Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Природа и население,8 класс.
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

пояснительная записка,календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 262

КРАСНОСЕЛЬСКОГО  РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 262

____________ /Л.Р.Иваненкова

«30»  августа         2013 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______________ /_И. В. Левчук________________

«30»  августа         2013 г.

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

____естественно- научного цикла ____________________

Протокол № ________

от  30 августа         2013 г.

Руководитель МО

_____________ /________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету « _____география________________________________________________»

Класс      _________________8 класс___________________________         

____2013-2014_________________________________      учебный год

 Ф. И.О. учителя ________Захарычева В. П.________________

Категория __________высшая___________________

        

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013



Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка

Нормативная основа программы

      . Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии которые определены стандартом.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии ,которые определены стандартом.

  • Примерные программы основного общего образования по …географии…       География России.(8-9класс)
  •  Программа для общеобразовательных учреждений. _______географии 8____ класс. Автор _А.И.Алексеев __Природа и население_____________. – М.: __Дрофа _____ (издательство), ___2010____ (год)
  • Образовательная программа ГБОУ СОШ № 262  Красносельского  района Санкт-Петербурга
  • Учебный план ГБОУ СОШ № 262  Красносельского  района Санкт-Петербурга – 2013

Структура документа

Рабочая  программа по географии представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

. Уровень рабочей программы – базовый.  

Учебный план составлен на основании следующих нормативных документов:

Примерная программа основного общего образования по географии. География России (VII—IX класс) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2013.Авторы А.И. Алексеев и др.

.Основные цели и задачи курса:

Цель обучения географии Росси - формирование целостного представления об особенностях природы, населения нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважение к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве.

Планируемые результаты обучения.

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

География России изучается в 8 и 9 классах, на изучение курса отводится 2 ч в неделю. В структурном отношении курс состоит из введения и 5 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III-  «Население России»,  IV - «Хозяйство России», V – « География крупных регионов России».

Четыре раздела изучаются в 8 классе и 2 раздела (продолжение IV - «Хозяйство России» и полностью  V – « География крупных регионов России») в 9 классе.

После изучения раздела III-  «Население России», включаются часы на изучения регионального компонента «География Ленинградской области»

Количество учебных часов

Программа рассчитана на .70.. часов  в неделю. (2 часа в неделю .) 2 часа- резерв

Структура программы.

Введение-1 час

Пространства России-7 часов

Природа и человек-40 часов

Население России-16 часов

География Санкт- Петербурга и Лен. Области.-4 часа

Резерв -2 часа.

Оценочные практические работы

1.Сравнение географического положения

России и Канады. Выявление особенностей географического положения

Района своего проживания.

2.Обозначение на  контурных картах пограничных государств.

3.Решение задач на определения поясного времени

4.Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на примере своего края.

Сравнительная характеристика горной и равнинной территории с выявлением возможного влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно – Европейская равнина и Урал,

Среднерусская возвышенность – Хибины или Кавказ)

5.Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки и использования полезных ископаемых.

6.Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни  и хозяйственной деятельности людей.

7.Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам)

8 – 9 .Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного её использования.

10.Характеристика почв своей местности, анализ факторов  и условий почвообразования.

11.Описание природно – хозяйственных зон. Рассмотрение влияния природных условий на расселение людей в разных природных зонах.

12.Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.

13.Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации.

14.Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения.

15.Изучение таблицы приложения ‘’Народы России’’ и схемы’ ’Древо языков’ ’для ознакомления  с классификацией народов России, основанной на родстве языков (по семьям  группам).

16.Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно – территориальным делением России.

17.Изучение на основе карты особенностей географии религий страны.

18.Выделение на контурных картах Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны.

19.Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определяющих своеобразие рисунка заселения территории.

20.Нанесение на контурных картах городов – миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны

  • Основные формы контроля:
  • Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.

                                   Учет особенностей обучающихся класса

Характеристика особенностей усвоения материала в этом классе

Характеристика особенностей усвоения материала в этом классе. Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся 8 класса.

К среднему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов .Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире.

В этом возрасте у детей активно начинает развиваться логическая память .Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания.

При разработке рабочей программы учитывались индивидуальные особенности детей.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности.

