Рабочие программы основная школа
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

Меняйленко Виктория Николаевна

Рабочая программа составлена в соответствии  с Федеральным образовательным  стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) , на основе рабочей программы к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / авт.-сост.: Н.В. Болотникова, С.В. Банников. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа №42

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 30.08.2013года

Председатель педсовета

  _____________         Беловол Л.В.

       подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 География. Введение

Ступень обучения (класс):  основное общее образование 5 класс

Количество часов:         34                       Уровень:         базовый        

                                                                                                                               

Учитель    Меняйленко Виктория Николаевна

Программа разработана на основе: рабочей программы к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / авт.-сост.: Н.В. Болотникова, С.В. Банников. – М.:

ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии  с Федеральным образовательным  стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) , на основе рабочей программы к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / авт.-сост.: Н.В. Болотникова, С.В. Банников. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Цель курса:

– систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями; формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать  географическую картину мира;

Задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;
  • развивать познавательный интерес учащихся 5  классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.
  • ознакомить  учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
  • сформировать  географическую культуру личности и обучить географическому языку;
  • сформировать  умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту

общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 35 часов.

           Так как  базисный  учебный план  МОБУ СОШ №42   рассчитан на 34 учебные  недели, а в программе по предмету дано 35 часов, в рабочей программе спланировано тоже 34 часа.

Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, предложенные  авторами рабочих программ практические работы будут выполнены, но в КТП будет внесено: в 5 классе -7 практических работ из 10;

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД

  • понимать смысл своей действительности;
  • определять роль результатов выдающихся географических открытий;
  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
  • знание основных принципов и правил отношения к природе;
  • нравственно-этическая ориентация и умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Регулятивные УУД

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.),
  •  преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • выделять все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,
  • анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД

• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные:

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

• объяснять роль различных источников географической информации;

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

• объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

• формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

использование географических умений:

• находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

• составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик

компонентов природы;

использование карт как моделей:

• определять по карте местоположение географических объектов.

  1. Тематическое распределение часов

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа 2 вида

Наука география

2

2

Земля и её изображение

5

6

История географических открытий

12

12

Путешествие по планете Земля

10

11

Природа Земли

2

3

Резерв

3

0

Всего

34

34

Практические работы

10

7

        

                

  1. Содержание программы

Тема 1. Наука география (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Тема 2. Земля и её изображение (6 часов)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Практические работы:

1.        Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

2.        Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий (12 часов)

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Практические работы:

3.        Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

4.        Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля (11 часов)

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Практические работы:

5.        Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

6.        Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли (3часа)

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Практические работы:

7.Организация фенологических наблюдений в природе.

  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
  2. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
  3. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов.
  4. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
  5. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
  6. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
  7. Организация фенологических наблюдений в природе

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

•        форму и размеры Земли;

•        полюса, экватор;

•        части Мирового океана;

•        виды движения воды в океане;

•        материки и океаны Земли;

•        географические объекты, предусмотренные программой;

•        маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

•        различных видов морей;

•        различия природы материков.

3. Определять:

•        стороны горизонта на местности (ориентироваться);

•        специфику природы материков и океанов по географической карте;

•        направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

  1. Состав УМК:

1. Программа курса «География. 5–9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.

2. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

3. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».

4. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского,А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».

5. Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию.5 класс»: дидактические материалы.

6. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5–6 классы.

7. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.

Материально-технические средства

Учебные электронные пособия

1.Учебные электронные пособия:

а) План и карта

б) Литосфера

в) Гидросфера

г) Атмосфера

2. Коллекция презентаций по курсу

Оборудование

1. Коллекция полезных ископаемых и горных пород

2. Гербарий по курсу географии

3. Настенные карты:

а) физическая полушарий,

б) физическая России,

в) политическая мира

4. Глобусы разных масштабов,

5.Мультимедийное оборудование (ноутбук, мультимедийная доска, проектор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа основной школы (6классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа основной школы (7классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа основной школы (8классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа основной школы по алгебре

Данная рабочая программа рассчитана на 5 ч в неделю, содержит тематическое планирование учебного курса, требования к уровню подготовки по предмету, учебно-тематический план, содержание учебного м...

Рабочая программа основной школы по геометрии

Рабочая программа по геометрии для 8 класса (далее – программа) составлена на основе авторской программы по геометрии Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев (сборник «Программы общеобразовательных уч...

Рабочие программы основная школа

Рабочие программы реализуемые в рамках ФГОС...

Рабочая программа основного общего образования по направлению «Технология» для неделимых 5-8 классов сельской школы

На основании Регионального базового учебного плана образовательных учреждений Республики Башкортостан длительность учебного года составляет 34 учебные недели. Поэтому рабочая программа по технологии...