Бинарный урок (история+математика) по теме "Великая Отечественная война"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Бинарный урок (история+математика) по теме "Великая Отечественная война" можно использовать как обощающий урок в 10-11 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное  учреждение

«Лицей сервиса и индустриальных технологий»

Бинарный открытый урок

(история + математика)

Тема: Великая Отечественная война

                                                         Подготовили преподаватели:

                                                    истории – Тихонова И.Г.

                                                          математики – Аникина Р.П.

Санкт-Петербург

2013

Тип урока: бинарный урок обобщения и систематизации знаний, умений и

                    навыков по теме «Великая Отечественная война»

Цели урока:

Образовательные:

1.Систематизация знаний по теме Великая Отечественная война

2. Повторение, закрепление приобретенных знаний учащихся

 3.Умение применять математические знания к решению нестандарт-

  4.Демонстрация тесной связи предметов (истории и математики)

Развивающие:

  1. Расширение кругозора учащихся.
  2. Развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
  3. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету математика, история.
  4. Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
  5. Развить потребность к самообразованию.

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к родной стране, ее истории.
  2. Воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе;
  3. Воспитание дисциплинированности;
  4. Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
  5. Воспитание уважение друг к другу, к старшему поколению.

Формы организации работы на уроке:

Оборудование урока: карта «Великая Отечественная война», мультимедиа, экран, раздаточный материал.

План урока:

1. Организационный момент:

  • настрой на рабочий лад;
  • сообщение темы урока;
  • сообщение плана урока.

2. Подготовка к активному и сознательному усвоению, закреплению, систематизации знаний. Изложение материала:

 Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие.

2.1. Вводное слово учителя.

2.2-2.4) повторение основного материала  по теме «Великая Отечественная война»

2.5) выполнение самостоятельной работы.

3. Заключительное слово.

4. оценка знаний

5.домашнее задание

Слайд 1

Эпиграф: Своим счастьем мыслить, творить, мечтать мы обязаны тем,

                кто шел в бой побеждать»

Слайд 2

Учитель: Тема урока- «Великая Отечественная война»

Слайд 3

 На этом уроке мы обобщим знания по теме «Великая  Отечественная война,

Слайд 4

а также рассмотрим, какой вклад в победу внесли ученые математики.

Учитель истории:

  Война, навязанная нам, была самым крупным вооруженным нашествием ударных сил империализма. В ее огне, полыхавшем от Баренцева до Черного морей, решалась судьба нашей страны, будущее сотен миллионов людей, судьба всей мировой цивилизации.

  Почти четыре года продолжалась эта страшная война,1418 дней….

Слайд 5

Расстановка сил в начале войны:  К июню 1941 года Германией было захвачено 12 стран Европы - Австрия, Чехословакия, Албания, Польша, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Бельгия, Франция, Югославия и Греция

Немецко-фашистская армия (5,5 млн. чел). Имела структуру:

  • 181 дивизия, в том числе 19 танковых и 14 моторизованных, и 18 бригад, поддерживаемых тремя воздушными флотами.
  • В полосе от Чёрного моря до Припятских болот — группа армий «Юг» (44 немецкие, 13 румынских дивизий, 9 румынских и 4 венгерские бригады)
  • В полосе от Припятских болот до Гольдапа — группа армий «Центр» (50 немецких дивизий и 2 немецкие бригады);
  • В полосе от Гольдапа до Мемеля — группа армий «Север» (29 немецких дивизий
  • Слайд 6 (голос Левитана «объявление войны»

 Война началась рано утром, в 4 часа, 22 июня 1941 года мощными ударами воздушных и механизированных армий Германии.

(карта «Великая Отечественная война»)

Слайд 7

Наступление немецких войск на территорию нашей страны происходило в трех направлениях:

Группа армий «Север»,  цель –  Ленинград;

Группа армий «Центр», цель – Москва;

Группа армий «Юг», цель – Украина, Крым, Кавказ

Слайд 8,9

В первые месяцы войны немцы оккупировали почти всю Прибалтику и Белоруссию, Молдавию и большую часть Украины, вышли к Ленинграду.

В кровопролитных сражениях советская армия потеряла около 1 миллиона бойцов.

Слайд 10

Учитель математики

Математика (работа с графиком)

Слайд 11

Учитель истории:

План нападения на СССР был утвержден Гитлером в 1940 г. – он был рассчитан на молниеносную войну и предполагал разгром советских вооруженных сил. Этот план носил название Барбаросса».

Существовали также планы по уничтожению советского народа – «Ост»(«Восток») и  использованию наших природных ресурсов – «Зеленая папка».

Слайд 12

Великая Отечественная война прошла в своем развитии три крупных периода:

  1. начальный период (22 июня 1941- 18 ноября 1942)
  2. период коренного перелома (19 ноября 1942 - конец 1943)
  3. период освобождения от агрессора и разгрома фашистской Германии (1944 – 9 мая 1945)

( использование карты)

Слайд 13

На начальном этапе войны советские войска отступали.

