Транспортная система Казахстана: общая характеристика, значение.
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Цели:
Образовательные:
• систематизация новых знаний;
• формирование навыка анализа
• формирование компетенции в решении экономических задач;
лингвокультурологической компетенции; ЗОЖ
Развивающие
• совершенствование навыков работы с диаграммами, картами
• совершенствование навыков группового обсуждения, умения делать выводы, приходить к общему решению;
• развитие независимости и самостоятельности суждений.
.
Воспитательные
• формирование позитивного взгляда на проблему;
• формирование чувства ответственности за выполнение части коллективной
• работы:
• самореализация учащегося в социуме класса, как успешной личности
• подготовка учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного
общества

Тип урока: урок новых знаний

Межпредметные связи: экономика, математика, информатика, языковедение,
психология, ЗОЖ, профориентация.

Элементы технологий: критического мышления, личностно-ориентированной информационной, компетентностной.

Оборудование:
Презентация «Транспорт», компьютерная программа «Характеристики транспорта», контурные карты. Карта Казахстана, энциклопедический материал, Интернет ресурсы, схемы, диаграммы, дидактический материал

Ход урока.I. Организационный момент.

1. Настрой на урок.
«Счастье дается только знающим». Цель нашего сотрудничества сегодня и следующего урока знания материала по заключительной теме раздела «Хозяйство Казахстана» «Комплекс транспорта и коммуникаций Казахстана», которая включает в себя теоретическую и практическую части.
Озвучить название картинок на русском, казахском, английском языках.
Автобус, машина, автомобиль, вертолет, транспорт, поезд, трасса, дорога.
2. Вступление.
Сфера — транспорта это всё то, что помогает человеку перевозить грузы и са¬мому перемещаться в пространстве. История транспорта началась тогда, когда люди на¬учились запрягать и навьючивать различных животных, спустили на воду первый плот. Современная цивилизация без него невозмож-на. Транспорт доставляет сырьё от места добы¬чи к месту переработки, а готовое изделие — к покупателю. Хотя сам по себе он ничего не про¬изводит, без него невозможно никакое произ¬водство, а значит, невозможно существование городов и сёл, заводов и ферм. Без него не было бы и государств, и вообще всего того разнооб¬разия в развитии регионов, которое определя¬ет социальный и экономический облик мира.
Понятие «транспорт» включает четыре компонента. Прежде всего, к нему относится то, что непосредственно связано с передвижением человека или с перевозкой грузов, — разнооб¬разные средства передвижения от лошади до атомохода. Вторым компонентом является то,
по чему ездят, летают, плавают средства пере¬движения, — пути сообщения. Среди них есть естественные трассы — это те, что проходят по рекам, морям и воздушному пространству и не требуют специального оборудования. Есть трас¬сы, для создания которых требуется много вре¬мени и материальных затрат, — это автомо¬бильные и железные дороги, трубопроводы, мосты, туннели. Третий компонент — то, что помогает переходить с одного вида транспор¬та на другой или переваливать грузы, т. е. вспо¬могательные устройства. К ним относятся порты, пристани, вокзалы, аэродромы. Четвёр-тый компонент — люди, занятые на перевозках: моряки, летчики, водители, диспетчеры и дру¬гие специалисты-транспортники.
Железная дорога «Алтынсарин-Хромтау», дает возможность вам, выпускникам основной школы, получить профессию, связанную этим видом транспрота
? Какие учебные заведения необходимо окончить для того, чтобы стать специалистом железнодорожного транспорта?
(актуализация жизненной ситуации: проблемы получения профессии)

