Русская (Восточно-Европейская) равнина.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Севээн Саяна Алдын-ооловна

Урок по теме "Русская (Восточно-Европейская) равнина изучается в курсе физической географии. В данной теме рассматривается особенности географического положения равнины и их влияние на природу. Специфика природы климат, рельеф, природные зоны и природные русурсы. Причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. 

РУССКАЯ РАВНИНА -  вторая после Амазонской равнина Земли. Просторы Русской равнины - это карельская, и печорская тайга, и среднерусские дубравы, и необозримые тундровые пастбища, лесостепи и степи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии в 8 «в» классе по теме:

"Русская (Восточно-Европейская) равнина"

Цели урока.

  • Создать образ Русской равнины  изучить природу и ресурсы равнины.
  • Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
  • Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.

Оборудование: физико-географическая карта России, тектоническая карта России, климатическая карта России, физико-географическая карта Русской равнины.

Примечание: учащимся были даны индивидуальные задания.

Ход урока

Учитель. Ребята, мы сегодня начинаем изучать новую тему “Крупные природные районы России”. Иначе, их в научной литературе называют физико-географическими странами. Откройте, пожалуйста, первый форзац учебника и найдите карту - схему России, на которой изображены все крупные природные районы. Перечислите их.

Ученик. Русская (Восточно-Европейская) равнина, Урал, Кавказ, Западная Сибирь, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, Горы Южной Сибири и Дальний Восток.

Учитель. Каждая физико-географическая страна уникальна и неповторима. Нам еще предстоит совершить путешествия по всем этим районам. На этом уроке мы отправляемся с вами в интереснейшее путешествие по Русской равнине. Нас ожидает знакомство с историей формирования, тектоническим строением и рельефом изучаемой территории, ее климатом и водами, природными зонами, а также с населением района.

Первый ПТК с которым мы познакомимся – это Русская равнина, или Восточно-Европейская. - Как вы думаете, почему это равнина имеет такое название? (Русская – потому что здесь был центр России, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живет большинство русских России. )

- Почему Восточно-Европейская? (Равнина расположена на востоке Европы)

План нашего урока изображен в виде следующей схемы, которую мы поэтапно должны заполнить.

  1. Тектоника и рельеф
  2. Климат
  3. Воды
  4. Разнообразие природы
  5. Вывод.

Тектоника и рельеф

Климат

Воды

 Разнообразие природы

Вывод

 Учащиеся перерисовывают данную схему в тетрадь, после чего всем классом начинают наполнять ее содержанием.

ТЕКТОНИКА И РЕЛЬЕФ

Учитель. Посмотрите на тектоническую карту России. Что представляет из себя Русская равнина в тектоническом отношении? (в основании Русской равнины лежит древняя Русская платформа).

Везде ли кристаллический фундамент перекрыт осадочным чехлом? (нет, имеется Балтийский щит на северо-западе и Воронежский массив на юго-западе).

Чем обусловлен равнинный характер рельефа? (тем, что равнина находится на платформе). 

Посмотрите на физическую карту. Что можно сказать о рельефе Русской равнины? (равнина представляет собой совокупность возвышенностей и низменностей). 

Перечислите возвышенности. (Смоленско-Московская, Валдайская, Среднерусская, Приволжская, Северные Увалы, Тиманский кряж).

Как вы думаете, чем обусловлено наличие возвышенностей и низменностей в пределах равнины? (неровностями фундамента). 

А теперь нанесите на контурную карту Русской равнины Валдайскую, Среднерусскую и Приволжскую возвышенности.

В результате дальнейшей беседы рубрика “Тектоника и рельеф” заполняется следующим содержанием:

Крупнейшая равнина мира.

Древняя равнина.

Разнообразие рельефа (возвышенности и низменности).

Самая низкая точка России – Прикаспийская низменность, - 28 м.

На севере альпийские черты ландшафта при отсутствии гор – скалы, каменные развалы (связано с деятельностью ледника).

Имеются каньоны и водопады! (в Саблино).

На юге имеют место землетрясения!

Физическая минутка. А, теперь  ребята, давайте немножко отдохнем. Сделаем за мной упражнение.

Раз – подняться, подтянуться

Два – согнутся, разогнутся

Три – на ладошке три хлопка, головою три кивка

Путешествуем по свету

Изучаем мы равнину.

КЛИМАТ 

- Назовите климатообразующие факторы, определяющие климат равнины. (расположение от заполярных широт на севере до 45 с.ш, протяженность с севера на юг на 200 км – разнообразие климата; от субарктического на севере до умеренно-континентального на большей части равнины. В заполярных районах лето прохладное, на юге очень теплое.)

Русская равнина расположена в умеренных широтах, поэтому здесь четко выражены четыре сезона года, господствуют западные ветры, наибольшее влияние оказывает Атлантический океан.

Задание по климатической карте. Работа в группах. Определите средние температуры января и июля, годовое количество осадков в Петрозаводске (1 группа), Москве (2 группа), Воронеже (3 группа), Волгограде (4 группа).

Город

Петрозаводск

Москва

Воронеж

Волгоград

Температура января

-12

-10

-8

-10

Температура июля

+ 16

+ 18

+ 20

+ 24

Осадки, мм

600

550

500

400

Сделайте вывод о климате Русской равнины.