Слайд 14

В начале сентября группа немецких армий «Север» подошла к Ленинграду. Город взять им не удалось и тогда вокруг города сомкнулось кольцо фашистского окружения – началась 900-дневная блокада Ленинграда (8 сентября 1941г. – 27 января 1944г.) Слайд 15

Вопросы для учащихся:

  1. Как жили люди в блокадном Ленинграде?
  2. Сколько весил хлебный паек для разных категорий населения?
  3. Какое количество людей в Ленинграде погибло от холода, голода,

бомбежек?

Слайд 16

Но ленинградцы, несмотря на голод, холод, болезни продолжали не пускать врага в родной город. Работали заводы, выпускающие снаряды, дежурили бригады добровольцев, спасавшие памятники, дворцы, дома от зажигательных бомб, которые фашистские самолеты сбрасывали на город. Каждый день сотни и тысячи ленинградцев умирали от голода, замерзали на улице и в не отапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но люди выстояли, они сохранили для нас красивейший город мира.

Учитель математики:

Слайд 17

«Кусочек хлеба»  (из книги Воскобойникова  «Девятьсот дней мужества»)
Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде  осталась его семья – жена и  три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери.  Казалось… умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24. Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.
Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их  семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ № 13 Ленинграда,  передала эту семейную реликвию училищному музею.
 

Слайд 18           

 Задачи о блокадной восьмушке хлеба:  

 

         (тема «Действия с обыкновенными дробями»)

  1. Какую часть буханки составляет 1/3 от восьмушки?

2. Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки?

3. На сколько граммов хлеба в1/16 части содержится больше, чем в 1/24 части хлебного пайка?

Слайд 19

Учитель истории: 

В конце сентября группа немецких армий «Центр» уже стояла под Москвой – смертельной опасности подвергалась наша столица.

Слайд 20, 21

Немцы были уверены в своей победе и планировали провести парад на Красной площади. Но солдаты советской армии и москвичи были полны решимости отстоять город. И началась «великая битва» за Москву, которая продолжалась почти семь месяцев и закончилась победой советского народа (30 сентября 1941г. – 20 апреля 1942г.)

Слайд 22 (видеоролик «Битва за Москву»)

Учитель математики: слайды 23-25

Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.

Большой вклад в победу под Москвой внесли ученые математики. Этот вклад состоит  в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают математики. Ведь почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – все это несло на себе отпечаток предварительной научно – технической мысли и обработки. В значительной части техническая мысль выражалась первоначально на математическом языке. Математики помогали успешно решать важнейшие практические вопросы -  освоение природных богатств, проблемы, связанные с созданием новой совершенной военной техники, с увеличением выпуском танков, самолетов и другой продукции, в которой так нуждался фронт.

Учитель истории: (выводы)

      1.Немцы были отброшены от Москвы на 150-200 километров;

 2.Развеян миф о непобедимости немецкой армии;

      3.Сорван план «Барбаросса» - план молниеносной войны;

Слайд 26,27

       Это была первая и единственная победа советской армии на начальном этапе войны, противник вынужден был перейти к стратегии затяжной войны.

В первые же дни войны  был создан Совет по эвакуации предприятий на Восток, эти предприятия уже в 1942 году начали выпуск военной продукции.

Учитель математики: Слайд 28

Математики помогали успешно решать важнейшие практические вопросы освоение природных богатств, проблемы, связанные с созданием новой совершенной военной техники,  с увеличением выпуском танков, самолетов и другой продукции, в которой так нуждался фронт.

 Слайд 29(решение задач)

Учитель истории:

Основными событиями второго периода войны стали разгром немецких войск под Сталинградом, Курском, битва за Днепр и освобождение Кавказа.

Слайд 30

Уже летом 1942 года группа армий «Юг» подошла к Волге, немцы рвались к Сталинграду – важному стратегическому пункту. Здесь находилось много оборонных предприятий, отсюда прямо на фронт отправляли оружие, боеприпасы, обмундирование. К тому же захват Сталинграда позволил бы перерезать важную транспортную артерию, по которой в центр страны доставляли хлеб и нефть

Слайд 31.

Сражение за Сталинград было ожесточенное, борьба в городе шла за каждую улицу и каждый дом. В ходе боев за Сталинград Советская армия потеряла убитыми и ранеными более 600 тысяч человек.

Советские войска, следуя плану «Уран», разработанному Г.К.Жуковым, сумели не только выстоять и победить, но и гнать немецкие войска в обратном направлении. Победа под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны в целом.

Учитель математики: Слайды 32-36

Идет жестокая война . Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Ее успешно решил академик А.Н. Колмогоров. Используя свои работы в области теории вероятностей, он дал  определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов.