3. Введение.
Казахстан занимает 9 место в мире по площади, 4 на материке Евразия, 2 среди стран СНГ. Огромная территория, 14 городов областного значения, 2 республиканского – уровень развития, определяется уровнем развития транспортного комплекса. Транспортная система связывает разные части Казахстана в единое целое и мы сейчас попробуем выяснить качество ваших знаний городов Казахстана
Диктант в ладоши.
Называю города Казахстана и города других стран. Название городов Казахстана – хлопаем в ладоши.
Астана, Москва, Ташкент, Атырау, Актау, Алматы, Тегеран, Пхеньян, Пекин, Талдыкорган, Костанай, Павлодар, Уральск, Берлин, Усть-Каменогорск, Бишкек, Кзыл-Орда, Актобе, Петропавловск, Ашгабат, Тараз , Шимкент, Караганда, Баку, Кокшетау.
Чтобы объединить города Казахстана в нашем сознании в единое целое – мы приступаем к изучении темы

II. Изучение темы.
Запись темы в тетрадь
чтобы достичь цели вы должны в течение урока выполнять задания, слушать, рассуждать. В конце урока вам предстоит выполнить проверочную работу. Если сработаете не качественно то и результат получиться не тот, на который каждый из вас рассчитывает.
Задание: составить ЛОС «Виды транспорта»на основе данной информации
(– один учащийся выполняет на доски, остальные в тетради)
1.Рассматриваются понятия «транспортная система», «транспортные узлы»
2.Работа с картой атласа – определить транспортные узлы Казахстана, назвать.
3. На контурной карте отметить транспортные узлы
4. Вывод: В этом случае мы убеждаемся, что практически любой крупный город
является транспортным узлом.
Основные задачи транспортной системы
Задание: на основе рассмотренного материала самостоятельно сформулируйте понятие «Транспортный комплекс», запишите в тетрадь.
(Несколько уч-ся зачитываю свои формулировки, выбирается наиболее правильный . Записывают в тетрадь правильное определение.)
Транспортный комплекс – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.

Физминутка
Упражнения на релаксацию мышц тела и глаз.
Упражнение 1. Очень медленно выполнить круговое движение головой сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 2. Самомассаж затылочной части головы и шеи – поглаживание, круговые движения, растирание

Все движения выполнять подушечками пальцев сверху вниз.
Упражнение 3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 3-4 раз.
Упражнение 4. Руки на поясе. Напряженно свести локти вперед. Отвести локти назад, прогнуться. Повторить 2-3 раза.
Упражнение 5. Следить глазами за медленным опусканием, а затем подниманием руки на расстоянии 40-50 см от глаз. Повторить 10-12 раз, меняя руки.
Экономические показатели работы транспорта.
Задание: записать в тетрадь, решить задачу, сформулировать по аналогии.
§ Грузооборот – количество перевозимого груза за определенный период времени на определенное расстояние.(т/км)
§ Реши задачу.
В 2008 году в РК было собрано 27, 5 млн.т. пшеницы. Рассчитайте сколько ЖД вагонов потребуется для ее перевозки, если в 1 вагон грузят 60т. Ответ:458 333 вагона.
«Хлеб всему голова». ТОО Алтынсарино крупнейший производитель самого вкусного хлеба в республике и в международном масштабе. Ваши родители его выращивают и мы все ? …ГОРДИМСЯ этими достижениями.
§ Пассажирооборот – это…
(экономическая компетентность учащихся)
Грузооборот по видам транспорта
Задание: анализ представленных диаграмм вслух, вывод записать в тетрадь
Вывод. В грузообороте страны преобладает ЖД транспорт, роль трубопроводного транспорта в республике возрастает.
Пассажирооборот
Задание: анализ представленных диаграмм в парах, вывод озвучить.
Характеристика видов транспорта.
Задание рассмотреть и запомнить (раздаточные карты)
Черепаха – низкая скорость, голубь - высокая записать, зависимость транспорта от погодных условий, от рельефа, высокая -, низкая грузоподъемность, высокий грузооборот, высокая себестоимость, высокая энергоемкость.
Характеристика ЖД транспорта, значение в народном хозяйстве Казахстана
Карта ЖД Казахстана
Задание: анализ, вывод.
Вывод: ЖД расположены в меридиальном и широтном направлении
Характеристика автомобильного транспорта.
Задание: карта – определить области с наибольшей и наименьшей плотностью автомобильных дорог.
Характеристика морского, речного, авиационного и трубопроводного транспорта.
Задание: определить направления нефтепроводов к НПЗ(Атырау, Шимкент, Павлодар)
Учащийся читает текст на английском языке 
Смысл: Монорельсы это перспективный транспорт будущего в городах, но его развитие осложняется не очень высокой эффективностью и дороговизной относительно метро.
Физминутка (релаксация)
Учащиеся встают, изображают: едут на машине, плывут на лодке, скачут на лошадке, летят на самолете
III. Проверка усвоения знаний
На основе компьютерной программы «Delfi»
учащиеся самостоятельно проводят проверку своих знаний «Характеристика видов транспорта».
IV. Оценка работы учащихся.
Результат работы в компьютерной программе является основой итоговой оценки за урок.
Оценки за работу с программой, за активное участие в уроке.

