Рабочая программа по географии 6 класс Е. М. Домогацких
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Коршикова Наталья Григорьевна

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального и регионального компонентов государственного стандарта общего образования по географии на основе Программы по географии для 6-10 класов общеобразовательных учреждений Домогацких Е. М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geogr_6_kl_2013.docx65.04 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24» ИМРСК

Утверждаю

Директор МКОУ «СОШ №24»

___________   Н.П.Фролова

Приказ №______

от «__» ___________ 2013 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  

по географии

6 (шестой)

 (класс)

Базовый уровень

Срок реализации  программы                2013-2014

                                                              (учебный год)

 Программу составил(а)                        Коршикова Наталья Григорьевна

                                                                   учитель  географии, I категория

                                                                        (Ф.И.О. учителя, категория)

        

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта  2004 года № 1312, в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241,  от 30 августа  2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, от  01 февраля 2012 года, № 74;
  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от03 июня 2008 года, № 164, от 31 августа 2009 года, № 320,  от 19 октября 2009 года, № 427 , с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 3-11 классов);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (далее - ФГОС НОО)  в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года, № 124 (для 1-х классов и 2-х классов);
  • Приказом министерства образования Ставропольского края от 07.07.2012 года  № 537-пр « Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ставропольского края»
  • Учебным планом МКОУ «СОШ №24» ИМРСК на 2013/2014 учебный год;
  • Авторской программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД « Русское слово-РС», 2010.

               Курс географии 6 класса открывает пятилетний курс изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир» начальной и основной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

  •  познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
  • начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
  • начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;
  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  • начать формировать правильные пространственные представления о пространственных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Общая характеристика учебного предмета

Материал курса сгруппирован в семь разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении введения реализуются межпредметные связи с историей.

Материал первого раздела – «Земля как планета» - не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел – «способы изображения земной поверхности» - знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел – «Почва и географическая оболочка» - призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и тому подобного), а также для глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его жизнедеятельности.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ № 24» ИМРСК для обязательного изучения предмета «География» в 6 класс  отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Программа соответствует учебнику Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: физическая география. -  М.: ООО «Русское слово-РС», 2010.

     

Содержание курса

Тема 1. Введение. (2 часа)

         География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

         Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

        Пресоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Тема 2. Земля как планета. (5 часов)

         Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

        Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

       Персоналии: Клайд Томбо.

         Практическая работа: Определение по карте географических координат различных географических объектов Тульской области и мира.

Тема 3. Способы изображения земной поверхности. (4 часа)

         Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. значение планов и карт в практической деятельности человека.

       Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

         Практические работы: 

  • Определение направлений и расстояний по карте.
  • Определение по карте географических координат различных географических объектов Тульской области и мира.
  • Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

Тема 4. Литосфера. (6 часа)

         Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

        Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

       Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

      Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

         Практические работы: 

  • Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
  • Составление схемы различий гор и равнин по высоте.
  • Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 5. Атмосфера. (8 часов)

         Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

        Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

        Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

         

        Практические работы: 

  • Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.
  • Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 6. Гидросфера. (4 часа)

         Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей:  окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

        Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

        Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

         Практические работы: 

  • Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.
  • Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
  • Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.
  • Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Тема 7. Биосфера. (2 часа)

         Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

       Основные понятия: биосфера, Красная книга.

       Персоналии: В.И. Вернадский.

         Практическая работа: Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 8. Почва и геосфера. (3 часа)

         Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

         Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

        Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

        Персоналии: В.В. Докучаев, В.И. Вернадсткий.

         Практические работы: 

  • Изучение строения почвы на местности.
  • Описание природных зон Земли по географическим картам.
  • Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

       

Учебно-тематическое планирование

темы

Тема

Кол-во часов

Кол-во практических работ

Введение

2

1.

Земля как планета

7

1

2.

Способы изображения земной поверхности

9

3

3.

Литосфера

10

3

4.

Атмосфера

11

2

5.

Гидросфера

9

4

6.

