Проект урока географии в 9-м классе "Экзотика России - Северный Кавказ и Дальний Восток"
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Качмашева Людмила Васильевна

УМК по  которому  составлен  проект урока: серия  «Полярная  звезда» Учебник: Алексеев А.И., Николина В.В., Болысов С.И. и др.  География. Россия. 9 класс / Под ред. А.И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2009.-240с.: ил.-(Академический школьный учебник).

 География.России: Поурочные разработки:  9 класс: пособие для  учителей общеобразовательных учреждений/ Николина В.В; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».-М.: Просвещение,2010.-128с. (Академический школьный учебник).

География. Мой тренажёр. 9 класс: пособие для  учащихся общеобразовательных учреждений/В.В.Николина;Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во  «Просвещение».-М.:Просвещение, 2009.

Раздел: В  структуре  учебника «География. Россия» для  9  класса  выделяют  три  раздела – «Регионы России», «Европейская Россия», «Азиатская Россия» Данный  проект  урока  относится к разделу «Регионы России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_geografii_9_klass.doc1.44 МБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_2.doc56 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

Урок проводился в 9 классе  интеллектуальный уровень гуманитарной  направленности выше среднего. В этом классе я работаю четвёртый год, как учитель - предметник. В классе 9 учащихся: 1- отличник, 6 - хорошистов, 2 учащихся занимаются удовлетворительно. Ребята самостоятельны, четко определяют цели и ставят задачи, которых они должны достичь и выполнить. Хорошо развито логическое мышление, могут самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выделять главное, делать выводы. Работая в этом классе, я выполняю направляющую и контролирующую функции. Готовясь к этому  уроку, я ставила цель - показать самостоятельную работу учащихся по приобретению знаний с различными географическими источниками.

Данный урок изучается в разделе «Регионы России» «География. Россия» для  9  класса. Это последний урок в теме Регионы России, он проводится тогда, когда у учащихся накоплен  достаточно большой  опыт применения характеристики ГП.

Цели урока: Образовательные:1. Повторение   понятие ГП район.2. Составление образа территории Дальнего Востока  и Северного  Кавказа. Выявление особенностей природы регионов.  Обсуждение проблем, связанных с особенностями  природы Северного  Кавказа и Дальнего Востока. Выделение черт сходства и различия двух регионов

Развивающие: Развитие ранее полученные знания при составлении характеристики природных комплексов и усовершенствование  коммуникативных умений при обсуждении полученных результатов.

 Осуществление самостоятельной поисковой работы с картами атласа, текстом учебника для выявления особенностей  природы  изучаемых регионов.

Усовершенствование навыков сравнительного  анализа двух контрастных территорий.

Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности за принятие решения, умение работать в группе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.

На уроке применялись следующие методы обучения: проблемный и частично- поисковый. словесный (беседа), практический (выполнение заданий); наглядный(фото и художественные иллюстрации в виде компьютерной презентации)

Форму работы на уроке выбрала фронтальную, индивидуальную, дифференцированно- групповую в малых группах, потому что сама работою над проблемой «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии». Самостоятельная работа — это познавательная деятельность учащихся по совершенствованию знаний, приобретенных ранее, и по приобретению новых знаний, овладению умениями и навыками за минимальное время. Главное при этом научить учащихся самостоятельно приобретать первичные знания из разных источников. Они должны находить необходимые сведения, ориентироваться в потоке информации, знать, где можно найти нужные данные, уметь самостоятельно сделать обобщения и выводы. Самостоятельная работа повышает эффективность использования учебного времени, формирует трудолюбие учащихся. Эта форма обучения, дает возможность испытать радость напряженного умственного, творческого труда, возбуждает желание размышлять, искать, обогащать себя новыми знаниями. Она повышает интерес к учебе, ибо интереснее самостоятельно добывать знания, чем получать их в готовом виде. Учитель при такой форме обучения выступает не столько как информатор о новых знаниях, а как организатор, консультант и оппонент учебной деятельности.

На первом этапе урока для создании  мотивации урока  были использованы  чтение отрывка из стихотворения  Твардовского  о  Дальнем Востоке и музыкальный отрывок из песни про Кавказ- что по моему мнению очень удачно  сочеталось с поставленной дидактической задачей  Возбудить мыслительную деятельность учащихся, создать внутреннюю заинтересованность. Основной задачей на этом этапе  было  подвести учащихся к постановке целей урока мы    вместе дали ответы. Вовлечению ребят в активную работу  способствовала следующая дидактическая задача- подготовить к обучению через повторение опорных знаний. В данном  случае учащиеся вспомнили последовательность характеристики географического положения  природной территории.

