Контрольный срез по теме: «Северный Казахстан»
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Цель: Контроль умений, навыков и знаний по теме Северный Казахстан

            Формирование навыков оценки своих знаний и умений.

 

Оборудование:         1. Экономическая карта Казахстана;

2. Физическая карта Казахстана;

                                   3. Карточки – задания;

                                   4. Контурные карты, атласы, Казахстан 9 кл.

 

Вводное слово учителя: оценка за срез «Лестница успеха»

 

 
 image

 

                                                                    «5»                   

 

 

Оценка каждого этапа:

      «4»                      0 ошибок – 3 балла

1-2 ошибки – 2 балла

3-4 ошибки – 1 балл

      «3»                      >4 – 0 баллов

                                                               

1 этап: ТЕСТ «Северный Казахстан»

  1. Быстрый рост численности населения Северного Казахстана в последние годы объясняется

А) возвращение людей с войны и предприятий оборонного значения (трудовая армия)

Б) развитие промышленности на базе эвакуированных предприятий и притоком населения из

     республик бывшего СССР на территории которых происходили военные действия.

В) освоением целинных и залежных земель

Г) развитием горнодобывающей промышленности в Кустанайской, Кокшетауской и

    Павлодарской областях.

Д) Разработкой Экибастузского месторождения каменного угля с развитием Павлодарского Экибастузского ТПК.

 

  1. Земледелие в Северном Казахстане начало развиваться:

А) так же давно, как и в России;

Б) в конце 18 века с приходом сюда сибирских казаков и после переселения русских и украинских крестьян в конце 19 начале 20 веков

В) с началом коллективизации (конец 20-х начало 30-х годов)

Г) в период ВОВ

Д) в период освоения целинных и залежных земель.

 

  1. Главная отрасль сельского хозяйства СК:

А) земледелие, а его основная специализация зерновое хозяйство;

Б) мясомолочное животноводство;

В) молочно-мясное животноводство и земледелие (кормопроизводство, частично зерновое хозяйство)

Г) молочное животноводство и овцеводство – разведение овец тонкорунных пород;

Д) молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, земледелие, кормопроизводство и частично обеспечение продовольственным зерном.

 

  1. Машиностроение СК связано с:

А) обслуживанием АПК – производством с/х машин и запасных частей к ним;

Б) обслуживанием машин и оборудования для угледобывающей промышленности

В) производство машин и оборудования для горнорудной промышленности Костонайской области;

Г) производством оборудования, запасных частей и узлов для нефтеперерабатывающей промышленности крупных тепловых станций.

 

  1. Завод по производству ферросплавов построен в Аксу (Ермаке) в связи с:

А) удобным транспортно-географическим положением;

Б) наличием пресной воды;

В) с учетом сырьевого фактора;

Г) наличием кадров, учетом потребительского фактора;

Д) использованием дешевой электроэнергии.

 

  1. Тяжелая промышленность СК связана с:

А) разработкой полезных ископаемых и развитием машиностроения;

Б) потребностями военно-промышленного комплекса;

В) развитием электроэнергетики;

Г) развитием цветной металлургии и нефтеперерабатывающей промышленности.

Д) потребностями перерабатывающих отраслей АПК.

 

  1. Главную специализацию Павлодара определяют:

А) глиноземно-алюминиевая, тракторная и химическая промышленности;

Б) тракторостроение, производство электроэнергии

В) тракторостроение и переработка сельско-хозяйственного сырья;

Г) производство аммония, тракторов, переработка сельско-хозяйственного сырья

 

  1. Ремонтно-механические мастерские и предприятия по переработке сельско-хозяйственного сырья в Петропавловске появились:

А) в конце 15 века, после постройки Великой Сибирской железно-дорожной магистрали.

Б) период коллективизации сельского хозяйства (конец 20-х годов, первая половина 30-х годов)

В) первые послереволюционные годы, когда первым сельско-хозяйственным кооперативам потребовались сельско-хозяйственные орудия и запасные части к ним, возникла необходимость в переработке излишков сельско-хозяйственного сырья на месте;

Г) годы ВОВ на базе эвакуированных предприятий;

Д) период освоения целинных и залежных земель.

 

  1. Заводы по производству кислородно-дыхательной аппаратуры, многотонных и малых весов расположенный в:

А) Костанае

Б) Астане

В) Аркалыке

Г) Петропавловске

Д) Кокшетау

 

  1. Крупнейший завод сельско-хозяйственного машиностроения находится в:

А) Макинске

Б) Петропавловске

В) Экибастузе

Г) Астане

Д) Рудном

Ответы:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

в, б, а, а, д,  а, а, а, д,  г       

Познавательные задачи:

  1. Чем можно объяснить различия в сельскохозяйственной специализации степей Украины и Северного Казахстана. Ведь это одни и те же широты, одна и та же природная зона?

 

  1. Какие (или какой) фактор учитывался в первую очередь при размещении в Петропавловске ТЭЦ-2 в северо-восточной части города? Почему ее не разместили у железной дороги? Ведь она потребляет большое количество тепла?

