Изменение климата на Земле — глобальная проблема всего человечества.
методическая разработка по географии по теме

Екатерина Анатольевна Байрак

Данная разработка факультативного занятия поможет расширить умственный кругозор школьников, также развивают их познавательные интересы и являются одной из форм профессиональной ориентации.

Значимость, роль, место данного занятия определяется тем, что знание родного края и любовь к нему, является важным компонентом в системе общего образования подрастающего поколения.  Также важной задачей является ориентирование на создание у детей и взрослых мотивации к практической деятельности, направленную на сбережение энергии или использование возобновляемой энергии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учреждение: МБОУ «СОШ» с. Амурзет «ООШ» в с. Пузино

Авторы: Байрак  Екатерина Анатольевна, Чмутина Зоя Алексеевна

Введение

Тема факультатива: Изменение климата на Земле — глобальная проблема всего человечества.

Актуальность:  факультативные занятия расширяют умственный кругозор школьников, развивают их познавательные интересы и являются одной из форм профессиональной ориентации.

Значимость, роль, место данного занятия определяется тем, что знание родного края и любовь к нему, является важным компонентом в системе общего образования подрастающего поколения.  Также важной задачей является ориентирование на создание у детей и взрослых мотивации к практической деятельности, направленную на сбережение энергии или использование возобновляемой энергии.

Занятие №1

Цель: развивать индивидуальные интересы и способности учащихся на том учебном материале, которому каждый испытывает наибольшее влечение.

Задачи:

Образовательная: Способствовать пониманию закономерностей образования парникового эффекта; ориентировать на создание у детей мотивации к практической деятельности, направленную на сбережение энергии и использование возобновляемой энергии.

Развивающая: Формирование умений применять раннее усвоенные знания, использовать их в практической деятельности.

Воспитательная: Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру; бережного отношения к родному краю.

 Ход занятия

  1. Организационный момент.

По этой теме проводим два занятия: теоретическое и практическое. Организуем учащихся в две группы: теоретики и практики. На первом занятии теоретики предоставляют материал о глобальных изменениях климата. На втором занятии практики проводят эксперименты и объясняют сами процессы.

  1. Актуализация знаний.

а) Работа с терминами: экология, экологические проблемы, экологическая безопастность, энергетический кризис, энергосбережение, климатообразующие факторы.

б) анкета

1. Какие чувства, эмоции вызывает у вас слово «экология»?

2. Правы ли те, кто при обсуждении современных проблем общества применяет выражение «плохая экология»? Почему?

3. Что вы понимаете под термином «экологическая проблема»?

4. Приведите примеры проявления глобальных экологических проблем.

5. Какие из глобальных экологических проблем в последнее время чаще всего обсуждаются  учеными, в средствах массовой информации?

6. Какая связь между материей, энергией и движением?

 

Если вы ответили на все вопросы Анкеты (а мы уверены, что вы справились), то, значит, проблем с терминологией у нас в дальнейшей работе не будет. На случай, если по ходу проекта, вам нужно будет вспомнить, что означает то или иное понятие или термин - загляните в словарик в конце тетради.

  1. Выступления теоретиков.

а)  Причины изменения климата.

б) Парниковый эффект.

в) Парниковые газы.

г) Глобальное потепление.

д) Негативные последствия глобального изменения климата.

е) Мероприятия по восстановлению изменения климата.

ё) Международные соглашения (Киотский протокол: уменьшить сжигание ископаемого топлива; шире использовать возобновляемые источники энергии; прекратить уничтожение экосистем; снизить потери энергии при транспортировке энергии; использовать новые энергоэффективные технологии в промышленности; снизить энергопотребление в строительном и жилищном секторе; новые законы и стимулы; новые способы перемещения; пропагандировать и стимулировать энергосбережение и бережного использования природных ресурсов жителей всех стран).

з) Энергосбережение — это самый эффективный «источник» энергии.

Занятие №2

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Выступления практиков. Эксперименты.

   а) Воспроизведение парникового эффекта.

  1. Растопить лёд при помощи парникового эффекта

Оборудование: две тарелки, ледяные кубики.

Ход работы:

Для начала нужно наполнить обе тарелки равным количеством ледяных кубиков. Тарелки поставить рядом на солнце. Одну тарелку накрыть стеклянной миской, которая будет создавать парниковый эффект. В какой из тарелок лёд растает раньше?  

