Хозяйство(экономика) страны и его структура
методическая разработка (география, 9 класс) по теме

Герцен Ольга Николаевна

На уроке учащиеся знакомятся с хозяйством России и особенностями его структуры, определениями  понятий «хозяйство», «валовой внутренний продукт», «производительность труда», «предприятие»,  «отрасль», «межотраслевой комплекс», «секторы экономики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khozyaystvoekonomika_stranyego_struktura.doc663 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Номженская СОШ

Урок географии

на тему

Хозяйство (экономика) страны и его структура

Учитель: Герцен Ольга Николаевна

1 категория

2013 г.

Цель: сформировать целостное представление о хозяйстве России и особенностях его структуры.

Задачи: 1.Дать определения понятиям «хозяйство», «валовой внутренний продукт», «производительность труда», «предприятие»,  «отрасль», «межотраслевой комплекс», «секторы экономики».

2. Сформировать представление об особенностях структуры хозяйства России.

3. Формировать умения работать со статистическими материалами, учебником, составлять логические схемы.

Оборудование: УМК, ПК, рабочие листы, тесты, раздаточный материал (диаграммы)

Ход урока:

зтапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- раздать рабочие листы и тесты на закрепление, диаграммы, схемы: отраслевая и производственная структура экономики России, основные межотраслевые комплексы России, функциональная структура экономики России, виды предприятий.

1.орг.момент

Сообщение темы и цели урока

Здравствуйте. У нас сегодня присутствуют гости. Давайте повернёмся и поприветствуем их.

- Садитесь. На ваших парках у каждого выданы рабочие листы  для опорного конспекта. К концу урока вы должны заполнить их и сделать выводы по рассматриваемой теме. Дополнительный материал с схемами, и диаграммами.

- Прочитайте тему нашего урока «Хозяйство (экономика) страны и его структура»

-Какую цель вы поставите исходя из темы урока?

- Да цель нашего урока: сформировать целостное представление о хозяйстве России и его структуре. И конечно изучить новые понятия. Прочитайте какие….

«хозяйство», «валовой внутренний продукт», «производительность труда», «предприятие»,  «отрасль», «межотраслевой комплекс», «секторы экономики».

Мы приступаем к изучению хозяйства или экономики России. Прежде всего необходимо дать определение «хозяйства». Откройте учебник на с.221 – прочитайте понятие. (записывают на рабочий лист)

-Какова основная задача хозяйства? (удовлетворение потребностей населения)записывают на р.л

Уровень развития хозяйства страны определяется такими показателями как: ВВП и производительность труда.

- Прочитайте определения этих понятий (с 221) запишите в р.л.

 (Один из ключевых количественных показателей экономического развития, применяемый во всем мире для наиболее общей характеристики результатов экономической деятельности страны за период времени (обычно за год), темпов и уровня развития экономики это ВВП.)

 Посмотрите показатели ВВП – Россия занимает 9 место, рост экономики составил 3процента. С.221-222 прочитайте последний пункт и ответьте на вопрос: Можно ли вернуть России статус великой державы?

- через 10-15 лет.

- Хозяйство (экономика) любого государства вынуждена решать 3 проблемы:(записывают в р.л)

- что производить? (оружие или одежду) завасит от времени, война или мир

- как производить? (какие технологии и ресурсы использовать) чем меньше труда и ресурсов использует человек тем ниже цена товара.

- для кого предназначены? (какой части населения необходимы и как географически распределены по территории страны)

Именно потребности формируют предложение. Хозяйство как живой организм очень быстро реагирует на спрос и предложение.

- Устройство хозяйства страны можно рассматривать с разных позиций. Мы пойдём от малого к большому. Основой и опорой хозяйства являются предприятия. На с.222 дайте определение. И запишите.

Предприятие – это самостоятельная единица хозяйства, выполняющая различные виды экономической деятельности.

- Предприятия производящие сходную продукцию или услуги объединяют в отрасли хозяйства. (записывают понятие)

- Вы теперь знаете что такое хозяйство, предприятие, отрасль. Постараемся структурировать хозяйство.

Его можно разделить на производственную и непроизводственную сферу.

Производственная сфера – это совокупность отраслей производящих материальные блага. (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство) см.приложение 1

Непроизводственная сфера – это совокупность отраслей, оказывающих какие-либо услуги. (образование, здравоохранение, финансовые организации, органы государственного управления и т.д.)

Ведущей отраслью экономики России является промышленность. В зависимости от выпускаемой продукции отрасли промышленности делятся на две группы. Тяжелая (группа А) – совокупность отраслей, производящих средства производства (машины, оборудование для других отраслей): химическая, топливная, металлургия. Легкая (группа Б) – совокупность отраслей, производящих предметы потребления для населения (автомобили, ткани, продукты питания): автомобилестроение, текстильная, пищевая.

Проанализируйте рис.72 учебника занятости населения по отдельным отраслям.