Особенности организации учебного процесса по предмету:   используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

  • фронтальная (общеклассная)
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.

Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование, имитационный тренинг,  организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ) и другие.

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты, веера с буквами и др.), технические средства обучения (компьютер и плазменная панель) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый,
  • комплексный

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

* вводный,

* текущий,

* тематический,

* итоговый,

* комплексный

Формы контроля:

* проверочная работа;

* тест;

* фронтальный опрос;

* индивидуальные разноуровневые задания;

*практические работы;

* сообщения;

* результаты проектной и исследовательской деятельности;

* оценка и самооценка учащимися своих работ;

Используемый  учебно-методический комплект

Литература основная 

1.Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 кл. - М.: Дрофа, 2009

2.Географический атлас: 8 кл. - М.: Дрофа, 2011.

Дополнительная литература

1.За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.

2.Малый атлас мира. - М.: Ультра Экстент, 2006-191 стр. 

3.Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6 – 8 класс.2-е издание, стереотипное. Москва «Глобус»2009.-(Учение с увлечением).

4.Уроки географии.8-9 классы : метод., пособие для учителя/Н.Ю.Маерова.-2-е изд., стереотип.- М.Дрофа,2006.-153,(7) с.: ил., карт. - (Мастер – класс).

7.География в таблицах и схемах.- СПб.: ООО «Виктория плюс»,2010.-96с.

8.География. Природы.8 класс: поурочные планы по учебнику Э. М. Раковской.1-2 полугодие/авт.-сост.Н.Н.Перепечева. - Волгоград: Учитель,2005.-139 с.

9. Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 кл. - М.: Дрофа, 2009

10.География в таблицах и схемах.- СПб.: ООО «Виктория плюс»,2010.-96с.



Предварительный просмотр:

Раздел II. Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

тест

самостоятельные работы учащихся (10- 15 минут  )  

Уроки

практические работы,

1

      Введение

1

2

Тема 1 Пространства России 

7

3

1

3

3

Тема 2. Природа и человек

40ч

40

8

          Рельеф и недра

5

2

1

1

Климат

5

2

1

2

  • Богатство внутренних вод России.

4

4

2

1

1

  • Почвы

4

4

1

1

1

  • Живая природа

5

5

1

2

  •  В природе все взаимосвязано

4

4

1

2

  • Природно  -  хоз. зоны

9

1

1

2

  • Природопользование и охрана природы.

4

4

1

1

4.

Население России

16

16

9

1

2

5.

География СПб и Лен. Обл.

4

4

1

1

Резерв-2 часа

2

2

итого

70

70

20

11

19



Предварительный просмотр:

Раздел III. Содержание  рабочей программы  (в виде таблицы или текста)

Содержание тем учебного курса.

География. Россия. 8 класс

(70 ч; 2 ч в неделю;2 часа –резервное время )

раздела

Название раздела

Практические работы

Краткое содержание раздела

Кол-во часов

Введение

Изучение географии как один из способов познания  окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того,  чем живут люди, как они взаимодействуют  с окружающей средой и изменяют  её.

1

Пространства России

Практические работы:  

                                                        1.Сравнение географического положения

России и Канады. Выявление особенностей географического положения

Района своего проживания.

2.Обозначение на  контурных картах пограничных государств.

3.Решение задач на опред.поясного времени.

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки. Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества

7



Природа и человек.

Практические работы:

4.Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на примере своего края.

Сравнительная характеристика горной и равнинной территории с выявлением возможного влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно – Европейская равнина и Урал,

Среднерусская возвышенность – Хибины или Кавказ)

5.Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки и использования полезных ископаемых.

6.Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни  и хозяйственной деятельности людей.

7.Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам)

8 – 9 .Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного её использования..Обозначение на конт. карте рек и озер.

10.Характеристика почв своей местности, анализ факторов  и условий почвообразования.

11.Описание природно – хозяйственных зон. Рассмотрение влияния природных условий на расселение людей в разных природных зонах.

Особенности геологического строения. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Опасные природные явления.

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Погода. Прогнозы погоды.

Опасные климатические явления.

