Достижение метапредметных результатов на уроках географии с помощью формирования основных видов деятельности учащихся.
статья по географии (6 класс) по теме

      В процессе изучения географии одновременно с географическими умениями формируется немало метапредметных умений, обеспечивающих метапредметные результаты обучения дисциплине. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Достижение метапредметных результатов на уроках географии с помощью формирования основных видов деятельности учащихся.

      В новом стандарте и примерной программе основной целью образования подрастающего поколения провозглашено формирование основных видов деятельности ученика и четко прописаны требования к результатам обучения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы: личностные, метапредметные и предметные результаты.

      В процессе изучения географии одновременно с географическими умениями формируется немало метапредметных умений, обеспечивающих метапредметные результаты обучения дисциплине. К метапредметным умениям относят умения анализировать, делать умозаключения и выводы, объяснять, доказывать, группировать, сравнивать, давать определения понятиям, решать учебные проблемы, ставить вопросы, вести дискуссии, подготавливать презентации и обсуждать их в классе.

Внимание учителя к формированию этих умений требует установления взаимосвязи между географией и другими учебными дисциплинами. Эта деятельность учителя обусловлена задачами формирования системы научных знаний и убеждений, отражающих единство реального мира. Метапредметные умения способствуют упорядочению, систематизации знаний, их самостоятельному и прочному усвоению. Они помогают учащимся овладеть методами научного познания, общими для многих учебных предметов.

               Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии, реализующей стандарты второго поколения, заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • - познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • - гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • - способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умений управлять своей познавательной деятельностью;
  • - готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

               К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

              Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

            Новый стандарт и примерная программа основное внимание обращают на усиление деятельностного подхода в обучении. Многим учителям предстоит серьезная перестройка в своей профессиональной деятельности. Приходить в класс учителю теперь надо не для сообщения нового содержания, а с целью организации познавательной деятельности школьников по самостоятельному добыванию новых для них знаний. Только при таком подходе можно решить задачу формирования у школьников универсальных учебных действий и добиться личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

           С целью оказания методической помощи учителям в достижении метапредметных результатов на уроках географии через формирования основных видов деятельности учащихся предлагаю возможные варианты заданий по начальному курсу географии.  Задания выполняются письменно, на уроке, дома, во внеурочное время (по усмотрению учителя).

К каждому заданию даются пояснения о том, какие УУД оно формирует. Для примера представляю  задания из наработанного материала.

 Задания по географии к основным темам начального курса географии

Источники географической информации

1.Составьте рассказ под условным названием «Мое маленькое путешествие» с использованием условных топографических знаков. Название путешествия можете изменить, выбрав свое. (Познавательные, учебно – информационные)

2. Назовите приборы, которые необходимы для работы по топографической карте. Напишите, что вы о них знаете? При затруднении воспользуйтесь необходимыми средствами информации, указав, какие именно использовали.

(Познавательные, учебно – информационные)

3.Изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу в тетради. По результатам работы сделайте выводы.

Вид географических карт атласа

Что изображено

Масштаб

1. Физическая карта полушарий

2.Физическая карта России

3. Политическая карта мира

4. …

5. …

(Познавательные, учебно – логические)

4.В одном из своих произведений В. В.Набоков пишет: «В кабинете…нашелся в книжном шкафу великолепный атлас. Балтийское море показалось ему похожим на коленопреклоненную женщину. Италия – на ботфорт, Цейлон – на каплю воды».

Найдите на карте:

Скандинавский полуостров,

- полуостров Камчатка,

материки Африка и Австралия,

- озеро Байкал.

Какие образы у вас складываются? Ответы запишите напротив каждого географического объекта.

(Познавательные, учебно – логические)

Земная кора и литосфера

5. 7 декабря 1988 года произошло сильное землетрясение. Землетрясение имело магнитуду около 7 по шкале Рихтера. Воздействие подземных толчков проявилось на территории Армении, которая находится на границе двух тектонических плит. В зону землетрясения попали десятки городов и поселков в Армении, Азербайджане и Грузии. Полностью был стерт с лица земли город Спитак, располагавшийся вблизи от эпицентра землетрясения. Очаг землетрясения располагался на глубине до 20 километров от поверхности. В результате землетрясения были разрушены или пришли в аварийное состояние здания, автодороги, железнодорожные пути. При землетрясении возник 37-ми километровый разрыв земной поверхности.

Составьте вопросы к тексту, найдите ответы на них в тексте и перескажите текст соседу по парте.

Работа с картой

1.  Найдите на политической карте страны, пострадавшие от землетрясения.

2.  *Подпишите на карте названия стран и их столиц.

3.  Определите по физической карте, на каком материке расположены страны, в какой его части.

4.  Определите, на территории каких гор, расположены страны.

5.  *Определите по тектонической карте, где еще возможны землетрясения, на территории каких стран?

(Познавательные, учебно – логические)

Работа с Интернет, географическими словарями

1.  *Найдите в дополнительных источниках, что такое шкала Рихтера, амплитуда землетрясения?

2.  *Каково максимальное значение амплитуды землетрясения по шкале Рихтера?

3.  Что такое очаг землетрясения?

4.  Что такое эпицентр землетрясения?

5.  *Что такое сейсмические районы?

(Познавательные, учебно – информационные)

Задания

1.  Нарисуйте иллюстрацию к тексту.

