Технологические стадии машиностроения
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Цели урока:
      • Раскрыть состав и значение машиностроения.
      • Объяснить особенности размещения машиностроительных предприятий.
      • Сформулировать проблемы и перспективы развития машиностроения.
      Основное содержание: состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы машиностроения.
      Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.
      Способы действия учащихся: работать с текстом § 36, проанализировать рисунок «Отрасли машиностроения», карту «Основные центры автомобилестроения», дать характеристику машиностроительного предприятия.
      Ценностный компонент урока: машиностроение — ключевая отрасль экономики.
      Проверка домашнего задания:
      1. Почему размещение металлургических комбинатов полного цикла определяется близостью к сырьевой базе (месторождениям угля и железной руды)?
      2. Выберите верный ответ. На каких месторождениях железных руд работает Череповецкий металлургический комбинат:
      а) КМА;
      б) Оленегорское;
      в) Костомукшское?
      3. Выберите верный ответ. Производство каких металлов относится к наиболее энергоемким:
      а) цинка;
      б) алюминия;
      в) меди;
      г) титана?

      Изучение нового материала:
      Рассматривая значение машиностроения, учитель отмечает, что это ведущая отрасль промышленности, определяющая эффективность развития экономики. Он просит учащихся обратиться к рисунку 65 на с. 171 учебника и убедиться, что машиностроение имеет очень сложную структуру. Следует добавить, что в структуре машиностроения насчитывается 19 крупных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
      Несмотря на развитие машиностроения, его современная научно-техническая и производственная база не соответствует требованиям НТР. В частности, велика доля устаревшего оборудования, которое эксплуатируется в нашей стране десятилетиями, в то время как в странах Европы оно эксплуатируется 10—12 лет, а в Японии — 6—8 лет.
      Современное машиностроение переживает сложный кризис. Он обусловлен:
      — «кризисом спроса»: потребители не имеют средств для закупок либо предпочитают более качественные (и зачастую более дешевые) импортные изделия;
      — нарушением связей по поставкам продукции;
      — высоким уровнем монополизации производства;
      — высокой ресурсоемкостью производства.
      Далее учитель объясняет, какие факторы влияют на размещение машиностроительных предприятий. Следует подчеркнуть, что, в отличие от других межотраслевых комплексов, на размещение машиностроения в слабой степени влияют природные факторы, а в большей — экономические (наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, устойчивые транспортные связи, специализация и кооперирование производства). Школьники приводят примеры, подтверждающие это.
      Формируя понятие специализация, учитель обращается к его определению в учебнике (с. 171). Чтобы раскрыть варьирующие признаки этого понятия, учащиеся определяют виды специализации, вычерчивая схему.

Схема 21

Описание: http://www.prosv.ru/ebooks/Nikolina_Geografia_8kl/images/sh_21.jpg

      Вводя понятие кооперирование, учитель отмечает, что оно означает участие в производстве готового продукта нескольких предприятий, выполняющих определенную технологическую операцию. В качестве примера приводит тот факт, что знаменитый Волжский автозавод (ВАЗ) связан поставками по кооперации более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше 100 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей.
      Затем школьники рассматривают рисунок 66 на с. 172 учебника, подтверждающий рассказ учителя.
      При изучении размещения отдельных отраслей машиностроения необходимо ориентироваться на краеведческий материал. Ученики выясняют, какую продукцию машиностроения выпускают в их регионе и какие проблемы характерны для этих машиностроительных предприятий. Они составляют характеристику и схему связей одного из машиностроительных предприятий своего региона с другими предприятиями, участвующими в производстве готового продукта (кооперирование).
      В зависимости от таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение, что наглядно демонстрирует следующая таблица.

Таблица 21

Тяжелое машиностроение

Общее машиностроение

Среднее машиностроение

Особенности

Материалоемкое с большим потреблением металла, относительно малая трудоемкость

Средние нормативы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость

Малая металлоемкость, повышенная трудоемкость, энергоемкость

Примеры

Производство металлургического, горно-шахтного оборудования, кузнечно-прессовых машин, судов, вагонов, локомотивов

Оборудование для лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой, пищевой промышленности