 

  1. Подумайте, как изменились бы природные условия Казахстана, если бы высокие горы располагались вдоль северной границы Республики? Изменилась бы в этом случае экономика Северного Казахстана? Если да, то каким образом?

 

  1. Ваша фирма – отправитель большой партии из Петропавловска в Тараз, а в обратном направлении скоропортящиеся фрукты и фосфорные удобрения. Какому виду транспорта вы отдадите предпочтение в этом случае? А какой вид транспорта вы выберете, если вас ожидает деловая встреча в Таразе, а живете вы в г. Петропавловске?

 

  1. И в Северном Казахстане и в Южном Казахстане развито растениеводство. Чем отличается развитие этой отрасли сельского хозяйства  в названных районах? Каковы причины этого различия?

 

  1.  «В этих местах …возникнет крупный промышленный центр», сказал об одном из городов Казахстана известный русский химик Д.И. Менделеев. Сможете ли вы опознать этот город? Имеет ли он какое-нибудь отношение к химической промышленности?

 

  1. Трактор марки ДТ-75 в СССР производился на двух тракторных заводах в Волгограде и в Павлодаре. Но сходно ли экономико-географическое положение заводов. Посмотрите на карту и найдите черты сходства и различие в экономико-географическом положении заводов. Определите, изменилось ли оно после распада СССР?

 

  1. Сгруппируйте предприятия по типам – промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, завод, депо, шахта, ферма, рудник, автобаза, аэродром, птицефабрика, пароходство, агрофирма.

 

  1. Целинные земли Северного Казахстана – зона рискованного земледелия, что связано с засушливостью климата. Объясните, почему же здесь не применяют орошение?

 

  1. Уголь Карагандинского бассейна лучшего качества, чем уголь Экибастузского. Географическое и транспортное положение первого бассейна по отношению к потребителю, так же более удобно. Объясните, почему добыча угля в Карагандинском бассейне падает, а в Экибастузском – напротив растет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. этап. Кроссворд «Северный Казахстан»

 

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


            Используя контрольные буквы, впишите в вертикальные строчки (сверху вниз), названия географических объектов и понятий, относящихся к Северному Казахстану.

  1. Район Павлодарской области (Майский)
  2. Река Акмолинской области (Селеты)
  3. Известный курорт Северо-Казахстанской области (Боровое)
  4. Город Акмолинской области (Ерментау)
  5. Райцентр Кустанайской области (Тургай)
  6. Основная зерновая культура района (пшеница)
  7. Центр асбестовой промышленности (Джетыгора)
  8. Центр золотодобычи в Павлодарской области (Майкайн)
  9. Поселок на трассе канала Иртыш-Караганда (Кал-каман)
  10. Центр электроэнергетической промышленности (Экибастуз)
  11. Правый приток реки Уй (Тогузак)
  12. Город – один из центров освоения целины (Атбасар)
  13. Село на юге кустанайской области (Рахмет)
  14. Хвойное дерево, широко распространенное в лесах Северного Казахстана (сосна)
  15. Углеразрез в Экибастузской разрезе (Богатырь)
  16. Река в Кустанайской области (Убаган)
  17. Новый город в Кустанайской области (Рудный)

 

IV этап. «Знаете ли вы?»

 

  1. Слово «уй» в переводе на русский означает «дом». Найдите на карте, что за «дом» находится на границе нашей республики и Челябинской области РФ. (река Уй)

 

  1. Знаете ли вы, что у нас в республике находится самый большой горно-обогатительный комбинат страны? Как он называется и где он находится? (Соколовско-Сорбайский, в Кустанайской области)

 

  1. Орлов можно встретить по всей территории нашей республики. А какой географический объект Северного Казахстана назван в их честь? (г. Орлиная)

 

  1. Какими природными богатствами особенно выделяется СК на фоне других экономических районов? (80% плодородных земель и жел. руд., ½ озер республики, ведущее место занимает  по запасам бокситов, асбеста, энергетических углей)

 

  1. Назовите крупные промышленные предприятия СК, каких нет ни в одном другом районе республики? (Соколовско-Сорбайский, Лисаковский горно-обогатительные комбинаты, Джетыгеринский асбестовый комбинат, Павлодарский алюминиевый комбинат, Петропавловский тракторный завод МЛД, Кокчетавские заводы весовой кислородно-дыхательной аппаратуры, Экибастузские углеразрезы – Богатырь).

 

  1. Какой из трех крупнейших ТПК сформировался на территории СК? (Павлодаро-Экибастузский)

 

  1. В Северном Казахстане есть соленая река. Какая? (Убаган)

 

  1. Назовите населенный пункт в Павлодарской области: первая часть – музыкальный инструмент; вторая – тип сельского населенного пункта? (Баян-аул)

 

  1.  Жизнь каких известных людей связана с Северным Казахстаном? (Ч. Уалиханов,                     И. Алтынсарина, Сатпаева, М. Жумагаева, Г.П. Потанина и др.)

 

  1. Как назывались раньше улицы?

