бинарный урок истории и географии "Великие географические открытия"
учебно-методический материал (география, 10 класс) по теме

 Лисицына Оксана Владимировна

Бинарный урок по истории и географии.Тема  "Великие географические открытия". Включает викторину, игровые элементы, выполнение самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vgo_urok.docx29.08 КБ
Файл uznay_stranu.pptx292.49 КБ
Файл vgo.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Бинарного урока  по истории и географии с элементами ролевой игры

Авторы: КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж»,

преподаватель общественных дисциплин Шевлякова Лидия Викторовна преподаватель географии Лисицына Оксана Владимировна

Тема:  «Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии».

Тип урока – Комбинированный (смешанный).

География  – повторение  темы  «Великие географические открытия».

История – изучение новой темы  «Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии».

Вид урока – бинарный (история + география) с элементами ролевой игры.

Информационные умения – составление структурно-логической схемы, заполнение таблицы;

Коммуникативные умения - представлять результаты изучения, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

Интеллектуальные умения - анализировать, структурировать и систематизировать материал, различать в исторической и географической  информации факты, мнения, исторические и географические  описания и объяснения;

Оборудование:  презентация MSPowerPoint, дидактический материал для индивидуальных заданий, тексты документов, учебник истории «История. История России и мира с древнейших времен до конца XIXвека: учебник 10 класса общеобразовательных/ Н.В. Загладин, Н.А. Симония».

Цель урока – сформировать образно-конкретное представление  об эпохе Великих географических открытий и колониальной экспансии Западной Европы, показать межцивилизационный  диалог и его  влияние  на  судьбы  участников; систематизация и закрепление знаний.

Задачи:

  1. Раскрыть причины и последствия  Великих географических открытий, показать начало европейской колониальной экспансии;
  2. Выявить влияние исторических событий  на формирование идеалов и ценностей людей середины XV – XVI вв.
  3. Дать оценку сущности социокультурного феномена Великих географических открытий и сформулировать личную гражданскую позицию по отношению к данному событию.
  4. На конкретных примерах показать многообразие культурной жизни, изменчивость идеалов и ценностных установок  общества в зависимости от исторических обстоятельств (работа с документами и обоснование позиции).

Проблемный вопрос урока:

В  наше  время  между  историками  идет спор: одни  заявляют, что «открытие»  Америки – это  «черный день» в  истории   латиноамериканских

государств.  Другие утверждают, что «открытие» Америки привело к  встрече  миров,  к экономическому  и культурному  сближению  народов.

Ход урока:

1 этап – оргмомент, приветствие, целеполагание, постановка проблемы.

2 этап – актуализация знаний: подводящий диалог, который включает вопросы о предпосылке, причинах  эпохи Великих географических открытий:

Преподаватель истории.

  1. Событие, которое явилось предпосылкой эпохи Великих географических открытий?
  2. Самый прибыльный товар этого времени? (демонстрация товара: перец, корица, ваниль; благодаря запаху, учащиеся узнают их);
  3. Страна пряностей, куда издавна стремились купцы? Декламация стихотворения (Приложение 1).

Преподаватель  географии: интерактивный фронтальный опрос по вопросам викторины (связь с предметом «Окружающий мир: 2 класс», Образовательная система «Школа 2100»); Сценка «Узнай событие и действующих лиц» (Приложение 2).  

Эпоха Великих Географических Открытий - хронологический  период между второй половиной 15-го и серединой 17-го столетий. Почти за 200 лет европейцы открыли и описали практически все значимые географические объекты – материки, острова, проливы.  Давайте вспомним наиболее значимые экспедиции. За каждый правильный ответ Вы получаете лакомство (конфету), по количеству конфет  определяется победитель викторины. (Приложение 2)

3 этап -  изучение нового материала:

Преподаватель  истории. Причины  Великих географических открытий (экономические, технические, духовные, социальные).

Просмотр отрывка из фильма «Апокалипсис» и работа с эпиграфом к фильму. Какое  историческое событие  происходит  в этот период?

«Великую цивилизацию не покорить извне,

пока она не разрушит себя изнутри»

УиллДюрант.

Проблемный вопрос урока:

В  наше  время  между  историками  идет спор: одни  заявляют, что «открытие»  Америки – это  «черный день» в  истории   латиноамериканских

государств.  Другие утверждают, что «открытие» Америки привело к  встрече  миров,  к экономическому  и культурному  сближению  народов.

Преподаватель географии: работа с учебным текстом.

Задание: заполнение  таблицы  по учебнику с. 228-231.«Создание первых колониальных империй»

Регион завоевания

Страна завоеватель

Дата похода

Руководитель похода

Событие

Присоединенные территории

Физкультминутка. Игра - «Узнай страну».