При изучении нового материала использовалась дифференцированно- групповая  работа в малых группах. Дополнительными источниками информации, которые вызвали интерес: электронная презентация, учебник Алексеев А.И., Николина В.В., Болысов С.И. и др.  География. Россия. 9 класс / Под ред. А.И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2009.-240с.: ил.-(Академический школьный учебник).физическая и экономическая карты атласа, статистические материалы, а также материалы периодической печати, инструктивные карточки. 

Для более полной реализации данных целей я считаю целесообразным использование новых педагогических технологий. На данном уроке были использованы:

- технология развития мотивации достижений (совместная постановка темы и целей урока, активные формы работы с детьми: групповая работа, презентация, выполненная ученицей, самооценка учащимися своей деятельности);

- элементы здоровьесберегающих технологий (чередование различных видов деятельности, проведение физкультминуток, учёт двигательной активности учащихся);

- ИКТ (презентация урока «Дальний Восток и Северный Кавказ с помощью мультимедийной приставки   и интерактивной доски).

- Личностно- ориентированный подход (создание ситуации выбора при выполнении д/з, при работе в группах.

Для формирования мотивации достижений на уроке создавались различные психолого-педагогические условия.

1.Создание в начале урока эмоционально-положительного настроя  на ситуацию успеха в роли  «молодых учёных - первопроходцев» обеспечило атмосферу доверия между учителем и учениками. Совместная постановка темы и целей урока активизировали деятельность учащихся.

2. Деятельность учащихся обладала новизной, была интересной, посильной, работала на зону ближайшего развития учащихся, содержала задания различной степени сложности (дети разбиты на группы согласно сложности исследования их вопроса). Работа учащихся была направлена на развитие умения анализировать, обобщать, выделять главное, существенное, работать и общаться в парах и  малых группах.

3. Следующим условием являлось наличие возможности для проявления детьми самостоятельности на разных этапах урока: при постановке темы и целей урока, при изучении и закреплении знаний  учащихся,  при самоконтроле своей деятельности.

4. На протяжении всего урока применялись различные приёмы оценивания учащихся:

словесные («Молодец! Хорошо поработали!»), мимические (улыбка). Оценка мотивирует учащихся к достижениям, формирует устойчивую самооценку, вызывая уверенность в себе.

5. На уроке развивалась потребность не только в индивидуальных,  но и  в коллективных достижениях путём включения детей в групповую работу, которые активизировали деятельность и позволяли учащимся чувствовать себя увереннее.

На уроке были созданы благоприятные условия для усвоения нового материала. Учащиеся были обеспечены учебными пособиями, во время урока сложилась доброжелательная обстановка. Поэтому класс работал активно, ребята давали полные, грамотные ответы. 

Несмотря на то. Что объём материала  очень большой- работа была спланирована так, чтобы получение информации  шло сразу по нескольким направлениям, учитывая дифференцированный подход в обучении.

На основании выше изложенного, считаю, что урок достиг своей цели, поставленные мною задачи были решены.

Психолого- педагогическая характеристика       9 класса

В  классе  9  человек, из  них 5 девочек и 4 мальчика.

1.Барышкова  Марина Алексеевна- 23.10.94г.

2. Беляева  Ольга  Алексеевна – 13.05.94г.

3.Репина  Виктория  Сергеевна – 30.07.94г.

4.Кашаргина  Мария  Юрьевна-23.02.94г.

5.Чеботарёва  Дарья  Леонидовна – 20.01.94г.

6. Качмашев  Андрей  Вячеславович – 24.04.94г.

7.Новиков  Даниил  Александрович – 26.08.94г.

8.Попов  Андрей  Сергеевич – 14.02.94г.

Ребята  обучаются  в  среднем  звене  пятый  год. За  время  обучения  в  предыдущих   ребята  проявили  себя  как дружный, сплочённый  коллектив. Они  общительные,  энергичные, но  по  сравнению  с предыдущим  годом, (сказывается  процесс  взросления) -  стали  более  сдержанные  в  проявлении   своих  бурных  эмоций. Ребята  этого  класса, особенно  девочки,  очень  индивидуальны  в  общении и  в  проявлении  интересов.  При  общении  требуют  к  себе  повышенного  внимания   со  стороны  классного  руководителя и  окружающих. Интересы  девочек  разнообразны – это  и увлечение  спортом, и занятие в школе  искусств  на  художественном  отделении. Мальчики в своём  большинстве  предпочитают  спорт, они  более  спокойные, даже  скромные. Есть  один  мальчик, к  которому  необходим  особый  подход. Он  замкнут, со  своими  сверстниками  общается  избирательно, индивидуалист, но в  последнее  время  стали  наблюдаться  изменения – он  стал  более  раскован, начал  общаться  со  всеми  мальчиками  класса, после  уроков  помогает  своим  одноклассникам  по  дежурству. В общении  с  учителями  стал  более  сдержан, покладист. Другой  мальчик  этого  класса  испытывает  дискомфорт  в  общении  из-за  речевого  дефекта, но ребята  относятся к  нему  с  пониманием и  поддерживают  его. Есть  одна  девочка с речевым  дефектом, но  она  не  испытывает дискомфорт.