Моря, окружающие территорию России. Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Мелиорация. Почва, её состав, строение, свойства. Почвенные ресурсы России.

Природные комплексы и природно-территориальные комплексы.

Природная зона – как природный комплекс. Влияние природы на человека, и человека на природу.

40



Население России.

Практические работы:

12.Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.

13.Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации.

14.Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения.

15.Изучение таблицы приложения ‘’Народы России’’ и схемы’ ’Древо языков’ ’для ознакомления  с классификацией народов России, основанной на родстве языков (по семьям  группам).

16.Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно – территориальным делением России.

17.Изучение на основе карты особенностей географии религий страны.

18.Выделение на контурных картах Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны.

19.Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определяющих своеобразие рисунка заселения территории.

20.Нанесение на контурных картах городов – миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России. Плотность населения. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации

субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские

агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы.

Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на

территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

16

IV

География Санкт –Петербурга и Ленинградской области

составлять географические описания ландшафтов Ленинградской области. Территория, границы, физико – географическое положение. Особенности геологического строения. Полезные ископаемые. Рельеф территории области. Общая характеристика климата. Агроклиматические ресурсы. Гидрографическая сеть. Реки, озёра. Водохранилища, пруды. Подземные воды. Почвенный покров. Земельные ресурсы и их использование. Растительность и ботанико – географическое районирование. Животный мир. Природные районы. Экологическая обстановка. Особо охраняемые природные территории.

       

4



Предварительный просмотр:

IV. Календарно-тематическое планирование по  ______географии___8 класс________________________________________

на 2013 – 2014  учебный год

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Практическиеработы

Формы контроля

Планируемые результаты обучения

Задания для учащихся в классе/ д/з

Оборудование

Наглядность

Дата проведения

план

факт

I триместр

1

Введение-1ч .

Изучение нового материала

Вводная беседа

Задачи географии. Уникальность науки Разнообразие территории России

тетрадь.

Учебник ,карты, атлас

2

Тема2: Пространства России (7 часов)

1.Россия на карте мира.

Комбинированный, актуализации знаний и умений

 1.Сравнение географического положения

России и Канады. Выявление особенностей географического положения

Района своего проживания.

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

. Россия на карте мира. Г. П. Крайние точки. Субъекты

п.1отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

3

2.Границы России

Комбинированный практикум

 2.Обозначение на  контурных картах пограничных государств

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Границы России

п.2отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

4

3.Россия на карте часовых поясов

Изучение нового материала

3.Решение задач на опред.поясного времени.

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

. Россия на карте часовых поясов Часовые пояса.

п.3 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

5-6

.

4-5-.Формирование территории России

Комбинированный, актуализации знаний и умений

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

.

. Формирование территории России Моск. княжество. Присоединение восточ.. территорий

п.4. отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

7

6.Географическое изучение территории России

Комбинированный, актуализации знаний и умений

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Географическое изучение территории России

п.5отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

8

7.Итоговый урок раздела «Пространства России».

Обобщение и систематизация знаний

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос тест

Учебник ,карты, атлас

9

Тема 3  :Природа и человек- 40 часов Рельеф и недра ( 5 часов) 1.Строение земной коры на территории России.

Изучение нового материала

.

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

.Строение земной коры на территории России.

 Платформы .,складчатости.

П.6

Учебник ,карты, атлас

10

2.Важнейшие особенности рельефа России.

комбинированный

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Важнейшие особенности рельефа России

п.7 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, видеофрагмент.атлас

11

3.Современное развитие рельефа

Комбинированный

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Современное развитие рельефа Вулканы , Землетрясения.

п.8. отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

12

4.Использование недр.

Комбинированный, актуализации знаний и умений

4.Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на примере своего края.

Сравнительная характеристика горной и равнинной территории с выявлением возможного влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно – Европейская равнина и Урал,

Среднерусская возвышенность – Хибины или Кавказ)

5.Характеристика

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

. Использование недр. Минеральные ресурсы Рекультивация земель.

п.9 отв. на вопросы.

13

5.Итоговый урок темы.

Обобщение и систематизация знаний

5.Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки и использования полезных ископаемых.

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос тест

 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

14

Тема: Климат (5 часов) 1.Общая характеристика климата России.

