Методические рекомендации с применением технологий спутниковой навигации GPS /ГЛОНАС на уроках географии
методическая разработка по географии (5 класс) по теме

Плотникова Елена Михайловна

В настоящее время  очень сложно владеть всей современной информацией , а так хочется идти в ногу со временем и быть в курсе новых технологий. Недавно узнала о применении GPS /ГЛОНАС навигаторов на уроках географии . Хочу поделиться этой информацией со своими коллегами.Надеюсь, что поднятая мною тема найдет продолжение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navigator.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации с применением технологий спутниковой навигации GPS/ГЛОНАС на уроках географии.

  Проблема определения своего местоположения на поверхности земли актуальна для человечества уже не одну тысячу лет.  Школьные знания по методам ориентирования, например, по положению солнца на небе, мху на коре деревьев или муравейнику, зачастую не давали должного эффекта. Появление в широкой продаже приемников сигналов GPS в корне изменило ситуацию.

 В настоящее время разработаны и внедряются в учебный процесс применение спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS на уроках географии.       Вне здания школы на реальных объектах достаточно больших размеров (лесопарковые зоны, здания, русла рек и др.) с использованием методов статистической обработки спутниковых данных. Это представляется весьма важным, так как при продолжении учебы в вузе и в своей дальнейшей профессиональной деятельности вчерашние школьники наряду с детерминированными методами при проведении расчетов будут шире использовать вероятностные методы обработки данных

  В школьном курсе географии я вижу возможности использования GPS/ГЛОНАСС-навигаторов именно в едином методическом комплексе с Интернетом. Использование GPS может наполнить новым смыслом, содержанием и географической мотивацией региональную и краеведческую составляющую школьного курса географии.  Кроме того, обычный навигатор позволяет школьнику или учителю географии выполнить следующие действия:

- определение географических координат точки с точностью до тысячных минуты;

- определение расстояния до нужной точки и направление на нее;

- определение абсолютной высоты своего положения на местности. Посещение местных «вершин» и сравнение по карте реальных показаний навигатора с «официальными данными» на картах.

Такие уроки с применением космических технологий предусматривают индивидуализацию обучения, дают учащимися практические навыки работы с GPS-приёмником, помогают приблизить деятельность учащихся к современным исследованиям, расширить географическую область знаний, поднять практическую значимость предмета географии, усилить творческое мышление.

Что может показать навигатор?

- точные координаты текущего местоположения в требуемом формате в одной из нескольких десятков систем координат;

-  высоту над уровнем моря;

-  пройденный путь;

-  карту или схематичное изображение ;

-  в движении покажет направление на следующую точку маршрута, текущую, среднюю и максимальную скорость движения, расчетное время прибытия в пункт назначения;

-  точное время;

- можно сохранить в памяти навигатора отдельные точки и целые маршруты, и потом повторить пройденный путь в любом направлении.

Начинать применять на своих уроках  GPS/ГЛОНАСС-навигаторы ,на мой взгляд, разумно с 5 класса при изучении следующих тем :  « Ориентирование на местности», « Азимут и определение расстояний» ,  «Изображение на плане неровностей земной поверхности», « Составление плана пришкольного участка»,«Географическая карта»,  «Реки».

   Учитель должен всегда идти в ногу со временем. Очень хочется , чтобы учащиеся вместо привычных слов учителя «Уберите телефоны!» услышали : «Достали телефоны и начинаем с ними работать!»

Предлагаю некоторые развивающие игры ,  который разнообразят уроки географии и тогда действительно для многих учащихся появится возможность проявить себя и быть может чему-то научить  учителя.

Игра «Кладоискатели XXI века».

Игра для любителей искать клады называется геокэшинг (geo- земля, cash – «денежный ящик» или просто тайник) и заключается в поиске тайников, содержащих определённый набор предметов. При поиске участники пользуются информацией о географических координатах тайников, выложенной на специальных сайтах.Первый тайник был заложен 3 мая 2000 года недалеко от Портленда (штат Орегон) весной 2002 года геокэшинг пришёл в Россию.Не так просто найти клад. Точность, с которой приёмник определяет позицию, составляет несколько десятков метров. Для тех, у кого не получается быстро обнаружить тайник, даются подсказки в виде фотографий местности. В тайниках спрятаны, не деньги или драгоценности, а какая-то мелочь: компакт-диск или колода карт. Нашедший «клад» забирает эту вещь и оставляет взамен равноценную, затем записывает свои данные и изменения в тайнике в специальный блокнот, который обязательно должен лежать в контейнере. После этого тайник нужно вернуть на прежнее место и замаскировать, чтобы следующие игроки тоже усилия для его обнаружения.

Игра «Я рисую на асфальте».

С помощью GPS-приёмника можно не только ориентироваться в лесу и искать тайники, но и рисовать – благодаря такому полезному свойству, как запись перемещений владельца. Для этого нужно всего лишь двигаться в правильных направлениях. Например, студенты Оксфорда, которые придумали GPS-рисование, однажды «написали» коротенькую фразу «GPS Drawing on Oxford». Проект активно развивается – в частности, выпущены две специальные программы для обработки рисунков: GPSograph предназначена для редактирования и показа объёмных рисунков, созданных GPS-приёмником, а Mapograph наносит рисунки на географические карты соответствующих городов. GPS-рисованием теперь увлекаются и в России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Методические рекомендации по применению игровых технологий на уроках истории

даны методические рекомендации по организации игр на уроках истории....

Методические рекомендации по применению эффективных игровых технологий для формированию коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки

В данной работе раскрываются виды игр, которые можно применять на уроках СБО,  способствующие развитию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ. В приложениях приведены примеры применения игро...

методические рекомендации по применению инновационных технологий на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования

Применение инновационных технологий, разноформатных упражнений для развития всех четырех видов речевой деятельности на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования...

Методические рекомендации по применению информационно-коммуникативных технологий на уроках географии в 7 классе

Использование ИКТ дает свои плюсы и минусы, к плюсам мы можем отнести:1. индивидуальный подход к обучению;2. повышение уровня саморазвития обучающихся;3. увеличение объема проходимого материала;4...

Методические рекомендации по применению технологии РКМЧП

Учителя в своей работе используют различные приёмы и методы технологии РКМЧП. Обобщая опыт нашей работы, анализируя основные этапы урока, мы выявили, какие приёмы чаще всего используют учителя....

Методические рекомендации по применению дидактических игр на уроках технологии

Методические рекомендации по применению дидактических игр на уроках технологии...