V. Д/З §17,18, к.а., материал урока
VI. Рефлексия.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport_sistema_9kl.docx20.19 КБ
Файл khimicheskaya_prom_9kl.docx22.08 КБ
Файл khoz_vost_kaz_9kl.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Транспортная система Казахстана: общая характеристика, значение.
Цели:
Образовательные:
• систематизация новых знаний;
• формирование навыка анализа
• формирование компетенции в решении экономических задач;
лингвокультурологической компетенции; ЗОЖ
Развивающие
• совершенствование навыков работы с диаграммами, картами
• совершенствование навыков группового обсуждения, умения делать выводы, приходить к общему решению;
• развитие независимости и самостоятельности суждений.
.
Воспитательные
• формирование позитивного взгляда на проблему;
• формирование чувства ответственности за выполнение части коллективной
• работы:
• самореализация учащегося в социуме класса, как успешной личности
• подготовка учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного
общества

Тип урока: урок новых знаний

Межпредметные связи: экономика, математика, информатика, языковедение,
психология, ЗОЖ, профориентация.

Элементы технологий: критического мышления, личностно-ориентированной информационной, компетентностной.

Оборудование:
Презентация «Транспорт», компьютерная программа «Характеристики транспорта», контурные карты. Карта Казахстана, энциклопедический материал, Интернет ресурсы, схемы, диаграммы, дидактический материал

Ход урока.I. Организационный момент.

1. Настрой на урок.
«Счастье дается только знающим». Цель нашего сотрудничества сегодня и следующего урока знания материала по заключительной теме раздела «Хозяйство Казахстана» «Комплекс транспорта и коммуникаций Казахстана», которая включает в себя теоретическую и практическую части.
Озвучить название картинок на русском, казахском, английском языках.
Автобус, машина, автомобиль, вертолет, транспорт, поезд, трасса, дорога.
2. Вступление.
Сфера — транспорта это всё то, что помогает человеку перевозить грузы и са¬мому перемещаться в пространстве. История транспорта началась тогда, когда люди на¬учились запрягать и навьючивать различных животных, спустили на воду первый плот. Современная цивилизация без него невозмож-на. Транспорт доставляет сырьё от места добы¬чи к месту переработки, а готовое изделие — к покупателю. Хотя сам по себе он ничего не про¬изводит, без него невозможно никакое произ¬водство, а значит, невозможно существование городов и сёл, заводов и ферм. Без него не было бы и государств, и вообще всего того разнооб¬разия в развитии регионов, которое определя¬ет социальный и экономический облик мира.
Понятие «транспорт» включает четыре компонента. Прежде всего, к нему относится то, что непосредственно связано с передвижением человека или с перевозкой грузов, — разнооб¬разные средства передвижения от лошади до атомохода. Вторым компонентом является то,
по чему ездят, летают, плавают средства пере¬движения, — пути сообщения. Среди них есть естественные трассы — это те, что проходят по рекам, морям и воздушному пространству и не требуют специального оборудования. Есть трас¬сы, для создания которых требуется много вре¬мени и материальных затрат, — это автомо¬бильные и железные дороги, трубопроводы, мосты, туннели. Третий компонент — то, что помогает переходить с одного вида транспор¬та на другой или переваливать грузы, т. е. вспо¬могательные устройства. К ним относятся порты, пристани, вокзалы, аэродромы. Четвёр-тый компонент — люди, занятые на перевозках: моряки, летчики, водители, диспетчеры и дру¬гие специалисты-транспортники.
Железная дорога «Алтынсарин-Хромтау», дает возможность вам, выпускникам основной школы, получить профессию, связанную этим видом транспрота
? Какие учебные заведения необходимо окончить для того, чтобы стать специалистом железнодорожного транспорта?
(актуализация жизненной ситуации: проблемы получения профессии)