Преподаватель истории: используя  учебный  текст, составьте структурно-логическую схему «Социально-экономические последствия  Великих  географических  открытий» (Приложение 3).

4 этап - обобщение и закрепление: Подведение итогов. Рефлексия.  

Итоги урока.

Преподаватель географии.

  1. Каковы были причины географических открытий? Разделите эти причины на экономические, научно-технические и духовные.
  2. Почему не Англия и Нидерланды — быстро развивавшиеся страны Европы, а более отсталые Испания и Португалия начали открытия?
  3. Докажите следующий тезис: цель, поставленная открывателями, свидетельствует о том, что эти люди обладали  уже  новым,  несредневековым мышлением, новыми представлениями о назначении человека.
  4. Каковы были хозяйственные, экономические, социальные и духовные последствия Великих географических открытий?
  5. Известно, что норманнские мореплаватели достигли берегов Америки за 500 лет до Колумба. Почему тогда это событие не оказало никакого влияния на развитие Европы?
  6. Как Великие географические открытия повлияли на отношения между разными слоями общества?

Историческая  задача: «До  XIX  века  Испания  владела  самыми обширными колониями  в  Новом  Свете.  За  300  лет  своего  господства  она  награбила  в  Америке золота и  серебра на сумму 6 млрд.  долларов, вывезла много   других   богатств...   Чем  вы  можете  объяснить,  что   Испания   так  и  осталась   страной,  которая  в  своем  экономическом  развитии  отставала   от  Англии, Франции,   Нидерландов»?

Общий вывод.

Преподаватель истории. Связать выводы и проблему с темой урока:

- существует ли взаимосвязь между историческими событиями  и формированием морально-нравственных установок в обществе?

Высказывание личных гражданских позиций на проблемный вопрос урока.

Приложение 1

О какой невиданной земле идет речь в данном отрывке и что   находится   на   подносе   у девушки? (Индия и пряности)

Капитаны (отрывок)

И кажется - в мире, как прежде, есть страны,

Куда не ступала людская нога,

Где в солнечных рощах живут великаны

И светят в прозрачной воде жемчуга.

Как будто не все пересчитаны звезды,

Как  будто наш мир не открыт до конца!

Николай  Гумилев

Баллада о Магеллановом проливе (отрывок)

Каравеллам откроется новая даль…

И ни сил, ни потерь, ни лишений не жаль.

Он прошел,  он дошел, он нашел!

Он услышал великих прибоев раскат,

Взял корицу и перец, имбирь и мускат,

Это пряное золото – новый товар –

Привезет он Испанке - лакомке в дар.

Маргарита  Алигер

(выходит девушка в восточном костюме с подносом)

Приложение 2

Вопросы викторины:

  1. В 1486 этот мореплаватель,  плывя вдоль западного побережья Африки, сумел достичь ее южного края и выйти к Индийскому океану  (Б.Диаш).
  2. Эта экспедиция  заложила фундамент португальской колониальной империи  (В. да Гама).
  3. А) Кто открыл Америку?

Б) Наши предки побывали в Америке тысячу лет назад.

Они доплыли до земли, покрытой зелёной травой, и назвали её Гренландия (Зелёная Земля). Правда, потом оказалось, что это остров, покрытый льдом. Зато это самый большой остров на Земле! (Викинги).

 В)  Мы живем здесь много тысячелетий. Белые люди назвали нас индейцами. Думали, что приплыли в ……, а оказались в ……. На самом деле мы - …..(Апачи, шайоны, каманчи, инки). Вопрос профессиональной направленности – 2 класс.

  1. Этот мореплаватель предлагал невероятный для 15 в. проект нескольким державам. Страна, принявшая его, оказалась в выигрыше.

( Х. Колумб, 12 октября 1492 года).

Сценка «Угадай событие и действующих лиц».

Ведущий: божьей милостью король и королева Кастилии, Леона, Арагона, Сицилии, Гранады, Толедо, Валенсии, Галисии…

Изабелла: Ваши высочества жалуют отныне названного дона в свои адмиралы всех островов и материков, которые он лично и благодаря своему искусству откроет и приобретет в этих морях-океанах.

Фердинанд: Ваши Высочества назначают названного дона  своим вице-королем и главным правителем на всех названных островах и материках, которые он откроет или приобретет в названных морях.

Изабелла: Всяческие  товары, будь то жемчуг или драгоценные камни, золото или серебро, пряности и другие вещи и предметы любого рода, вида и наименования, которые будут куплены, обменены, найдены или приобретены в пределах названного адмиралтейства, пожалованы  отныне Вашими Высочествами дону.

