Рабочая программа по географии.11 класс "География. Современный мир"
рабочая программа по географии (11 класс) по теме

Ермоленко Людмила Ивановна

Структура курса следует логике учебного материала, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учётом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе - теоретических знаний и приёмов самостоятельной работы. Темы раздела "Общий обзор современного мира" - создали теоретическую базу для изучения регионов, субрегионов и отдельных стран. Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональгной части курса.

Важно обратить внимание на место изучения традиционно завершающей темы "Глобальные проблемы человечества". В завершении курса глобальные проблемы структурируются и обобщаются.  Таким образом, учащиеся имеют возможность видеть результаты  взаимодействия общества и природы в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_11_klass.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей естественных наук

по УВР

__________Л.В. Требтау

Протокол №______________

_________ (___________)

Приказ № ____________

от «____»____________2013г.

«____»_________2013г.

от «___» __________2013 г.

Руководитель МО ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«География. Современный мир»

11 класс

среднее (полное) общее образование,

базовый уровень  

Рабочая программа составлена на основе:

 География. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Составители: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Издательство «Просвещение». 2010 год.

Составитель:

Ермоленко Людмила Ивановна,

учитель географии,

высшая квалификационная категория

р.п. Благовещенка  - 2013 год

                              Содержание:                                                                                          стр.

                                                     

1. Пояснительная записка                                                                                                      3

2. Календарно-тематический план                                                                                       5

3. Планируемые образовательные результаты обучающихся                                            8

4. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся              9

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса                                  11

 6. Лист дополнений и изменений                                                                                        12

 

                                                       Пояснительная записка.

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в мире, а также приоритеты личностно-ориентированного обучения потребовали пересмотра

научно-методических подходов к преподаванию курса «География» в 11 классе.

Данный курс традиционно занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Главной целью курса является продолжение формирования у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Задачи:

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса « География»:

1. сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного курса для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

2. научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

3. развивать у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

4.формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

5.вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учётом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приёмов самостоятельной работы. Темы раздела «Общий обзор современного мира» - создали теоретическую базу для изучения регионов, субрегионов и отдельных стран. Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональной части курса.

Важно обратить внимание на место изучения традиционно завершающей темы «Глобальные проблемы человечества». В завершении курса  глобальные проблемы структурируются и обобщаются. Таким образом, учащиеся имеют возможность видеть

результаты взаимодействия общества и природы в современных условиях.

В процессе изучения курса важно опираться на ИК технологию, исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.

В качестве основных форм организации учебной деятельности целесообразно использовать лекции, семинары, практикумы, зачёты, тестирование и т. д.

Большое внимание целесообразно уделять практическим работам. В связи с новым построением материала  учебника, большое внимание следует уделять организации работы с учебником.

 Перечень формируемых компетенций:  коммуникативная, информационная, учебно-познавательная, рефлексивная.

1. Коммуникативная: владение монологической и диалоговой речью, умение  

    вступать  в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать      

    содержание  

    прослушанного текста в сжатом или развёрнутом  виде в соответствии с целью  

    учебного задания.

2. Информационная: умение извлекать учебную информацию на основе  

    сопоставительного анализа рисунков, таблиц, схем ит.д.; умение работать со  

    справочниками и словарями в поиске необходимых знаний.

3. Познавательная: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному  

    или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и  

    практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности

     в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

4. Рефлексивная: владение умениями совместной деятельности, объективное  

    оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками

    контроля и оценки своей деятельности.

Знания и практические  умения, приобретённые учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности, толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам.

 В 11 классе на изучение курса отводится  34  часа в год по 1 часу еженедельно.

Данная программа разработана по учебному пособию «География. Современный мир» Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина.


Календарно-тематическое планирование по курсу «География. Современный мир»

11 класс

№/

п/п

         

                 Тема  урока

Дата

Количество часов

   

       Тип урока

Методы обучения

         

                 Оборудование

Тема «Регионы и страны»

1

Как поделить земное пространство?

1

урок-лекция

словесные

политическая карта и атласы

2

Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.

1

комбинированный

объяснительно-иллюстративные

атласы и политическая карта,

3

4

Соединенные Штаты Америки

2

комбинированный

объяснительно-иллюстративные

таблица «Экономическое районирование США» атласы, карта «США»

5

6

Канада.

 Практическая работа «Составление характеристики Канады».

2

комбинированный

практикум

объяснительно-иллюстративные

атласы и политическая карта мира

7

Латинская Америка.

1

урок новых знаний

словесные

карта мира физическая и политическая, атласы

8

Регионы Латинской Америки»

1

комбинированный

словесные

иллюстративные

атласы

9

Западная Европа.

1

комбинированный

объяснительно - иллюстративные

карты атласа

политическая карта мира

10

Германия.

1

комбинированный

словесно-иллюстративные

 атласы, политическая карта «Европа»

11

Великобритания.

1

комбинированный

объяснительно-иллюстративные

атласы и политическая карта

12

Франция

1

комбинированный

словесные

 атласы, политическая карта

13

14

Италия. Практическая работа «Составление сравнительной ЭГХ двух  стран «большой семёрки».

2

комбинированный практикум

словесные, наглядные

 атласы и политическая карта

15

Центрально-Восточная Европа.