3. Введение.
Казахстан занимает 9 место в мире по площади, 4 на материке Евразия, 2 среди стран СНГ. Огромная территория, 14 городов областного значения, 2 республиканского – уровень развития, определяется уровнем развития транспортного комплекса. Транспортная система связывает разные части Казахстана в единое целое и мы сейчас попробуем выяснить качество ваших знаний городов Казахстана
Диктант в ладоши.
Называю города Казахстана и города других стран. Название городов Казахстана – хлопаем в ладоши.
Астана, Москва, Ташкент, Атырау, Актау, Алматы, Тегеран, Пхеньян, Пекин, Талдыкорган, Костанай, Павлодар, Уральск, Берлин, Усть-Каменогорск, Бишкек, Кзыл-Орда, Актобе, Петропавловск, Ашгабат, Тараз , Шимкент, Караганда, Баку, Кокшетау.
Чтобы объединить города Казахстана в нашем сознании в единое целое – мы приступаем к изучении темы

II. Изучение темы.
Запись темы в тетрадь
чтобы достичь цели вы должны в течение урока выполнять задания, слушать, рассуждать. В конце урока вам предстоит выполнить проверочную работу. Если сработаете не качественно то и результат получиться не тот, на который каждый из вас рассчитывает.
Задание: составить ЛОС «Виды транспорта»на основе данной информации
(– один учащийся выполняет на доски, остальные в тетради)
1.Рассматриваются понятия «транспортная система», «транспортные узлы»
2.Работа с картой атласа – определить транспортные узлы Казахстана, назвать.
3. На контурной карте отметить транспортные узлы
4. Вывод: В этом случае мы убеждаемся, что практически любой крупный город
является транспортным узлом.
Основные задачи транспортной системы
Задание: на основе рассмотренного материала самостоятельно сформулируйте понятие «Транспортный комплекс», запишите в тетрадь.
(Несколько уч-ся зачитываю свои формулировки, выбирается наиболее правильный . Записывают в тетрадь правильное определение.)
Транспортный комплекс – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.

Физминутка
Упражнения на релаксацию мышц тела и глаз.
Упражнение 1. Очень медленно выполнить круговое движение головой сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 2. Самомассаж затылочной части головы и шеи – поглаживание, круговые движения, растирание

