ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИЗМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

В работе рассматривается процесс экологического воспитания и просвещения детей в системе школьного обучения с применение дистанционных образовательных технологий.  Выявляются перспективные направления повышения уровня культуры учащихся школ с приенением ДОТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИЗМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ГАРТМАН Т.В.

ЦДО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Вопросы формирования экологической культуры и осуществления экологического воспитания является многогранным и сложным вопросом в современном процессе воспитания и обучения всех возрастных групп общества. Особенность данных процессов заключается в их сущности. Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы [1]. В свою очередь экологическое воспитание представляет собой процесс формирования у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов [2]. Соответственно, данные понятия тесно взаимосвязаны, между собой, и в комплексе формируют целостное представление об особенностях взаимоотношений в системе «окружающая природная среда – общество».

В целом в процессе формирования экологической культуры и экологического воспитания принято выделять несколько основных направлений взаимодействия с населением:

1. формирование системы информационного обеспечения в области экологического просвещения по результатам наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды территории проживания;

2. обеспечение свободного доступа всех социальных и возрастных групп населения к информации о состоянии окружающей среды, изготовление и распространение социальной экологической рекламы, транслирование телепередач на экологическую тематику и т. д.;

3. вовлечение всех групп населения в практическую деятельность в сфере повышения экологического благополучия, например, участие в волонтерских экологических движения, конкурсах развития экологического туризма и др.;

4. организация массовых мероприятий экологической направленности, в том числе в форме туристско-рекреационной деятельности [3].

Современные тенденции развития туристско-рекреационной сферы, имеющие экологическую направленность, требуют рационального подхода к реализации данной деятельности с учетом физико-географических и социально-экономических показателей территории. Следовательно, для устойчивого развития экологических видов туризма необходимо сформировать базовые знания и умения у населения всех возрастных групп, наиболее рационально данную деятельность можно организовать через систему образования, формируя базовые знания у подрастающего поколения.  

Особое место в формировании личности современного школьника занимает система экологических ценностей, значимость которых существенно возрастает в современной ситуации. Процесс повышения ценности экологического просвещения и воспитания происходит в связи с увеличением давления на природную окружающую среду, а так же увеличивающимся антропогенным воздействием, которое приводит к истощению природных ресурсов и деградации окружающей среды, что является предпосылками к глобальному разрушению экосистем.

В такой ситуации экологическая культура является базовым моментом в процессе корректировки пересмотра многих ценностей современного человечества. При этом базовым условием сохранения естественной среды обитания человека становится формирование экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности.

Важнейшим институтом формирования экологической культуры является система образования, закладывающая базовые принципы и знания, которыми в дельнейшем обучающиеся руководствуются во взаимоотношениях с природой. Ввиду этого в сегодняшней ситуации особую актуальность приобрела проблема создания системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения. Систематичность и непрерывность экологического образования достигаются при условии учета ступеней обучения (начального, неполного среднего, полного общего образования), возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Так же стоит отметить, что требуется разработка принципиально новых подходов к экологическому образованию школьников, осознанию его приоритетной роли в формировании общей и экологической культуры [4]. Принципиально новым подходом к изучению экологических особенностей территории, а так же к повышению уровня экологического сознания и культуры населения могут внедрятся, с помощью дистанционных образовательных технологий, которые в настоящее время приобретают популярность в процессе школьного обучения. Процесс дистанционного обучения способствует расширению возможности непрерывного экологического образования, в том числе для детей-инвалидов и детей имеющих ограниченные возможности здоровья.

В качестве интегративного фактора становления экологической культуры следует рассматривать ценностно-ориентированную экологическую направленность современного общества, подчиняющие все формы и виды образовательно-воспитательной деятельности, в том числе дистанционные образовательные технологии. В этой связи экологическое воспитание личности представляется как социально-педагогическая задача, базирующаяся на знании и осознании экологических проблем глобального, регионального и локального уровня, предполагающая формирование экологического миропонимания и отношения, выработку у субъекта воспитания нравственно-эстетического подхода к биосфере – среде его существования и жизнедеятельности [5]. Стоит отметить, что дистанционные образовательные технологии способствуют формированию принципов взаимодействия групп учащихся и педагога, а так же способствуют решению некоторых проблем, лиц имеющих определенные ограничения в здоровье. Например, ограничение в навыках общения, двигательная функция – возможность проведения виртуальных экскурсий и т.д.

