Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Яппарова Людмила Валентиновна

Рабочая программа курса  составлена на основании стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., ориентируются на учебник В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» М.: Просвещение, 2011 г..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_10_klass.docx44.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учителя географии

МБОУ Назарьевской СОШ

 Яппаровой Людмилы Валентиновны,

по географии в 10 классе

Пояснительная записка

Рабочая программа курса  составлена на основании:

 - стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

 - примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев ,«Дрофа», 2004 г., а также в соответствии с учебным планом школы, в котором на изучение курса отводится 1 час в неделю – 34 часа в год.

      Данная программа, как и календарно-тематическое планирование,  ориентируются на учебник В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» М.: Просвещение, 2011 г..

       Весь курс рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 и 34 часа в 11 классах). Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Цели, задачи курса

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

        Результаты обучения

        В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать

  1. Основные географические понятия  и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве  жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Содержание тем учебного курса

Введение (1 час)

    Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения.

    Положение географии в системе наук.

Современная политическая карта мира (5 часов)

Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период.

Многообразие стран современного мира. Дифференциации стран современного мира: географическая, политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира. Крупнейшие станы мира по площади территории и численности населения. Виды стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные, полуостровные, островные, страны - архипелаги. Типология стран по уровню экономического развития: развитые ( страны ”Большой Семёрки”, малые высокоразвитые страны Европы, страны переселенческого капитализма ), социалистические страны, страны с переходным типом экономики, развивающиеся страны ( ключевые, новые индустриальные, нефтеэкспортирующие, отстающие в развитии, отсталые аграрные ).

Политическая география. Государственное устройство стран. Зависимые ( колонии ) и независимые ( суверенные ) страны. Страна. Государство. Виды стран по формам правления ( монархия, республика, государство Британского Содружества ) и административно-территориальному устройству ( унитарные, федеративные, конфедерация ). Виды монархий ( конституционные, абсолютные, теократические ) и республик ( президентская и парламентская ). Геополитика. Международные отношения. ”Горячие точки” планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с международным терроризмом. Международные организации и их виды: универсальные, политические, военные и экономические. Крупнейшие универсальные, политические и военные международные организации: ООН, ОБСЕ, ЛАГ, ОАГ, НАТО. Страны - члены НАТО. Движение Неприсоединения. Неприсоединившиеся и нейтральные страны. Анализ политико-географического положения стран и регионов мира.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте стран различных типов.

2. Составление таблицы ”Государственный строй стран мира”.

            3. Анализ политико-географического положения одной из стран мира.

География мировых природных ресурсов(6 часов)

Географическая оболочка и географическая среда. Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые ( возобновимые и невозобновимые ) и неисчерпаемые.

Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения минеральных ресурсов. Страны - лидеры по запасам основных видов минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного и бурого угля, железных, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота, фосфорного сырья, калийных солей и алмазов. Сырьевая проблема человечества и пути её преодоления.

География важнейших видов неминеральных ресурсов.

Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв.

Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны - лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути её преодоления.

Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения. Гидроэнергетический потенциал мира и главных регионов. Страны -лидеры по запасам гидроэнергоресурсов.

Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения.

Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические пояса Земли. Страны - лидеры по запасам геотермальных ресурсов.

Рекреационные ресурсы мира, их виды ( природные и историко-культурные ) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и центры мира.

Ресурсы Мирового океана, их виды ( биологические, энергетические, минеральные, водные ), особенности их размещения и использования.

Взаимодействие общества и природы. Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное. Антропогенные ландшафты. Экологическая проблема человечества и пути её решения. Экологическая политика. Меры по рациональному природопользованию. Природные ресурсы и охрана окружающей среды.

Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов.

Практические работы:

1. Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира.

2. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

Научно-техническая революция и мировое хозяйство (3 часа)

Научно-техническая революция, её характерные черты и составные части. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период НТР.

Мировое хозяйство. Основные этапы формирования мирового хозяйства. Модели мирового хозяйства. Главные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда и его причины. Международная специализация. Изменение мирового хозяйства в период НТР. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения производства в период НТР. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Виды регионов по уровню их развития: столичные, технополисы, депрессивные, отсталые аграрные, районы нового освоения. Региональная политика.

Международная экономическая интеграция. Виды международных экономических организаций: региональные и специализированные. Крупнейшие интеграционные объединения мира: ЕС, НАФТА, ЛААИ, МЕРКОСУР,  АСЕАН, СНГ, АТЭС, АС,  ОПЕК и их состав. Транснациональные корпорации.

Практические работы:

1.  Построение картодиаграммы ”Центры мирового хозяйства”.

2. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны.