Биосфера

4

1

7.

Почва и геосфера

9

3

Повторение

9

Итого

70

17

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Программы

Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения (личностные, метапредметные и предметные); представлены содержание основного общего образования по математике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники

География. Физическая география. 6 класс./ Домогацких Е.М. и Алексеевский Н.И - М.: «Русское слово-РС», 2010.

Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Домогацких Е.М. и Алексеевского Н.И. География. Физическая география. 6 класс./ Домогацких Е.М. и Алексеевский Н.И - М.: «Русское слово-РС», 2013.

В учебниках реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы, — развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. В учебниках представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся 5—9 классов выстраивать индивидуальные траектории изучения математики за счёт обязательного и дополнительного материала, маркированной разно-уровневой системы упражнений, организованной

помощи в разделе «Ответы, советы и решения», дополнительного материала: различных практикумов, исследовательских и практических работ, домашних контрольных работ, исторического и справочного материала и др.

Дидактические материалы

Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. 6 класс.- М.: Дрофа, 2006.

Дидактические материалы обеспечивают диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, закреплёнными в стандарте. Пособия содержат проверочные работы: тесты, самостоятельные и контрольные работы, дополняют задачный материал учебников и рабочих тетрадей, содержат ответы ко всем заданиям

Дополнительная литература для учащихся

Краткий справочник школьника. 5-11 кл. / Ави.- сост. П. И. Алтынов и др. – М.: Дрофа, 1997.

Географичский атлас. 6 класс.- М.:Дрофа, 2008.

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007

За страницами учебника географии.- М.: Дрофа, 2005.

Климанова О.А.,География. Землеведение..-М.:Дрофа, 2007..
Крылова О.В. Физическая география. Начальный курс.6 кл.- М.:Просвещение, 2005.
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс.- М.:Дрофа, 2006

Список дополнительной литературы необходим учащимся для лучшего понимания идей математики, расширения спектра изучаемых вопросов, углубления интереса к предмету, а также для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ, проектов и др. В список вошли справочники, учебные пособия, сборники олимпиад, книги для чтения и др.

Методические пособия для учителя

В методических пособиях описана авторская технология обучения математике. Пособия построены поурочно и включают примерное тематическое планирование, самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты, тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку, инструкции по проведению зачётов, решения задач на смекалку и для летнего досуга

Печатные пособия

Комплекты таблиц справочного характера охватывают основные вопросы по гегорафии каждого года обучения. Таблицы помогут не только сделать процесс обучения более наглядным и эффективным, но и украсят кабинет.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

География. 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий.

Мультимедийные обучающие программы носят  проблемно-тематический характер и обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов математики. Диски разработаны для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс оснащён компьютерами) или в домашних условиях. Материал по основным вопросам географии основной школы представлен на дисках

Технические средства

Персональный компьютер

Мультимедиапроектор с экраном и интерактивная доска

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Метеостанция

Планируемые результаты изучения предмета

1. Называть и/или показывать:

  •   существенные признаки плана местности,  графической карты, виды масштабов картографических изображений;
  •   форму и размеры Земли (длина окружности); — на глобусе и карте: полюсы, линии
    сетки, экватор, начальный меридиан;
  • основные земные сферы и части внутреннее строения Земли;
  • основные формы рельефа суши и дна океана с их различия по высоте;
  • основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
  • характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
  • части Мирового океана;
  • среднюю соленость вод океана;
  • воды суши подземные и поверхностные;
  • речную систему, речной бассейн;
  • компоненты ПТК;
  • правила поведения в природе;
  • причины изменения температуры воздуха в течение суток , года;
  • главную причину образования ветра;
  • главную причину образования облаков, осадков;
  • пояса освещенности Земли;
  • географические координаты своей местности.

