Технологическая карта по изучению темы: Северный Казахстан
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Цель: сформировать знания по новой теме

Задание 1: нанести на контурную карту территорию Северного Казахстана

Задание 2: заполните таблицу: ( перечертите в тетрадь)

фгп

почвы

Полез.

ископаемые

осадки

Площадь с\х земель

рельеф

озера

реки

водохранилища

примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3: нанести на карту среднюю плотность по областям

Задание 4: заполните круговую диаграмму по секторам

- процент коренного населения и славянских народов

- процент урбанизации

Технологическая карта по изучению темы: Северный Казахстан

Цель: сформировать знания по новой теме

Задание 1: нанести на контурную карту территорию Северного Казахстана

Задание 2: заполните таблицу: ( перечертите в тетрадь)

фгп

почвы

Полез.

ископаемые

осадки

Площадь с\х земель

рельеф

озера

реки

водохранилища

примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3: нанести на карту среднюю плотность по областям

Задание 4: заполните круговую диаграмму по секторам

- процент коренного населения и славянских народов

- процент урбанизации

Технологическая карта по изучению темы: Северный Казахстан

Цель: сформировать знания по новой теме

Задание 1: нанести на контурную карту территорию Северного Казахстана

Задание 2: заполните таблицу: ( перечертите в тетрадь)

фгп

почвы

Полез.

ископаемые

осадки

Площадь с\х земель

рельеф

озера

реки

водохранилища

примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3: нанести на карту среднюю плотность по областям

Задание 4: заполните круговую диаграмму по секторам

- процент коренного населения и славянских народов

- процент урбанизации

Технологическая карта по изучению темы: Северный Казахстан

Цель: сформировать знания по новой теме

Задание 1: нанести на контурную карту территорию Северного Казахстана

Задание 2: заполните таблицу: ( перечертите в тетрадь)

фгп

почвы

Полез.

ископаемые

осадки

Площадь с\х земель

рельеф

озера

реки

водохранилища

примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3: нанести на карту среднюю плотность по областям

Задание 4: заполните круговую диаграмму по секторам

- процент коренного населения и славянских народов

- процент урбанизации

Технологическая карта по изучению темы: Северный Казахстан

Цель: сформировать знания по новой теме

Задание 1: нанести на контурную карту территорию Северного Казахстана

Задание 2: заполните таблицу: ( перечертите в тетрадь)

фгп

почвы

Полез.

ископаемые

осадки

Площадь с\х земель

рельеф

озера

реки

водохранилища

примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3: нанести на карту среднюю плотность по областям

Задание 4: заполните круговую диаграмму по секторам

- процент коренного населения и славянских народов

- процент урбанизации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_po_izucheniyu_novoy_temy.docx14.92 КБ
Microsoft Office document icon zhivot_9kl.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по изучению темы: Северный Казахстан

Цель: сформировать знания по новой теме

Задание 1: нанести на контурную карту территорию Северного Казахстана

Задание 2: заполните таблицу: ( перечертите в тетрадь)

фгп

почвы

Полез.

ископаемые

осадки

Площадь с\х земель

рельеф

озера

реки

водохранилища

примечание

Задание 3: нанести на карту среднюю плотность по областям

Задание 4: заполните круговую диаграмму по секторам

- процент коренного населения и славянских народов

- процент урбанизации

Технологическая карта по изучению темы: Северный Казахстан

Цель: сформировать знания по новой теме

Задание 1: нанести на контурную карту территорию Северного Казахстана

Задание 2: заполните таблицу: ( перечертите в тетрадь)

фгп

почвы

Полез.

ископаемые

осадки

Площадь с\х земель

рельеф

озера

реки

водохранилища

примечание

Задание 3: нанести на карту среднюю плотность по областям

Задание 4: заполните круговую диаграмму по секторам

- процент коренного населения и славянских народов

- процент урбанизации

Технологическая карта по изучению темы: Северный Казахстан

Цель: сформировать знания по новой теме

Задание 1: нанести на контурную карту территорию Северного Казахстана

Задание 2: заполните таблицу: ( перечертите в тетрадь)

фгп

почвы

Полез.