Приборостроение, производство средств вычислительной техники

Факторы размещения

Вблизи металлургических баз, районов потребления готовой продукции

В районах потребления с учетом близости сырьевой базы

Наличие квалифицированных кадров: рабочих, инженеров, конструкторов

      Далее речь идет о проблемах машиностроения. При их обсуждении учитель отсылает учащихся к тексту параграфа, и они постепенно включаются в дискуссию.
      1. В настоящее время на автодорогах России появилось большое количество импортных автомобилей, которые отличаются хорошим качеством, великолепным дизайном, высокой надежностью. Машины отечественного производства не выдерживают с ними конкуренции. В то же время за рубежом стараются поддерживать своих производителей (несмотря на широкий выбор иностранных автомобилей). Этому способствуют реклама, воспитание патриотизма в школе, государственная политика в автомобилестроении. Как решить данную проблему? Предложите варианты.
      2. Предприятия машиностроения значительно снизили производство бытовой техники: телевизоров, стиральных машин, пылесосов, холодильников, магнитофонов. Это во многом объясняется тем, что отечественный рынок наполнен конкурентоспособными, хорошего качества зарубежными товарами. Как вы считаете, лучше ориентироваться на зарубежную технику или развивать отечественное производство?
      Увидеть перспективы машиностроения поможет создание проекта (задание 9 на с. 175 учебника, рубрика «Это мне интересно»). При выполнении данного задания школьники могут использовать текст на с. 174—175 учебника, дополнительную литературу, публикации СМИ.
      Домашнее задание: 1) изучить § 36; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1—6, 10 на с. 175 учебника; 3) выполнить задания 9 на с. 49; 18 на с. 52 тренажера.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

Машиностроительный комплекс  это совокупность отраслей промышленности, которая занимается  производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

Описание: Состав машиностроительного комплекса

Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1.  Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2.  От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3.  Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4.  Оно обеспечивает обороноспособность страны

5.  Это самый крупный комплекс в промышленности России

6.  В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7.  20% промышленного производства,

8.  1\3 занятых в промышленности.

9.  Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

Описание: Технологический процесс в машиностроении

Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты  специализация и кооперирование.

Специализация  производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Описание: Виды Специализации

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1.  предметная – производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2.  подетальная – производство отдельных частей  и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3.  технологическая – производство полуфабрикатов , выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4.  функциональная – производство  и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

Кооперирование это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Описание: Кооперирование

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое, когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое, когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод – это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер,  предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики – это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество  производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.

2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в  вашем регионе?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9kl_mash_tekhn_stadii.docx93.13 КБ
Файл 9kl_mashinostroenie.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Технологические стадии машиностроения  9 класс 27.12.13

Цели урока:
      • Раскрыть состав и значение машиностроения.
      • Объяснить особенности размещения машиностроительных предприятий.
      • Сформулировать проблемы и перспективы развития машиностроения.
      
Основное содержание: состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы машиностроения.
      
Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.
      
Способы действия учащихся: работать с текстом § 36, проанализировать рисунок «Отрасли машиностроения», карту «Основные центры автомобилестроения», дать характеристику машиностроительного предприятия.
      
Ценностный компонент урока: машиностроение — ключевая отрасль экономики.
      
Проверка домашнего задания:
      
1. Почему размещение металлургических комбинатов полного цикла определяется близостью к сырьевой базе (месторождениям угля и железной руды)?
      
2. Выберите верный ответ. На каких месторождениях железных руд работает Череповецкий металлургический комбинат:
      а) КМА;
      б) Оленегорское;
      в) Костомукшское?
      
3. Выберите верный ответ. Производство каких металлов относится к наиболее энергоемким:
      а) цинка;
      б) алюминия;
      в) меди;
      г) титана?

      Изучение нового материала:
      Рассматривая значение машиностроения, учитель отмечает, что это ведущая отрасль промышленности, определяющая эффективность развития экономики. Он просит учащихся обратиться к рисунку 65 на с. 171 учебника и убедиться, что машиностроение имеет очень сложную структуру. Следует добавить, что в структуре машиностроения насчитывается 19 крупных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
      Несмотря на развитие машиностроения, его современная научно-техническая и производственная база не соответствует требованиям НТР. В частности, велика доля устаревшего оборудования, которое эксплуатируется в нашей стране десятилетиями, в то время как в странах Европы оно эксплуатируется 10—12 лет, а в Японии — 6—8 лет.
      Современное машиностроение переживает сложный кризис. Он обусловлен:
      — «кризисом спроса»: потребители не имеют средств для закупок либо предпочитают более качественные (и зачастую более дешевые) импортные изделия;
      — нарушением связей по поставкам продукции;
      — высоким уровнем монополизации производства;
      — высокой ресурсоемкостью производства.
      Далее учитель объясняет, какие факторы влияют на размещение машиностроительных предприятий. Следует подчеркнуть, что, в отличие от других межотраслевых комплексов, на размещение машиностроения в слабой степени влияют природные факторы, а в большей — экономические (наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, устойчивые транспортные связи, специализация и кооперирование производства). Школьники приводят примеры, подтверждающие это.
      Формируя понятие 
специализация, учитель обращается к его определению в учебнике (с. 171). Чтобы раскрыть варьирующие признаки этого понятия, учащиеся определяют виды специализации, вычерчивая схему.