2. Приводить примеры:

  • характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
  • связей между элементами погоды;
  • изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
  • воздействия организмов на компоненты неживой природы;
  • влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
  • меры по охране природы в своей местности;
  • горных пород и минералов, их использования

человеком;

  • влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
  • взаимосвязей: река — рельеф;
  • искусственных водоемов;
  • из истории географических исследований и открытий.

3. Определять:

  • атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
  • стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
  • абсолютные и относительные высоты;
  • объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
  • по карте географическое положение объектов;
  • по образцам: осадочные и магматические горные породы;
  • фенологические сроки начала времен года.

4.        Описывать:

—        географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.

5.        Объяснять:

—        особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь,ТРУД, отдых населения (на примере своей местности).

  • воздействия организмов на компоненты неживой природы;
  • влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
  • меры по охране природы в своей местности;
  • горных пород и минералов, их использования

человеком;

  • влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
  • взаимосвязей: река — рельеф;
  • искусственных водоемов;
  • из истории географических исследований и открытий.
  • изменение температуры и атмосферного давления с высотой (решение задач);
  • глубины Мирового океана (по карте);
  • направление течения реки (по карте и плану);
  • азимут на местности и плане;
  • расстояние на местности, плане, глобусе и Kaрте;
  • относительную и абсолютную высоту точки н местности и плане;
  • характер местности по горизонталям.

4. Описывать:

  •  образ природного объекта;
  •  стихийные явления природы Земли;
  •     изменение температуры горных пород с глубиной;
  •     строение земной коры;
  • образование и разрушение гор и равнин;
  • тепловые пояса Земли;
  • времена года;
  • погоду по картосхеме, наблюдениям, календарю;
  • природные зоны Земли (по выбору);
  • круговороты веществ на Земле;
  • образование постоянных ветров Земли;
  • образование морских течений;
  • природные, социально-экономические и культурно-исторические объекты своей местности.

5. Объяснять:

  • смену дня и ночи;
  • смену времени года;
  • смену тепловых поясов;
  • возникновение ветра.

6. Прогнозировать:

—        возможные изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.

Календарно-тематическое планирование
География 6 класс

№ п/п,

дата

Наименование раздела по программе, тем уроков

Кол-во часов

Вид  урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дополнительный материал

Формы контроля

Домашнее задание

  1. Введение (2ч)

1.1.

Введение. Что такое география?

1

Урок изучения нового материала

Развитие географических знаний о Земле.

Знать основные географические понятия и термины,

Представление о мире в древности

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой

П.1

1.2

Из истории географических открытий.

1

Урок изучения нового материала

Представление о Земле в древности. Эпоха Великих географических открытий. Современные научные исследования.

Знать имена путешественников

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой

П. 2

2. Земля как планета (7 ч)

2.3

Планеты Солнечной системы.

1

Урок изучения нового материала

Солнце- источник жизни на Земле. Земля – одна из планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна- спутник Земли, их взаимодействие. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Знать основные географические понятия и термины.

Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы

Индивидуальный, фронтальный опрос.

П.3

2.4

Формы, размеры и движение Земли.

1

Урок актуализации знаний и умений

Осевое и орбитальное вращения Земли, их следствия.

Уметь сопоставлять географические следствия движения Земли

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.4, вопросы с.34-35

2.5

Система географических координат.

1

Урок изучения нового материала

Градусная сеть карты. Меридианы, параллели, их основные характеристики. Географическая широта. Географическая долгота.

Знать основные термины по теме, уметь определять географические координаты объектов .

Работа с картой

П.5, задание в тетради

2.6

ПР №1 «Определение географических координат различных географических объектов»

1

Практикум

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты.

Уметь определять широту и долготу точки,  уметь находить объект по заданным координатам.

Работа с картой

Задание в тетради

2.7

Времена года.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Смена времен года как следствие вращения Земли вокруг Солнца.

Уметь сопоставлять географические следствия движения Земли

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.6

2.8

Пояса освещенности.

1

Урок изучения нового материала.

Тропики, полярные круги, их характеристика. Пояса освещенности.

