Урок в 8 классе по теме:«Урал. Географическое положение, рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»
план-конспект урока (география, 8 класс) по теме

тип урока: изучение нового материала с элементами модуля.

С помощью инструктивной карты определяют географическое положение Урала; особенности геологического строения. Сравнивают и объясняют: почему Кавказские горы выше Уральских?

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок географии в 8 классе

Тема урока:
 «Урал. Географическое положение, рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

Тип урока: изучение нового материала с элементами модуля.

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с географическим положением и особенностями природы Урала.
  2. Совершенствовать навыки работы у учащихся с разными источниками информации.

Оборудование:  карты: физическая, тектоническая, контурная России.

                              Инструктивная карточка №1; тест по теме «Кавказ»;

                              мультимедийная презентация по Уралу.

                                 Атласы, контурные карты.

Ход урока:

I.

  1. Вспомните, с каким ПТК мы познакомились на прошлом уроке.
  2. Сейчас ваша задача проверить свои знания по этой теме, написав тест

(раздать тест)

  1. Взаимопроверка. Ответы на доске.
  2. Поднимите руку, кто не справился с работой? В каких заданиях вы испытывали трудности? Коррекция знаний.

Вывод: Кавказ – горная страна; по возрасту это молодые горы, по строению – складчатые.

II. О каком ПТК можно сказать (на слайде слова Д.Н. М-Сибиряка) и не только… (Стих об Урале  на фоне презентации)

Он азиатскому материку

Пришелся каменным порогом

Ему известен мамонта скелет

В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами

Его точили миллионы лет,

Чтобы строкою засверкали грани.

Железо, никель, хромовые руды

Я трону словом, рифму им найду.

Недаром в копях камень изумрудный

Зеленым глазом смотрит в темноту.

Хребет запутает тропою лосей,

Черникой спелой потчевать начнет,

Блеснет меж сосен речкой Сосьвой,

До светлой тучки ледником достанет,

В озера глянет, в стих войдет.

Он весь пропах лесами и цветами

И горьким дымом заводским.

С.Щипачев

Вы все, конечно, догадались, что это строки об Уральских горах.

И тема нашего урока: (на слайде) Записать в тетрадь.

Задачи. (на слайде)

III. Урал! Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда появилось в нашем лексиконе слово «Урал»?

Историческую справку нам дает ( кто-то из уч-ся).

Мы тоже с вами живем на Урале. Можно ли назвать Уралом только ту местность, где мы живем?

С чего мы начнем? (слайд №14) c географического положения.

IV. Работаем в парах с инструктивной карточкой по заданию №1.

Ответ уч-ся у доски.

Задание №2 работа в контурной карте. Показать на настенной карте все нанесенные объекты.

Подведем итог: мы выяснили, где расположены горы и какие они по высоте.

 Сравните – Почему Кавказские горы выше Уральских?

Анализ тектонической карты. Ответы уч-ся.

Выясним, в чем особенности геологического строения и геологической истории Урала.

(выступление уч-ся с  сообщением)

Работа с картой:

  1. Найдите, какими полезными ископаемыми богаты горы
  2. Сравните месторождения Предуралья и Зауралья?  Вывод.
  3. Чем объясняется такое разнообразие в размещении нерудных и рудных полезных ископаемых на Урале? Ответы уч-ся.

Вывод по уроку.

Подведение итогов. Оценивание работы уч-ся.

Дом.задание: §36 доп. подготовить сообщение или презентацию по теме:

  1. Ильменский заповедник
  2. Использование минеральных ресурсов Урала в народном хозяйстве.
  3. Водные ресурсы Урала (опережающее зад.)

Инструктивная карта №1

к уроку по теме «Урал» 8 класс

 уэ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением, источники информации

Уэ-0

Уэ-1

Уэ-2

Цель: познакомиться с особенностями природы Урала.

Географическое положение Урала

 Задача:  определить географическое положение Урала

Работа в парах.

Задание: I. Пользуясь физической картой атласа, определите:

  1. в каком направлении вытянуты Уральские горы и на сколько км;
  2. определите природные границы              ( между какими природными объектами расположен Урал);
  3. границей, между какими частями России является Урал;
  4. определите среднюю и абсолютную высоту Уральских гор;
  5. какое направление имеют хребты (меридиональное, широтное)
  6. как может повлиять на природу Урала его вытянутость.

II. Работа в контурной карте

  1. Проведите линией черного цвета границу Урала
  2. Для точности изображения используйте градусную сетку и природные объекты
  3. Подпишите 5 вершин Урала.

Атлас с. 14

При затруднении можно обратиться к учебнику с.210-211

Подготовьтесь к ответу

у доски

контурная

карта

Историческая справка:

Вопрос о происхождении названия «Урал» остается дискуссионным. Название, как и определение границ, изменялось с течением времени.

В переводе с тюркского языка «Урал» означает «пояс».

Но у Урала много было названий:

У античных авторов Уральские горы именовались Рифейскими горами.

Средневековые географы называли Урал Поясом.

Ненцы называют Урал Нгарка Пэ (большие камни).

Ханты – Кев (Камень)

Манси – Нер (Камень)

Коми – Из (Камень)

Русские землепроходцы также называли Урал Камнем.

Это название до XVII – XVIII вв употреблялось в официальных документах и прочно входит в деловой и разговорный язык.

Слово Урал упоминается в работе В.Н.Татищева «Российский лексикон».

На Северном Урале до сих пор хребет называют Камень.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки."

Коспект урока по теме "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки." 7 класс...

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России. Обощающий урок. 8 класс.

Итоговый урок по теме "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России". Цели и задачи: 1) определить уровень знаний обучающихся основных понятий, закономерности размещения крупных равни...

Урок географии в 8 классе "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России" в форме игры КВН

Материал для обобщения знаний по теме "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России"...

Проектная работа по географии в 7 классе "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки"

Прект выполняется в течение одного учебного часа. Учащиеся выполняют проект на заранее заготовленном изображении Африки ( контуры материка). Класс делится на 3 группы 1 группв изучает Геологическое ст...

Задания по теме: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые 8 класс

Разноуровневые задания в виде тестов. Тесты разнообразны....

Урок по теме: "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Северной Америки"

Конспект урока по теме "Рельеф, геоглогическое строение и полезные ископаемые Северной Америки"...

Технологическая карта урока географии по теме "Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые территории России."

Технологическая карта урока географии по теме "Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые территории России."...