Интеллектуальный  уровень  этого класса  выше  среднего, на  уроках  гуманитарного  цикла  ребята  работают  активно, отвечая  на вопросы  учителя, могут  делать  самостоятельно  логические  выводы по  теме  урока, любят  выполнять   индивидуальные  задания, их  легко  можно  организовать на   работу  в парах, группах. С дисциплиной   на  уроках в этом  классе  нет  проблем. На  уроках  математического  цикла  учащиеся  активны, но  здесь  больше  проявляются  их  индивидуальные  способности. По  результатам  опроса  многие  ребята  этого  класса  своими  любимыми  предметами  назвали: литературу, математику, природоведение, рисование, музыку, физкультуру, историю. К  выполнению  домашнего  задания   не  все  ребята  стали относиться  добросовестно, к  концу  прошлого  учебного со  стороны  учителей- предметников   в  адрес  классного  руководителя  стали поступать  замечания  о  не  всегда  добросовестном  отношении  ребят  к  дом.заданию. Ребята  любят  принимать  участие, как в  интеллектуальных  мероприятиях, так  и  в  организации  и  участие  в  КВНах, походах, поездках,  классных  вечерах. После  уроков  ребята   без  напоминания  организуют  дежурство  по  классу. Со  своими    поручениями  справляются, но  участвуют в коллективных  делах  класса   в  основном  по   напоминанию  классного  руководителя.

Лидера  в  классе  нет, по  своим  организаторским  способностям  все  дети  этого  класса  находятся  на  равных.  Особую  инициативу   проявляют  девочки, мальчики  более  пассивны, но  от   участия в  мероприятиях  не  отказываются. Иногда  ребятам  приходится  напоминать о   правилах  хорошего  тона. Состояние  здоровья   у ребят  этого  класса  разное. Есть  мальчик с  врождёнными  отклонениями  физиологического  развития, часто  болеющий. По  этой  причине  у  него  бывают  частые  пропуски  уроков. У  остальных  ребят  серьёзных  отклонений  здоровья  не  наблюдается. Освобождений  от   физкультуры в  классе  нет.

                     Нижегородский  институт  развития  образования

ПРОЕКТ  УРОКА НА  ТЕМУ:

«ЭКЗОТИКА РОССИИ - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ»

География России 9 класс

Проект  урока  составлен по учебному  пособию: Алексеев А.И., Николина В.В., Болысов С.И. и др.  География. Россия. 9 класс / Под ред. А.И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2009.-240с.: ил.-(Академический школьный учебник).

Выполнина: Учитель географии  МОУ  Большерудкинская ООШ Шарангского района

Нижегородской области

Качмашева Людмила Васильевна.

Г.Н-Новгород - 2010год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии :Брейн-Ринг,7 класс,обобщение,Северная Америка.Методическая разработка.

Данный урок я проводила в 7 а классе в рамках Дня открытых дверей в ГБОУ  СОШ №  448 24 марта 2012г. ,особенно радостно что он понравился прежде всего детям,так как ролевая игра интересна в ...

Проект урока географии в 8 классе по теме "Климатические пояса и типы климатов России"

Предлагается вашему вниманию проект вместе с технологической картой урока по географии в 8 классе, который был проведён 6 декабря 2013 года в день открытых дверей в МБОУ "Верх - Обская сош имени М. С....

Проект урока географии в малокомплектной школе. География 8 и 9 класс. Природа регионов России. Особенности населения и хозяйства Архангельской области.

Тема урока географии  в 8 классе "Природа регионов России". 9 класс- "Особенности населения и хозяйства Архангельской области....

Разработка урока и презентация по географии в 8 классе по теме "Северный Кавказ.Особенности природы"

Открытый урок проведенный в рамках республиканского конкурса "Учитель года РТ-2018"...

Разработка урока и презентация по географии в 8 классе по теме "Северный Кавказ.Особенности природы"

Урок проведенный в рамках республиканского конкурса "Учитель года РТ-2018"...