Фердинанд: Со всех и всяческих товаров да будет иметь он десятую часть всего приобретенного, предоставив остальные девять частей Вашим Высочествам.

Смерть Колумба. Монолог.

Двадцать дней как плыли каравеллы,

Встречных волн проламывая грудь;

Двадцать дней как компасные стрелы

Вместо карт указывали путь,

И как самый бодрый, самый смелый

Без тревожных снов не мог заснуть.

Блаженный час! Видна земля… земля!....

Не сон ли это?.. Нет, нет … Зачем же сон?

То – чудная, прекрасная, как дева,

Цветущая, желанная земля.

Свершилось все! Не я ль теперь владыка

Земли моей и моря моего?!

Но царства где ж? Где, где мои владенья,

Рабы, венец и золотые горы?...

Источники которых я открыл;

Испания в них гордо окунулась,

А я, несчастный, бедный изнуренный, -

Кто целый свет открыл,  тому нет крова,

Где мог бы он спокойно умереть!

Кацполетти (перевод Познякова)

  1. Эта экспедиция доказала правильность гипотезы о шарообразности Земли, и установила наличие ЕДИНОГО Мирового океана (Ф.Магеллан).

Приложение 3

Учебный текст.

«Социально-экономические  последствия Великих географических открытий»

Для развития Европы открытия имели колоссальное значение. Были освоены новые полезные культуры. Европейцы научились выращивать кукурузу, томаты, какао, картофель, тропические фрукты. Кукуруза шла на корм скоту, а посадки картофеля избавили жителей Европы от голода. Резко выросло производство сахара; возникли новые отрасли пищевой промышленности. Поступавшие из Америки кокаин, хина, бальзамы, древесная смола и различные яды повлияли на европейскую медицину.

Радикально преобразилась европейская торговля, благодаря открытию новых торговых путей.  Ее главные пути переместились из Средиземного моря в Атлантику. Упало значение итальянских городов, но выросла роль портов Нидерландов и Англии.Что еще более важно, в Европу хлынул поток драгоценных металлов. За 1500—1650 гг. на континент было ввезено 16 000 тонн серебра, 181 тонна золота. Это послужило причиной так называемой революции цен. Цены на товары резко выросли, что сделало выгодными разнообразные торговые операции, обогатило предпринимателей. Произошло первоначальное накопление капитала.  В результате значительно ускорился процесс развития городов как торгово-промышленных центров. Невиданные ранее масштабы приобрели банковские операции, начала складываться система кредитов.

Всё это дало мощный толчок развитию европейской буржуазии. Рост объемов промышленного производства, обусловил переход к мануфактурному производству, которое стало испытывать потребность в сырье. Это стимулировало процесс капиталистических отношений в сельском хозяйстве, происходило развитие товарного сельскохозяйственного производства.  

Используя   учебный  текст,  составьте структурно-логическую схему «Социально-экономические последствия   Великих  географических  открытий»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Традиции Олехнович Кристина Студентка гр . Ш-11 «Узнай страну»

Слайд 2

В этой стране невероятно насыщенная культурная жизнь. Особенно ценят в этой стране хорошую музыку и танцы. И для любого туриста считается непростительным съездить в эту страну и не побывать на спектакле фламенко.

Слайд 3

Жители этой страны вообще очень азартные люди. Зрелищная и завораживающая, но от того не менее опасная коррида (исп. Corrida — бежать) представляет собой настоящую схватку между массивным, хорошо обученным быком и профессиональным матадором . Есть в этой стране и свой аналог бразильского карнавала.

Слайд 4

Испания

Слайд 5

ru.wikipedia . http://portalglobus.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии

Слайд 2

В 1271 г семья итальянских торговцев отправляется в путешествие, которое познакомило Европу с богатством и роскошью Востока (шелк, фарфор, ковры, жемчуг, сладости, благовония). Самый прибыльный товар Марко Поло

Слайд 3

В эту страну издавна стремились купцы, называя её страной пряностей. Жители очень давно научились делать ткани из хлопка и сахар из сахарного тростника, изобрели шахматы и впервые стали изображать цифры привычными для нас знаками. По улицам столицы свободно гуляют коровы и обезьяны. Религия не позволяет жителям обижать животных.