Одна из проблем,  занимавшая многих математиков в то время, была проблема исключительной важности: проверка качества больших количеств однородных изделий. Ведь военные действия невозможны без патронов, снарядов, бомб, мин и т.д. Причем все это необходимо в больших количествах

В 1942 году коллектив математиков, руководимым С.Н. Берштейном, разработал таблицы для определения местоположения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты в десять раз.

(решение задач)

Учитель истории:

Слайд 37, 38

Готовясь к летней кампании, немецкие стратеги сконцентрировали внимание на Курской дуге. Так назывался выступ линии фронта в 500 километров между Белгородом и Орлом. Два мощных танковых клина должны были прорвать оборону советских войск и создать угрозу Москве.

Слайд 39 (видеоролик «Танковое сражение под Прохоровкой»)

Слайд 40, 41

У деревни Прохоровка, в 30 километрах от Белгорода, призошло самое крупное и упорное танковое сражение Второй мировой войны. В нем приняли участие свыше 1500 танков

Фашисткое наступление было остановлено и стратегическая инициатива полностью перешла в руки советского командования. Победа советских войск под Курском завершила коренной перелом в ходе войны.

Контрнаступление под Курском переросло в августе 1943 года в стратегическое наступление Красной армии по всему фронту. Были освобождены Левобережная Украина, Донбасс, Крым. 1943 год стал решающим годом наших побед.

В течении 1944 года от фашистских войск освобождены Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Украина. Немцы были изгнаны с территории СССР, граница восстановлена.

Вопрос к учащимся:

В каком году немецкие войска были изгнаны полностью с территории СССР? 

Вместе с советской армией героическую борьбу на захваченной немцами территории вели подпольщики и партизаны. Они развернули настоящую войну против оккупантов: разрушали железные дороги, прерывали линии связи немецких войск ,громили гарнизоны небольших городов, оказывали помощь советской разведке, препятствовали угону советских людей в Германию. Наиболее широкие масштабы партизанское движение приобрело в Белоруссии,на Украине, Ленинградской, Калининской и Смоленской областях.

Великий подвиг в годы войны совершили труженики тыла.

  Призыв «Все для фронта, все для победы» стал определяющим в их жизни. Каждый на своем месте: рабочие, колхозники, деятели науки и культуры трудились во благо победы.

Слайд 42 Учитель математик

Вместе со взрослыми трудились и дети. Они заменили своих отцов на заводах, фабриках и полях. Давайте посчитаем ,сколько взрослых заменили дети например в Пермской области (задача)  Слайд 43

Большие потери понес СССР в эту войну. Давайте еще раз с вами посчитаем эти потери и подведем итог сегодняшнего урока

(решение задач)

Учитель истории:

Изгнав с территории СССР врага, советские войска оказали помощь народам Европы в освобождении от фашизма.

В этот период силами СССР и его союзниками (США, Англия) была разгромлена фашистская Германия, взят Берлин.

8 мая 1945 года Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции Германии и ее вооруженных сил.

 Слайд 44

Учитель математики:

Большие потери понес СССР в эту войну. Давайте еще раз с вами посчитаем эти потери и подведем итог сегодняшнего урока

(решение задач, выводы ребят)

 Слайд 45

Учитель истории:

Однако цена, заплаченная народами СССР за победу над агрессором, была велика.

- Фашисты полностью или частично разрушили 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень.

- На фашистскую каторгу было угнано ~5 миллионов советских людей в возрасте от 10 до 55 лет

- За время войны в руины были превращены 31850 тысяч предприятий.

- Погибло около 27 миллионов советских людей.

Мы, живущие сейчас, помним всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до сегодняшнего дня, кто победил, чтоб мы с вами жили спокойно под мирным небом!

                   Вспомним их поименно,

                  Горем вспомним своим…

                  Это нужно не мертвым,

                  Это нужно живым!

 

                 

Санкт-Петербург

2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградская битва»

Методическая разработка урока по истории России в 9 классе создана в рамках нескольких образовательных технологий: опрос организован по методу Шольца, изучение нового материала ведется с использование...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УРОК ПАМЯТИ" посвящена событиям Великой Отечественной войны

Презентация может использоваться на уроках литературы для 5-11 классов с целью воспитания патриотизма на примерах героических подвигов советских солдат в Великой Отечественной войне...

Урок математики : "Города - герои Великой Отечественной войны

Данный урок проводился учениками 10 классов для учащихся младших классов чтобы расширить представление детей о Великой Отечественной войне, формировать уважение к воинским святыням и положительную оце...

Урок литературы в 10 классе "Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение" (по роману-эпопее Л.Толстого "Война и мир").

Методическая разработка к уроку литературы с использованием современных технологий....

Конспект интегрированного урока (история+математика) по теме "Великая Отечественная Война в цифрах".

Урок приурочен к 72летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель урока: закрепление знаний о фактах ВОВ, о цене победы в ней на основании умения решать примеры и задачи с десятичными дробями....

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Страницы истории на уроках математики. Важнейшие сражения Великой Отечественной войны". 5-6-й класс

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Действия с целыми и дробными числами».Данный...