Ул. Ленина  (Вознесенский проспект)

Ул. К. Маркса  (Старокладбищенская)

Ул. Партизанская  (Ново мечетная)

Ул. Рабочая  (Меновая)

Ул. К. Сутюшева  (Караванная)

Ул. Толстого  (Толетовская)

Ул. 314 стр. дивизии  (Сибирская)

 

Подведение итогов, выставление оценок.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sev_kaz_itog_urok.doc63 КБ
Файл sots_infr_9kl_geograf.docx22.2 КБ
Файл transport_9kl.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный срез по теме:

«Северный Казахстан»

Цель:         Контроль умений, навыков и знаний по теме Северный Казахстан

        Формирование навыков оценки своих знаний и умений.

Оборудование:         1. Экономическая карта Казахстана;

2. Физическая карта Казахстана;

                        3. Карточки – задания;

                        4. Контурные карты, атласы, Казахстан 9 кл.

Вводное слово учителя: оценка за срез «Лестница успеха»

                                                                    «5»                

Оценка каждого этапа:

      «4»                0 ошибок – 3 балла

1-2 ошибки – 2 балла

3-4 ошибки – 1 балл

      «3»                >4 – 0 баллов

                                             

1 этап: ТЕСТ «Северный Казахстан»

  1. Быстрый рост численности населения Северного Казахстана в последние годы объясняется

А) возвращение людей с войны и предприятий оборонного значения (трудовая армия)

Б) развитие промышленности на базе эвакуированных предприятий и притоком населения из

     республик бывшего СССР на территории которых происходили военные действия.

В) освоением целинных и залежных земель

Г) развитием горнодобывающей промышленности в Кустанайской, Кокшетауской и

    Павлодарской областях.

Д) Разработкой Экибастузского месторождения каменного угля с развитием Павлодарского Экибастузского ТПК.

  1. Земледелие в Северном Казахстане начало развиваться:

А) так же давно, как и в России;

Б) в конце 18 века с приходом сюда сибирских казаков и после переселения русских и украинских крестьян в конце 19 начале 20 веков

В) с началом коллективизации (конец 20-х начало 30-х годов)

Г) в период ВОВ

Д) в период освоения целинных и залежных земель.

  1. Главная отрасль сельского хозяйства СК:

А) земледелие, а его основная специализация зерновое хозяйство;

Б) мясомолочное животноводство;

В) молочно-мясное животноводство и земледелие (кормопроизводство, частично зерновое хозяйство)

Г) молочное животноводство и овцеводство – разведение овец тонкорунных пород;

Д) молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, земледелие, кормопроизводство и частично обеспечение продовольственным зерном.

  1. Машиностроение СК связано с:

А) обслуживанием АПК – производством с/х машин и запасных частей к ним;

Б) обслуживанием машин и оборудования для угледобывающей промышленности

В) производство машин и оборудования для горнорудной промышленности Костонайской области;

Г) производством оборудования, запасных частей и узлов для нефтеперерабатывающей промышленности крупных тепловых станций.

  1. Завод по производству ферросплавов построен в Аксу (Ермаке) в связи с:

А) удобным транспортно-географическим положением;

Б) наличием пресной воды;

В) с учетом сырьевого фактора;

Г) наличием кадров, учетом потребительского фактора;

Д) использованием дешевой электроэнергии.

  1. Тяжелая промышленность СК связана с:

А) разработкой полезных ископаемых и развитием машиностроения;

Б) потребностями военно-промышленного комплекса;

В) развитием электроэнергетики;

Г) развитием цветной металлургии и нефтеперерабатывающей промышленности.

Д) потребностями перерабатывающих отраслей АПК.

  1. Главную специализацию Павлодара определяют:

А) глиноземно-алюминиевая, тракторная и химическая промышленности;

Б) тракторостроение, производство электроэнергии

В) тракторостроение и переработка сельско-хозяйственного сырья;

Г) производство аммония, тракторов, переработка сельско-хозяйственного сырья

  1. Ремонтно-механические мастерские и предприятия по переработке сельско-хозяйственного сырья в Петропавловске появились:

А) в конце 15 века, после постройки Великой Сибирской железно-дорожной магистрали.

Б) период коллективизации сельского хозяйства (конец 20-х годов, первая половина 30-х годов)

В) первые послереволюционные годы, когда первым сельско-хозяйственным кооперативам потребовались сельско-хозяйственные орудия и запасные части к ним, возникла необходимость в переработке излишков сельско-хозяйственного сырья на месте;

Г) годы ВОВ на базе эвакуированных предприятий;

Д) период освоения целинных и залежных земель.

  1. Заводы по производству кислородно-дыхательной аппаратуры, многотонных и малых весов расположенный в:

А) Костанае

Б) Астане

В) Аркалыке

Г) Петропавловске

Д) Кокшетау

  1. Крупнейший завод сельско-хозяйственного машиностроения находится в:

А) Макинске

Б) Петропавловске

В) Экибастузе

Г) Астане

Д) Рудном

Ответы:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

в, б, а, а, д,  а, а, а, д,  г        

Познавательные задачи:

  1. Чем можно объяснить различия в сельскохозяйственной специализации степей Украины и Северного Казахстана. Ведь это одни и те же широты, одна и та же природная зона?