Все движения выполнять подушечками пальцев сверху вниз.
Упражнение 3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 3-4 раз.
Упражнение 4. Руки на поясе. Напряженно свести локти вперед. Отвести локти назад, прогнуться. Повторить 2-3 раза.
Упражнение 5. Следить глазами за медленным опусканием, а затем подниманием руки на расстоянии 40-50 см от глаз. Повторить 10-12 раз, меняя руки.
Экономические показатели работы транспорта.
Задание: записать в тетрадь, решить задачу, сформулировать по аналогии.
 Грузооборот – количество перевозимого груза за определенный период времени на определенное расстояние.(т/км)
 Реши задачу.
В 2008 году в РК было собрано 27, 5 млн.т. пшеницы. Рассчитайте сколько ЖД вагонов потребуется для ее перевозки, если в 1 вагон грузят 60т. Ответ:458 333 вагона.
«Хлеб всему голова». ТОО Алтынсарино крупнейший производитель самого вкусного хлеба в республике и в международном масштабе. Ваши родители его выращивают и мы все ? …ГОРДИМСЯ этими достижениями.
 Пассажирооборот – это…
(экономическая компетентность учащихся)
Грузооборот по видам транспорта
Задание: анализ представленных диаграмм вслух, вывод записать в тетрадь
Вывод. В грузообороте страны преобладает ЖД транспорт, роль трубопроводного транспорта в республике возрастает.
Пассажирооборот
Задание: анализ представленных диаграмм в парах, вывод озвучить.
Характеристика видов транспорта.
Задание рассмотреть и запомнить (раздаточные карты)
Черепаха – низкая скорость, голубь - высокая записать, зависимость транспорта от погодных условий, от рельефа, высокая -, низкая грузоподъемность, высокий грузооборот, высокая себестоимость, высокая энергоемкость.
Характеристика ЖД транспорта, значение в народном хозяйстве Казахстана
Карта ЖД Казахстана
Задание: анализ, вывод.
Вывод: ЖД расположены в меридиальном и широтном направлении
Характеристика автомобильного транспорта.
Задание: карта – определить области с наибольшей и наименьшей плотностью автомобильных дорог.
Характеристика морского, речного, авиационного и трубопроводного транспорта.
Задание: определить направления нефтепроводов к НПЗ(Атырау, Шимкент, Павлодар)
Учащийся читает текст на английском языке  
Смысл: Монорельсы это перспективный транспорт будущего в городах, но его развитие осложняется не очень высокой эффективностью и дороговизной относительно метро.
Физминутка (релаксация)
Учащиеся встают, изображают: едут на машине, плывут на лодке, скачут на лошадке, летят на самолете
III. Проверка усвоения знаний
На основе компьютерной программы «Delfi»
учащиеся самостоятельно проводят проверку своих знаний «Характеристика видов транспорта».
IV. Оценка работы учащихся.
Результат работы в компьютерной программе является основой итоговой оценки за урок.
Оценки за работу с программой, за активное участие в уроке.

V. Д/З §17,18, к.а., материал урока
VI. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Урок географии "Химическая промышленность"

Задачи уроков:

1.Раскрыть значение химического комплекса в экономике, в обществе, показать преимущества и издержки его развития.

2.Изучить состав, структуру, технологические особенности отрасли и факторы их размещения.

3.Сформировать знания о композитах, показать их стратегическую роль в развитии техники и технологии.

4.Развивать умения оценивать химические производства, объяснять их связи с другими отраслями.

5.Формировать умение анализировать карту химической промышленности.

 Оборудование: Карта "Химическая промышленность", коллекция "Химическое сырье".

                                               Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

  - Какие материалы, вещества в окружающей нас среде созданы химической промышленностью? Они делают нашу жизнь более комфортной или усложняют ее?

  - Приведите примеры из окружающей жизни или знаний других  комплексов, где не используются материалы и вещества, созданные химической промышленностью?

  -Химическую промышленность называют детищем НТР. Она быстро развивается, производя все новые и новые продукты, спрос на которые постоянно возрастает. Химическая промышленность создает  материалы, отсутствующие в природе. Этим материалам заранее придаются необходимые определенные свойства: гибкость, прочность, проникаемость и т.д. В настоящее время производится несколько тысяч видов химической продукции - они распространены от космических кораблей до домашней аптечки.

   -Химическая промышленность является авангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет  развитие научно - технической революции через  химизацию хозяйства.

   - А что такое химизация?(работа с учебником стр.70)

Химизация - это внедрение химических методов, процессов и материалов в различные отрасли народного хозяйства.

Задание:

Химическая промышленность отличается от других отраслей рядом особенностей. Самостоятельноработая с учебником (стр.70)  выявите, в чем особенность химической промышленности.

Создает новые материалы с заранее заданными свойствами,которые позволяют экономить сырье и труд людей;

Имеет обширную сырьевую базу (полезные ископаемые, вода, воздух, древесина, отходы).Один продукт можно получить из разных видов сырья.

