Разработка открытого урока по географии на тему : "Рельеф и полезные ископаемые Евразии" для 7класса
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Магомедова Джамиля Мухтаровна

Это разработка комбинированного урока по географии для 7 класса. Урок путешествие-исследование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Чиркейский многопрофильный лицей им.А.Омарова»

Автор разработки :  учительница географии-

Магомедова Джамиля Мухтаровна.

Чиркей,2013г.

Урок комбинированный. Урок – путешествие -исследование

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Евразии.

Цели:

 образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии, объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке;

 воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;

 развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, контурными картами. Уметь: сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,

Оборудование: физическая карта полушарий и Евразии, атлас, учебник ,таблицы и схемы.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Проверка знаний и умений.

 - Скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?

- Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.

А) рассказать о физико – географическом положении материка по плану( Юнусова Заира)

б) показ объектов береговой линии по карте, крайних точек –  (Гамзатов Алим)

В) показать и назвать географические объекты береговой линии Евразии – (Нуцалова З.)

3. Актуализация знаний и умений – фронтальная беседа.

Если мы уже изучили географическое положение материка,

какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше? - Строение, рельеф и полезные ископаемые Евразии.

- Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников.

Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии. Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности?

Ответ – (Материковый тип земной коры.)

- Какие участки входят в состав земной коры материкового типа?

Ответ –( Устойчивые платформы и складчатые области. )

־ Что такое платформа? ־ Какое она имеет строение?

 ־ Какие формы рельефа соответствуют платформам?

 ־ Что такое складчатая область? ־ Как образовались складчатые области? ־ От чего зависят строение, высота и облик гор? ־ Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?  

4.  Изучение новой темы:

а) Организация исследования по карте – равнины Евразии. (обозначение равнин на К/К) ־ Итак, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии? ־ Можете ли вы ответить на этот вопрос сразу. Есть затруднение. С помощью какого источника мы можем это узнать? Карта «Строение земной коры». Откроем её в атласе. ־ Заглянем в недра Земли – исследуем строение земной коры в пределах Евразии по карте в атласе. ־ Какие участки здесь самые древние? Платформы. ־

б) Определите древние платформы в основании Евразии? Восточно-Европейская, Сибирская,

Китайско-Корейская, Индийская и другие. ־ Какие формы рельефа соответствуют платформам? Можем ли мы ответить на вопрос, используя только одну карту? Какая карта нам ещё пригодится? ־ Какой ещё способ познания нам необходимо применить для ответа на вопрос? Приём наложения карт – сопоставляем карты «Строение земной коры» и физическую карту Евразии.

 1. Восточно – Европейская равнина (200- 500 м.). (обозначение на к/к крупных равнин) ־ На каком материке живём мы с вами? (Евразия) ־ На какой равнине? (Восточно-Европейской).

2. Среднесибирское плоскогорье (1000 м.),

 3. Великая Китайская равнина (200 м.),

 4. плоскогорье Декан (1000 м.). ־ 

Какие формы рельефа соответствуют равнинам Евразии? Проверка по таблице в ОК. ־ Сравните с другими материками – какую площадь занимают в Евразии равнины, как они расположены? ־ В чём причина? На материке гораздо больше равнин и они тянутся на тысячи км. б) Горы Евразии. (обозначение гор на К/ К) ־ Какие участки земной коры расположены между платформами? - Складчатые области. ־ Какого они возраста? - Разного возраста. ־ Где расположены области новой или кайнозойской складчатости – горные области на границах между плитами? Они тянутся через всю Евразию в широтном и меридиональном направлении? ־ Какие по строению горы формируются в областях новой складчатости, а какие они будут по высоте?

 Запишите в таблицу – складчатые горы. –

 Через Евроазиатский материк с запада на восток тянется гигантский Альпийско - Гималайский пояс молодых складчатых гор. ־ Путём сопоставления карт установите, какие горные системы составляют Альпийско – Гималайский складчатый пояс, определяем их высоту. Отмечаем в к/к. 5. Гималаи (8848 м.), 6. Памир (7495 м.), 7. Кавказ (5642 м.), 8. Альпы (4807 м.) и другие горы. ־ Какие горы по высоте есть в Евразии, и нет на других материках? - В Евразии есть высочайшие горы. Евразия единственный материк, вершины которого поднимаются выше 7000м. Анализ таблицы в ОК. ־ В восточной части Евразии тянется от Камчатки до Больших Зондских островов Восточно-Тихоокеанский складчатый пояс. ־ Как вы думаете, какие горы преобладают в этом складчатом поясе? Вулканические ־ 

Об этом расскажет  Абдурахманова Биканат.

Частью какого кольца они являются? Тихоокеанского огненного кольца. ־ Какой вулкан является самым высоким в Евразии? Ключевская сопка (4688 м.) ־ 

По таблице в ОК назовите самые известные вулканы Евразии, где они находятся, покажите и подпишите на карте Кракатау (816 м), Фудзияма (3776м), Ключевская Сопка (4750). ־ Какие горы Евразии расположены за пределами поясов молодых складчатых гор в областях древней и средней складчатости?