  1. Какие (или какой) фактор учитывался в первую очередь при размещении в Петропавловске ТЭЦ-2 в северо-восточной части города? Почему ее не разместили у железной дороги? Ведь она потребляет большое количество тепла?

  1. Подумайте, как изменились бы природные условия Казахстана, если бы высокие горы располагались вдоль северной границы Республики? Изменилась бы в этом случае экономика Северного Казахстана? Если да, то каким образом?

  1. Ваша фирма – отправитель большой партии из Петропавловска в Тараз, а в обратном направлении скоропортящиеся фрукты и фосфорные удобрения. Какому виду транспорта вы отдадите предпочтение в этом случае? А какой вид транспорта вы выберете, если вас ожидает деловая встреча в Таразе, а живете вы в г. Петропавловске?

  1. И в Северном Казахстане и в Южном Казахстане развито растениеводство. Чем отличается развитие этой отрасли сельского хозяйства  в названных районах? Каковы причины этого различия?

  1.  «В этих местах …возникнет крупный промышленный центр», сказал об одном из городов Казахстана известный русский химик Д.И. Менделеев. Сможете ли вы опознать этот город? Имеет ли он какое-нибудь отношение к химической промышленности?

  1. Трактор марки ДТ-75 в СССР производился на двух тракторных заводах в Волгограде и в Павлодаре. Но сходно ли экономико-географическое положение заводов. Посмотрите на карту и найдите черты сходства и различие в экономико-географическом положении заводов. Определите, изменилось ли оно после распада СССР?

  1. Сгруппируйте предприятия по типам – промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, завод, депо, шахта, ферма, рудник, автобаза, аэродром, птицефабрика, пароходство, агрофирма.

  1. Целинные земли Северного Казахстана – зона рискованного земледелия, что связано с засушливостью климата. Объясните, почему же здесь не применяют орошение?

  1. Уголь Карагандинского бассейна лучшего качества, чем уголь Экибастузского. Географическое и транспортное положение первого бассейна по отношению к потребителю, так же более удобно. Объясните, почему добыча угля в Карагандинском бассейне падает, а в Экибастузском – напротив растет.

III. этап. Кроссворд «Северный Казахстан»

        Используя контрольные буквы, впишите в вертикальные строчки (сверху вниз), названия географических объектов и понятий, относящихся к Северному Казахстану.

  1. Район Павлодарской области (Майский)
  2. Река Акмолинской области (Селеты)
  3. Известный курорт Северо-Казахстанской области (Боровое)
  4. Город Акмолинской области (Ерментау)
  5. Райцентр Кустанайской области (Тургай)
  6. Основная зерновая культура района (пшеница)
  7. Центр асбестовой промышленности (Джетыгора)
  8. Центр золотодобычи в Павлодарской области (Майкайн)
  9. Поселок на трассе канала Иртыш-Караганда (Кал-каман)
  10. Центр электроэнергетической промышленности (Экибастуз)
  11. Правый приток реки Уй (Тогузак)
  12. Город – один из центров освоения целины (Атбасар)
  13. Село на юге кустанайской области (Рахмет)
  14. Хвойное дерево, широко распространенное в лесах Северного Казахстана (сосна)
  15. Углеразрез в Экибастузской разрезе (Богатырь)
  16. Река в Кустанайской области (Убаган)
  17. Новый город в Кустанайской области (Рудный)

IV этап. «Знаете ли вы?»

  1. Слово «уй» в переводе на русский означает «дом». Найдите на карте, что за «дом» находится на границе нашей республики и Челябинской области РФ. (река Уй)

  1. Знаете ли вы, что у нас в республике находится самый большой горно-обогатительный комбинат страны? Как он называется и где он находится? (Соколовско-Сорбайский, в Кустанайской области)

  1. Орлов можно встретить по всей территории нашей республики. А какой географический объект Северного Казахстана назван в их честь? (г. Орлиная)

  1. Какими природными богатствами особенно выделяется СК на фоне других экономических районов? (80% плодородных земель и жел. руд., ½ озер республики, ведущее место занимает  по запасам бокситов, асбеста, энергетических углей)

  1. Назовите крупные промышленные предприятия СК, каких нет ни в одном другом районе республики? (Соколовско-Сорбайский, Лисаковский горно-обогатительные комбинаты, Джетыгеринский асбестовый комбинат, Павлодарский алюминиевый комбинат, Петропавловский тракторный завод МЛД, Кокчетавские заводы весовой кислородно-дыхательной аппаратуры, Экибастузские углеразрезы – Богатырь).

  1. Какой из трех крупнейших ТПК сформировался на территории СК? (Павлодаро-Экибастузский)

  1. В Северном Казахстане есть соленая река. Какая? (Убаган)

  1. Назовите населенный пункт в Павлодарской области: первая часть – музыкальный инструмент; вторая – тип сельского населенного пункта? (Баян-аул)

  1.  Жизнь каких известных людей связана с Северным Казахстаном? (Ч. Уалиханов,                     И. Алтынсарина, Сатпаева, М. Жумагаева, Г.П. Потанина и др.)

  1. Как назывались раньше улицы?

