УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПОПОЛНЕНИЯ, ПЕРЕНОСА И ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
методическая разработка по географии

Формирование навыка самостоятельного приобретения и практического применения знаний, а также их интеграция с другими дисциплинами в рамках требований образовательных стандартов второго поколения находит свое отражение в учебных заданиях когнитивного типа. Специфика учебных заданий по географии когнитивного типа заключается в том, что они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, для их решения необходимо конкретное предметное знание, и зачастую знание нескольких учебных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл menovshchikova.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПОПОЛНЕНИЯ, ПЕРЕНОСА И ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

О.А. Меновщикова

МБОУ ШР «Шелеховский лицей» (г. Шелехов)

shellic91@mail.ru

Формирование навыка самостоятельного приобретения и практического применения знаний, а также их интеграция с другими дисциплинами в рамках требований образовательных стандартов второго поколения находит свое отражение в учебных заданиях когнитивного типа. Специфика учебных заданий по географии когнитивного типа заключается в том, что они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, для их решения необходимо конкретное предметное знание, и зачастую знание нескольких учебных предметов.

Каждое предложенное учебное задание имеет:

- мотивационный компонент – заголовок и мотивационную часть – зачем ученику необходимо выполнять данное задание;

-  предметный компонент – это содержательная часть – что необходимо сделать ученику, как сделать, какие условия соблюсти, в какой форме представить результат;

-  надпредметный компонент – перечень личностных или метапредметных действий, которые должны быть сформированы у ученика при выполнении учебного задания.

Ниже представлен ряд учебных задний когнитивного типа по географии для учеников 6 класса.

АЛЬПИНИСТАМ НА ЗАМЕТКУ. Вы с семьей собрались совершить путешествие по горным массивам России. В туристическом бюро вам предложили ознакомиться с пейзажами Урала и Кавказа и принять решение: в каких горах вы проведете отдых.

  1. Сравните природные комплексы Урала и Кавказа. Объясните причину разнообразия ландшафтов Кавказских гор по сравнению с Уралом.  
  2. Сравните горные системы по высоте, объясните причины отличий. Подумайте, как скажется на вашем здоровье и здоровье ваших членов семьи (у всех разный возраст!) подъем в горы на значительную высоту.
  3. Исходя из особенностей тектонического строения, сформулируйте, в каких горах отдых безопаснее.
  4. Сделайте вывод и дайте ответ туроператору: в каких горах вы проведете отдых.  

ВАШ ПРОГНОЗ! Вот уже на протяжении двух десятков лет ученые – климатологи говорят о том, что идет глобальное потепление климата, вследствие чего повышается среднегодовая температура воздуха и уменьшается среднегодовое количество осадков. Восточная Сибирь не является исключением - нас тоже ожидают последствия глобального потепления.

  1. Предположите, как изменится природный комплекс территории, где вы живете, если количество осадков уменьшится в два раза?
  2. Систематизируйте по отдельным группам признаки природного комплекса, которые будут изменяться.
  3. Как вы думаете, какой новый природный комплекс будет на вашей территории?
  4. Составьте схему взаимосвязей компонентов нового природного комплекса.

Таким образом, используя учебные задания когнитивного типа, учитель мотивирует ученика на поэтапное овладение новыми знаниями, которые ученик сам «добывает» в результате их решения, получает новое знание в ходе продуктивной деятельности на основе познавательных действий. Данные учебные задания требуют от ученика получения нового знания в ходе продуктивной деятельности на основе познавательных действий.

Работа с учебными заданиями данного типа позволяет ученику овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, что в полной мере соотносится с планируемыми результатами обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Список литературы:

  1. Костина О. В. «Формирование у учащегося навыка самостоятельного приобретения знаний». М.: Молодой ученый 2015. — №24. — с. 977-979.
  2. Материалы курса «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов»: лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2012. — 120 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках географии»

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт (на основе внутренних потребностей), человек...

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику Н.Ю. Горячевой, «Английский язык», 3 класс....

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках географии

Данный методический материал поможет педагогам грамотно организовать самостоятельную работу на уроке....

Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний...

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии...

Учебные задания, направленные на формирование естественнонаучной грамотности

Задания по оцениванию ЕНГ должны быть направлены на проверку компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, ...