Схема 21

http://www.prosv.ru/ebooks/Nikolina_Geografia_8kl/images/sh_21.jpg

      Вводя понятие кооперирование, учитель отмечает, что оно означает участие в производстве готового продукта нескольких предприятий, выполняющих определенную технологическую операцию. В качестве примера приводит тот факт, что знаменитый Волжский автозавод (ВАЗ) связан поставками по кооперации более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше 100 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей.
      Затем школьники рассматривают рисунок 66 на с. 172 учебника, подтверждающий рассказ учителя.
      При изучении размещения отдельных отраслей машиностроения необходимо ориентироваться на краеведческий материал. Ученики выясняют, какую продукцию машиностроения выпускают в их регионе и какие проблемы характерны для этих машиностроительных предприятий. Они составляют характеристику и схему связей одного из машиностроительных предприятий своего региона с другими предприятиями, участвующими в производстве готового продукта (кооперирование).
      В зависимости от таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение, что наглядно демонстрирует следующая таблица.

Таблица 21

Тяжелое машиностроение

Общее машиностроение

Среднее машиностроение

Особенности

Материалоемкое с большим потреблением металла, относительно малая трудоемкость

Средние нормативы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость

Малая металлоемкость, повышенная трудоемкость, энергоемкость

Примеры

Производство металлургического, горно-шахтного оборудования, кузнечно-прессовых машин, судов, вагонов, локомотивов

Оборудование для лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой, пищевой промышленности

Приборостроение, производство средств вычислительной техники

Факторы размещения

Вблизи металлургических баз, районов потребления готовой продукции

В районах потребления с учетом близости сырьевой базы

Наличие квалифицированных кадров: рабочих, инженеров, конструкторов

      Далее речь идет о проблемах машиностроения. При их обсуждении учитель отсылает учащихся к тексту параграфа, и они постепенно включаются в дискуссию.
      1. В настоящее время на автодорогах России появилось большое количество импортных автомобилей, которые отличаются хорошим качеством, великолепным дизайном, высокой надежностью. Машины отечественного производства не выдерживают с ними конкуренции. В то же время за рубежом стараются поддерживать своих производителей (несмотря на широкий выбор иностранных автомобилей). Этому способствуют реклама, воспитание патриотизма в школе, государственная политика в автомобилестроении. Как решить данную проблему? Предложите варианты.
      2. Предприятия машиностроения значительно снизили производство бытовой техники: телевизоров, стиральных машин, пылесосов, холодильников, магнитофонов. Это во многом объясняется тем, что отечественный рынок наполнен конкурентоспособными, хорошего качества зарубежными товарами. Как вы считаете, лучше ориентироваться на зарубежную технику или развивать отечественное производство?
      Увидеть перспективы машиностроения поможет создание проекта (задание 9 на с. 175 учебника, рубрика «Это мне интересно»). При выполнении данного задания школьники могут использовать текст на с. 174—175 учебника, дополнительную литературу, публикации СМИ.
      
Домашнее задание: 1) изучить § 36; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1—6, 10 на с. 175 учебника; 3) выполнить задания 9 на с. 49; 18 на с. 52 тренажера.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, которая занимается  производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

Состав машиностроительного комплекса

Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1.  Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2.  От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3.  Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4.  Оно обеспечивает обороноспособность страны

5.  Это самый крупный комплекс в промышленности России

6.  В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7.  20% промышленного производства,

8.  1\3 занятых в промышленности.

9.  Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

Технологический процесс в машиностроении

Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты  специализация и кооперирование.

Специализация – производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Виды Специализации

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1.  предметная – производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2.  подетальная – производство отдельных частей  и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3.  технологическая – производство полуфабрикатов , выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4.  функциональная – производство  и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

Кооперирование –это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Кооперирование

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое, когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое, когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод – это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер,  предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики – это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество  производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.

2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в  вашем регионе?



