Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Моя малая родина"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Данная программа предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе, расчитана на учащихся 5-6 классов. Содержание программы включает в себя изучение истории и географии родного края. Программа учитывает возрастные особенности обучающихся, разработаны различные формы проведения занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moya_malaya_rodina_14-15.docx44.86 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Савиной Елены Михайловны

учителя географии высшей квалификационной категории

по  внеурочной деятельности.

Кружок «Моя малая родина»

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «____»___________2014г.

2014 - 2015  учебный год

Пояснительная записка

  Краеведение – один из элементов исторического образования в школе, одна из важных отраслей обществоведческой системы. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а так же занимает важное место в формировании патриотических качеств молодого поколения.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности  школьников.

Программа «По малой Родине моей» построена на  принципе  взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего маленького сельского уголка с огромным понятием Россия, помогают усвоению учащимися самых сложных вопросов развития страны.

Данная программа предназначена для проведения кружка в  основной общеобразовательной школе, рассчитана на учащихся 11-12 лет. Программа реализуется в течение 2014-2015  учебного года, 36 часов (один час в неделю).

Цель программы:

на основе собранного местного материала способствовать изучению отечественной истории, формированию мировоззрения, воспитанию нравственности, убежденности, активной жизненной позиции через поисково- исследовательскую направленность.

Задачи программы:

1.Изучение прошлого и настоящего села, Новобурасского района, Саратовской области, обычаев, традиций и духовной культуры.

2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родной деревне.

3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

4.Активизация поисковой деятельности учащихся.

5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

6.Формирование у школьников навыков информационной культуры.

7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.

Формы проведения занятий:

  • Практические
  • Рассказ педагога и рассказы детей
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Встречи с интересными людьми
  • Походы, экскурсии
  • Конкурсы, викторины
  • Составление презентаций Power Point
  • Работа с документами, СМИ, Интернет-ресурсами
  • Исследовательская деятельность
  • Создание стенгазеты «По малой Родине моей»

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном селе.

Прогнозируемые результаты: 

Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», создание стенгазеты «По малой Родине моей». Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.  Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.

Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

Содержание тем программы

  1. Что изучает краеведение.

Источники изучения родного края.

Теоретический этап: изучение материалов.

Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае

  1. Знакомство с природой района.

 Воспитание бережного отношения к природе.

Теоретический этап: изучение материала, работа с картой района

 Практический этап: подбор материала к папке « Путеводитель по Новобурасскому району», разработка памятки «Все в твоих руках»

  1. Знакомство со своей родословной.

Теоретический этап: Что такое генеалогическое древо

Практический этап: Создание родословной своей семьи

  1. Сбор материала на тему: « Традиции в моей семье».

Теоретический этап: изучение материала

Практический этап: оформление альбома

  1. История деревни.

Моя деревня  через 50 лет. Создаем проекты домов и природы нашей деревни в будущем.

Теоретический этап: Что изучает археолог. История деревни

Практический этап: « Памятники истории вокруг нас», фотовыставка «Вот моя деревня»

  1. Знакомство с ветеранами Великой Отечественной войны

Теоретический этап: кого мы называем ВЕТЕРАН.

Практический этап: изучение письменных источники по истории нашего края, составление брошюры «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны»

  1. Сбор материала о героях труда «Они рядом с нами».

Сбор материалов о людях разных профессий

Поисковая деятельность, составление опросника ,оформление воспоминаний.

Теоретический этап: изучение литературы по работе с респондентами.

Практический этап: интервьюирование, составление брошюры

  1. Географическое положение. Климат.

 Растительный мир. Животный мир.  

Теоретический этап: изучение материала

Практический этап: экскурсия на природу, подборка материалов

  1. Обработка собранного материала и оформление папки  «Путеводитель по Новобурасскому району»

              10.Обработка материала и создание стенгазеты «Моя малая Родина»

              11. КТД «Мой край родной».        Конкурс проектов

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные результаты:

Знать:

  • историю своего имени;
  • что такое семья, обязанности члена семьи;
  • профессии своих родителей;
  • сельские профессии;
  • правила поведения в общественных местах;
  • историю происхождения своего села, района;
  • достопримечательности  края;
  • охраняемые растения и животных;
  • человек является частью природы;

Уметь:

