Рабочая программа по географии по учебнику - Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Данная рабочая программа составлена на основании: 
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень)  Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, 2006 г.
Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.2006 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_6.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Фащевка

Грязинского муниципального района Липецкой области

Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель ШМО

_________________/ Е.Б.Татаринова/

Протокол №________от

«____»__________________2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ  села Фащевка

_________________/ Н.В.Марчукова/

Приказ №_________от

«____»_____________________2015г.

Рабочая программа

по учебному предмету «География»

для 6  класса

на 2015/2016 учебный год

Учитель, реализующий программу учебного предмета,

Татаринова Елена Борисовна

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии  можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Нормативные правовые документы:

       1. Федеральный закон от 29 октября 2012 г. №273 – ФЗ « Об образовании в Российской федерации».

2. Приказ Министерства   образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных

3. Приказ Министерства образования РФ от  05.03.2004 г.  №1312 № «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных программ для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

4.  Приказ Министерства образования РФ от 31.03.2014 г. №253 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 гг.

5. Приказ УОиН Липецкой области от 23.04.2014 г.  № 424 « О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на  2015-2016 г.

6. Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка  №162от  29.08.2015 г. « Об утверждении учебного плана на 2015-2016 гг».

7. .Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка  №163 от  29.08.2015г. « Об утверждении календарного учебного графика на 2015-2016 гг».

8.Приказ по школе № 225 от 08.12.2009 г. « Об утверждении Положения о структуре, порядке  разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Фащевка, реализующего образовательные программы общего образования».

9. .Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка  №226 от 08.12.2009 г.  « О приведении в соответствие с Положением рабочих программ  учебных курсов, предметов, дисциплин».

     

Сведения о программе:

Данная рабочая программа составлена на основании:

примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень)  Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, 2006 г.

Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.2006 г.

Обоснование выбора программы:

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии России, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ. в полном объеме соответствует образовательным целям МБОУ СОШ с. Фащевка, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование:

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Программа имеет 4 содержательных раздела: Виды изображений поверхности Земли, Строение Земли, Население Земли, Влияние природы на жизнь и здоровье человека.  Разделы соответствуют программе.

64 часа отводится на изучение тем, 6 часа резервное время.

В соответствии с приказом Министерства образования РФ от  05.03.2004 г.  №1312 № «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных программ для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» ( с изменениями и дополнениями) и на основе базисного плана в начальном  курсе географии 34 темы выделены на изучение  географии Липецкого края.

Определение места и роли учебного курса:

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
омплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по-средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Начальный  курс географии служит основой для формирования географических знаний, умений и навыков.

Информация о количестве учебных часов:

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения начального курса географии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. Еще 35 часа отводится из регионального компонента. Таким образом, начальный курс географии составляет 70 часов в год.  В том числе  10 часов отводится на выполнение практических работ.

Формы организации образовательного процесса:

  • Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
  • Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения:

дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)

Механизмы формирования  ключевых компетенций обучающихся:

  • Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами;  применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
  • Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим;  участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
  • Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
  • В результате учащиеся : Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.);  Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

Виды и формы контроля

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы;  фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

Промежуточная аттестация по решению педагогического совета (протокол №1 от 26.08.2014) проводится путем выведения годовой отметки успеваемости на основе четвертных, полугодовых отметок успеваемости, выставляется в течение соответствующего учебного года.

Информация об используемом учебнике:

Учебник:  Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008.

Учебник содержит основные сведения о нашей планете: ее месте в Солнечной системе, оболочках, населении, видах изображения ее поверхности и реализует принцип деятельностного подхода к изучению географии. На это направлен объемный методический аппарат, включающий вопросы и задания перед параграфами, внутри и после них, а также вопросы  и задания после каждой темы. Книга содержит  большое количество цветных иллюстраций. Учебник  одобрен Федеральным экспертным советом и рекомендован к изданию Министерством образования и науки РФ.