Знать основные понятия и термины по теме.

Работа с картой.

П.7

2.9

Обобщение по теме «Земля как планета»

1

Урок повторения и обобщения изученного материала

Знать основные термины по теме, уметь определять географические координаты объектов

3. Способы изображения земной поверзности (9ч)

3.10

Масштаб карты.

1

Практикум

Масштаб, виды масштаба. Виды карт по масштабу. Топографическая карта.

Уметь рассчитывать расстояние по топографической карте, используя разные виды масштаба

Работа с картой, индивидуальный опрос.

П.8,с.58(задание)

3.11

Виды условных знаков.

1

Практикум

Способы картографического изображения. Виды условных знаков. Чтение и использование карт. Легенда карты.

Уметь читать карту, используя разные виды условных знаков.

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос.

П.9, условные знаки нарисовать в тетради

3.12

Стороны горизонта.

1

Практикум

Ориентирование на местности. Основные и промежуточные стороны горизонта (румбы).

Уметь определять направление на местности по компасу, определять направления на карте.

Изобретение компаса, виды компаса.

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос.

П.10,с.68-69

3.13

Определение направлений. Азимут

1

Урок изучения нового материала.

Азимут.

Уметь определять направления и расстояния по карте

Уметь определять направления и расстояния по карте

П.10

3.14

ПР № 2. «Определение направлений по карте и на местности, движение по азимуту»

1

Практикум

3.15

Понятие о плане местности

1

Урок изучения нового материала.

План местности. Способы составления плана местности

Уметь составить простой план местности по описанию.

П.10

3.16

ПР № 3 «Составление плана местности по описанию»

1

Практикум

Масштаб. Условные знаки. Стороны горизонта.

Самостоятельная практическая работа.

Повт п.10

3.17

Изображение рельефа на карте.

1

Урок изучения нового материала.

Рельеф. Относительная и абсолютная высота. Нивелир. Горизонтали (изогипсы). Виды изображения рельефа а карте.

Знать основные понятия и термины, уметь изображать холл с помощью горизонталей.

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос.

П.11

3.18

Обобщение по теме «Географическая карта»

1

Урок повторения и обобщения изученного материала

Знать основные понятия и термины, Уметь читать карту

4. Литосфера (10ч)

4.19

Строение     земного шара.

1

Урок изучения нового материала.

Литосфера: строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Геофизика.

Знать основные понятия и термины

Возникновение и геологическая история Земли.

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.12

4.20

Виды горных пород.

1

Урок изучения нового материала.

Виды горных пород по происхождению: магматические, осадочные, метаморфические.

Знать основные понятия и термины

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.13,

4.21

Полезные ископаемые.

1

Урок изучения нового материала.

Топливные, рудные и нерудные полезные ископаемые.

Знать основные понятия и термины

Индивидуальный, фронтальный опрос

П. 14

4.22

ПР № 4 «Определение горных пород по образцам»

1

Практикум

Уметь определять некоторые горные породы по образцам

4.23

Движения земной коры.

1

Урок актуализации знаний и умений

Виды движения земной коры. Вековые движения. Вулканизм, землетрясения. Сейсмические пояса.

Знать основные понятия, правила поведения при землетрясениях и извержениях вулканов.

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.15, в конт.картах изобразить вулканы

4.24

Выветривание горных пород.

1

Урок актуализации знаний и умений

Выветривание, причины выветривания. Виды выветривания.

Знать основные   термины

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.16

4.25

Рельеф суши и дна Океана.

1

Урок изучения нового материала.

Главные формы рельефа. Виды гор и равнин по высоте. Рельеф дна океанов.

Знать основные понятия и термины

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.17

4.26

ПР № 5. «Описание гор и равнин по типовому плану»

1

Практикум

Главные формы рельефа. Виды гор и равнин по высоте.

Уметь определять ГП крупных форм рельефа, их высоту, координаты вершин.

