Урок в 7 классе "Природа Антарктиды"
план-конспект урока (география, 7 класс) на тему

Затеева Любовь Александровна

Цель урока: познакомиться с различными компонентами природы материка Антарктида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antarktida.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Михалевская средняя общеобразовательная школа

Урок географии

 в 7 классе по теме

«Природа Антарктиды»

Тема урока:  Природа Антарктиды                                                                                                                                   Класс 7                                                                                                                                                            Тип урока изучение нового материала (ролевая  игра)                                                                                                                                                                                                     Технологии: игровые, групповые, ИКТ
Цели: познакомиться c различными компонентами природы материка Антарктида                                                                                                                                                   Задачи:                                                                                                                                                                                      1) Образовательные – изучить особенности компонентов природы материка (рельеф, климат, полезные ископаемые, органический мир); сформировать образ материка, проанализировать тенденции изменения природы; Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия различных компонентов природы;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   2) Развивающие – развивать у учащихся умения и навыки работать с учебником, дополнительной литературой, картой и атласом; развивать творческое воображение на основе создания представлений о своеобразии и уникальности материка Антарктида;                                                                                                                                      3) Воспитательные – воспитание географической культуры и навыков общения в группе. 
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, физическая карта Антарктиды; видеосюжет «Жизнь в морозильнике», дополнительная литература, атласы, 

                                                                       Ход урока
1. Организационный момент. 
2. Изучение нового материала 
Учитель зачитывает, высказывание американского исследователя Р. Берда:
 слайд 1
«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, Земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной грамоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов, она спит в переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели…» 
- О каком материке идет речь? 
- Где же находится этот материк? 
- Кому принадлежит его открытие? 
- По какому плану изучаются материки? 
Сегодня, чтобы познакомится с уникальной природой Антарктиды, я предлагаю поработать в лабораториях института «Земли». 
Я –ваш руководитель, вы – мои научные сотрудники. 
Тема нашей научной работы «Природа Антарктиды» 
Запишите в тетрадях. 
Цель работы – исследовать подледный и ледниковый покров, полезные ископаемые, климат и особенности органического мира материка. Увидеть закономерные взаимосвязи природных компонентов друг с другом. 
В институте работают следующие лаборатории: слайд 2

- Топографии                                                                                                                               ---з - Гляциологии
- Геологии 
- Климатологии,
- Биологии. 
Каждая лаборатория получает задания. 

Задания группе топографов: 
Изучите особенности рельефа материка Антарктиды 
Откройте учебник на стр. 195-197. 
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы. 
Ответьте на вопросы: 
1. Что лежит в основе материка Антарктида? 
2. Каков же подледный рельеф? 
3. В чем разница в рельефе между Западной и Восточной частями материка? 
4. Рассмотрите подледный рельеф по профилю. 

Задания группе гляциологов 
Изучите особенности ледникового покрова материка Антарктида. 
Откройте учебник на стр. 195-255. 
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы. 
Ответьте на вопросы: 
1. Чем покрыт материк? 
2. Какова средняя и максимальная толщина льда? 
3. О чем говорит средняя высота материка, учитывая лед? 
4. Рассмотрите ледниковый профиль, где самая большая толщина льда? 
5. В каком состоянии находится материковый лед? 
6. Образование айсбергов  

Задание группе геологов 
Изучите полезные ископаемые материка Антарктида 
Откройте учебник на стр.200 
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы. 
Ответьте на вопросы: 
1. Какие полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде? 
2. В каком состоянии находится пресная вода, ее запасы? 
3. Какое влияние оказывают природные процессы, происходящие в Антарктиде? 
4. Для чего изучают Антарктиду? 

Задания группе климатологов 
Изучите особенности климата материка Антарктида. 
Откройте учебник на стр. 197-198 
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы. 
Ответьте на вопросы: 
1. В каких климатических поясах находится Антарктида? 
2. Почему Антарктиду называют «холодильником»? 
3. Почему даже летом Антарктида не прогревается? 
4. Охарактеризуйте лето и зиму? 
5. Проанализируйте диаграммы и сделайте вывод об изменении климата от берега полюсу. 

Задания группе биологов 
Изучите особенности органического мира Антарктиды. 
Откройте учебник на стр. 198-200 
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы. 
Ответьте на вопросы: 
1.В какой природной зоне находится Антарктида? 
2. Какие есть растения в Антарктиде? 
3. Животный мир Антарктиды. 
4. Оазисы – очаги тепла и жизни.