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

  • Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
  •  Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а  не передачу учебной информации.
  •  Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
  • Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
  • Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.

Учебно-тематический план:

 

Раздел.

часы

обобщение

  1. Практическая часть

Введение

3

П\р 1 Составление календаря погоды.

План местности

География Липецкой  области.

6

5

П\р 2 Определение расстояний по плану своей местности.

П\р 3 Ориентирование на местности.

П\р 4 Составление плана местности

Географические карты

География Липецкой  области.

8

4

1

п\р 5 Определение направлений расстояний по карте.

п\р 6 Определение координат

Оболочки Земли

 Литосфера

География Липецкой  области.

10

4

1

п\р 7 Обозначение на контурной карте объектов рельефа.

Гидросфера

География Липецкой  области.

12

5

1

п\р 8 Обозначение на контурной карте объектов Мирового океана, рек, озер.

Атмосфера

География Липецкой  области.

12

10

1

п\р 9 Обработка данных календаря погоды. Построение графика температура для своей местности, диаграмм облачности, розы ветров.

Биосфера

География Липецкой  области.

5

4

п\р 10 Описание природного комплекса своей местности.

Население Земли

География Липецкой  области.

4

2

Влияние природы на жизнь и здоровье людей.

География Липецкой  области.

4

2

Обобщающее повторение

2

2

Резерв

6

Итого

70

Требования к уровню подготовки:

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса: 

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий. 

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида. 

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

 Тема ”Человечество на Земле”

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция,


Литература и средства обучения:

Используемый УМК:

  1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
  2. Клюшникова Н.М. Внеклассная работа по географии 6 класс. Корифей. В.2007г.
  3. Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии 6 класс– «Вако» М. 2004г.
  4. Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии» 6-7 классы. Волгоград. «Учитель - АСТ»2004г.
  5. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
  6. А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.
  7. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

                Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Содержание рабочей программы по курсу «Начальный курс географии 6 класс» (70 ч)

Тема урока

Кол -во

Тип урока

Элементы обязательного

Требования к уровню

Дополнительный

Формы контроля

Практические работы

Домаш-

Дата проведения

часов

минимума образования

подготовки обучающихся

материал

нее задание

План

Факт

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

1

География как наука. Развитие географических знаний о Земле

1

Урок изучения нового материала

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства

Знать: предмет изучения географии.

Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности

Фронтальный опрос

Наблюдения за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов.

Нанести на контурную карту маршруты путешествий Ф.Магеллана, Х.Колумба. Надписать названия материков и океанов

2

Развитие географических знаний о Земле

1

Урок изучения нового материала

Знать: основные этапы познания планеты

Выборочный опрос

3

Земля - планета Солнечной системы

1

Урок изучения нового материала

Знать: Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю

Выборочный опрос

План местности (6 часов)

4

Понятие о плане местности

География Липецкой  области.

1

Урок изучения нового материала

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности

Знать содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.

Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности

Индивидуальный, фронтальный опрос

Определение на местности направлений, азимутов, расстояний. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты

5

Масштаб

1

Урок изучения нового материала

Индивидуальный, фронтальный опрос

6

Стороны горизонта. Ориентирование География Липецкой  области.

1

Практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос

7

Изображение на плане неровностей земной поверхности География Липецкой  области.

Урок изучения нового материала

Индивидуальный, фронтальный опрос

8

Составление простейших планов местности География Липецкой  области.

1

Практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос

9

Составление планов школьного двора География Липецкой  области.

1

Практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос

Географическая карта (8 часов)

10

Форма и размеры Земли

1

Урок изучения нового материала

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

Карта Липецкой области. Определение координат  географических объектов Липецкой области.

Определение

высоты местности в Липецкой области

Знать: форму и размеры Земли. Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор.

Знать: определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт. Уметь: определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и

Индивидуальный, фронтальный опрос

Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по картам. Определение по картам географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта

11

Географическая карта География Липецкой  области.