Анализ карт

Повторить тему «Литосфера»

4.27

ПР № 6. «Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека»

1

Практикум

Уметь объяснять изменения земной коры

Повторить тему «Литосфера»

4.28

Обобщение по теме «Литосфера»

1

Урок повторения и обобщения изученного материала

Основные понятия и термины по теме.

Знать и объяснять основные понятия по теме, уметь определять ГП  форм рельефа, высоту точек по карте.

Составление схем, терминологический диктант, работа с картой

Повторить тему «Литосфера»

5. Атмосфера. 11ч

5.29

Строение атмосферы.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли.  Состав воздуха. Строение и значение атмосферы. Изучение атмосферы. Метеорология.

Знать основные понятия и термины

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.18

5.30

Температура воздуха.

1

Практикум

Термометр. Распределение  температуры на Земле. Амплитуда колебания температур. Средняя температура. Изменение температуры в течение года. Многолетняя температура. Среднегодовая температура.

Знать основные понятия и термины, уметь вычислять амплитуду температур, среднюю температуру воздуха.

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.19

5.31

ПР №7.

«Составление графика температур»

1

Практикум

Максимальная, минимальная температура. Амплитуда колебания температур.

Уметь построить график температур, по данным графика- решение задач.

Самостоятельная практическая работа.

Повт.п.19

5.32

Атмосферное давление.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Атмосферное давление, его изменение с высотой. Барометр, его виды

Знать основные понятия и термины, уметь решать задачи на изменение АД .

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.20

5.33

Движение воздуха.

1

Урок изучения нового материала.

Ветер, причина возникновения ветра. Виды ветров: бриз, муссон. Флюгер. Направление и сила ветра. Роза ветров.

Знать основные понятия и термины, уметь объяснять взаимосвязи между процессами и явлениями в атмосфере

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.21

5.34

ПР № 8. «Построение розы ветров»

Практикум

Уметь строить розу ветров

5.35

Вода в атмосфере.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Влажность воздуха. Относительная и абсолютная влажность Зависимость количества водяного пара от температуры воздуха. Насыщенный воздух. Конденсация. Атмосферные осадки, их виды. Гигрометр, осадкомер.

Знать основные понятия и термины, уметь объяснять взаимосвязи между процессами и явлениями в атмосфере

Индивидуальный, фронтальный опрос, решение задач на определение влажности воздуха.

П.22

5.36

Погода.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Погода, элементы погоды. Причины изменения погоды

Знать основные понятия и термины, уметь объяснять взаимосвязи между процессами и явлениями в атмосфере

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.23

5.37

ПР № 9. «Описание наблюдаемой погоды»

1

Практикум

Уметь описывать погоду

5.38

Климат.

1

Урок изучения нового материала.

Климат.

Знать основные понятия и термины

Индивидуальный, фронтальный опрос

п.24

5.39

Обобщение по теме «Атмосфера»

1

Урок повторения и обобщения изученного материала

Знать основные понятия и термины, уметь объяснять взаимосвязи между процессами и явлениями в атмосфере

6. Гидросфера (9ч)

6.40

Единство гидросферы.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Гидросфера, ее составные части. Мировой круговорот воды.

Знать основные понятия и термины

Природные памятники гидросферы

Вводная беседа, работа с картой

П. 25

6.41

ПР № 10. «Путешествие капельки воды»

1

Практикум

Знать как происходит Мировой круговорот воды

6.42

Мировой океан.

1

Урок изучения нового материала.

Части Мирового океана.

Знать основные понятия и термины

Вводная беседа, работа с картой

П.26

6.43

ПР № 11. «Нанесение на к/к объектов гидросферы»

1

Практикум

Уметь работать с к/к

6.44

Воды суши: реки и озера.

1

Урок изучения нового материала.

Состав внутренних вод. Река, ее основные элементы. Различие рек по характеру течения. Озера.

Знать основные понятия и термины

Работа с картой, фронтальный опрос.