   

  1. Нагреть воздух

Оборудование: два картонных кубика, электронный термометр, стеклянная миска.

Ход работы:

В двух равных по размеру картонных кубиках проделать сбоку отверстие, через которое ввести внутрь кубика электронный термометр. Кубики поставить рядом на солнце. Перед началом опыта нужно замерить температуру в каждом кубике. После этого один из них накрывается стеклянной миской. Через равные промежутки времени нужно измерять температуру в кубиках и следить за её изменением.

  1. Нагреть воду

Оборудование: две металлические или пластиковые баночки, стеклянная миска, термометр.

Ход работы:

Две небольшие металлические или пластиковые баночки наполнить водой одинаковой температуры и поставить рядом на солнце. Одну из баночек накрыть стеклянной миской. Температуру в обеих баночках нужно периодически проверять и сравнивать.

   б) Моделирование парникового эффекта.

             Оборудование: две банки с закручивающими крышками, два термометра, которые могут уместиться в этих банках.

Ход работы:

  1. В первой банке установите кусочек черного матового картона, который закроет половину банки внутри. Термометр в банке должен находиться в затемненной стороне от фольги.
  2. В другую банку положите алюминиевую фольгу точно также, как вы установили черную картонку в предыдущей банке. Термометр также должен находиться в затемненной стороне от фольги.
  3. Поставьте банки друг возле друга на открытом солнце. Поместите их на что-нибудь, что может служить в качестве теплоизоляционного материала, например, на книгу.
  4. Убедитесь, что термометры стоят на затемненных сторонах банок.

Результат: температура поднимается быстрее в банке с черной картонкой.

Попробуйте объяснить, что же происходит.

  в) Вклад семьи в «парниковый эффект»

Дети заранее рассчитывают данные дома вместе с родителями.

Шаг первый. Для начала посчитайте, сколько Ваша семья израсходовала электроэнергии за прошлый год с января по декабрь включительно. Для этого воспользуетесь квитанциями (или расчетной книжкой) об оплате электроэнергии.

Таблица 1.

месяц

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Всего(С)

кВт/час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Примечание. Проделайте все это вместе с родителями. Для них это будет не только полезно, но и интересно. Общую сумму занесите в  Энергетический паспорт семьи.

Объясните, почему расход электроэнергии зимой больше, чем летом.

Сравните расходы своей семьи с расходами в семье ваших соседей, одноклассников.  

 Проанализируйте, почему они отличаются (количество членов семьи, размеры квартиры, количество электроприборов и т.п.)

Шаг второй.

Используя данные таблицы 1 и табл.2, рассчитайте, сколько угля, нефти, газа нужно сжечь для получения электрической энергии, израсходованной вашей семьей за год, и сколько углекислого газа выделится при этом.

Таблица 2.


п. п

Наименование вида
топлива

Удельная теплота
сгорания, кВт•ч/кг,
кВт•ч/м
3(для газа)

Удельное количество
углекислого газа,
м
3/кг, м33 (для газа)

1.

Уголь 

8, 1 

1, 7 

2.

Нефть 

12, 8 

1, 5 

3.

Природный газ 

11, 4 

1, 2 

При определении количества израсходованного топлива и объема выделившегося при этом углекислого газа воспользуйтесь следующими формулами:

Для нефти и угля –              

                                         

Для природного газа -                

                       

Примечание. Если у вас есть машина, то подсчитайте и добавьте в общий вклад вашей семьи количество углекислого газа, которое выделилось при сжигании вашим авто топлива.

г) Вид ископаемого топлива, который менее всего загрязняет окружающую     среду.

Подумайте, что каждый из нас может сделать для  уменьшения  своего вклада   в парниковый эффект? Сформулируйте ваши предложения в форме советов вашим                    современникам.                      

д) Простые способы уменьшения собственного вклада в парниковый эффект(выводы).

Если вы не верите в пророчества о глобальном потеплении или до конца не убеждены в значимости вклада человечества в изменение климата, то  может быть для вас станет аргументом то, что применение этих простых способов как минимум положительно скажется на вашем материальном положении, не говоря уже о чувстве собственной значимости, которое возникает, когда ты занят действительно большим и полезным делом. Плюс ко всему, чистый воздух еще никому не повредил.

