы понимаете выражение

А. Эйнштейна: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»?

Ответ:

Теория имеет большое практическое значение, а также позволяет прогнозировать многие процессы: историю Земли, поиск полезных ископаемых.

Слайд №15


  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд презентации

Подведем итоги, выполнив задания – тесты.

Выполняют тесты

Слайды №16 и №17

Проверка выполненных заданий

Проверяют ответы

Слайд №18

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

§4. На контурные карты нанести границы литосферных плит и подписать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Происхождения материков и океан

Знакомство  с происхождением материков и Океанов, складчатыми областями. Прогнозирование очертаний суши, движения литсферных плит...

Происхождения материков и океан

Знакомство  с происхождением материков и Океанов, складчатыми областями. Прогнозирование очертаний суши, движения литсферных плит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

Происхождение Материков и океанов - презентация

Предложенная презентация является наглядным пособием для учащихся 7 класса по теме «Происхождение материков и океанов»На уроке предусмотрены различные виды деятельности учащихся:1. Инициация - Проверк...

Урок-презентация: Литосфера – твердая оболочка Земли. Происхождение материков и океанов

Цель урока:Закрепить понятия «земная кора» и «литосфера».Сформировать понятия «литосферные плиты», «сейсмические пояса».Дать представление о происхождении материков и океанов.Развивать пространственно...

Урок "Происхождение материков и океанов"

Цель урока  - сформировать представление о типах земной коры, ее границах, причинах и следствий ее движения....

Модульный урок по теме « Происхождение материков и океанов»

Учебный материал с указанием заданий.Интегрирующая цель:  - узнать основные гипотезы, объясняющие происхождение Земли.-научиться называть отличия материковой земной  коры от океанической;- н...