Комбинированный

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Общая характеристика климата России. Климатообразующие факторы. Сум. Радиация.

п.10отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

15

2.Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные

фронты , циклоны и антициклоны.

Комбинированный, актуализации знаний и умений

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Общая циркуляция атмосферы Типы возд. масс ..Муссоны. Циклоны . Антициклоны.

п.11 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

16

3.Распределение температур и осадков.

Комбинированный, актуализации знаний и умений

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

. Распределение температур и осадков.

п.12 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

17

4.Типы климата нашей страны

Комбинированный, актуализации знаний и умений

6.Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни  и хозяйственной деятельности людей.

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос тест

 Типы климата нашей страны

п.13отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

18

5.Климат и человек                

Комбинированный

7.Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам)

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Климат и человек      Агроклимат ресурсы.          

п.14 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

19

Тема: Богатство внутренних вод России (4 часа) 1.Реки.

Изучение нового материала Комбинированный

 8.Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного её использования.

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

. Реки.Части реки.

п.15 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас ,видеофрагмент видеофрагмент..

20

.

2.Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.

Комбинированный, актуализации знаний и умений

9.Обозначение на конт. карте рек и озер.

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.

п.16 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

21

3.Человек и вода.

Изучение нового материала

тес Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос т

Человек и вода Водные ресурсы

п.17 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

видеофрагмент.

22

4.Итоговый урок темы.

Обобщение и систематизация знаний

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос тест

п.отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

23

Тема:  Почвы- национальное достояние страны (4 часа)

1.Почвы -особое природное тело.

Изучение нового материала Комбинированный

 

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Почвы -особое природное тело.

П18. отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

24

.

2.География почв России

Комбинированный, актуализации знаний и умений

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

География почв России

п.19 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

25

3.Почвы и урожай

Комбинированный, актуализации знаний и умений

10.Характеристика почв своей местности, анализ факторов  и условий почвообразования.

тест Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

. Почвы и урожай Плодородие . Агротехн. Мероприятия.

п.20. отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

II триместр

26

4.Рациональное использование и охрана почв.

Изучение нового материала

Беседа ,работа с картой.

Рациональное использование и охрана почв.

п.2 1тв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

27

Тема: Живая природа (5 часов)

1.География лесов России.

Комбинированный, актуализации знаний и умений

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

 География лесов России.

Учебник ,карты, атлас

28.

2.Лес и окружающая среда.

Комбинированный, актуализации знаний и умений

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Лес и окружающая среда.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

29.

3.Безлесные просторы России. Луга

Комбинированный, актуализации знаний и умений

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Безлесные просторы России. Луга

Учебник ,карты, атлас

.

.

30

4.Болота.

комбинированный

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Болота.

отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

31

.

5.Животный мир.

, комбинированный

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос тест

Животный мир.

отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

32.

Тема: В природе всё взаимосвязано (4 часа)

1.Понятие природно-территориальном комплексе.

, Изучение нового материала комбинированный

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Понятие природно-территориальном комплексе.

п.22 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

33

.

2.Свойства природных территориальных комплексов

комбинированный

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

. Свойства природных территориальных комплексов

п.23отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

34.

. 3.Человек в Ландшафте

Изучение нового материала

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Человек в Ландшафте

П24.отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

35

4.Итоговый урок.

Обобщение и систематизация знаний

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос тест

п.отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

36

Тема: Природно- хозяйственные зоны (9 часов)

1.Учение о природной зоне.

Изучение нового материала

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Природная зона В.В. Докучаев.

п.25 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

37.

. 2.«Безмолвная Арктика».

Комбинированный, актуализации знаний и умений

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос Геогр. диктант

.«Безмолвная Арктика».

Преобразование , Освоение

П26. отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

38.

3.Чуткая Субарктика

, комбинированный

.

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Чуткая Субарктика Преобразование , Освоение

п.о27тв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

39.

4.Таёжная зона.

, комбинированный

тест путешествия

Таёжная зона Преобразование , Освоение

п.28отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

.40

                                   

.

5.Зона смешанных и широколиственных лесов.

комбинированный

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Зона смешанных и широколиственных лесов. Преобразование , Освоение

п.30отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

41

6.Лесостепи и степи.