География населения мира (8 часов)

Численность и размещение населения мира. Плотность населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Главные ареалы размещения населения мира. Страны с максимальными и минимальными показателями средней плотности населения.

Воспроизводство населения. Типы воспроизводства: современный и традиционный; их характерные черты и особенности географического распространения. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Демографическая проблема человечества. Демографический кризис и демографический взрыв. Демографическая политика в странах разных типов.

Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды ( стабильная, суженная и расширенная ) в странах различных типов.

Расовый и национальный ( этнический ) состав населения мира. Классификация народов по языковому признаку. Крупнейшие народы и языки мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения: однонациональные, двунациональные и многонациональные страны. Религиозный состав населения мира. Виды религий: мировые ( христианство, ислам и буддизм ) и национальные ( индуизм, синтоизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм, традиционные и языческие верования ). География крупнейших религий мира. Главные духовные центры мира. Проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений.

Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации и их особенности в различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций: моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения ( групповое, рассеянное и кочевое ) и их географические аспекты.

Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов.

Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. ”Утечка мозгов”. Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции.

Практические работы:

  1. Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира.
  2. Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов, объяснение значения и причин выявленных различий, составление демографического прогноза.
  3. Составление классификационной таблицы стран с различным национальным или религиозным составом населения.
  4. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий.
  5. Составление картосхемы современных путей миграции населения и объяснение причин мировых миграционных процессов.

География отраслей мирового хозяйства ( 11 часов)

      География добывающей промышленности мира. Основные черты размещения топливной и горнорудной промышленности мира. Главные добывающие районы мира. Страны - лидеры по добыче основных видов минерального сырья. Крупнейшие экспортёры и импортёры минерального сырья.

География обрабатывающей промышленности мира. Характерные черты структуры, развития и размещение мировой энергетики, металлургии, машиностроения, химической, лесной, лёгкой и пищевой промышленности. Крупнейшие промышленные районы и центры мира. Страны - лидеры по производству основных видов промышленной продукции. Крупнейшие экспортёры и импортёры промышленной продукции. Промышленность и природная среда.

География сельского хозяйства мира. Особенности развития и структуры сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. ”Зелёная революция”, её составные части и характерные черты. Характерные черты размещения основных видов растениеводства и животноводства. Главные сельскохозяйственные регионы мира. Крупнейшие страны - производители основных видов сельскохозяйственной продукции. Основные экспортёры и импортёры продукции сельского хозяйства. География рыболовства мира. Сельское хозяйство и природная среда.

География мирового транспорта. Характерные черты развития, структуры и размещения основных видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Страны - лидеры по уровню развития важнейших видов транспорта. Крупнейшие морские порты мира. Транспорт и природная среда.

Всемирные экономические отношения, их виды и географические аспекты. Особая роль международной торговли, научных и производственных связей, кредитно-финансовых отношений, предоставления международных услуг и международного туризма. Главные торговые, банковские и туристические центры мира.

Практические работы:

1. Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения, химической промышленности мира.

2. Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.

3. Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития.

4. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей мирового хозяйства.

5. Составление проекта международного туристического маршрута.

Учебно-тематическое планирование

Количество часов: 34

Срок обучения : 1 год

№ п/п

Наименование компонентов и разделов

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

Практи-ческие занятия

Самост. работа учеников

1

Введение

1

1

1

1

2

Современная политическая карта мира

5

2

2

1

3

(2 пр.р.+1 к.р*.)

3

География мировых природных ресурсов

6

4

1

1

2 (2 к.р.)

4

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

3

3

-

-

-

5

География населения мира

8

5

3

-

2(2 пр.р.+1 к.р.)

6

География отраслей мирового хозяйства

11

6

3

2

4(3 пр.р.+1 к.р.)

ИТОГО

34

21

9

4

12

*Пр.р.-практическая работа, к.р. –контрольная работа, з.- зачет.

Контроль предметных результатов

№ п/п

Тема

Контрольные работы

Практические работы

1

Современная политическая карта мира

Контрольная работа по теме «Политическая карта мира»

(Использование заданий из тренировочных вариантов ЕГЭ-2012, 2013, 2014)

№1.Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящих на политической карте.

№2. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй мира».

2

География мировых природных ресурсов

Контрольная работа по теме «Природные ресурсы» (Использование заданий из тренировочных вариантов ЕГЭ-2012, 2013, 2014)

№3. Оценка  ресурсообеспеченности  отдельных стран или регионов мира.

3

География населения мира

Контрольная работа по теме «Население» (Использование заданий из тренировочных вариантов ЕГЭ-2012, 2013, 2014)

№4. Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух районах мира.

№5. Составление сравнительной оценки трудовых  ресурсов стран и регионов мира

№6. Объяснение  особенностей урбанизации одной из территорий  по выбору(Запад США, Великобритания, Юг Италии.)