Ул. Ленина  (Вознесенский проспект)

Ул. К. Маркса  (Старокладбищенская)

Ул. Партизанская  (Ново мечетная)

Ул. Рабочая  (Меновая)

Ул. К. Сутюшева  (Караванная)

Ул. Толстого  (Толетовская)

Ул. 314 стр. дивизии  (Сибирская)

Подведение итогов, выставление оценок.



Предварительный просмотр:

Транспортный комплекс. Социальный комплекс: отрасли социальной инфраструктуры»

Ход урока: 
I. Орг. момент 
- Здравствуйте, садитесь! Приготовьтесь к уроку, достаньте все необходимые предметы. 
Ребята, мы с вами приступаем к изучению нового раздела учебника «Инфраструктурный комплекс». Обратите внимание на доску - тема нашего сегодняшнего урока «Транспортный комплекс. Социальный комплекс: отрасли социальной инфраструктуры». Запишите тему урока в тетради.

План нашего урока: 
1. Знакомство с понятиями: «грузооборот», «пассажирооборот», «пропускная способность», «магистраль», «рекреация», «рекреационные ресурсы», «рекреационные районы» и «культурное наследие»; 
2. Изучить особенности отдельных видов транспорта 
3. Рассмотреть взаимосвязь жизнедеятельности общества и развития инфраструктуры. 

II. Изучение новой темы 
До сих пор вы изучали географию производственной сферы. Кроме нее есть большая группа отраслей, которая обслуживает материальное производство и население. Они составляют обслуживающий, или инфраструктурный комплекс. 
Инфраструктурный комплекс состоит из двух частей: слайд № 3 
Ребята зарисуйте схему в тетради. 
1. Коммуникационная система (транспорт и связь) 
2. Сфера обслуживания (общественная / социальная инфраструктура) 
Главные отрасли социальной инфраструктуры – здравоохранение, образование, торговля, организация отдыха населения и др. 
Транспорт – основа работы всей экономики. Гл. задача - перевозка грузов и пассажиров внутри страны. Его роль в такой огромной стране как Казахстан, особенно велика. 

Запишите в тетради. 
Функции транспорта: 
- обеспечивает производственный процесс; 
- связывает предприятия, отрасли и регионы 
- перевозит внешнеторговые грузы 
- обслуживает население. 
Транспорт включает в себя 4 составные части транспорта: 
- транспортные средства 
- пути 
- организации 
-погрузочно-разгрузочные пункты 
Ребята, откройте учебник на странице 194 рис 113«Виды транспорта». 
- Рассмотрите рисунок, как подразделяется транспорт по назначению. Назовите основные виды транспорта. 
Работу транспорта измеряют двумя показателями: 
1. Количество перевезенных грузов и пассажиров (т/км, чел/км) (слайд 5) 
2. Пассажирооборот и Грузооборот – количество перевезённого груза на определенное расстояние за единицу времени (за день, месяц, год) 
Попробуйте самостоятельно сформулировать определение пассажирооборота. 
Казахстан имеет крупный транспортный комплекс, но у него есть нерешенные проблемы: (слайд 6) 
1. Недостаточное имеющихся путей сообщения 
2. Их невысокое качество 
3. Небольшая пропускная способность 
Используется много устаревших транспортных средств. Поэтому возникла диспропорция между динамично развивающейся экономикой и не успевающим за ней транспортным комплексом. 
Ребята, а теперь, давайте дадим характеристику видам транспорта: 
1. Наземный / сухопутный транспорт в нашей стране ключевой. Большое значение имеет ж/д транспорт. (слайд 7) 
Ж/д – это каркас всей транспортной системы Казахстана. Характеристика: (слайд 8) 
- скорость движения незначительна 
- стоимость перевозок невелика 
- транспорт дальних расстояний 
- самый универсальный 
Для развития ж/д транспорта необходимо: 
- строительство новых дорог 
- электрификация, увеличивающая пропускную способность 
- создание скоростных магистралей (главное направление, основная линия путей сообщения) 
- контейнеризация перевозок. 

Автомобильный транспорт – связующее звено транспортной системы. (слайд 9) 
Характеристика: 
- транспорт коротких расстояний 
- скоростной 
- самый маневренный 
- дорогой 
- экологически грязный. 
Основной загрязнитель воздуха в крупных городах – 
один бензиновый двигатель на 1000 л сожжённого топлива выбрасывает: 
- 200 кг окиси углерода 
- 20 кг окислов азота 
- 25 кг углеводородов 
- 1 кг сажи 
- 1 кг сернистых соединений 
Для развития автомобильного транспорта необходимо: (слайда 10) 
- реконструкция действующих и строительство новых магистралей строительство дорого в сельской местности. 

Не стоит забывать об узкоспециализированных видов сухопутного транспорта: (слайд ___) 
трубопроводный (нефтепроводы и газопроводы) и электронный (передает электроэнергию по проводам ЛЭП) и городской электрический транспорт (трамваи, троллейбусы). 