Мы уже выяснили, что в загрязнение окружающей среды и парниковый эффект огромный вклад вносит промышленность в лице заводов, фабрик и т.д., но этот вклад меркнет по сравнению с тем, что идет от нас, жителей планеты Земля. Ведь, в конце концов, именно ради нас и стараются все эти предприятия, чтобы обеспечить нашу потребительскую способность. Будь мы более сдержанными в своих желаниях, да и просто разумнее относились бы к ресурсам, ни о каком глобальном потеплении сейчас речи бы не было.

Итак, вот простые способы, выполнение которых не нанесет вреда вашему благосостоянию, а сделает вас более экономными и заодно поможет климату взять себя в руки.

1)  Получите как можно больше информации о глобальном потеплении: осведомленность - залог успеха. Нельзя бороться, не зная своего «врага» в лицо. Определите для себя насколько важна для вас проблема изменения климата. Верите вы в нее или нет? Если да, то самостоятельно определите, что является тому причиной. И примите собственно решение.

2)  Выключайте телевизор, свет и другие электроприборы, когда не используете их. Это кажется естественным, но у огромного количества людей свет дома горит круглосуточно. Единственное, что потребуется от вас - это хорошая память и лишние несколько секунд на выполнение простых операций. Но тем самым вы неплохо уменьшите расход электроэнергии, и затраты топлива (а следовательно, количество вредных выбросов и парниковых газов).

3)    По максимуму используйте естественное освещение.

4) Замените свои старые лампочки на флуоресцентные, энергосберегающие, они потребляют в 5 раз меньше энергии, сохраняя уровень освещения, и, кроме того, служат раз в 10 дольше.

5)  По возможности используйте естественные способы вентиляции помещения взамен кондиционерам. Проверьте тепловую изоляцию помещения, сохраняйте нужную температуру естественным способом.

6)  Экономьте воду, устраните неисправности, вызывающие ее утечку, не оставляйте кран включенным без необходимости. Очищение сточных вод и их дальнейшее распределение требует больших энергетических затрат.

7) Старайтесь приобретать бытовую технику класса  А  (по показателю энергоэффективности),  удовлетворяющую стандарту Energy Star. Все крупнейшие компании мира стараются получить это одобрение.

8)  Повторное использование. Не используйте одноразовую посуду и упаковки. Они, как правило, делаются из бумаги или пластика. Таким образом, сократите вырубку лесов и потребление нефти. Ходите в магазин с собственным пакетом.

9) Утилизация. Хорошая идея – сортировать  мусор и то, что пригодно – сдавать на переработку. Переплавка алюминиевой банки требует гораздо меньше  энергии,  чем изготовление новой.

10) Отключите скринсейвер на своем компьютере, пусть вместо него через 5 минут будет просто черный экран. Используйте отключение дисплея и ждущий режим после длительного (более 20 минут) простоя.

11) Попытайтесь вести бухгалтерию и переписку on-line. Тем самым вы сократите выбросы, возникающие во время почтовых перевозок, и спасете несколько деревьев.

12)  Ну и конечно больше ходите пешком, или ездите на велосипеде. Не стоит садиться за руль, чтобы проехать 500 метров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глобальные проблемы человечества. Проблемы мира и разоружения

Причины войн, жертвы, проблема контроля вооружений....

Изменение климата на Земле

В ходе работы предусмотрено.Изучение  теоретического  материала про парниковые эффекты, глобальное потепление, причины и последствия глобального потепления, изменение солнечной активно...

Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.

Урок географии  по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...

Урок-семинар по теме:"Глобальные проблемы здоровья человечества"

Проблема здоровья человечества достаточно "стара",требуется согласованные международные действия по "глобальной"охране здоровья человечества....

Методическая разработка интегрированного урока «Наш дом – Земля. Экология Земли – глобальная проблема человечества»

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и географии, в рамках темы "Глобальные проблемы человечества". основным элементом структуры и содержания урока является документальный фильм....

Проект "Глобальные изменения климата Земли и их последствия"

Жизнь процветает на планете около четырех миллиардов лет. В течение этого времени колебания климата были радикальными, от ледникового периода длившегося 10 000 лет – до эпохи стремительного поте...

Какие есть глобальные проблемы у человечества

Презентация к уроку географии в 11 классе по учебнику Максаковского на тему: "Какие есть глобальные проблемы у человечества?" Раздел: "Глобальные проблемы"...