1

Урок актуализации новых знаний

Индивидуальный, фронтальный опрос

12

Градусная сеть на глобусе и картах

1

Исследование

Индивидуальный, фронтальный опрос

13

Географические координаты География Липецкой  области.

1

Практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос

14

Географические координаты

1

Итоговый практикум

Индивидуальный опрос

15

Изображение на физических картах высот и глубин География Липецкой  области.

Урок актуализации новых знаний

Выборочный контроль

16

Значение планов местности и географических карт География Липецкой  области.

1

Практикум

России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки; определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу; владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности

Выборочный контроль

по географическим координатам. Проведение на контурной карте параллелей и меридианов, в том числе проходящих через свой населенный пункт. Характеристика карты.

Разнообразие карт и их использование

17

Обобщение знаний и умений по теме

1

Урок контроля

Тестирование

Раздел III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (40 часов)

Литосфера (10 часов)

18

Строение Земли

1

Урок изучения нового материала

Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли

Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры.

Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов.

Человек и земная кора.

Горные породы и минералы Липецкой области. Формы рельефа Липецкой области.

Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте. Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Объяснять: образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Описывать: горы,.

Уметь работать с контурной картой равнины земного шара по типовому плану

Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знании человека о Земле. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами

Выборочный

Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.

Изучение рельефа своей местности.

Обозначение на контурной карте объектов рельефа

19

Горные породы и минералы География Липецкой  области.

1

Исследование

Групповой

20

Движение земной коры География Липецкой  области.

1

Урок изучения нового материала

Индивидуальный

21

Вулканы, гейзеры, источники

1

Урок актуализации новых знаний

Индивидуальный

22

Обобщение знаний и умений по теме «Строение земной коры»

1

Практикум

Тестирование

23

Рельеф суши. Горы

1

Урок изучения нового материала

Групповой

24

Равнины суши География Липецкой  области.

1

Урок изучения нового материала

Групповой

25

Практическая работа «Описание форм рельефа» География Липецкой  области.

1

Практикум

литосфе-ры, описание на местности и по карте

Индивидуальный

26

Рельеф дна Мирового океана

1

Урок изучения нового материала

Групповой

27

Обобщение знаний и умений по теме «Формы рельефа земной коры»

1

Урок контроля

Индивидуальный

Гидросфера (12 часов)

28

Вода на Земле

1

Урок изучения нового материала

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его

роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли. Внутренние воды Липецкой области.

Знать:  состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране. Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее про-

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. Природные памятники гидросферы

Выборочный

Характеристика карты океанов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе

29

Части Мирового океана

1

Урок изучения нового материала

Выборочный

30

Свойства океанических вод

1

Урок актуализации новых знаний

Выборочный

31

Волны в океане

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный

32

Океанические течения

1

Урок актуализации новых знаний

Фронтальный

33

Обобщение темы «Мировой океан»

1

Практикум

Тестирование

34

Подземные воды География Липецкой  области.

1

Урок изучения нового материала

Выборочный

35

Реки География Липецкой  области.

1

Исследование

Выборочный

36

Реки География Липецкой  области.

1

Практикум

Групповой

37

Озера. Ледники География Липецкой  области.

1

Исследование

Индивидуальный

38

Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы География Липецкой  области.

1

Практикум

Индивидуальный

39

Обобщение темы «Воды суши»

1

Практикум

исхождение. Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера

Тестирование

Атмосфера (12 часов)

40

Атмосфера. Строение,значение, изучение

1

Урок изучения нового материала

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат Липецкой области

Называть и показывать: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообра-зующие факторы). Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур. Описывать погоду и климат своей местности

Фронтальный

Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание климата своей местности. Описание атмосферы

41

Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха География Липецкой  области.

1

Практикум

Индивидуальный

42

Атмосферное давление География Липецкой  области.

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный

43

Ветер География Липецкой  области.