Предварительный просмотр:

"Машиностроительный комплекс"

Цели урока:

Знать: определения "специализация", "кооперирование", особенности и принципы размещения машиностроительного комплекса

Уметь:

1 уровень – назвать состав машиностроительного комплекса, показать на контурной карте главные центры машиностроения, работать с алгоритмами и схемами

2 уровень – анализировать принципы размещения машиностроения и делать вывод о размещении нового автомобильного завода, работать самостоятельно с компьютером

Развивать: умение работать с контурной картой, алгоритмом, четко и лаконично излагать свои мысли

Оборудование: карта машиностроения в России, компьютер, схемы, атлас по географии для 9-го класса.

Ход урока

1. Значение и состав машиностроительного комплекса.

Игра "Телекомментатор": учащиеся получают задание найти в компьютере в указанном месте определенную папку с фотографиями объектов различных отраслей машиностроения: автомобили, суда, самолеты, поезда, приборы, трактора, комбайны, турбины и т.д. В процессе показа слайдов они должны назвать и прокомментировать отрасль машиностроения: автомобилестроение, судостроение, приборостроение, сельскохозяйственное машиностроение, авиастроение, железнодорожное машиностроение, оборудование для шахт и электростанций. Учащиеся определяют задачу машиностроения – обеспечение народного хозяйства новыми современными машинами.

2. Знакомство с основными определениями

Учащиеся работают с учебником и со схемами на карточках (Приложение 1), дают определение специализации и кооперированию.

3. Факторы размещения.

Работа учащихся со схемой в компьютере. Задание – соединить стрелками отрасли и решающие факторы размещения машиностроения.

Схема:

Судостроение

наукоемкий

Автомобилестроение

металлоемкий

железнодорожное машиностроение

транспортный

электротехника

потребительский

сельскохозяйственное машиностроение

трудовые ресурсы

Ответ:

судостроение – металлоемкий и транспортный факторы, автомобилестроение – потребительский фактор и трудовые ресурсы, железнодорожное машиностроение – металлоемкий и транспортный факторы, электротехника – наукоемкий, потребительский факторы и трудовые ресурсы, сельскохозяйственное машиностроение – потребительский фактор

4. Работа учащихся с компьютером и атласом по алгоритму.

Задание: определить города – машиностроительные центры (они обозначены на карте кружочками под номерами: Красноярск, Екатеринбург, Набережные Челны, Волгоград, Нижний Новгород, Москва, Саратов, Тольятти, Волгодонск, Санкт-Петербург, Челябинск, Ростов-на-Дону, Ижевск, Ульяновск), записать их названия в соответствии с номерами, на компьютере выделить город, наведя указатель мыши на кружок, на панели инструментов выбрать Заливка, Цвет заливки и обозначить соответствующую отрасль.

Автомобилестроение – красный
Энергетика – синий
Авиастроение – желтый
Тяжелое машиностроение – черный
Военно-промышленный комплекс – коричневый
Сельскохозяйственный комплекс – зеленый

5. Выступление учащихся с опережающим заданием.

Тема "Развитие машиностроения в России"

6. Проблемная ситуация.

Задание: используя знания о принципах размещения, сделайте прогноз, где следует построить в настоящее время новый современный автомобильный завод.

7. Подведение итогов. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 класс. Машиностроение. Легковое машиностроение РФ.

Разработка урока с презентацией. Презентация сделана несколько необычно, т.к. не было возможность пользоваться стандартной презентацией...

Тестирование: Машиностроение России.

Карточки-тесты для проведения текущего контроля по теме....

ГЕОГРАФИЯ 10 КЛ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

В данной методической разработке представлены основные характеристики по отечественному и мировому тяжелому машиностроени. Материал необходим как для учащихся 9 классов, так и для учащихся 10 классов ...

План-конспект урока «Машиностроение. География машиностроения, факторы размещения. с использованием ЭОР

План-конспект урока «Машиностроение. География машиностроения, факторы размещения.с использованием ЭОР(http://fcior.edu.ru/) Класс: 9Тема и номер урока в теме: «Машиностроение. География машиност...

Технологическая карта "Машиностроение"

Цель: создать условия для усвоения учащимися особенностей состава машиностроения  России.Задачи:1) помочь учащимся осознать значение машиностроения в хозяйстве страны, его современных проблемах, ...

Рабочая программа ПМ 01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин для специальности среднего профессионального образования 15.02.16 «Технология машиностроения»

Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.16 Технология машиностроения....

Рабочая программа ОП 05 Технология машиностроения для специальности среднего профессионального образования 15.02.16 «Технология машиностроения»

Рабочая программа учебной дисциплины «Технология машиностроения» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.16 «Технология ма...