Формирование мотивации к поиску знаний на уроках географии в вечерней школе.
статья по географии по теме

Кравченко Лариса Васильевна

Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной вечерней школы. Выявления характера учебной мотивации и смысла учения в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации к поиску знаний на уроках географии в вечерней школе.

                                                                                    Страшная это опасность – безделие за партой,

                                                                       безделие месяцы, годы.  Это развращает морально

                                                                      калечит человека и ничего не может возместить того,

                                                                      что упущено в самой главной сфере, где человек

                                                                     дожжен быть тружеником, - в сфере мысли.

                                                                                                    В.А. Сухомлинский

У нас в школе учатся ребята, которые в большинстве имеют низкий уровень знаний, умений, навыков. Со средней и низкой работоспособностью, имеющие значительные пробелы в знаниях.  Имеющие большой перерыв в учебе (от 1 до 14 лет), многие работают, имеют свои семьи. Есть подростки, которые в силу различных причин ушли из дневной школы. У них слабая внутренняя мотивация, не умение заниматься самообразованием.

Причины, которые заставили учащихся продолжить обучение в вечерней школе:

  1. Потребность в среднем образовании для продолжения обучения ВУЗах и СУЗах для получения выбранной профессии.
  2. Давление со стороны работодателя, в отдельных случаях со стороны родителей.
  3. Стремление к саморазвитию тех, кто в силу сложившихся обстоятельств не смог обучаться в дневной школе (семейные проблемы, материальные трудности, отсутствие родителей и др.)

Рассматривая данные факты можно выделить внешнюю и внутреннюю мотивацию наших учащихся к обучению в школе.

Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной вечерней школы. Выявления характера учебной мотивации и смысла учения в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия.

Учитывая неодинаковый уровень знаний и способностей учащихся вечерней школы, я использую принцип индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Повышения эффективности обучения связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося. Важной индивидуальной особенность учащихся является их способность к усвоению знаний, т.е. обучаемость. Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний. Чем глубже развивается этот процесс, тем более четко выступают индивидуальные различия в обучаемости школьников.

Для осуществления индивидуального подхода проводится диагностика результативности умений и навыков, каждого учащегося и класса в целом. Анализируются результаты и планируется дальнейшая деятельность. Всё это позволяет своевременно оказать помощь ученику в обучении, оперативно варьировать уровень сложности заданий. Убеждать ученика, что ему посилен успех в обучении.   Диагностика в целом способствует осуществлению индивидуального подхода.  А для вечерней школы индивидуальный подход – важнейший способ повышения качества знаний.

(харктерист 8 кл)

       Но тем не менее, у каждого ребенка есть способности и таланты.  Задача учителя – руководить деятельностью школьников, чтобы они могли проявлять свои дарования, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию позновательного интереса к географии.

Я при подготовке к уроку учитываю, чтобы каждый ученик почувствовал на уроке силу успеха. Успех – первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спориться.

Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться.

       Я стараюсь поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить – даже за незначительный шаг вперед. Если все ребята справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, желание учиться крепнет.

Каждому ребенку учиться приятно тогда, когда он чувствует успех. Когда он верит в свои способности.

Мотивация успеха – это опора на положительное стимулирование ученика в учебе, отсутствие принуждения.

      И готовясь к урокам, большое внимание уделяю организации активной работе ученика на уроке. Известно, что позновательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким?

В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы. С помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания. И все они должны быть направлены на то, что бы ученик был увлечен процессом познания, что бы ему было интересно. Следовательно, очень важное условие удачного взаимодействия на уроке – заинтересовать его.

Невозможно научить школьника, если ему неинтересно, если он не увлечен процессом познания.

    Среди обучающихся любого класса имеются значительные индивидуальные различия. В процессе обучения они проявляются в разном географическом кругозоре и интересе к географии, в разных уровнях подготовленности, способностей к усваению материала курса, общей работоспособности.

Урок должен быть построен так, что бы ученики были вовлечены в него с первой и до последней минуты. Как я пытаюсь прививать интерес к предмету, что я использую на уроке.

Например:

  1. Приёмы развития позновательного интереса  на этапе восприятия знаний.

А) Приём новизны.

Б) Прием, в основе которого возбуждение интереса.

В) Приём значимости изучаемого материала.

Г) Постановка проблемного вопроса.

Д) Эвристический приём.

  1.  Приёмы развития позновательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала.

После изложения нового материала и формулирования выводов и обобщений, учащиеся применяют изучаемый материал на практике.  Но, они сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов. Гораздо прочнее в их памяти удерживаются логические доказательства. А также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены упражнениями.

Я применяю различные задания по картам, с графами. Составление и заполнение таблиц, схем. Большое значение  имеют разнообразные игры, головоломки, кроссворды.

     Пережив успешность, у школьника появляется желание пережить это вновь, появляется новая мотивационная направленность.

           Какие же условия необходимы для воздействия на мотивационную сферу учащихся?

Я считаю:

  1. Важно у учащихся вызвать интерес к деятельности, стимулируя его любознательность.
  2. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки.
  3. Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял!»
  4. Учить ребят грамотному объяснению своих успехов и неудач.
  5. Ощущение свободы. У учителя должно быть меньше фраз: «Вы должны. Вам следует…», а больше «Вы можете…»

Есть притча. «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав,  ответил: «Все в твоих руках».

       В наших руках  возможность создать такую атмосферу на уроке. Что бы каждому было интересно, что бы ребята с урока уходили с запасом знаний и помнили, что «Не ошибается тот, кто ничего не делает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках географии»

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт (на основе внутренних потребностей), человек...

Формирование УУД на уроках химии в вечерней школе при ИК-16

Особенности  обучения в школе пенитенциарной системы. Задания формирующие УУД на уроке химии...

Формирование УУД на уроках химии в вечерней школе при ИК-16

Особенности обучения  в школе пенитенциарной  системы.Формирование  УУД  на уроках  химии в вечерней  шлколе....

Повышение мотивации учащихся при обучении английскому языку в условиях вечерней школы

Повышение мотивации учащихся при обучении английскому языку в условиях вечерней школы...

Презентация по теме самообразования "Формирование навыка самостоятельного поиска знаний через проблемное обучение на занятиях истории"

Презентация по теме самообразования "Формирование навыка самостоятельного поиск знаний на занятиях истории"...

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПОПОЛНЕНИЯ, ПЕРЕНОСА И ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Формирование навыка самостоятельного приобретения и практического применения знаний, а также их интеграция с другими дисциплинами в рамках требований образовательных стандартов второго покол...