ископаемые

осадки

Площадь с\х земель

рельеф

озера

реки

водохранилища

примечание

Задание 3: нанести на карту среднюю плотность по областям

Задание 4: заполните круговую диаграмму по секторам

- процент коренного населения и славянских народов

- процент урбанизации

Технологическая карта по изучению темы: Северный Казахстан

Цель: сформировать знания по новой теме

Задание 1: нанести на контурную карту территорию Северного Казахстана

Задание 2: заполните таблицу: ( перечертите в тетрадь)

фгп

почвы

Полез.

ископаемые

осадки

Площадь с\х земель

рельеф

озера

реки

водохранилища

примечание

Задание 3: нанести на карту среднюю плотность по областям

Задание 4: заполните круговую диаграмму по секторам

- процент коренного населения и славянских народов

- процент урбанизации

Технологическая карта по изучению темы: Северный Казахстан

Цель: сформировать знания по новой теме

Задание 1: нанести на контурную карту территорию Северного Казахстана

Задание 2: заполните таблицу: ( перечертите в тетрадь)

фгп

почвы

Полез.

ископаемые

осадки

Площадь с\х земель

рельеф

озера

реки

водохранилища

примечание

Задание 3: нанести на карту среднюю плотность по областям

Задание 4: заполните круговую диаграмму по секторам

- процент коренного населения и славянских народов

- процент урбанизации



Предварительный просмотр:

Тема урока: «АПК: животноводство»

Класс: 9

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательная: формирование у учащихся устойчивых знаний о земледелии и животноводстве в России как основном компоненте АПК. Изучить зональную специализацию и особенности растениеводства и животноводства, анализируя статистические данные и карты.

Обучающая: способствовать формированию у учащихся навыков работы с понятиями, статистическими данными, картами, таблицами.

Воспитательная: Приобщать школьников к национальным ценностям – земле, воспитывать уважение к труду крестьянина.

Технические и дидактические средства:

Мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карта, раздаточный дидактический материал, тесты, учебники, атласы

Методы и приёмы: (по источнику знаний)

Словесные: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа.

Практические: составление схемы АПК, работа со статистическим, дидактическим материалом, с атласом, картой, тестами, выполнение практической работы.

Наглядные: раздаточный дидактический материал, карта, гербарий.

Ход урока

  1. Оргмомент

       -    Приветствие учащихся

       -    Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, дневники, атласы.

2 Проверка домашнего задания

   Индивидуальное задание: построить у доска схему АПК (слабому ученику).

            Фронтальный опрос:

 

            - Что означает аббревиатура, записанная на доске? (АПК)

            - Что такое АПК? (Совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства,  

                                            участвующих в производстве, переработке сельхозпродукции и  

                                            доведении её до потребителя)

            - Какова главная задача АПК? (Обеспечение населения страны продовольствием)

            -  Каков состав второго и центрального звена АПК и что его отличает от других         отраслей хозяйства?

            -Третье звено АПК?

           – Какими площадями земель АПК?

           – Назовите и покажите территории, наиболее благоприятные для ведения сельского    хозяйства и объясните их размещение.

           – Какие районы наиболее мелиорированы?  

           – Чем отличаются сельскохозяйственное и промышленное производство?

           – Каковы основные проблемы агропромышленного комплекса?  

           - Какие звенья входят в состав АПК?

           - Приведите примеры взаимосвязи между звеньями (это и есть отрасли АПК).            

     - Каков состав первого звена АПК?

     - Найдите и покажите по карте центры: а) с/х машиностроения и тракторостроения,

       б) производства минеральных удобрений; факторы их производства.