2. Водный транспорт – работает на естественных путях, не требующих больших затрат на их оборудование. (слайд 12) 
Характеристика: 
- небольшая скорость движения 
- часто сезонная работа 
- судоходные трассы не всегда идут в нужном направлении 

Морской транспорт осуществляет внешнеторговые связи. Самый молодой и динамично развивающийся. (слайд 13) 
Главные морские «ворота» страны – незамерзающий торговый порт Актау. 
Речной транспорт – самый зависимый от природных условий. (слайд 14) 

3. Воздушный транспорт: (слайд 15) 
- самый быстрый и самый дорогой. 
Главная специализация: перевозка пассажиров на дальние расстояния. Главная воздушная гавань страны – г. Алматы (современный аэропорт). 
В Казахстане формируется Единая транспортная система. Важнейшая ее часть всевозможные пути сообщения. Их соединяют транспортные узлы (пересечение дорог, где производится перевалка грузов с одного вида транспорта на другой). (слайд 16) 

4. Связь – это звено коммуникационной системы, включает почтовую связь и телекоммуникации. 
Основная задача – передача информации. 
(слайд 17) 
Почта - старейшая отрасль звена. 
Создание оптико-волоконных линий включают нашу страну в гигантскую мировую коммуникационную сеть, поднимает уровень «телефонизации» населения. Ее отставание частично компенсирует беспроводная связь – пейджинговая и сотовая. Сотовых телефонов в стане больше, чем городских. Большое значение имеет спутниковое телевидение и использование «всемирной паутины» - Интернета. (слайд 18) 

Итак, жизнедеятельность общества невозможна без наложения инфраструктуры. (слайд 19) 
В ней важную роль играет коммуникационная система – транспорт и связь. Для транспортного комплекса важнейшая задача – совершенствование транспортной сети, а для связи – развитие современных, наукоемких ее видов. 

- Ребята, давайте еще раз вспомним нашу схему. Обратите внимание на доску. Слайд 3-20 
Мы с вами знаем, что инфраструктурный комплекс состоит из двух частей: коммуникационной системы (транспорт и связь) и социальной инфраструктуры. Главная задача социальной инфраструктуры – оказывать услуги населению. Это сложный комплекс, включает около 30 отраслей. (слайд 21) 
Главный фактор размещения социальной инфраструктуры: населенческий (размещение населения). 
Отрасли соц. инфраструктуры: (слайд 22) 
1. торговля – продает населению потребительские товары. Главные показатели работы торговли – ее объем (товарооборот) и структура. 
2. предприятия бытового обслуживания (парикмахерские, прачечные, химчистки, бани, ремонт техники, обуви, одежды и др.) концентрируются в основном в городах. 
3. В защите людей от болезни (слайд 23) 
ключевую роль играет здравоохранение. Главные центры – в городах Алматы, Астана, Караганда и Семипалатинск. 
4. самая большая отрасль социальной сферы по числу вовлеченных в нее людей – образование. 
5. организация отдыха населения – деятельность людей (туристов) или организаций (турагенства, гостиницы). Отдых направлен на рекреацию – восстановление. 
Условия рекреации: (слайд 24) 
- достаточные доходы 
- рекреационные ресурсы 
- рекреационное хозяйство (гостиницы, дома отдыха, турбазы, санатории) 
Давайте запишем определение термину Рекреационные ресурсы» - (слайд 25) 
это ресурсы, которые способствуют восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха. Бывают двух видов: 
- природно - рекреационные (водоемы, леса, горы) 
- культурно – исторические (древние городища, мавзолеи. Крепости, храмы, наскальные рисунки и др.) 
В зависимости от состава рекр-х ресурсов каждая территория приобретает свою специализацию. Так формируются рекреационные районы (слайд 26) – территории, отличающиеся своей специализацией. Рекреационные ресурсы нашей большой страны с разнообразной природой и многовековой историей велики и пока еще слабо освоены. 

На востоке страны – (слайд 27) это гора Белуха, оз. Кокколь, Маркоколь, Алаколь. Культурная столица края Семипалатинск. Особо выделяют 2 туристических объекта – музей Невзоровых («казахстанский эрмитаж») и новый подвесной мост (первый в СНГ и один из 17 в мире) 

Рекреационные богатства юга страны (слайд 28) – легендарный пик Хан – Тенгри, удивительной красоты Чарынский каньон, «Поющие барханы», высокогорный каток Медеу, горнолыжный курорт Чимбулак. На юге были открыты всему миру «Золотой человек», наскальные рисунки Тамгалы, внесенные в Список ЮНЕСКО. Музеи – заповедники «Памятники древнего Тараза» и др. 

В центре Казахстана – (слайд 29) находятся озера Карасор и Балхаш, горно-лесной массив Каркаралы, являющийся нац. парком. 

Север страны – (слайд 30) родина первого нац. парка – Кокшетауский, первого курорта – Боровое. Он и сейчас один из главных районов лечебного туризма. Курорт Моилды и его знаменитое грязелечение, океанариум и др. 
На западе – (слайд 31) тоже немало интересных природных объектов – метеоритный кратер в Актюбинской обл, впадина Карагие, чинки Устюрта, Каспийское оре и др. 
Это лишь малая часть рекреационных богатств нашей страны, они восхищение не только казахстанцев, но и иностранных туристов.(слайд 32) 

Итак, (слайд 33) отрасли социальной инфраструктуры составляют самый крупный и трудоемкий комплекс. От него во многом зависят социальное благополучие страны и перспективы ее развития. Географию этого комплекса определяет потребительский фактор – размещение населения. 