2.  Напишите памятку для людей, живущих в районах, где возможны землетрясения.

3.  Напишите мини-эссе по тексту.

4.  Составьте вопросы к тесту для одноклассников.

5.  Нарисуй схему землетрясения.

(Регулятивные, учебно – организационные)

6.  Многие деревни и села в России имеют название «Горки». Как вы думаете, они действительно были на горе? Свой ответ («за» и «против») письменно обоснуйте.

(Познавательные, учебно – логические)

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

7. В книге шведской писательницы С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с диким гусями» рассказывается о глупом тролле, который решил: «Построю дом поближе к Солнцу - пусть оно меня греет». И тролль принялся за работу: он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.

- Вот теперь, пожалуй, хватит, - сказал тролль. – Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну!

Тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, - думает, - отсюда до Солнца рукой подать!» А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Так этот глупый тролль и замёрз».

Как вы думаете, почему замерз тролль?

(Познавательные, учебно – логические)

8. Вы отправились отдыхать с родителями на дачу. Напишите, используя условные знаки атмосферных явлений, какую погоду Вы хотели бы на эти дни? (Регулятивные)

Гидросфера – водная оболочка Земли

9. Волга – река в Европейской части России, одна из крупнейших рек мира и самая большая в Европе. Длина Волги 3530 км, площадь ее бассейна 1,360млн. кв. км.

Волга берет начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м. Исток Волги – ключ у деревни Волго – Верховье в Тверской области.

В волгу впадает около 200 притоков. Левые притоки мпогочисленнее имноговоднее правых. Бассейн Волги простирается от Валдайской возвышенности на западе до Урала на востоке.

Волга впадает в Каспийское море. Устье реки лежит на 28 м ниже уровня моря. В дельте Волги насчитывается до 500 рукавов, протоков и мелких речек.

Основное питание Волги – снеговое, грунтовое и дождевое. В режиме Волги выделяется весеннее половодье (апрель – июнь), летняя и зимняя межени, осенние дождевые паводки (октябрь).

Составьте план описания Волги.

Используя составленный план, дайте описание реки своей местности.

(Регулятивные, учебно – организационные)

10. Систематизируйте свои знания о течениях. Результаты оформите в виде таблицы:

Течение – это…

Значение течений для жизни нашей планеты

Как образуются течения?

Какие бывают течения? Как они обозначаются на картах?

Назовите самые крупные течения

(Познавательные, учебно – логические)

11. Биосфера Земли

11. Прочитайте текст и выполните задание.

«Материк с уникальной природой. Его называют ледяным, безмолвным, пустынным, белым, загадочным. Толщина ледникового покрова достигает 4700м. Снег и лед отражают большую часть солнечного тепла. Здесь отмечена самая низкая на Земле температура воздуха – 89, 2◦ С, сильные ветры. Большую часть года длится суровая зима. Средняя летняя температура воздуха на большей части материка: -28◦, -30◦С, лишь на побережье она иногда бывает 0◦С и даже +2◦ С. Это самый высокий континент планеты. Здесь нет постоянного населения»

- О каком материке идет речь?

- Учитывая его природные условия, предложите одежду (жилище) для исследователей материка.

Познавательные, учебно – логические)

12. Игра «Найдите на рисунке контуры животных лесов умеренного пояса».

Письменно перечисли их.

Попробуйте создать аналогичную игру (если учащиеся могут рисовать) для зоны саванн. Работа групповая. Возможно создание игры разными группами учащихся для любой другой природной зоны.

Регулятивные, учебно – организационные; коммуникативные)

Задания для обобщения знаний

13. Внимательно изучите таблицу. На основе ее анализа заполните недостающие географические объекты, а также названия материков, на которых они расположены.

Африка

Титикака

Г. Косцюшко

Нил

Аппалачи

Франция

Добавьте по своему усмотрению еще один (отличный от данных) географический объект, характерный для каждой территории.

(Познавательные, учебно – логические)

14. параллель 37◦ 11 ю. ш? Напишите свое доказательство.Почему герои романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» в поисках потерпевших кораблекрушение вынуждены были посетить все материки, через которые проходила

(Познавательные, учебно – логические)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы достижения метапредметных результатов с применением контекстных задач в системе основного общего образования при реализации ФГОС

Использование контекстных задач для  реализации метапредметных связей является одной из приоритетных задач пилотных школ. Особенностью данного вида деятельности на уроках иностранного языка являе...

Достижение качественного образовательного результата на уроках географии с помощью применения ИКТ.

Статья о применении ИКТ на уроках географии. Использование презентаций, мобильного компьютерного класса и интерактивной доски....

Мастер-класс ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Мастер-класс ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИДля решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные...

ЦОР как средство достижения предметных и метапредметных результатов на уроках географии

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изм...

Достижение  метапредметных  результатов на уроках географии.

Внедрение ФГОС второго поколения в педагогическую деятельность ....

Достижение метапредметных результатов через уроки музыки и внеурочную деятельность.

Внеурочная работа не развлекает школьника, а развивает и совершенствует его личность.В процессе работы ребята учатся общаться, самовыражаться, пробуют себя в различных видах деятельности....

Опыт работы:"Ментальные карты как способ достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания в основной школе"

Мы живем в весьма сложное, динамичное по скорости появления инноваций время, с избытком насыщенное информацией, глобальностью происходящих в нем явлений. Современный ритм жизни требует от учителя непр...