     

  1. Изучение нового материала

             Постановка цели учащимися самостоятельно.

В ходе изучения темы – «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства».

- Как мы уже говорили, основа АПК – с/х. Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей: земледелие и животноводство.

 

 3.1. Земледелие

 а) Оформление в тетрадях схемы:

    Земледелие

Зерновое хозяйство                                                          Садоводство,

                                              Картофелеводство,           виноградарство,                                            

                                                     овощеводство             бахчеводство

                                                    (огурец, томат,                    (виноград, абрикосы, черешня, 

зерновые            технические   картофель)                                      алыча, груша, яблоня, арбузы)

(ячмень, рожь                   (подсолнечник,

пшеница, рис,                   сахарная свёкла,

 гречиха, просо                  лён-долгунец – Сообщение из рубрики «Это интересно»)

овёс, кукуруза)           

               

                 зерно-

                бобовые

              (горох, фасоль,

                      чечевица, соя)

- во время заполнения схемы учитель рассказывает о культурах, показывает гербарий и находят с учениками очаги земледелия.

 - Работа с картой: находим очаги земледелия.                        

3.2. Физкультминутка.

3.3. Животноводство

       а) Оформление в тетрадях схемы

Животноводство

Скотоводство                                                                                                  

                               

                         Свиноводство                                                   Коневодство

                    (сообщение из рубрики

                        «Это интересно»)   Овцеводство                 Птицеводство

молочное  мясное

(с.163-таблица 36)                                                                                                                  

     Учебник          грубошёрстные   тонкорунные                                       

                                                                       пчеловодство

       б) Работа с картой и атласом (с.20): определение главных районов животноводства

     Рубрика «А знаешь ли ты?»

  1. В нашем районе больше развито мясное скотоводство.
  2. Далее идут сообщения учащихся о развитии отраслей сельского хозяйства в Починковском районе по материалам периодической печати (опережающее задание).
  3. Н.Пржевальский, проходя по Гималаям, удивлялся, как высоко здесь сеют  хлеб. Нивы желтели на высоте 5 тысяч  м.  Это было царство ячменя. В природном  соревновании среди злаков победил ячмень–  он уцелел в заоблачных высотах, превзошёл всех своей скороспелостью – от 48 дней/
  4. Рис – культура влаголюбивая. В нашей стране он выращивается в основном на Кубани,

а также – в Прикаспийской низменности. (покажите районы на карте) Поле для риса должно быть идеально ровным, чтобы растения были залиты  водой одинаково. Если уровень воды меньше – появятся сорняки, при сильной заливке растения могут задохнуться.

  1. Ржаной хлеб черствеет медленнее, так как содержит больше слизистых веществ.  Белки ржи ценятся вдвое выше, чем пшеничные, в них больше  незаменимой аминокислоты лизина.
  2. В древние времена словом «corn» обозначались зерновые культуры  В Англии это была пшеница, в Шотландии и Ирландии — овес? в Америке — кукуруза, за которой  и закрепилось значение слова. Племена коренных жителей  Америки полагали, что в каждом ядре жареной кукурузы жили крошечные духи. При нагревании духи начинали сердиться до тех пор, пока не выходили из себя, разрывая свой домик с громким хлопком. В захоронениях в Перу были обнаружены зерна попкорна, которым, не менее 1000 лет, а в одной из погребальных урн Мехико, датируемой 300 годом до н.э. была найдена статуэтка богини кукурузы в головном уборе из попкорна.
  3. Сахарная свекла –важнейшая техническая культура. В её удлинённых с белой мякотью корнеплодах содержится много сахарозы – до 23%.Селекционер Ашар посвятил свою жизнь проблеме получения свекловичного сахара и в 1802 г. оборудовал в Нижней Силезии фабрику, где сахар вырабатывали из свеклы. Всходы свеклы требуют тепло, свет и влагу,  погибают при -4,-50С. Особенно  хороший  урожай  собирают на чернозёмах.
  4.       Дикий арбуз колоцинт– обитатель пустыни Калахари. «Господин пустыни» называют его на родине. Ведь в прошлом он один мог обеспечить путникам переход через эту безводную пустыню. Среди обилия плодов, разбросанных по земле, есть горькие и сладкие. Нужно перепробовать много горьких, чтобы обнаружить сладкий.