 Каждая лаборатория приступает к выполнению заданий. 
Учащиеся читают учебник, дополнительную литературу и отвечают на вопросы. 
- Антарктида резко отличается от остальных материков нашей планеты. 
- Антарктида – единственный вокруг полюса материк. Это область самого большого оледенения земли, 99% территории покрыто мощным ледниковым покровом. 
- Антарктида – самый высокий материк Земли. Рельеф представлен горными хребтами, разделяющими их равнинами, впадинами и долинами. 
-Материк называют полюсом холода и кухней ветров. 
- Причиной суровости климата является ее высота. 
- Вторая причина оледенения это географическое положение. 
- Третье, что вокруг суша, а не океан. 
- Низкие температуры сочетаются с постоянными ветрами, дующими с высокогорных массивов и метелями. 
- Среднегодовая температура воздуха - 55°- 57°, зимой - 60°, а лето - 35°. 
- Осадки в виде снега выпадает от 100 до 250 мм в год. Узкая прибрежная полоса получает 700мм осадков в виде снега. Обычная скорость ветра 50 – 60 м в сек. 
- Антарктида – самый бедный материк по количеству видов растений и животных, однако флора и фауна на столько разнообразна, что их относят к особой Антарктической области. 
- Органический мир беден из-за экстремальный условий обитания. 
-Животный мир представлен морскими птицами: буревестниками, поморниками, утками. 
-Побережье Антарктиды населяют морские млекопитающие: морской слон, морской котик, тюлень – крабоед, морской леопард. 
- В Антарктиде отсутствуют деревья и кустарники. В основном растительный мир представлен лишайниками, мхами, водорослями, грибами, бактериями. 
Каждая группа защищает свое исследование, а все учащиеся заполняют таблицу. 

Географическое 
положение

Рельеф

Полезные ископаемые

Климат

Органический мир 


Мы тщательно изучили особенности природы этого уникального материка, все отразили в таблице и увидели следующую зависимость: 
ФГП—низкая температура воздуха--- ледниковый щит--- Полюс холода Земли--- бедный органический мир; 
Южная часть океанов --- низкое давление; 
В Антарктиде – высокое – сильные ветры---перемешивание вод — богатый органический мир в северной части. 
    Видеосюжет «Жизнь в морозильнике»                                                                                                                                                          3. Закрепление 
Сейчас нам предстоит попрощаться с институтом «Земли» и вернуться в свой кабинет. 
Возьмите лист контроля знаний, выполните предлагаемые задания. 
Выпишите в таблицу ответов буквы соответствующие верному ответу на каждый вопрос. 
Проверим ответы. Назовите полученное слово, у кого ключевое слово «Умница» тот и справился с заданием. 
Лист контроля знаний. 
1.Антарктида вместе с ледяным куполом: 
у) самый высокий материк; 
б) средний материк; 
в) низкий материк. 
2. Антарктида омывается океанами: 
а) Тихим и Атлантическим; 
м) Тихим, Атлантическим и Индийским. 
3.В основании большей части Антарктиды располагается: 
а) область древней складчатости; 
н) древняя платформа; 
в) область молодой складчатости. 
4.Главной причиной холодного климата Антарктиды является: 
а) наличие ледникового купола; 
и) особенности географического положения. 
5. Уникальность и бедность органического мира Антарктиды объясняется: 
а) наибольшей площадью материка; 
б) тем, что материк давно отделился от других материков; 
ц) самый холодный материк. 
6. Какие по происхождению полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде: 
б) Осадочные; 
а) осадочные и магматические; 
в) метаморфические. 

Таблица ответов 
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 
Буквы ответов «Умница»
4. Подведение итогов                                                                                                                                             Давайте подведем итоги урока: 
Вы узнали что-то новенькое? А что? 
Как вы думаете, мы достигли цели урока? 
А для чего мы изучали эту тему? 
Ваши оценки сегодня подсказывают, что вы готовы к изучению следующей темы.              5. Домашнее задание. 
Я предлагаю познакомиться с этим материком еще раз дома. Прочитайте учебник на стр. 195-200. А тем, кто любит географию, предлагаю составить кроссворд на тему «Антарктида». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока "Человек в Антарктиде", 7 класс

Человек в Антарктиде…Мы отправляемся на зимовку!Что мы знаем об Антарктиде?...

Разработка урока по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследований."

Данный материал  содержит разрабртку урока и презентацию по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследования." для 7 класса....

Урок по теме "Антарктида"

Разработка урока включает презентацию по теме "Антарктида". Презентация рассчитана на 2 урока, что соответствует программе изучения материала по теме. Может быть использована в качестве наглядного мат...

Презентация к уроку по теме"Антарктида"

Данную презентацию можно использовать в качестве иллюстрационного материала. Она состоит из трёх частей: рельеф, воды, животные....

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Анимированный кроссворд "Рекорды Антарктиды" по географии для обобщающего урока по теме "Антарктида" 7 класс

Быстро можно проверить географические  знания учащихся  по теме "Антарктида". Учиться надо весело!...

Конспект урока "Путешествие в Антарктиду. Антарктида - какая она..."

Развернутый конспект урока по географии для учащихся 7 класса, посвященный 200-летию открытия Антарктиды....