Целью формирования экологической культуры школьников, в там числе лиц с ОВЗ и инвалидов, является в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы, с применением всех возможных методологических и технических средств обучения, по формированию у обучающихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологически-ценностной ориентации, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы.

Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников и формирования их экологической культуры. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе [6].

Междисциплинарный подход требует точного определения места и роли каждого предмета в общей системе экологического образования. Такой подход предполагает взаимное согласование содержания, форм и методов экологического образования, единую логику развития ведущих идей и понятий, их последовательное изучение и углубление.

Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал нацеливает целостный педагогический процесс на взаимосвязь изучаемых знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным их восприятием, эстетическим переживанием. Важно в процессе формирования экологической культуры раскрывать перед школьниками положительные и отрицательные воздействия человека на природу в масштабе конкретного региона, мира в целом [5].

Исходя из статистических сведений, следует, что перспективным компонентом вариативной части учебного плана в системе образования является организация дополнительного образования и внеурочной деятельности, отличной от учебных занятий [7]. Ярким примером организации внеурочной деятельности с ориентацией на экологическое воспитание и просвещение в школе являются кружки, клубы и прочие  социокультурные организации, созданные в процессе внеурочной деятельности, сохраняющие преемственность с базовым образованием на основе углубления и расширения его функций через нетрадиционные формы и методы работы со школьниками. В подобном объединении возможен переход от традиционной и стандартизированной воспитательно-просветительской деятельности к инициативной и развивающей модели экологического воспитания.

Воспитательный потенциал кружковой и клубной общности определяется, во-первых, восприятием школьниками как добровольного и свободного пространства самовыражения и признания; во-вторых, соцокультурная деятельность по своей природе способна компенсировать недостающие условия личностного развития и создать дополнительное пространство самореализации и признания [8]. Объединения вышеуказанного вида становится педагогически управляемой субкультурной средой, позволяющей осуществлять различные подходы и модели экологического воспитания личности. Именно в общественном объединении возможна целостная педагогическая методология, синтезирующая индивидуально-личностный, деятельностный, аксиологический, культурологический и гуманистический принципы организации совместной деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева, М. С., Бодиева, Н. Ф., Бодиев, А. Б. Формирование экологической культуры личности в трансформирующемся обществе // Философия образования: Серия трудов: Проблемы образования в трансформирующемся обществе.– Новосибирск : Изд. НГИ, .– Т. XI. – 2005. – 209с.
  2. Буравлев, А. С. Туризм и экологическое воспитание школьников (из опыта работы туристского клуба «Аванте») // НПК. Перспективы развития научно-исследовательской деятельности учащихся. Пермь, 2005.– 44с.
  3. Чесняк, М. Г., Кубекова, С. С., Григорян, Д. С. Экологический мониторинг как основа стабильного развития туризма. / М. Г. Чесняк, С. С. Кубекова // Материалы XXXVII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2007 год. Ставрополь. 2008. – С. 73
  4. Буравлева, В. П., Трегубова, О. Г. Перспективы развития научно-исследовательской деятельности учащихся. Пермь, 2005. – 44с.
  5. Дроздов, А. В. Мягкий туризм и биосферные заповедники: возможно ли совмещение территорий и целей в России? / А. В. Дроздов // Туризм и окружающая среда. Развитие экологически ответственного туризма в России. Основы, подходы, перспективы. М., 1993. – С. 35–36.
  6. Соколова, М. В. История туризма : Уч. пособие для вузов / М. В. Соколова. – М. : Мастерство, 2002. – 352 с. – (Ин-т туризма и гостепреимства: Высшее образование).
  7. ФГОС: Начальное общее образовние от 6 октября 2009года [Электронный ресурс] / Федеральный государственный образовательный стандарт : режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения 06.03.2014)
  8. Михеева, Н. А., Жуков, П. В. К вопросу об управлении процессом экосоциализации населения России // Современные исследования социальных проблем : журнал. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010. – № 1. – С. 112–114.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.

Дистанционные технологии обучения (образовательного процесса) представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесс...

"Модели уроков" по истории и обществознанию для периода обучения посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В период "Дистанта" я создавала свои модели уроков, которыми ребята  пользовались для успешного освоения материала....

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...

"Формирование экологического воспитания школьников посредством художественной литературы"

Выступление на тему: "Формирование экологического воспитания школьников посредством художественной литературы"....