Комбинированный практикум

Заполнение таблицы

я. Лесостепи и степи. Преобразование , Освоение

п.31 тв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

42

7.Полупустыни, пустыни и субтропики

Изучение нового материала

.

Заполнение таблиц Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос ы

. Полупустыни, пустыни и субтропики Преобразование , Освоение.

п.32отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

43

8.«Многоэтажность» природы гор

Комбинированный, актуализации знаний и умен

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Многоэтажность» природы гор

п.33-34.отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

44

.

9.Человек и горы

Комбинированный, актуализации знаний и умен

. 11.Описание природно – хозяйственных зон. Рассмотрение влияния природных условий на расселение людей в разных природных зонах.

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос тест

Человек и горы

П34 .отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

45

             Тема: Природопользование и охрана природы (4 часа)

1.Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

, комбинированный

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

п. 35 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

46

2.Рациональное использование природных ресурсов.

комбинированный

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

. Рациональное использование природных ресурсов.

п.36. отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

47.

. 3.Охрана природы и охраняемые территории

, комбинированный

тест Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Охрана природы и охраняемые территории

П37..отв. на вопросы.

видеофрагмент. Учебник ,карты, атлас

48

                           

4.Итоговый урок.

Обобщение и систематизация знаний

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос Геогр. диктант тест

п. отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

IIIтриместр

49.

Тема 4 «Население «-16 часов                             Тема: Сколько нас- россиян? (2 часа)

1.Численность населения.

 Изучение нового материала  

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Численность населения.

 Демогрф. Политика.

п. 38 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

50

2.Воспроизводство населения

, комбинированный

12.Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Воспроизводство населения Типы.

П39. отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

51.

                                       Тема: Кто мы? (2 часа)

1.Соотношение мужчин и женщин ( половой состав населения)

, комбинированный

. 13.Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Соотношение мужчин и женщин ( половой состав населения)

п.40 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

52

2.Возрастной состав населения России

комбинированный

14.Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения.

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Возрастной состав населения России

п.41отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

53

Тема: Куда и зачем едут люди? (3 часа)

1.Миграция населения России.

Изучение нового материала

Беседа,

. Миграция населения России.

п.42 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

54

2.Внешние миграции – в России.

Комбинированный, актуализации знаний и умен

Геогр. диктант Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

. Внешние миграции – в России.

п.43 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

55.

3.Территориальная подвижность населения

Комбинированный, актуализации знаний и умен

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Территориальная подвижность населения

п.44отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

56.

Тема: Человек и труд (1 час)

1.География рынка и труда.

Комбинированный, актуализации знаний и умен

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

География рынка и труда

п.45 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

57.

Тема: народы и религии  России (3 часа)

1.Этнический состав населения.

, комбинированный

15.Изучение таблицы приложения ‘’Народы России’’ и схемы’ ’Древо языков’ ’для ознакомления  с классификацией народов России, основанной на родстве языков (по семьям  группам).

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Этнический состав населения

п.46.отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

58.

2.Этническая мозаика России

комбинированный

16.Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно – территориальным делением России.

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Этническая мозаика России Языки.

п.4 7отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

59.

3.Религии народов России

комбинированный

17.Изучение на основе карты особенностей географии религий страны.

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Религии народов России

П.48 отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

60.

Тема: Где и как живут люди? (5 часов)

1.Плотность населения.

комбинированный

18.Выделение на контурных картах Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны.

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Плотность населения.

п.49.отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

61.

2.Расселение и урбанизация

, комбинированный

19.Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определяющих своеобразие рисунка заселения территории.

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Расселение и урбанизация

п.50. отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

62

3.Города России

комбинированный

20.Нанесение на контурных картах городов – миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Города России Типы городов

п.51.отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

63.

4.Сельская России

Комбинированный, актуализации знаний и умен

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос тест

Сельская России. Образ жизни.

п.52. отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас

64

5.Итоговый урок темы «Население России

, комбинированный

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

. Люди –главное богатство страны.

отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

65.

.

                      Тема5 География Санкт –Петербурга и Ленинградской области (4 часа)

  1.Территория, границы, физико – географическое положение          

Изучение нового материала

. .Территория, границы, физико – географическое положение          

п.отв. на вопросы..