Слайд 4

Середина XV в. - в Европе крупные централизованные монархии контроль перекрёстка торговых путей на Восток обеднение торговых городов Венеции, Генуи миграции торговцев, мореходов, корабелов Португалия Поиск морских путей в Индию за роскошью класс зажиточных людей роскошь торговый путь по суше на Восток 1453 г. - захват турками-османами Константинополя

Слайд 5

Цель: сформировать образно-конкретное представление об эпохе Великих географических открытий и колониальной экспансии Западной Европы, показать межцивилизационный диалог и его влияние на судьбы участников

Слайд 6

ВИКТОРИНА

Слайд 7

В 1486 этот мореплаватель, плывя вдоль западного побережья Африки, сумел достичь ее южного края и выйти к Индийскому океану. Бартоломеу Диаш

Слайд 8

Эта экспедиция заложила фундамент португальской колониальной империи. Первооткрыватель морского пути в эту сказочную страну привез своему королю письмо, в котором говорилось: «Мое государство богато корицей, имбирем, гвоздикой и перцем… Я желал бы получать из вашей страны золото, серебро и красное сукно…» Васко да Гама

Слайд 9

Кто открыл Америку? Наши предки побывали в Америке тысячу лет назад. Они доплыли до земли, покрытой зелёной травой, и назвали её Гренландия (Зелёная Земля). Правда, потом оказалось, что это остров, покрытый льдом. Зато это самый большой остров на Земле! викинги, наша родина - Скандинавия.

Слайд 10

Мы живём здесь много тысячелетий. Белые люди назвали нас индейцами. Думали, что приплыли в ….. , а оказались в ….. . На самом деле мы – Апачи, шайоны , каманчи , инки, ацтеки и другие народы. У нас своя письменность, инструменты из металла, величественные храмы. Мы поклоняемся богу Солнца, а не золоту.

Слайд 11

Этот мореплаватель предлагал невероятный для 15 в. проект нескольким державам. Страна, принявшая его, оказалась в выигрыше. Христофор Колумб

Слайд 12

Эта экспедиция доказала правильность гипотезы о шарообразности Земли, и установила наличие ЕДИНОГО Мирового океана. Фернан Магеллан

Слайд 13

Причины Великих географических открытий (экономические, технические, духовные, социальные): Хозяйственный подъем Западной Европы в XII — XV вв.. Отсутствие ресурсов в Западной Европе (полезные ископаемые, рабочая сила) Прогресс в земледелии, ремеслах, металлообработке, судостроении и разных науках. Демографический скачок. Истощение месторождений драгоценных металлов. Желание европейских монархов расширить территории своих королевств.

Слайд 15

Проблемный вопрос урока: В наше время между историками идет спор : одни заявляют, что «открытие» Америки – это «черный день» в истории латиноамериканских государств. Другие утверждают, что «открытие» Америки привело к встрече миров, к экономическому и культурному сближению народов.

Слайд 16

Начало европейской колониальной экспансии Задание: заполнить таблицу «Создание первых колониальных империй» (учебник с . 228-231 ) Регион завоевания Страна завоеватель Дата похода Руководитель похода Событие Присоединенные территории

Слайд 17

Используя учебный текст, составьте структурно-логическую схему «Социально-экономические последствия Великих географических открытий» Открытие новых торговых путей

Слайд 18

Открытие новых торговых путей Поток драгоценных металлов Революция цен Накопление капитала Развитие городов Рост промышленного производства Переход к мануфактурному производству Увеличение роли буржуазии Рост в потребности сырья Развитие сельского хозяйства

Слайд 19

Проблемный вопрос урока: В наше время между историками идет спор : одни заявляют, что «открытие» Америки – это «черный день» в истории латиноамериканских государств. Другие утверждают, что «открытие» Америки привело к встрече миров, к экономическому и культурному сближению народов.

Слайд 20

Историческая задача «До XIX в. Испания владела самыми обширными колониями в Новом Свете. За 300 лет своего господства она награбила в Америке золота и серебра на сумму 6 млрд. долларов, вывезла много других богатств... Чем вы можете объяснить, что Испания так и осталась страной, которая в своем экономическом развитии отставала от Англии, Франции, Нидерландов»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок истории и изобразительного искусства "Жизнь коротка, искусство вечно"

Обобщить и повторить изученный материал по теме "Искусство в первобытном обществе", "Искусство Древней Руси" и познакомить с характерными чертами современных Нано-технологий можно на бинарном уроке ИЗ...

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"...

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Отражение военно-политических событий в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»

      Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей. Как одна из форм проекта, бинарные уроки  служат средством повышения мотивации изучения предмета, так ...

Бинарный урок (история+математика) по теме "Великая Отечественная война"

Бинарный урок (история+математика) по теме "Великая Отечественная война" можно использовать как обощающий урок в 10-11 классе...

Конспект бинарного урока истории и обществознания в 11 классе

Тема судьбы братских народов на Украине, и крымчан в частности, не могла оставить равнодушными граждан России во всех ее уголках, не остались в стороне и ученики нашей школы. И к этому уроку мы готови...

тест по Новой истории 7 класс Географические открытия

поможет проверить и систематизировать знания...