Дает возможность комплексной переработки сырья и получения разнообразной продукции.

Итак, многие отрасли химического производства требуют большого количества сырья, электроэнергии, воды, квалифицированных кадров.

 Какова же структура химической промышленности?

Какие группы  отраслей в него входят? (работа с рис.42 на стр.70)

 Задание 2:

Работая с текстом учебника на стр.71-72, картой атласа "Химическая промышленность", заполните таблицу "Химическая промышленность".

1.Где сосредоточены центры добычи горнохимического сырья: апатитов, фосфоритов, калийных солей, серы?

2.От каких факторов зависит размещение производства удобрений?

(от сырья, технологии производства и потребителя)стр.71, рис.44.и45.

3.Подумаем, где размещаются предприятия органической химии? (потребителю.) 

  Работа с картой "Химическая промышленность".

   Из новых отраслей химии выделилась в самостоятельную отрасль микробиологическая промышленность. Она включает производство  кормовых белков, кормовых дрожжей, ферментов, кормовых антибиотиков. Микробиологическая промышленность работает на синтезе растительного сырья и углеводородного. Размещение ее ориентировано на сырье - в Поволжье, Нижнем Новгороде, Красноярске, Архангельске, Соликамске и т.д.

   - Вспомним, где начала складываться химическая промышленность, где были созданы первые мануфактуры, а затем фабрики и заводы?

    Исторически химическая промышленность складывается в Центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском районах.    (табл.2, стр.275)

   -Работа с картой "Химическая промышленность".

Назовите основные базы химической промышленности России:

·                     Северо - Европейская

·                     Центральная

·                     Урало - Поволжская

·                     Сибирская

           - Работая с картой определите:

1.Какое сырье имеет база?

2.Какаие отрасли здесь представлены?

3.Какие проблемы имеет база?

  К настоящему времени экологические условия здесь глубоко изменились: исчерпаны территориальные, водные ресурсы, загрязнена атмосфера, почвы.

  Требуется переход на новые, более современные и экологически безопасные технологии.

Размещение отраслей химической промышленности зависит от комплекса природных, исторических, социально-экономических условий, оказавших влияние на развитие индустрии.

  За последние годы наблюдается рост некоторых химических производств: выпуска удобрений, пластмасс, резины, шин, полиэтилена (фильм)

  Какие проблемы сдерживают развитие химической промышленности?

Прежде всего, экологические, что связано с работой предприятий по устаревшим многоотходным технологиям и на старом  оборудовании.

Главным условием успешного развития комплекса является модернизация отраслей. Во-первых, необходимо перейти от старых к новым технологиям, малоотходным, экологически безвредным.

Во- вторых, необходима замена устаревшего оборудования новым,  соответствующим новейшим технологиям.

 Последняя четверть 20 века характеризуется началом производства новых материалов - КОМПОЗИТОВ.

Композитные материалы - сочетание двух химически разнородных материалов. Первый материал составляет армирующую основу - в виде тонких нитей, волокон, жгутов. Второй материал - связующий элемент, или матрица, придает монолитность композиту. Это смолы,

 металлы, термопластик, углероды и т.д. Оба вещества - основа и матрица - имеют четкую границу раздела. Композит обладает свойствами, которыми не владеет ни один материал в отдельности.

У композитов появляются новые свойства: прочность, устойчивость, долговечность и т.д. Из композитов изготавливают баллоны и резервуары для хранения и транспортировки взрывчивых веществ, ядовитых жидкостей, газов и т.д. Емкости из композитов не ржавеют, не взрываются, им можно придать любую форму.

    Сетчатые конструкции из композитов используют в телебашнях, в авиации, в космических кораблях. Из композитов можно строить яхты, гидропланы, малые самолеты. Композиты с углеродной матрицей выдерживают температуру свыше 3000 С.