  1. Закрепление

Решение теста «Проверь себя»

  1. Распределите сельскохозяйственные культуры по мере увеличения их доли в посевных площадях (от меньшего к большему)

а) зерновые

б) кормовые

в) технические

г) овощи и картофель

  1. К техническим культурам относятся

а) чечевица

б) лён и сахарная свёкла

в) лён, сахарная свёкла и рожь

  1. Расположите отрасли животноводства по мере уменьшения их доли в производстве мяса (от большего к меньшему)

а) оленеводство

б) овцеводство

в) скотоводство

г) свиноводство

  1. Рожь, лён и картофель выращивают в основном

а) в чернозёмной зоне

б) в нечернозёмной зоне

  1. К зерновым культурам относятся

а) соя

б) пшеница и лён

в) пшеница, овёс, кукуруза

Ответы:  1.  г, в, б, а.   2.б.   3. в, г, б, а   4.б    5.в

Рубрика «Это интересно»

                                                        Хмель

Весна – время сбора молодых побегов хмеля, которые используются в медицине при изготовлении многих лечебных препаратов. А осень дарит людям созревшие золотисто-зеленые шишки хмеля, кладезь лекарственных веществ.                                           На Руси это растение известно давно, еще с дохристианских времен. Хмель быстро растет, не требует особых климатических условий и прекрасно переносит все погодные катаклизмы. Поэтому, молодоженов на Руси всегда было принято осыпать хмелем, чтобы они были такими же здоровыми, веселыми, рожали крепких детишек и жили в достатке. Распространено было применение шишек хмеля в знахарстве: они считались отличным приворотным средством, оберегали от дурного глаза и порчи.
        Хмель на Руси считался символом богатого урожая, его начинали собирать последним, после того, как с полей были убраны рожь и пшеница. Поэтому, сбор "хмельного" продукта всегда сопровождался народными гуляньями, проходил весело и с песнями.
       В медицине
применение шишек хмеля получило широкое распространение. Лечебные свойства этому растению придают многочисленные полезные вещества и органические соединения, которыми так богаты эти золотисто-зеленые плоды. Шишки хмеля содержат витамины, органические кислоты, фитонциды, полифенолы, камедь, воск, ароматические масла - невозможно перечислить все составляющие этого "хранилища" лекарственных веществ.

      В заключение учащиеся делают выводы, оформляют практическую работу в тетради и  

      сдают на проверку.

  1. Домашнее задание
  1. По уроку - §32, проблема на с.165

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ: сравнить развитие животноводства с другими отраслями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Природные зоны Северной Америки"

Конспект урока (технологическая карта)  к теме природные зоны Северной Америки (арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга)...

Контрольный срез по теме: «Северный Казахстан»

Цель: Контроль умений, навыков и знаний по теме Северный Казахстан            Формирование навыков оценки своих знаний и умений. Оборудовани...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ "ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПОЗНАНИЯ МИРА"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ "ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПОЗНАНИЯ МИРА"...

Технологическая карта урока по теме "Северная война"

Технологическая карта урока по теме "Северная война" в 7 классе по истории....

Технологическая карта урока по теме "Коренное население Северной Америки".

Открытый урок "коренное население Северной Америки" прошел 09 апреля 2015 года в рамках районного семинара "Реализация деятельностного подхода в достижении метапредметных результатов в предметной обла...

Технологическая карта урока по теме: Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».

Методическая разработка урока по теме "Обобщение изученного по теме "Имя прилагательное" в 6 классе...