Урок по теме "Образование почв и их разнообразие" 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Зверева Ирина Александровна

Вводный урок по теме "Почвы и почвенные ресурсы России" в 8 классе. Одним из этапов урока является практическая работа "Определение механического состава и структуры почв".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_pochv_i_ikh_raznoobrazie.rar2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Образование почв и их разнообразие. §26

Практическая работа: Определение механического состава и структуры почв.

Программа: Баринова И.И., Дронов В.П.

Класс: 8

Место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме: первый урок по теме «Почвы и почвенные ресурсы» (№28).

Цели и задачи урока:

Обучающие: обеспечить усвоение знаний о

  • почве;
  • факторах почвообразования;
  • свойствах почвы;
  • строении почвенного профиля.

Развивающие: 

  • развивать внимание, речь, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать других, оценивать свою работу.  

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к труду.

Средства обучения: 

  • системный блок, проектор, электронная презентация;
  • инструкции по проведению практической работы, листы самооценивания;
  • оборудование для практической работы;

Используемые технологии: элементы здоровьесберегающих (физкультминутка, лист самооценивания), проблемного обучения, информационных (показ презентации) технологий.

Методы: эмоционального стимулирования, аудиовизуальные, практические, аналогий, репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельной работы; самоконтроля.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Предварительная подготовка:

Для проведения практической работы перед уроком переставляется мебель в кабинете, учащиеся делятся на 4 группы, в каждой группе заранее распределяются обязанности.

Структура урока:

  • Организация начала урока (2 мин.)
  • Актуализация знаний (5 мин.)
  • Изучение нового материала (15 мин.)
  • Практическая работа (15 мин.)
  • Подведение итогов урока. Выставление оценок. (2 мин.)
  • Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока:

  1. Организация начала урока 

  2. Актуализация знаний (5 мин.)

Здравствуйте!С начала учебного года, мы изучили особенности рельефа и геологического строения России. Изучили климат и внутренние воды нашей страны. Сегодня мы приступаем к изучению ещё одного компонента природы, название которого вы сформулируете, взглянув на следующий слайд. (Слайд №2) В чем заключается значимость почв для человека?

Записываем название темы «Почвы России» в тетрадь.

На уроке мы должны найти ответы на вопросы:

  • Что такое почва? Каково её значение в природе и жизни человека?
  • Почему почву нередко рассматривают как самостоятельный природный комплекс?
  • Почему Докучаев В.В. назвал почву «зеркалом ландшафта»?
  • Чем отличаются почвы друг от друга?
  • Докучаев В.В. использовал выражение «земля живая». Можно ли «убить» почву?
  • После ознакомления с теоретическим материалом, будем выполнять практическую работу на определение механического состава почв. (Слайд №3)

У каждого из вас есть лист самооценивания работы на уроке. Подпишите его и не забывайте делать отметки после каждого ответа.

Итак, приступим.

  1. Изучение нового материала

С понятием почва вы уже встречались, поэтому, надеюсь, вам не составит труда ответить на вопрос: Что такое почва? Ваше определение должно содержать указание на расположение почвы и выделять отличительную особенность почв. (Слайд №4)

Записываем определение в тетрадь: «Почва – верхний тонкий слой суши, обладающий плодородием».

Научное изучение почв невозможно без упоминания имени Василия Васильевича Докучаева. (Слайд №5)

Для ответа на вопрос: Почему почву нередко рассматривают как самостоятельный природный комплекс? - необходимо сравнить строение ПК с компонентами почвы.

Итак, присутствуют ли в почве горные породы, вода, воздух, живые организмы? Какой компонент почвы, обеспечивающий плодородие, отличает её от других ПК? (Слайд №6)

Даже беглый взгляд на почвенную карту позволяет сделать вывод о многообразии почв. (Слайд №7) Попробуем разобраться, чем обусловлено такое разнообразие.