П.27

6.45

ПР № 12. «Описание по карте ГП одной из крупнейших рек Земли»

1

Практикум

Уметь описывать по плану реку

6.46

Воды суши: подземные воды и природные льды.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Условия образования подземных вод, их виды. Рациональное использование подземных вод. Ледники покровные и горные. Значение ледников.

Знать основные понятия и термины

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.28

6.47

ПР № 13. Нанесение на к/к объектов гидросферы»

1

Практикум

Основные понятия и термины по теме. Свойства вод Мирового океана: соленость, причины солености. Температура, изменение температуры с глубиной.

Знать географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Повторить тему «Гидросфера»

6.48

Обобщение знаний по теме «Гидросфера»

1

Урок повторения и обобщения изученного материала

Основные понятия и термины по теме.

Знать географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними

Письменная контрольная работа по вариантам

Повторить тему «Гидросфера»

7. Биосфера (4ч)

7.49

Царства живой природы.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь с другими оболочками Земли. Способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Знать географические явления и процессы в биосфере, изменения в результате деятельности человека.

Красная книга фактов

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.29

7.50

Биосфера и охрана природы.

1

Урок изучения нового материала.

П. 30

7.51

ПР № 14. «Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»

1

Практикум

Знать наиболее распространенные растения и животные своей местности

7.52

Обобщение по теме «Биосфера»

1

Урок повторения и обобщения

Знать географические явления и процессы в биосфере

8. Почва и геосфера (9ч)

8.53

Почва.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Почва как особое природное образование. Условия формирования почв разного типа.

Знать основные понятия и термины

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.31

8.54

ПР № 15. «Изучение строения почвы на местности»

1

Практикум

Знать строение почв своей местности, уметь описывать почвы

8.55

Природный комплекс.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Природный комплекс (ландшафт). Широтная и высотная зональность

Знать основные понятия и термины

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.32

8.56

ПР № 16. «Описание ПК своей местности»

1

практикум

Уметь описывать ПК

8.57

Географическая оболочка

1

Урок изучения нового материала.

П. 32

8.58

Природные зоны.

1

Урок изучения нового материала.

Природные зоны. Роль климата и рельефа в формировании ПК. Изменение ПК в результате хозяйственной деятельности человека.

Знать основные понятия и термины

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.33

8.59

Природные зоны.

1

Урок актуализации знаний и умений.

Природные зоны. Роль климата и рельефа в формировании ПК. Изменение ПК в результате хозяйственной деятельности человека.

Знать основные понятия и термины, описывать природные зоны.

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.33

8.60

ПР № 17. Описание природных зон Земли по географическим картам»

1

Практикум

Знать основные понятия и термины, описывать природные зоны.

П. 31-33

8.61

Обобщение по теме « Почва и геосфера»

1

Урок повторения и обобщения

Знать основные понятия и термины

9. Повторение (9ч)

9.62

Земля как планета

1

Урок повторения и обобщения изученного материала

9.63

Географическая карта

1

9.64

Литосфера

1

9.65

Атмосфера

1

9.66

Гидросфера

1

9.67

Биосфера

1

9.68

Почва и геосфера

1

9.69

Экскурсия в природу

1

9.70

Итоговый урок

1

Согласовано

Зам. директора по УВР

МКОУ «СОШ № 24»

________ Г. А. Сошникова

 

Рассмотрено на ШМО учителей

естественно-математического цикла

Протокол № 1

от  26  августа  2013 г.

Руководитель МО

_________    Ю. А. Шорохова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6-9 класс к учебникам Домогацких Е.М.

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы по физической географии под редакцией Е.М. Домогацких, М. «Русское слово» 2008 год....

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОСна основе авторской программы Е.М. Домогацкого

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС на основе авторской программы Е.М.Домогацкого. Разработала учитель МО БУ "ООШ с. Краснохолма г.Оренбурга"  Гостева Ольга Ивановна...

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...