III. Закрепление изученного материала. 
( Мозговой штурм) (слайд 34) 
Для закрепления новой темы предлагаю вам, ребята, ответить на вопросы. Обратите внимание на доску. 
1. Самый быстрый транспорт - … 
2. крупный по объему перевозимых товаров - … 
3. дорогой - … 
4. крупный по числу перевозимых пассажиров - ... 
5. крупный по грузообороту - … 
6. экологически «грязный» - … 
7. дешевый - … 
8. подверженный влиянию природных условий - … 
9. универсальный - … 
10. непохожий на все остальные виды транспорта - ... 

IV. Домашнее задание. Открываем дневники, записываем Д/З: (слайд35) 
§ 17, § 18 
Выучить все новые термины, подготовится к опросу на след. уроке. 
Самостоятельно дома выполнить практическую работу



Предварительный просмотр:

6.02.14  9Б класс

Экономическая и социальная география Казахстана. 9 класс. 
Тема: Транспортная система Казахстана: общая характеристика, значение. 
Цели: 
Образовательные: 
• систематизация новых знаний; 
• формирование навыка анализа 
• формирование компетенции в решении экономических задач; 
Развивающие 
• совершенствование навыков работы с диаграммами, картами 
• совершенствование навыков группового обсуждения, умения делать выводы, приходить к общему решению; 
• развитие независимости и самостоятельности суждений. 
Воспитательные 
• формирование позитивного взгляда на проблему; 
• формирование чувства ответственности за выполнение части коллективной 
• работы: 
• самореализация учащегося в социуме класса, как успешной личности 
• подготовка учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного 
общества 

Тип урока: урок новых знаний 

Межпредметные связи: экономика, математика, информатика, языковедение, 
психология, ЗОЖ, профориентация. 

Элементы технологий: критического мышления, личностно-ориентированной информационной, компетентностной. 

Оборудование: 
Презентация «Транспорт», компьютерная программа «Характеристики транспорта», контурные карты. Карта Казахстана, энциклопедический материал, Интернет ресурсы, схемы, диаграммы, дидактический материал 

Ход урока.I. Организационный момент. 

1. Настрой на урок. 
«Счастье дается только знающим». Цель нашего сотрудничества сегодня и следующего урока знания материала по заключительной теме раздела «Хозяйство Казахстана» «Комплекс транспорта и коммуникаций Казахстана», которая включает в себя теоретическую и практическую части. 
2. Вступление. 
Сфера — транспорта это всё то, что помогает человеку перевозить грузы и самому перемещаться в пространстве. История транспорта началась тогда, когда люди на¬учились запрягать и навьючивать различных животных, спустили на воду первый плот. Современная цивилизация без него невозмож-на. Транспорт доставляет сырьё от места добы¬чи к месту переработки, а готовое изделие — к покупателю. Хотя сам по себе он ничего не про¬изводит, без него невозможно никакое произ¬водство, а значит, невозможно существование городов и сёл, заводов и ферм. Без него не было бы и государств, и вообще всего того разнооб¬разия в развитии регионов, которое определя¬ет социальный и экономический облик мира. 
Понятие «транспорт» включает четыре компонента. Прежде всего, к нему относится то, что непосредственно связано с передвижением человека или с перевозкой грузов, — разнооб¬разные средства передвижения от лошади до атомохода. Вторым компонентом является то, 
по чему ездят, летают, плавают средства пере¬движения, — пути сообщения. Среди них есть естественные трассы — это те, что проходят по рекам, морям и воздушному пространству и не требуют специального оборудования. Есть трас¬сы, для создания которых требуется много вре¬мени и материальных затрат, — это автомо¬бильные и железные дороги, трубопроводы, мосты, туннели. Третий компонент — то, что помогает переходить с одного вида транспор¬та на другой или переваливать грузы, т. е. вспо¬могательные устройства. К ним относятся порты, пристани, вокзалы, аэродромы. Четвёр-тый компонент — люди, занятые на перевозках: моряки, летчики, водители, диспетчеры и дру¬гие специалисты-транспортники. 
Железная дорога «Алтынсарин-Хромтау», дает возможность вам, выпускникам основной школы, получить профессию, связанную этим видом транспрота 
? Какие учебные заведения необходимо окончить для того, чтобы стать специалистом железнодорожного транспорта? 
(актуализация жизненной ситуации: проблемы получения профессии) 

3. Введение. 
Казахстан занимает 9 место в мире по площади, 4 на материке Евразия, 2 среди стран СНГ. Огромная территория, 14 городов областного значения, 2 республиканского – уровень развития, определяется уровнем развития транспортного комплекса. Транспортная система связывает разные части Казахстана в единое целое и мы сейчас попробуем выяснить качество ваших знаний городов Казахстана 
Диктант в ладоши. 
Называю города Казахстана и города других стран. Название городов Казахстана – хлопаем в ладоши. 
Астана, Москва, Ташкент, Атырау, Актау, Алматы, Тегеран, Пхеньян, Пекин, Талдыкорган, Костанай, Павлодар, Уральск, Берлин, Усть-Каменогорск, Бишкек, Кзыл-Орда, Актобе, Петропавловск, Ашгабат, Тараз , Шимкент, Караганда, Баку, Кокшетау. 
Чтобы объединить города Казахстана в нашем сознании в единое целое – мы приступаем к изучении темы 