1

Исследование

Групповой

44

Водяной пар в атмосфере. Относительная и абсолютная влажность. Туман. Облака

1

Диалог

Фронтальный

45

Атмосферные осадки География Липецкой  области.

1

Диалог

Индивидуальный

46

Погода География Липецкой  области.

1

Исследование

Фронтальный

47

Климат География Липецкой  области.

1

Открытие

Групповой

48

Климатообра-зующие факторы География Липецкой  области.

1

Практикум

Групповой

49

Распределение света и тепла на Земле География Липецкой  области.

1

Практикум

Групповой

50

Причины, влияющие на климат География Липецкой  области.

1

Практикум

Групповой

51

Обобщение темы «Атмосфера»

1

Подведение итогов

Индивидуальный

' 52

Разнообразие и распространение организмов на Земле География Липецкой  области.

1

Беседа

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания

Лесостепь в Липецкой области.

Биосфера (5 ч

Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры. Объяснять воздействие организмов на земные оболочки

асов)

Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте

Фронтальный

Наблюдение за природой:установление сроков начала времен года.

Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком

-

53

Природные зоны Земли География Липецкой  области.

1

Урок изучения нового материала

Выборочный

54

Организмы в Мировом океане

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный

55

Воздействие организмов на земные оболочки География Липецкой  области.

1

Практикум

Выборочный

56

Обобщение темы «Биосфера»

1

Подведение итогов

Тестирование

Взаимосвязи земных оболочек (1 час)

57

Природные комплексы География Липецкой  области.

1

Урок изучения нового материала

Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда. ПК Липецкой области.

Объяснять понятие «природный комплекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах

Выборочный

Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов

Раздел IV НАСЕЛЕНИЕ  ЗЕМЛИ ( 4 Ч.)

58

Человечество – единый  биологический вид

1

Урок изучения нового материала

Человечество – единый  биологический вид основные человеческие расы  численность населения  Земли  Основные типы населенных пунктов.   Человек часть – часть биосферы . Липецкий край основные типы населенных пунктов.

Знать: численность населения  Земли основные расы. Уметь : приводить примеры  крупнейших  городов мира  (3-4), крупнейших наров мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности  и населению стран.  

Выборочный

Составлению полного географического комплекса своей  местности.

59

Численность населения Земли

1

Беседа

Фронтальный

Выборочный

60

Основные типы населенных пунктов География Липецкой  области

1

Урок изучения нового материала

61

Человек часть биосферы География Липецкой  области

1

Практикум

Раздел V  Влияние природы на жизнь и здоровье  людей  ( 3ч)

62

Стихийные  природные явления География Липецкой  области

1

Беседа

Стихийные природные явления в Липецком крае

Зать: влияние природы на жизнь людей  и влияние  человеческой деятельности  на оболочки Земли и природные  комплексы .

Называть: меры

по охране  природы.

63-64

Итоговые уроки по курсу

2

65-70

Резерв

6

Приложение к рабочей программе

утверждено: Приказом №__от ______201__ г.

Календарно- тематическое планирование

География 6 класс.

Учебник Т.П. Герасимова 70 часов  2 часа в неделю

№ п/п

Раздел, тема

ч.

план

факт

прим.

Р-1 Введение

3

1.

География как наука

1

2.

Развитие географических знаний о Земле. Практическая работа.

1

3.

Земля – планета Солнечной системы.

Р-2 От плана местности к географической карте

14

Т-1 План местности

6

4.

Понятие о плане местности. География Липецкой  области.

1

5.

Масштаб.

1

6.

Стороны горизонта. Ориентирование. География Липецкой  области. Практическая работа.

1

7.

Изображение на плане местности неровностей земной поверхности. География Липецкой  области.

1

8.

Составление простейших планов местности. География Липецкой  области. Практическая работа.

1

9.

Составление плана школьного двора. География Липецкой  области. Практическая работа.

1

Т-2 Географическая карта

8

10.

Форма и размеры Земли.

1

11.