4

География отраслей мирового хозяйства

Контрольная работа по теме «Мировое хозяйство» (Использование заданий из тренировочных вариантов ЕГЭ-2012, 2013, 2014)

№7. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.(по выбору).

№8.  Создание картосхемы размещения основных промышленных районов мира.

№9. Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Название темы

Кол-во часов

Вид урока

Календарные сроки

Фактические сроки

Примеча-ние (причины корректи-ровки дат)

Введение – 1 час

1

Введение

1

Лекция, беседа

Современная политическая карта мира (5 часов)

2-3

Государственный строй стран современного мира.

2

Лекция, практикум

4

Международные отношения. Политическая география и геополитика. Пр.работа№1.

1

Пр.работа№1.Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящих на политической карте.

5

Политическая карта мира. Пр.работа №2  

1

Пр.работа №2. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй мира».

6

Контрольная работа по теме «Политическая карта мира» (с использованием заданий тренировочных вариантов ЕГЭ -2012,2013,2014)

1

Контроль

География мировых природных ресурсов

(6 часов)

7

Взаимодействие общества и природы

1

Лекция

8

Загрязнение и охрана окружающей среды

1

Семинар

9

Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. Пр.работа №3

1

Пр.работа №3. Оценка  ресурсообеспеченности  отдельных стран или регионов мира.

10-11

Водные, биологические и рекреационные ресурсы мирового океана

2

Лекция

12

Контрольная работа по теме «Природные ресурсы»

1

Контроль

География населения мира (8 часов)

13-14

Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика. Пр.работа №4.  

1

Пр.работа №4. Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух районах мира.

15

Размещение и  миграции населения

1

Беседа, практикум

16

Состав (структура) населения. Пр.работа №5.

1

Пр.работа №5. Составление сравнительной оценки трудовых  ресурсов стран и регионов мира.

17

Религиозный состав населения Земли

1

Беседа. семинар

18

Расселение. Урбанизация. Пр.работа №6.

1

 Пр.работа №6. Объяснение  особенностей урбанизации одной из территорий  по выбору(Запад США, Великобритания, Юг Италии.)

19

Обобщение по теме «Население мира»

1

Урок-игра

20

Контрольная работа по теме «Население» (с использованием заданий тренировочных вариантов ЕГЭ-2012,2013,2014))

1

Контроль (тестирование)

Научно-техническая революция и мировое хозяйство (3 часа)

21

Научно-техническая революция

1

Лекция

22

Мировое хозяйство

1

Лекция

23

Мировое хозяйство в эпоху НТР

1

Лекция

География отраслей мирового хозяйства ( 11 часов)

24

 Топливно-энергетическая промышленность Пр.работа №7.

1

Пр.работа №7. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.(по выбору).

25

Электроэнергетика.

1

Лекция, практикум

26

Черная металлургия

1

Лекция, практикум

27

Цветная металлургия. Пр.работа №8.  

1

Пр.работа №8.  Создание картосхемы размещения основных промышленных районов мира.

28

Машиностроение мира

1

Лекция

29

Химическая и легкая промышленность мира

1

Беседа

30

Сельское хозяйство мира

1

Лекция, практикум

31

География транспорта мира. Пр.работа №9.

1

Пр.работа №9. Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира.

32

Контрольная работа по теме «Мировое хозяйство»

1

Контроль (тестирование)

33-34

Резервные уроки

2

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект для учащихся

  • Учебник: В.П. Максаковский   Экономическая и социальная география мира 10 класс. М.: Просвещение, 2011 г..
  • В. П. Максаковский  Рабочая тетрадь по географии М.: Просвещение, 2011 г..
  • Атлас по географии для 10 класса,
  • Комплект контурных карт для 10 класса.

Методические пособия для учителя

  1. Программа по географии для общеобразовательных учреждений 6-10 классы  Авторы: А.И. Алексеев, Э.В. Ким, Г.Ю.Кузнецова, Г.Я. Лисенкова – Сборник нормативных документов География Дрофа Москва- 2006
  2. В. П. Максаковский Экономическая и социальная география мира Методическое пособие . М.: Просвещение, 2009 г..
  3. В. П. Максаковский Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учсебнику «Экономическая и социальная география мира» Дрофа Москва- 2004
  4. Ф.С. Сагитов Тесты по географии 9-10 классы М.: Издат-школа 2010
  5. Е.А. Жижина, Н.А. Никитина Поурочные разработки по географии Экономическая и социальная география мира 10 класс Москва «ВАКО» 2007
  6. Тренировочные варианты ЕГЭ-  2008, 2009, 2010,2011, 2012,2013,2014.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...