II. Изучение темы. 
Запись темы в тетрадь 
чтобы достичь цели вы должны в течение урока выполнять задания, слушать, рассуждать. В конце урока вам предстоит выполнить проверочную работу. Если сработаете не качественно то и результат получиться не тот, на который каждый из вас рассчитывает. 
Задание: составить ЛОС «Виды транспорта»на основе данной информации 
(– один учащийся выполняет на доски, остальные в тетради) 
1.Рассматриваются понятия «транспортная система», «транспортные узлы» 
2.Работа с картой атласа – определить транспортные узлы Казахстана, назвать. 
3. На контурной карте отметить транспортные узлы 
4. Вывод: В этом случае мы убеждаемся, что практически любой крупный город 
является транспортным узлом. 
Основные задачи транспортной системы 
Задание: на основе рассмотренного материала самостоятельно сформулируйте понятие «Транспортный комплекс», запишите в тетрадь. 
(Несколько уч-ся зачитываю свои формулировки, выбирается наиболее правильный . Записывают в тетрадь правильное определение.) 
Транспортный комплекс – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами. 
Экономические показатели работы транспорта. 
Задание: записать в тетрадь, решить задачу, сформулировать по аналогии. 
 Грузооборот – количество перевозимого груза за определенный период времени на определенное расстояние.(т/км) 
 Реши задачу. 
В 2008 году в РК было собрано 27, 5 млн.т. пшеницы. Рассчитайте сколько ЖД вагонов потребуется для ее перевозки, если в 1 вагон грузят 60т. Ответ:458 333 вагона. 
«Хлеб всему голова». ТОО Алтынсарино крупнейший производитель самого вкусного хлеба в республике и в международном масштабе. Ваши родители его выращивают и мы все ? …ГОРДИМСЯ этими достижениями. 
 Пассажирооборот – это… 
(экономическая компетентность учащихся) 
Грузооборот по видам транспорта 
Задание: анализ представленных диаграмм вслух, вывод записать в тетрадь 
Вывод. В грузообороте страны преобладает ЖД транспорт, роль трубопроводного транспорта в республике возрастает. 
Пассажирооборот 
Задание: анализ представленных диаграмм в парах, вывод озвучить. 
Характеристика видов транспорта. 
Задание рассмотреть и запомнить (раздаточные карты) 
Черепаха – низкая скорость, голубь - высокая записать, зависимость транспорта от погодных условий, от рельефа, высокая -, низкая грузоподъемность, высокий грузооборот, высокая себестоимость, высокая энергоемкость. 
Характеристика ЖД транспорта, значение в народном хозяйстве Казахстана 
Карта ЖД Казахстана 
Задание: анализ, вывод. 
Вывод: ЖД расположены в меридиальном и широтном направлении 
Характеристика автомобильного транспорта. 
Задание: карта – определить области с наибольшей и наименьшей плотностью автомобильных дорог. 
Характеристика морского, речного, авиационного и трубопроводного транспорта. 
Карта нефтепроводов 
Задание: определить направления нефтепроводов к НПЗ(Атырау, Шимкент, Павлодар) 
Учащийся читает текст на английском языке 
Смысл: Монорельсы это перспективный транспорт будущего в городах, но его развитие осложняется не очень высокой эффективностью и дороговизной относительно метро. 

Физминутка (релаксация) 
II. Проверка усвоения знаний 
учащиеся самостоятельно проводят проверку своих знаний «Характеристика видов транспорта». 
IV. Оценка работы учащихся. 
Результат работы в компьютерной программе является основой итоговой оценки за урок. 
Оценки за работу с программой, за активное участие в уроке. 

V. Д/З §17,18, к.а., материал урока 
VI. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный срез по теме "Введение. Строение вещества. Движение. Масса. Плотность. 7 класс.

Работа на 2варианта. Задание в тестовой форме. Учебник А.В. Перышкин. 7 класс...

11 класс Контрольный срез по теме

11 класс Контрольный срез по теме...

Технологическая карта по изучению темы: Северный Казахстан

Цель: сформировать знания по новой темеЗадание 1: нанести на контурную карту территорию Северного КазахстанаЗадание 2: заполните таблицу: ( перечертите в тетрадь)фгппочвыПолез.ископаемыеосадкиПлощадь ...

Контрольный срез по теме "Словосочетание", 5 класс

Данный материал содержит контрольный срез по русскому языку в 5 классе....

Контрольный срез по теме "Политика и право"

Конрольный срез по теме "Политика и право" включает вопросы по основным темам разделов"Политика и "право".Работа составлена по типу ЕГЭ,состоит из трех частей.Первая часть предполагет выбор ответа из ...

контрольный срез по теме "Правление Николая I", 8 класс

используется в качестве промежуточного контроля...