Учебник ,карты, атлас

66.

.2. Особенности геологического строения. Полезные ископаемые. Рельеф территории области. Общая характеристика климата. Агроклиматические ресурсы.

Комбинированный, актуализации знаний и умен

тест Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Особенности геологического строения. Полезные ископаемые. Рельеф территории области. Общая характеристика климата. Агроклиматические ресурсы.

п.отв. на вопросы.

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.

67.

.3.

Реки, озёра. Водохранилища, пруды. Подземные воды. Почвенный покров. Земельные ресурсы и их использование. Растительность и ботанико – географическое районирование. Животный мир

Комбинированный, актуализации знаний и умен

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

.

Реки, озёра. Водохранилища, пруды. Подземные воды. Почвенный покров. Земельные ресурсы и их использование. Растительность и ботанико – географическое районирование. Животный мир

тетрадь

Учебник ,карты, атлас

68

.4. Природные районы. Экологическая обстановка. Особо охраняемые природные территории

Комбинированный Обобщения и повторения

Работа с картой,  фронтальный , индивид. опрос

Природные районы. Экологическая обстановка. Особо охраняемые природные территории

тетрадь

Учебник ,карты, атлас

69

резерв

70

резерв



Предварительный просмотр:

V.Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

по ______географии___________

к концу ______8___ класса

В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:
      
1) знать / понимать: 

географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России; положение России на карте часовых поясов; административно-территориальное деление России; историю формирования и заселения территории России; вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России; численность, плотность и воспроизводство населения России; особенности естественного движения населения; основные направления миграций; состав трудовых ресурсов; национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений; связь рельефа с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения; факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса и типы климата России; влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России; меры по борьбе с загрязнением атмосферы; особенности морей, омывающих берега России; ресурсы морей и их использование человеком; крупнейшие речные системы и озера страны; границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов; основные типы почв, их размещение по территории страны; особенности земельных ресурсов и их рациональное использование; состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; главные промышленные и сельскохозяйственные районы России; главные отрасли хозяйства своей области (республики, края); изменения в экономике России и своей области; природные зоны России; особенности природно-хозяйственных зон; влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах; что такое территориальная организация общества; что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;

2) уметь: 
      характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края); определять поясное время; определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России; устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам; пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях; анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы; устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России; анализировать статистические показатели развития хозяйства России; анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности; составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану; объяснять структуру экспорта и импорта в России; устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
      
3) оценивать: 

 географическое положение России, своей области (республики, края); природно-ресурсный потенциал страны; климатические ресурсы России; водные ресурсы России и своей местности; влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения; тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России; современные проблемы России.



Предварительный просмотр:

VI. Контроль уровня обучения

Основные формы контроля:

Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, , тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.

Контрольные работы по географии в 8 классе не предусмотрены программой



Предварительный просмотр:

VII. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по географии                                                                                                            8 класс_________________________________________________________

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.


^ Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик: 

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.


^ Оценка "4" ставится, если ученик: 

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; 

Наличие неточностей в изложении географического материала; 

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. 

^ Оценка "3" ставится, если ученик: 

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. 

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.); 

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.


^ Оценка "2" ставится, если ученик: 

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 

Не делает выводов и обобщений. 

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 

Имеются грубые ошибки в использовании карты.


Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. 

  

^ Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка "5" ставится, если ученик: 

выполнил работу без ошибок и недочетов; 

допустил не более одного недочета. 

^ Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 

или не более двух недочетов. 

^ Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 

не более двух грубых ошибок; 

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 

или не более двух-трех негрубых ошибок; 

или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 

^ Оценка "2" ставится, если ученик: 

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 

или если правильно выполнил менее половины работы. 

Примечание. 

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. 

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. 

^ Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

^ Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.


Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.


^ Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.


^ Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.


^ Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


^ Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.


^ Требования к выполнению практических работ на контурной карте.


Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе. 

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»). 

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов). 

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно). 

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 

6. ^ Не забудьте подписать работу внизу карты! 