На почвообразование влияют климат, живые организмы, рельеф и горные породы, подземные воды. Почвообразование – длительный процесс, поэтому необходимо учитывать временной фактор. (Слайд №8)

Найдите взаимосвязи между почвообразующими факторами и особенностями почвы. (Слайд №9)

Почвообразование является результатом выветривания, образования гумуса, передвижения веществ в пределах профиля. (Слайд №10)

Существует несколько классификаций почв: построению профиля, по механическому составу, по структуре. (Слайд №11)

Почвенным профилем называется вертикальный разрез почвы. Он состоит из почвенных горизонтов. Под лесной подстилкой или степным войлоком располагаются горизонты вымывания, вмывания. Формируется почва на горных породах, названных материнскими.

По каким признакам различаются почвенные горизонты? (Слайд №12)

Классификация почв по механическому составу основана на соотношении частиц разного размера. (Слайд №13)

На плодородие почв также влияет её структура.

Наиболее благоприятной для растениеводства является зернистая и комковатая структура. (Слайд №14)

Физкультминутка

«да» - наклон головы направо, «нет» - налево

  1. Почва – горная порода, неизменяемая во времени;
  2. Почва – поверхностный слой суши, обладающий плодородием.

 «да» - наклон головы вперед, «нет» - назад

  1. Плодородие почв определяется только количеством гумуса;
  2. На плодородие почв влияют количество гумуса, механический состав, структура почв.

«да» - сидеть, «нет» - встать

  1. Почва, как и природный комплекс состоит из горных пород, живых организмов, воды, воздуха;
  2. Почвенные млекопитающие – основные производители перегноя.

.

  1. Практическая работа «Определение структуры почвы». (Слайд №15)

Цель: научиться определять структуру почв.

Оборудование: образец почвы; лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотреть под лупой образец почвы.
  2. Выявить размеры её агрегатных структур.
  • Глыбистая структура - комочки больше 10 мм
  • Зернистая структура -  комочки от 1 до 10 мм
  • Пылеватая структура – комочки не выявляются.

Вывод:

Практическая работа: «Определение механического состава почв» (Слайд №16)

Цель: научиться определять механический состав почв.

Оборудование: образец почвы, Н2О.

Ход работы:

  1. Смоченный кусочек почвы замешать до состояния крутого теста, а затем скатывать между ладонями.
  2. По степени и характеру скатывания влажной почвенной массы определить механический состав почвы.

- песчаная почва – не скатывается между ладонями;

- супесчаная почва – скатывается в непрочный, легко разрушающийся при малейшем надавливании шарик;

- суглинистая почва – скатывается в шарик, а затем в шнурок или колбаску. Концы шнурка (колбаски) могут быть крошащимися (легкий суглинок), закругленными (средний суглинок) или острыми (тяжелый суглинок);

- глинистая почва – быстро и легко скатывается в шарик, затем в колбаску и при тщательном скатывании – в эластичный шнур, легко сворачивающийся вокруг пальца или карандаша.

Вывод:

VI. Подведение итогов урока - работа с листами самооценивания. (3 мин.)

Теперь, пожалуйста, прочитайте внимательно лист самооценивания и подведите итоги своей работы.

VI. Домашнее задание

Для всех: §26

Для желающих:

  • Чем перегной отличается от гумуса?
  • Каким живым организмам принадлежит главная роль в образовании перегноя и гумуса?
  • Докучаев В.В. использовал выражение «земля живая». Можно ли «убить» почву?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка и конспект урока по теме "Почвы"

Учебник для 8 класса «География России. (Природа, население)» под редакцией А. И. Алексеева. Главная задача курса – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию свое...

Урок по теме "Почва как особое природное тело"

6-ой класс; курс "Землеведение"...

Конспект урока по теме "Почвы Вологодской области"

Конспект урока используется при изучении почтв своего региона....

технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс

Технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" для 8 класса  (фгос) составлена по УМК А.А. Летягин....

урок "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс

Конспект урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс, составлен по УМК А.А. Летягин....

Урок Человек и почва 8 класс

Урок Человек и почва 8 класс...

Урок по теме "Почва-особое природное тело" (5 класс)

Технологическая карта урока географии по теме "Почва - особое природное тело" (5 класс)...