   Все большее значение приобретает техническая керамика. Ей придают свойства сверхпрочности, жароустойчивости. Она защищает корпуса самолетов и космических кораблей от перегрева. Из нее можно делать броню для танков. Техническая керамика используется в машиностроении, электронике, химии, для производства инструментов.

   Биокерамика применяется в медицине для протезирования. Новые свойства приобретает камень, когда он превращается в каменное литье. Специалисты считают, что 21 век - это век не только металлов, но и новых материалов – технической керамики и композии.  Выдающийся ученый А.Е. Ферсман учил, что в природе нет бесполезных веществ. В 1912 году он писал: "И рисуется нам не очень отдаленное будущее, когда в основу промышленности будет положена глина".

Изобретение новых материалов весьма положительно влияет на

 экономику всех отраслей.

 А сейчас давайте прочитаем вывод на стр.73

 Проверить свой уровень усвоения знаний вы сможете выполнив задание:

 

1.Природный и коксовый газ являются сырьем для производства:

     а) каустической соды               в) моющих средств

     б) азотных удобрений               г)  пластмасс

 2.Важнейшее горнохимическое сырье – апатиты добывают:

     а) в Поволжье                            в) в Хибинах

     б) на Урале                                г) на Кавказе

 3.Производство калийных удобрений размещается:

     а) у мест добычи сырья            в) у воды

     б) вблизи электростанций        г) на трассах нефтепроводов

 4.Кемерово, Череповец, Нижний Тагил являются центрами производства:

     а) лаков и красок                       в) искусственных волокон

     б) шин                                         г) азотных удобрений

 5.Производство фосфорных удобрений ориентируется, кроме сырья на:

     а) дешевую электроэнергию     в) наличие воды

     б) рабочую силу                         г) потребителя

 6.Казань, Омск, Крсноярск являются центрами производства:

     а) калийных удобрений             в) ферментов

     б) синтетического каучука         г) кинопленки

 7.Химические волокна выпускают в:

     а) Рязани, Курске                       в) Перми, Челябинске

     б) Орле, Туле                             г) Тюмени, Чите

 8.Фосфорные удобрения производят в:

     а) Брянске, Тамбове                  в) Воскресенске, Кингисеппе

     б) Майкопе, Омске                     г) Перми, Новосибирске

 9.В Соликамске и Березниках выпускают:

     а) красители                                в) кормовые белки

     б) пластмассы                             г) калийные удобрения

 3. Подведение итогов

 

 



Предварительный просмотр:

Дата: 6.03.14

Тема урока: Хозяйства Восточного Казахстана

Цель урока:

1) Сформировать знания о промышленности и сельском хозяйстве ВК;

2) Развивать умение строить диаграммы;

3)Патриотическое воспитание.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1. ЭГП (10 % территории, 13 % сельскохозяйственной продукции)

2. Природные условия (осадков 600 – 1500 мм в год, на равнинах 200 – 250 мм, черноземы, коричневые почвы)

3. Природные ресурсы (полиметаллические руды, 52, 2 % золота, серебро, кадмий, сурьма, железо, сера, молибден, висмут, индий, таллий, селен, ртуть, олово, вольфрам, ванадий, 26, 1 % свинца, 47,9 % меди, 37,1 % титана, 59 % тантала, каменный уголь, сланцы; гидроресурсы 50 % всех запасов РК)

4. Население (6 человек на км², 9 городов, 24 ПГТ, степень урбанизации составляет59 %)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Современное административно-территориальное деление Республики Казахстан

(14 областей)

2. Из указанных видов природных ресурсов считаются невосполнимыми (минеральные)

3. Соколовско-Сарбайское месторождение железных руд было открыто в (1948 г)

4. Железная дорога Атырау-Астрахань соединяет (Западный Казахстан со странами Северного Кавказа)

5. К непроизводственной сфере народного хозяйства относится (коммунальное хозяйство и службы быта)

6. Как мы называем широту и долготу земной поверхности? (географическими координатами)

7. У подножия каких гор расположен Усть-Каменогорск? (Алтайских гор)

8. Основная зерновая культура Казахстана (пшеница)

IV. Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Еще в XVIII на Алтае занимались разработкой серебряных рудников. Проблемный вопрос: Рассмотрите экономическую карту ВК и попробуйте определить специализирующие и вспомогательные отрасли, а так же отрасли, обслуживающие население (цветная металлургия, особенно цветная – специализированная отрасль). В ВК добывается 32 вида цветных металлов, 17 из них перерабатывается на месте.