 12. Уральские горы (1895 м)

,13. Саяны (3491 м.),

14. Скандинавские горы (2469 м.). Делаем выводы. (Чтение в ОК основных особенностей рельефа Евразии.) ־ Какие горы самые высокие в Евразии? Гималаи (8848 м.). ־ Где расположена самая глубокая впадина на суше – впадина Мёртвого моря – (-405 м.). Отмечаем. Велики ли перепады высот?

в) Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень _________? (контрастен) и __________________? (разнообразен).

 г) Решаем проблему ־ Чем объяснить разнообразие поверхности Евразии? - Взаимодействием внутренних и внешних рельефообразующих процессов. ־ Чем объясняется размещение гор и равнин на материке? ־ Как учёные объясняют образование складчатых областей? –

   

 Рассказ Юнусовой Заиры с помощью презентации мультимедиа на интерактивной доски

Движение литосферных плит.

 Продолжаем исследование по карте «Строение земной коры». ־ На какой плите расположена основная часть Евразии? - На Евразийской. С какими плитами она граничит? - На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской. Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой? Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения.

 д) Полезные ископаемые. Работа по ОК. ־ Итак, мы рассмотрели рельеф, внутреннее строение земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) ־ Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

Работа с атласом стр. 6.

 Задание : Евразия богата полезными ископаемыми.

Установите соответствие:

 1. Район Персидского заливаА. Драгоценные камни

2. П-ов МалаккаБ. Железная руда

3. О-в Шри-ЛанкаВ. Нефть, газ

4. Горы СкандинавскиеГ. Оловянные р., Д. Медные р.

5. Север Великой Китайской равнины Е. Кам. уголь

Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В. Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии. (Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)

5. Закрепление.

Тестовый контроль (на карточках)

Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:

1. одна крупная древняя платформа,

2. несколько относительно мелких древних платформ.

К древним платформам на территории Евразии относятся:

1. Южно-Американская и Сибирская

2. Сибирская и Восточно-Европейская

3. Восточно-Европейская и Австралийская

Установите соответствие: Платформа-Равнина

1.Сибирская                           А) Западно-Сибирская

2. Индийская                        Б) Великая Китайская

3.Китайско-Корейская       В) Декан (плоског.)    Г) Среднесибирское плоског.)

4. Установите соответствие: Горы--Возраст складчатости

1. Карпаты                              А) Древний (Pz)

2.Скандинавские                 Б) Средний (Mz)

3. Верхоянский хребет        В) Новый (Kz)

Вывод: Происхождение позднее горообразовательные процессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В дальнейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы, которые привели к образованию высочайших горных систем. Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам?

(Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья). Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.

Тихокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы. Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Евразии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие е горные хребты. Земная кора материка формировалась во все геологические эры. Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая высокая точка материка – г. Джомолунгма (8848м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400м). На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце». Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм.

Используя карты атласа, установите соответствие:

 1. Везувий                               А. Пол – в Камчатка

2. Этна                                       Б. Зондские о-ва

3. Кракатау                               В. Остров Сицилия

4. Ключевская Сопка              Г. Японские о-ва

5. Фудзияма                             Д. Аппенинский пол-в

Ответ: 1.Д, 2.В, 3.Б, 4.А, 5.Г. Итак, мы рассмотрели рельеф, внутренне строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

Работа с атласом стр. 6.

Задание № 5. Евразия богата полезными ископаемые.

Установите соответствие:

 1. Район Персидского залива                    А. Драгоценные камни

2. Пол-в  Малакка                                          Б. Железная руда

3. О-в   Шри-Ланка                                         В. Нефть, газ

4. Горы Скандинавские                                 Г. Оловянные р., Д. Медные р.

5. Север Великой Китайской равнины     Е. Кам. уголь

Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В. Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии. (Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)

Нормы оценок: Без ошибок – оценка –«5» 1 ошибка – оценка –«4» 2 ошибки – оценка –«3» Более 2 ошибок – оценка –«2» ·

 

6. Домашнее задание ·

 §60, §61 · Отметить на контурных картах изученные географические объекты; инструктаж Д/З. · «3» – 60,61; к/к – подписать основные формы рельефа, уметь показывать на настенной карте. · «4» – Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других ранее изученных материков? · С каким материком Евразия имеет большое сходство в рельефе? · «5»- Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по географии на тему "Литосфера"

Каждый год в нашей школе проходит День школы, в котором я принимаю активное  участие и провожу  открытые  уроки  для  города....

Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...

Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...

Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

Разработка открытого урока по географии на тему: "Население и народные промыслы Центральной России"-8 класс

Урок направлен на формирование у учащихся представления о населении Центральной России, его обычаях и традициях, а также ознакомление с историей возникновения и развития народных промыслов России, их ...

Бинарно – интегрированный урок (кубановедение + химия) по теме: «Рельеф и полезные ископаемые».

       Формирование метапредметных знаний и умений учащихся через деятельностный подход на примере изучения темы «Рельеф и полезные ископаемые»....