(приложение 2)

??? – В какой отрасли занято больше населения страны? (промышленнсти)

- Меньше?

- Какая сфера доминирует в хозяйстве страны? (производственная)

Вывод: Ведущей отраслью хозяйства является промышленность.

- По отношению к природным ресурсам отрасли промышленности делятся на добывающие и обрабатывающие.

- Найдите соответствие между отраслями промышленности и группами отраслей.

1. Нефтяная     2. Деревообрабатывающая   3. Швейная   4. Горнохимическая    

5. Фармацевтическая   6. Угольная    7. Нефтеперерабатывающая   8. Лесозаготовительная.

- Рассмотрите внимательно межотраслевую структуру экономики. (приложение 2)

??? Может ли каждая отрасть существовать обособленно? (нет с/х нужны машины, горючее даёт нефтяная промышленность и т.д)

-Между отраслями экономики России установились тесные взаимосвязи, поэтому принято считать, что в хозяйстве существуют межотраслевые комплексы – это совокупность взаимосвязанных отраслей экономики.

Вывод: отрасли объединяются в МОК, а МОК взаимосвязаны, т.е хозяйство это единое целое.

- В соответствии с историей возникновения разных видов хозяйственной деятельности хозяйство всех стран проходит 3 этапа (3 сектора)

 1.доиндустриальный(аграрный) (основная часть экономики составляет с/х) (калмыкия, тыва)

2.индустриальный(урал, поволжье, Сибирь, ц.Россия)

3.постиндустриальный(Москавская, С-петербергская агломерации, научные центры)

???На каком этапе развития находится Костромская область?

(Основной отраслью экономики области является промышленность, формирующая одну треть валового регионального продукта. Второе место по удельному весу занимает сельское хозяйство – 16,2 %)

?? А Россия в целом?(в основном на индустриальном с/х и только некоторые районы на постиндустриальном)

???Что необходимо  для достижения постиндустриального этапа? (внедрять новые технологии)

презентация

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

№15

№16

№17

№18

ДП – 1,4,6,8; ПП – 2,3,5,7

№19

№20

№21

№22

№23

3.Закрепление изученого материала

Возьмите ручку и решите тест.

Решение теста

Д.з

П.45, опорный конспект. Р.т.

Оценки за урок

Приложение

Тема: Хозяйство(экономика) страны и его структура.

Хозяйство (экономика) – это _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная задача хозяйства- __________________________________________________

Показатели уровня развития хозяйства:__________________ ________________ и __________________________________

Проблемы хозяйства(экономики):

1.__________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

Предприятие – это ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отрасль(и) хозяйства – это _____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

                                                            ХОЗЯЙСТВО

________________ сфера                                                   непроизводственная  сфера

(материальная)                                                                       (нематериальная)

  • Сельское хозяйство                                                  
  • Транспорт
  • Связь
  • Торговля
  • Строительство
  • Промышленность

А)……………………….                               (энергетика,металлургия, машиностроение)

Б)…………………………

(швейная, обувная)  

  • Наука
  • Образование
  • Культура и искусство
  • Жилищное хозяйство
  • Управление

Классификация отраслей по отношению к ресурсам

1.___________________________________

2.___________________________________

Задание 1. Найдите соответствие между отраслями промышленности и группами отраслей.

1. Нефтяная     2. Деревообрабатывающая   3. Швейная   4. Горнохимическая    

5. Фармацевтическая   6. Угольная    7. Нефтеперерабатывающая   8. Лесозаготовительная.

Добывающие

обрабатывающие

Межотраслевые комплексы (МОК) – это____________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Вывод: отрасли объединяются в МОК, а все МОК ________________, то есть _____________________________ это единое целое.

Этапы развития общества и хозяйства:

1.________________________(аграрный) __________________

2._______________________________________________________

3.____________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Алфавит и структура языка «Паскаль». Структура программы на языке «Паскаль». Типы переменных. Арифметические выражения. Стандартные функции».

Сформировать основные приемы работы со средой программирования TURBO Pascal.Изучить основные типы переменных и научиться записывать выражения с использованием встроенных функций и арифметических опера...

презентация: "Хозяйство ( экономика) страны"

Хозяйство ( экономика) страны...

Практическая работа «Изучение и объяснение географических особенностей половой и возрастной структуры населения в отдельных странах и регионах мира»

Задания для проведения практической работы «Изучение и объяснение географическихособенностей половой и возрастной структуры населения в отдельныхстранах и регионах мира»...

Выявление особенностей половозрастной структуры населения в отдельных странах и регионах мира

использование данной практической работы позволяет ученикам лучше понимать особенности половой и возрастной структуры населения в странах, отличающихся социально-экономическими особенностями...

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...

Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы.

Технологическая  карта урока. Поляков  Информатика . 10  класс. ФГОС.Дата __________________________________Урок 3. Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы..Цели урока:...