V.Объяснение новой темы.

1. Полиметаллическая промышленность – главная отрасль цветной металлургии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый, который на 50 -60 % обеспечен необходимым сырьем; Риддерский полиметаллический комбинат; Зыряновский свинцовый комбинат)

2. Золотодобывающая промышленность (62 месторождения, предприятия «Алтай», «Бунашам», «Аллель», «Андас –Алтын»; в 1998 г добыто 887 кг золота; терриконы)

3. Энергетическая промышленность (ГЭС – 62 млрд. кВт/час в год; ТЭС на кузбасском угле; энергетическая система Рубцовск – Алтайский край – Павлодар – Аксу)

4. Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность («Востокмаш» - буровые и грузоподъемные машины, лебедки; Усть-Каменогорский конденсаторный завод; в Семипалатинске и Усть-Каменогорске – арматурные заводы; в Семипалатинске – «Казахкабель», в Усть-Каменогорске – завод полимерного машиностроения)

5. Промышленность строительных материалов (цементные заводы, силикатный кирпич, ЖБИ, стеновые блоки, железобетонные трубы, деревообрабатывающие комбинаты, домостроительные комбинаты, мебельный комбинат)

6. Легкая промышленность (хлопкопрядильная, чулочная, камвольно-суконная, кожевенно-обувная, меховая, прядильная, трикотажная и швейная фабрики; комбинат шелковых тканей)

7. Пищевая промышленность (мясная, маслобойная, мукомольная, макаронная, кондитерская)

8. Экологические проблемы (Риддер, Иртыш)

9. Сельское хозяйство (мясошерстное овцеводство, крупный рогатый скот, свиноводство, коневодство, пчеловодство, мараловодство; зерноводство – пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, кукуруза, а так же подсолнечник, овощеводство)

10. Транспортный комплекс (железнодорожный, автомобильный, речной)

VI.Усвоение новой темы.

1. Восточный Казахстан выпускает (цветные металлы)

2. Из отраслей пищевой промышленности в Восточном Казахстане наиболее развита (мясная)

3. У подножия, каких гор расположен Усть-Каменогорск? (Алтайских гор)

VII.Домашнее задание. § 23, составить диаграммы «Доля Восточного Казахстана по добыче и плавке цветных и ценных металлов в показателях республиканского масштаба

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Восточный Казахстан – экономический район, специализирующийся на производстве цветных металлов, богат полезными ископаемыми и богат гидроресурсами. Но необходимо уделять особое внимание экологическому состоянию региона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

План -конспект урока с использованием ЭОР по теме"Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение".

1.Жизненный цикл папоротников.2.Древовидные папоротники.3.Добыча каменного угля.4.Папоротники. Хвощи. Плауны....

Урок биологии в 6 класс по теме: « Общая характеристика и значение грибов».

В теме " Грибы и лишайники " это первый урок, где раскрывается общая характеристика грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе). При проведении урока продол...

Разработка урока по биологии на тему:«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве"

«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйст...

конспект урока биологии по теме "Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика."

Урок изучения нового материала, первичное закрепление знаний в игровой форме, работа с тестом. Изучение нового материала организовано с использованием учебника и дополнительной литературы. Обучающиеся...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Отдел Покрытосеменные растения. Общая характеристика, значение.

Данная методическая разработка урока биологии для 6-го класса составлена в соответствии с календарно- тематическим планированием по программе общеобразовательных  школ – автор Пономарева И....