Конспект урока географии в 7А классе по теме "Атлантический океан" (УМК «Сферы») с использованием ЭОР.
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Елена Ивановна Лисниченко

Конспект урока географии  в 7А  классе по теме "Атлантический океан" (УМК «Сферы») с использованием ЭОР. Данный материал представлен из опыта моей работы с использованием на уроках ЭОР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_geografii_v_7a_klasse_po_teme.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии  в 7А  классе по теме "Атлантический океан" (УМК «Сферы») с использованием ЭОР.

Учителя географии ГБОУ СОШ №454 Колпинского района Санкт-Петербурга  

Лисниченко Елены Ивановны,

Цели урока: выявить особенности географического положения Атлантического океана, тектонической структуры, строения дна, комплекса природных условий, хозяйственного использования.

Задачи: 

1. Учебно – образовательные:

  • дать знания об особенностях природы Атлантического океана;
  • продолжить формирование основных терминов и понятий;
  • сформировать у учащихся представления об особенностях рельефа дна океана, свойствах вод Атлантического океана;
  • продолжить формирование умений учащихся составлять характеристику географического объекта. 

2. Развивающие:

  • развитие логического мышления, памяти, внимания;
  • развитие умения проводить анализ, сравнение, обобщение;
  • развитие монологической и диалогической речи; 
  • развитие познавательного интереса к географии; 
  • развитие практических умений и навыков работы с географической картой, интерактивной доской.

3. Воспитательные:

  • формирование экологического мировоззрения; 
  • культуры общения учащихся на уроке.


Тип урока: урок изучения нового материала

Учебно-методический комплекс:

Средства обучения:

Географическая карта «Океаны Земли», учебный атлас «География. Земля и люди. 7 класс», тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику «География. Земля и люди. 7 класс», учебник.

Технические средства обучения:

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Термины и понятия:
Географическое положение,  тектоническое строение,  котловина, срединно-океаническое поднятие,

вулканические острова, теплые и холодные течения, соленость, протяженность моря и океана, климат.

Ресурсы:

Учебник «География. Земля и люди. 7 класс», стр.58-59;
учебный атлас, стр.  2-5, стр. 7;

тетрадь-тренажер, стр.32 (№3), стр.33(№2, частично), стр.34 (№3-4, частично), стр.35 (№6 частично);
электронное приложение к учебнику.



Структура урока


Время (мин.)


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Ресурс



1.



Организационный момент

Введение в тему



1



Проверка готовности к уроку

Учитель: в течение  первой четверти вы изучили  две темы «Главные закономерности природы Земли» и «Человек на планете Земля» первого раздела учебника. 
Включает звук «Шум океана»
А сейчас – вслушайтесь в эти звуки и попробуйте догадаться, что мы будем изучать дальше?


Начиная с этого урока, мы будем с вами изучать океаны, причем по определенному плану.



Слушают шум волн, крики птиц


Ответ: будем изучать океаны



Звук «Шум океана»


2.

Актуализация знаний.


Рубрика «Вы узнаете»


2

Учитель: посмотрите на постоянную рубрику «Вы узнаете» в учебнике на  стр. 58

Учитель: ответьте, пожалуйста, а  что же такое океан?

Учитель: сколько океанов на Земле? Перечислите их.

Чтение вслух:

- об особенностях природы океанов;

- об использовании их человеком;

- об экологических проблемах

Ответ:
Океан - от греч. «океан» - крупные части Мирового океана, отделенные друг от друга материками, но составляющие единое водное пространство, занимающие около 71% её площади

Ответ:
4(5) Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, (Южный)

Рубрика «Вы узнаете»


3.

Изучение нового материала «Атлантический океан»

Фронтальная беседа с актуализацией знаний


20

Учитель: «море за Геракловыми столбами, Западный океан, Море мрака» – так до начала XIV века называли этот океан. О каком океане идёт речь?

Ответ:

Атлантический океан


1.Происхождение названия Атлантического океана



2.История образования океана


Учитель:

Вспомните, пожалуйста, почему океан так назван?

Учитель: Мы вспомнили о происхождении названия океана, а каково происхождения самого океана?

Ответ:

Атлантический океан назван в честь Атланта, героя греческой мифологии, державшего по преданию на своих плечах небосвод. Современное название появилось на карте лишь в 1507 году.

Современный Атлантический океан появился и начал медленно расширяться около 200 лет назад в результате раскола огромного материка Пангея.


Блокнот

3.Географическое положение. Граница океана


Учитель:

Атлантический океан самый изученный и освоенный людьми, второй по размерам океан Земли. 

Мы знаем уже, что изучение любого географического объекта начинается с определения его ГП.
Кто может показать на карте Океанов границу Атлантического океана?

Показ на карте границ океана

Карта океанов;

Интерактивная карта (электронное приложение).

4.Состав Атлантического океана


Второй пункт нашего плана – состав Атлантического океана.

Для того,  чтобы вспомнить, какие заливы, проливы, острова, полуострова, моря входят в состав Атлантического океана, предлагаю 2 учащимся, которые получили опережающее задание, озвучить вопросы. Все же остальные – стараются ответить на эти вопросы и показать объекты на карте.

2 учащихся задают вопросы, а  остальные ребята отвечают и показывают объекты на карте.

- Какие материки омывает Атлантический океан? (все, кроме Австралии);
- Какими проливами соединяется с Северным Ледовитым океаном (Датский пролив, Девисов пролив);
- Какой пролив соединяет Средиземное море и Атлантический океан?  (Гибралтарский пролив);
- Какими проливами соединяется с Тихим океаном? (Пролив Дрейка, Магелланов пролив);
- по какому меридиану проходит граница с Индийским океаном? (меридиан 20° в.д.);
- назовите  заливы, которые  являются частями Атлантического океана?  (Мексиканский, Гвинейский, Бискайский, Финский, Рижский, Ботнический заливы);
- назовите внутренние моря,  входящие  в состав океана? (Чёрное, Средиземное, Азовское, Балтийское, Мраморное море);
- назовите окраинные моря, входящие в состав океана? (Карибское, Северное море).