Учащиеся делают вывод и записывают в таблице: климат умеренно-континентальный, континентальность нарастает к юго-востоку. В целом, самый благоприятный климат в России (мягкая зима и теплое лето).  Выпадает много осадков (большое влияние оказывает западный перенос). Климат очень разнообразный.

ВОДЫ 

Рельеф Русской равнины определяет направление течение рек, распределение их по бассейнам.

- Найдите и назовите крупные реки равнины, к бассейнам каких океанов они относятся?( К бассейну Северного Ледовитого океана…, …, к бассейну Атлантического океана…, … к бассейну внутреннего стока …, …)

- Какие реки более полноводны?

- Почему самая крупная река Русской равнины – Волга?

На территории Русской равнины много крупных озер. Большинство из них находятся на северо-западе равнины. Почему?  (Здесь избыточное увлажнение, на поверхности водоупорные породы Балтийского щита, котловины ледниково-тектонические и подпрудные, т.е .влияние древнего ледника).

- Найдите на карте реки и озера. Покажите их.

Учащиеся делают вывод и записывают в таблице: Много внутренних вод. Волга – самая длинная река Европы.  Ладожское и онежское озера – Великие Европейские озера.  Большинство рек текут с севера на юг.  По рекам проходил путь из варяг в греки.

Задания на контурной карте. Подписать названия всех географических объектов, указанных в тексте учебника.  

РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ

Разнообразие ландшафтов – от тундры на севере до пустыни на юге Русской равнины.

Ученики подготовили опережающие задания.

Ожидаемые ответы учащихся.

 1 ученик читает стихи Ивана  Алексеевича Бунина  (1870-1953) (о тайге)

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога…

2 ученик читает стихи Ивана Алексеевича Бунина (о лесном озере)

На озере, среди лесов зеленых,
Кувшинки белые, как звезды, расцветали.
В Петровке, в жаркий день,
Когда в бору сосновом
Так сухо и светло от солнца и песков,
Я прихожу на луг, под тень ольхи сребристой,
Где пахнет мятою и теплою водой,
Где рдеют радужно-стеклянные стрекозы,
И блещет озеро среди стволов берез…

3 ученик читает отрывок  Константина Дмитриевича Ушинского  (1824-1870) (о смешанном лесе)

Летом в лесу

Хорошо в лесу в жаркий полдень. Чего тут только не увидишь! Высокие сосны развесили иглистые вершины. Елочки выгибают колючие ветки. Красуется кудрявая березка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул вырезные листья. Из травы глядит глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.

Сережки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Крепким носом стучит по стволу дятел. Кричит иволга. Мелькнула пушистым хвостом цепкая белка. Далеко в чаще раздается треск. Уж не медведь ли это?

4 ученик читает отрывок  Антона Павловича Чехова (1860-1904)

Степь

Между тем перед глазами ехавших расстилалась широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность… едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается…

5 ученик.читает отрывок Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883) (о смешанном лесе)

…Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями, дорожке... Далее, далее, глубже в лес… Лес глохнет. Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо…

6 ученик читает стихи Ивана Захаровича Сурикова (1841-1880)

Степь

Едешь, едешь, - степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху, над степью,
Тишина немая.
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет;
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь, - как шальные
Кони мчатся степью;
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами
Две-три старых ивы, -
И опять в траве волнами
Ветра переливы.
Едешь, едешь,- степь да небо,
Степь, все степь, как море;
И взгрустнется поневоле
На таком просторе.

7 ученик читает отрывок Александра Ивановича Куприна (1870-1938)

Степь весною

Раннее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки…

После этого учитель знакомит ребят с картинами родной природы (И.И.Шишкин, И.И.Левитан и др.)

Закрепление.

  1. Рассказать о географическом положении Русской равнины, показывая на карте.
  2. Почему Восточно-Европейскую равнину называют Русской?
  3. На какой тектонической структуре расположена равнина?
  4. Какие формы рельефа расположены на Русской равнине?
  5. Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат? Почему?
  1. Назовите тип климата равнины?
  2. Какие реки имеют более молодые долины?
  3. Назовите природные зоны равнины. В чем их особенность?

Домашнее задание. Параграф 27. Вопросы 1-5 на стр.157.

Учитель. Итак, на этом уроке мы познакомились с Русской равниной. Это крупнейшая физико-географическая страна на территории России. Можно сказать, что Русская равнина – душа, сердце России.

Итог урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская (Восточно-Европейская) равнина

Урок географии в 8 классе с применением интернет-ресурсов....

Урок по географии в 8 классе по теме: «Русская (Восточно-Европейская) равнина»

Формировать представления и знания об особенностях природного района – Русской равнины....

«Русская (Восточно-Европейская) равнина»

Урок  географии 8 класс   Тема урока: «Русская (Восточно-Европейская) равнина» Цели урока. Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России; показать ее ун...

Русская (Восточно-Европейская) равнина

В данной работе формированы представления и знания об особенностях природного района – Русской равнины...

Русская (Восточно-Европейская) равнина

Урок географии в 8 классе....

Русская ( Восточно- Европейская) равнина

Открытый урок географии в 8 классе. Предоставлены конспект, презентация, раздаточный материал к уроку....