Географическая карта. География Липецкой  области. Практическая работа.

1

12.

Градусная сеть на глобусе и картах.

1

13. 14.

Географические координаты. География Липецкой  области. Практическая работа.

2

15.

Изображение на физических картах высот и глубин. География Липецкой  области. 

1

16.

Значение планов местности и географических карт. География Липецкой  области. 

1

17.

Обобщение темы «План и карта»

1

Р-3 Строение Земли. Земные оболочки

40

Т-1 Литосфера

10

18.

 Внутреннее строение Земли.

1

19.

Горные породы и минералы. География Липецкой  области. 

1

20.

Движение земной коры. География Липецкой  области. 

1

21.

Вулканы, гейзеры, горячие источники.

1

22.

Обобщение знаний по теме: «Строение земной коры».

1

23.

Рельеф суши. Горы.

1

24.

Равнины суши. География Липецкой  области. 

1

25.

Практическая работа: «Описание форм рельефа». География Липецкой  области. Практическая работа.

1

26.

Рельеф дна Мирового океана.

1

27.

Обобщение по теме: «Формы рельефа земной коры».

1

Т-2 Гидросфера.

12

28.

Вода на земле.

1

29.

Мировой океан и его части. Практическая работа.

1

30.

Свойства вод Мирового океана.

1

31.

Волны в океане.

1

32.

Океанические течения.

1

33.

Обобщение  темы: «Мировой океан».

1

34.

Подземные воды. География Липецкой  области. 

1

35.

Реки. География Липецкой  области. 

1

36.

Реки. География Липецкой  области. 

1

37.

Озера. Ледники. География Липецкой  области. 

1

38.

Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы. География Липецкой  области. 

1

39.

Обобщение по теме: «Воды суши».

1

Т-3. Атмосфера.

12

40.

Атмосфера, строение, значение

1

41.

Температура воздуха. Годовой ход температуры. География Липецкой  области. 

1

42.

Атмосферное давление. География Липецкой  области.

1

43.

Ветер. География Липецкой  области.

1

44.

Водяной пар и облака.

1

45.

Атмосферные осадки. География Липецкой  области.

1

46.

Погода. География Липецкой  области. Практическая работа

1

47.

Климат. География Липецкой  области.

1

48.

Климатообразующие факторы. География Липецкой  области.

1

49.

Распределение света и тепла на Земле. География Липецкой  области.

1

50.

Причины влияющие на климат. География Липецкой  области.

1

51.

Обобщение по теме: «Атмосфера».

1

Т-4. Биосфера.

5

52.

Разнообразие и распространение организмов на Земле. География Липецкой  области.

1

53.

Природные зоны Земли. География Липецкой  области.

1

54.

Организмы в Мировом океане.

1

55.

Воздействие организмов на земные оболочки. География Липецкой  области.

1

56.

Обобщение темы «Биосферы»

1

Т-5 Взаимосвязи земных оболочек

1

57.

Природные комплексы География Липецкой  области. Практическая работа

1

Р-4 Население Земли.

4

58.

Человечество единый биологический вид.

1

59.

Численность населения Земли.

1

60.

Основные типы населенных пунктов. География Липецкой  области.

1

61.

Человек – часть биосферы. География Липецкой  области.

1

Р-5 Влияние природы на жизнь и здоровье людей.

1

62.

Стихийные природные явления. География Липецкой  области.

1

63.

64

Итоговые уроки по курсу.

2

65-70

6 часов резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома "География России.Население и хозяйство.", 2 часа в неделю.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Природа и население,8 класс.

пояснительная записка,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Хозяйство и географические районы,9 класс.

пояснительная записка ,календарно-тематическое планированиеи т.д....

рабочая программа по географии к учебнику Домогацких 7 класс

Рабочая программа разработана в в соответствии с ФГОС среднего образования....

Рабочая программа по географии в 5 классе к учебнику Летягин А.А. Начальный курс

«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях з...