Атлас, с 2-3

Карта океанов

На экране – слайды из презентации учащихся с видами географических объектов, называемых ребятами



Учитель: в состав Атлантического океана также входит уникальное море - море без берегов. Как же оно называется?

Ответ: Саргассово море

(индивидуальное сообщение -опережающее задание)

Презентация  (слайд – сопровождение)

учащегося

5.Строение дна океана (фронтальная беседа)


Учитель:

Давайте представим, что вся вода из Атлантики испарилась. Перед нами  –обнаженное дно, которое внешне напоминает участок суши.
Какие части можно  выделить в строении дна океана?

Что такое континентальные окраины?
Что такое ложе океана?


Самое длинное горное сооружение Земли – Срединно-Атлантический хребет. Для него характерны землетрясения и вулканическая деятельность, так как находится на стыке нескольких литосферных плит. Какие это плиты? 
Самые высокие части Срединно-Атлантического хребта возвышаются над поверхностью океана и представляют собой острова вулканического происхождения.
Посмотрите, пожалуйста, на карту океанов и скажите, в каком направлении вытянут океан? На какие особенности природы это может повлиять?

Ответ: 
Ложе океана, континентальные окраины, Срединный хребет.
Переходная зона от шельфа к материковому подножию.
Крупнейшая форма рельефа, основными частями которой являются котловины и хребты.
Индивидуальная работа с географической картой атласа

Ответ:
Северо-Американская, Южно-Американская, Евразийская, Африканская, Антарктическая

Индивидуальная работа с географической картой атласа

Ответ: в меридиональном направлении, то есть с севера на юг;

На особенности климата;

Рубрика «Геофокус»

6.Климат (рассказ учителя с элементами беседы)


Учитель:  в каких климатических поясах находится Атлантический океан?

Как определяется разница температур поверхностных вод?

Ответ:
океан лежит во всех климатических поясах, кроме арктического пояса.


Карта атласа, стр. 7, интерактивная карта (электронное приложение)

7.Течения (рассказ учителя с элементами беседы)



Учитель: из-за большой протяженности, в океане образуется 2 круговорота. Посмотрите, как они образуются. 
Учитель: предлагаю ответить на вопросы рубрики «Мои географические исследования».

Учащиеся смотрят видеофрагмент.

Видеофрагмент «Течения в океане»

Рубрика «Мои географические исследования» (учебник, стр. 59)

8.Солёность (фронтальная беседа)


Учитель: свойством океанических вод  также является соленость.
Вспомните, пожалуйста, что такое солёность?
Чему равна средняя солёность Мирового океана?
Определите по карте солености, какие районы Атлантического океана имеют наибольшую / наименьшую солёность?
Средняя солёность Атлантического океана составляет 35,4 %o. А почему она  больше, чем в Мировом океане.

Ответ:
- Количество солей, растворённых в 1 кг воды, %o

- 35%o


-это районы тропиков, Средиземного моря, полярных областей; 


Причины - узость океана, температура воды.

Карта солёности Атлантического океана (электронное приложение)

9.Ресурсы океана


4

Учитель: люди издавна научились использовать богатства океана. 
Опережающее задание было подготовлено учеником…

Сообщение учащегося с презентацией


Презентация учащегося

4.

Закрепление.

1.Работа с тетрадью-тренажером

10

Учитель: закрепляя материал, отработаем несколько заданий в тетради-тренажере

Работа в тетрадях-тренажерах

Тетрадь-тренажер, стр. 33 (№2 частично), стр. 34 (№3,4 частично)

2.Подведение итогов


5

О чём мы сегодня с вами  узнали на уроке?

А что бы ещё вы хотели узнать об Атлантическом океане?

Выставление отметок

Ответы учащихся (перечисление)

Подведение итогов

5.

Домашнее задание 


3

§18, тетрадь-тренажёр стр. 32 (№3), стр. 35 (№ 6 частично), индивидуальные опережающие задания:

подготовить сообщение «Животный и растительный мир Тихого океана», «Особенности климата», «Природные ресурсы» с использованием интернет-ресурсов.

Запись домашнего задания в дневник

Интернет – ресурсы: 

Планета Земля
http//:myplanet-tarth.com
Большой энциклопедический словарь http//:www.sci.aha.ru/ALL/VOC 
Фонд сохранения Всемирного наследия
http//:nasledie.org.ru.
GeoSit всё о географии http//:www.geosit.com.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии по теме "Тихий океан" ( 7 класс)

познакомить учащихся с физико-географическими особенностями,  происхождением берегов, рельефом дна,  познакомить с гидрологическими условиями, антропогенным воздействием, хоз. использованием...

План-конспект урока географии в 7 класс "Атлантический Океан"

Данная тема изучается в течение одного урока. Тип урока – получение новых знаний....

План- конспект урока географии в 7 классе "Атлантический океан"

Атлантический океан- третий из изучаемых в 7 классе океанов. Обучающиеся уже знакомы с типовым планом изучения океанов, используют его для характеристики Атлантики. Одновременно выполняется практическ...

Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"

Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования  представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....

Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане"

Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане" разработана для обучающихся со слуховой депривацией в условиях перехода на  СФГОС ОО....

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

План-конспект урока географии на тему: «Жизнь в Мировом океане» с рабочей тетрадью к уроку

Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уро...