Предварительный просмотр:

VIII. Ресурсное обеспечение программы

Литература основная 

1.Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 кл. - М.: Дрофа, 2009

2.Географический атлас: 8 кл. - М.: Дрофа, 2011.

Дополнительная литература

1.За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.

2.Малый атлас мира. - М.: Ультра Экстент, 2006-191 стр. 

3.Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6 – 8 класс.2-е издание, стереотипное. Москва «Глобус»2009.-(Учение с увлечением).

4.Уроки географии.8-9 классы : метод., пособие для учителя/Н.Ю.Маерова.-2-е изд., стереотип.- М.Дрофа,2006.-153,(7) с.: ил., карт. - (Мастер – класс).

7.География в таблицах и схемах.- СПб.: ООО «Виктория плюс»,2010.-96с.

8.География. Природы.8 класс: поурочные планы по учебнику Э. М. Раковской.1-2 полугодие/авт.-сост.Н.Н.Перепечева. - Волгоград: Учитель,2005.-139 с.

9. Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 кл. - М.: Дрофа, 2009

10.География в таблицах и схемах.- СПб.: ООО «Виктория плюс»,2010.-96с.

 Программное обеспечение.                                                   

1.Примерные  программы по учебным предметам. География.6 -9 классы: проект  М.: Просвещение, 2010. Стандарты второго поколения.

2. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост. Н.В.Болотникова. – 4 - е изд.- М: Планета, 2011.- (Образовательный стандарт).

3.Баринова И.И., Суслов В.Г. Рабочая тетрадь по географии. 8кл. – М.: Экзамен.2011.

4.Рабочие программы. География.5-9 классы: учебное  методическое пособие/сост.С.В.Курчина  - 2-е изд., стереотип. - М.:Дрофа,2013.-409с.

Дидактические материалы.

1.И.И.Баринова «Дидактические карточки-задания по географии. 8 класс» М., «Экзамен», 2008

2.Лиознер.В.Л. Дидактические карточки – задания по географии.8 класс. По новому образовательному стандарту (второго поколения). К учебнику под редакцией А.И.Алексеева «География России»8-9 класс.

3.Контрольно-измерительные материалы. География. 8 кл./ сост. Е.А.Жижина. – М.: ВАКО, 2012

Ресурсы Интернет:

-http://geo.1september.ru  «Я иду на урок географии»

-http://www.ug\ru

-http://www.informika.ru

-GeoPort.ru: страноведческий портал   http://www.geoport.ru

-GeoSite- все о географии                      http://www.geosite.com.ru

- Библиотека по географии. Географическая энциклопедия

                                                                  http://www.geoman.ru

-География. Планета Земля                   http://www.rgo.ru

- География. ру: страноведческая журналистика

                                                                  http://www.geografia.ru

-География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации                                              http://www.georus.by/ru

- Гео-Тур: география стран и континентов

                                                                  http://www.geo-tur.narod.ru

-Мир карт: интерактивные карты стран и городов

                                                                  http://www.mirkart.ru

-Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»

                                                                   http://www.mojgorod.ru

-Проект WGEO-всемирная география  http://www.wgeo.ru

-Сайт «Все флаги мира»                        http://www.flags.ru

- Сайт редких карт Александра Акопяна –

                                                                http://www.karty.narod.ru

- Страны мира: географический справочник                                                                                                    http://www.geo.historic.ru

- Территориальное устройство России: справочник – каталог  «Вся Россия» по экономическим районам.              http://www.terrus.ru

- Учебно – методическая лаборатория географии  Московского института открытого образования                         http://www.geo.metodist.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Хозяйство и географические районы,9 класс.

пояснительная записка ,календарно-тематическое планированиеи т.д....

Рабочая программа по географии по учебнику - Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.

Данная рабочая программа составлена на основании: примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень)  Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т...

Рабочая программа по географии 7класс (учебник Домогацких)

Рабочая программа для 7 класса общеобразовательных учреждений создана на основе авторской программы     «Программа по географии 6-10 класс»  Е.М. Домогацких   М: «Русское слов...

рабочая программа по географии к учебнику Домогацких 7 класс

Рабочая программа разработана в в соответствии с ФГОС среднего образования....

рабочая программа по географии к учебнику Домогацких 5 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...