1

комбинированный

словесно-иллюстративные

политическая карта, сообщения учащихся, таблицы, картины

16

17

Постсоветский регион (без России и стран Балтии)

2

комбинированный

словесные  иллюстративные

атласы и политическая карта

 18

 

Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона)

1

комбинированный

19

Китайская Народная Республика

1

комбинированный

словесные иллюстративные

атласы и политическая карта

20

Япония. Практическая работа «Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии»

1

комбинированный

(практикум)

словесные  иллюстративные практические

атласы и политическая карта

21

Юго-Восточная Азия

1

комбинированный

словесные

картины, атласы

22

Южная Азия

1

комбинированный

23

Юго-Западная Азия и Северная  Африка.

1

комбинированный

словесные наглядные

политическая карта, атласы

24

25

Тропическая Африка и ЮАР.

2

комбинированный

словесные, наглядные

политическая карта, атласы

26

27

Австралия и Океания. Практическая работа «Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата»

2

комбинированный

(практикум)

словесно-иллюстративные

практические

атласы

политическая карта

атласы

Тема «Глобальные проблемы человечества»

28

Глобальные проблемы.

1

урок новых знаний

словесные

атласы

29

Отсталость, голод, болезни.

1

комбинированный

словесные и наглядные словесные и наглядные

практические

атласы

политическая карта

атласы

политическая карта

30

Энергетическая и сырьевая проблемы.

1

комбинированный

31

Экологическая проблема. Практическая работа «Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем»

1

комбинированный

(практикум)

32

Зачёт «Глобальные проблемы человечества»

1

обобщение

контрольная

Резерв – 2 часа.

 


                        Планируемые образовательные результаты обучающихся                                            

В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:

знать/понимать:

  • необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
  • этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
  • крупнейшие города и агломерации мира;
  • крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;
  • роль географии в систематизации глобальных проблем
  • географическую номенклатуру, указанную в учебнике;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические  тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов, их демографическую ситуацию, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные  источники географической информации для проведения наблюдений процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;
  • составлять развёрнутый план доклада, сообщения;
  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;
  • работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);

оценивать:

  • современное геополитическое положение стран и регионов мира;
  • экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
  • тенденции и пути развития современного мира.

             Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.

Формы проверки и оценки результатов обучения: текущие и итоговые тесты,  зачёты, практические работы, дискуссии, семинары.

Учебный процесс при изучении курса географии в 11 классе строится с учётом основных методов обучения:

  • информационный;
  • исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);
  • проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);
  • использование ИКТ;
  • алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических  объектов);
  • методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

Организационные формы, используемые на уроках:

  • лекция
  • практическая работа
  • самостоятельная работа
  • дискуссии.

Система оценивания достижений учащихся.

 В работе на уроках географии, прежде всего, оценивается:

  • предметная компетентность и способность решать проблемы средствами предмета;
  • общеучебные и интеллектуальные умения (умение работать с различными источниками информации, текстами, Интернет – страницами);
  • умение работать в парах, а также самостоятельно.

В работе использую классическую пятибалльную шкалу оценки знаний.

Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать. Рассказ сопровождается примерами с карты.

Оценка «4»  -  есть небольшие недочёты по содержанию ответа.

Оценка «3»  -  есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

Оценка «2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Оценка «5». Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания. Практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно. В наиболее оптимальной для фиксации результата  форме.

Оценка «4».  Допускаются небольшие и несущественные отклонения от требований указанных выше. Могут быть неточности и небрежность в оформлении работы.

Оценка «3». Работа выполняется учащимися при помощи учителя. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знание теоретического материала, но испытывают трудности при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами.

Оценка «2». Работа выполнена с содержательными  ошибками, не соответствует всем приведённым выше требованиям или отсутствует.

Контурные карты и их оформление:

Элемент 1 – наличие названия карты и точной формулировки задания (за рамкой карты), соответствующая выполненной работе легенда карты.

Элемент 2 – графика и аккуратность при оформлении работ.

Элемент 3 – правильность выполнения задания (отсутствие ошибок), выполнение полностью всего объёма задания.

Отсутствие любого из указанных элементов снижает оценку от максимального значения на 1 балл.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

       1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

       Время выполнения работы: 10-15 мин.

       Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных    

       ответов.

       2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

        Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-  

       17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

                             

1.География. Современный мир. Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина – учебник для 10-11 класса.

2.Лекции и семинары по географии.  Г.Л. Лисенкова.

3.Самостоятельные и практические работы по географии. В.И. Сиротин.

4.Политическая карта. И.А. Родионова.

5.Практические и проверочные работы по географии. А.Э.Фромберг.

6.Поурочное планирование. В.И. Сиротин.

7. География в школе. Научно-методический журнал.

8.«Экономическая и социальная география  мира» Ю.Н.Гладкий С.Б.Лавров

9. Электронные пособия.

Использование дополнительной литературы:

 1. Атлас мира, «Мир книг», Москва2004.

 2.  Атлас мира. Глобус. Европа, «Мир книг», Москва, 2006.

 3. Всемирная география, Москва, «РОСМЭН», 1997.

 4. Атлас мира  - еженедельное издание.

 5.  Энциклопедии.

Лист дополнений и изменений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внёсшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии "Современный мир".

Рабочая программа по географии в 11 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...