  • соблюдать правила охраны природы;
  • хранить старинные семейные вещи;
  • ориентироваться по карте Саратовской  области и находить свой город;
  • наблюдать за изменениями в природе.
  • Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
  • Составлять доклады, рефераты
  • Применять полученные знания на практике
  • Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
  • Практиковаться в умении проводить экскурсии

Учебно-тематический план

тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Введение. Краеведение - наука о родном крае

2

1

1

2

Красотою славится наша земля

3

2

1

3

Саратовская  земля

2

1

1

4

Откуда пошёл мой род

 2

1

1

5

Семейные традиции, праздники

 2

1

1

6

Я и моя деревня

4

3

1

7

« Их имена навечно останутся в нашей памяти»

2

1

1

8

История края

7

4

3

9

География края

7

4

3

10

Создание папки

 « Путеводитель по Новобурасскому району»

2

-

2

11

Создание стенгазеты «Моя малая Родина»

2

-

2

12

КТД «Мой край родной»

1

-

1

Итого

36

Тематическое планирование

Наименование разделов

Количество часов

Дата

Планируемые результаты

Формы контроля

план

факт

1

1.Введение. Краеведение - наука о родном крае

1

Работа с источниками

2

2.Источники изучения родного края

1

Умение анализировать, сравнивать и обобщать. Работать с энцикло-педической литературой.

3

1.Красотою славится наша земля

1

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умения аргументировать свои предложения.

памятка

4

2.Правила поведения в природе

1

5

3.Изготовление памятки «Всё в твоих руках

1

6

1.Саратовская  земля

1

Работать по инструкции, с документацией, таблицами

Работа с картой

7

2.Работа с картой области

1

8

1.Откуда пошёл мой род

1

Выполнять самоконтроль.

Оценивать правильность выполнения задания

Составление родословной

9

2.Составление родословной своей семьи

1

10

1.Семейные традиции, праздники

1

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

презентация

11

2.Презентация семейного праздника

1

12

1.Я и моя деревня.

Памятники истории вокруг нас

1

Развитие морально – эстетического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми.

Умение анализировать, сравнивать и обобщать.

фотовыставка

13

2. Моя деревня  через 50 лет.

1

14

3. Создаем проекты домов и природы нашей деревни в будущем.

1

15

4. Фотовыставка «Вот моя деревня»

1

16

1.« Их имена навечно останутся в нашей памяти» (о ветеранах- односельчанах)

1

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

презентация

17

2.Сбор материала о ветеранах труда

1

18

1.История края

1

Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности.

Умение работать с картой.

Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра

презентация

19

2.Исторические памятники нашего района

1

20

3.Легенды нашего района

1

21

4. Топонимика  села и района

1

22

5.Исторические места области (презентации)

1

23

6.Работа с письменными источниками

1

24

7.Презентация проектов

1

25

1.География края

1

Формировать мотивационную основу учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности

презентация

26

2.Природные памятники района и села

1

27

3.Животный мир

1

28

4.  Растительный мир

1

29

5. Работа с картой области

1

30

6.Работа с географическими источниками

1

31

7.Презентация проектов

1

32-33

Создание папки

 « Путеводитель по Новобурасскому району»

2

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умения аргументировать свои предложения

путеводитель

34-35

Создание стенгазеты «Моя малая Родина»

2

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умения аргументировать свои предложения

стенгазета

36

КТД «Мой край родной»

1

Участие  в мероприятии

Итого

36

Литература для учителя

  1. Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. – Саратов. Издательство СГУ, 1986.
  2. География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. – Саратов. Издательство Саратовского университета, 1993.
  3. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. – Саратов. Издательство СГУ,1984.
  4. Саратовской губернии черты: сост. В.Х. Валеев. – Саратов. Приволжское издательство, 1997.
  5. Семенов В.Н. Саратов геологический. – Саратов. Издательство СГУ, 2000.
  6. Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка. – Саратов. Приволжское книжное издательство, 1990.
  7. Худяков Д.С. Земля Саратовская. – Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
  8. Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.

Литература для учащихся

  1. А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География Саратовской области. – Саратов. Издательство «Лицей», 2005.
  2. Леденцов Н.И. Страна загадок и чудес.- Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.
  3. Начало маршрута. (Сборник). Сост. В.И. Игошин. - Саратов. Вып.1 Приволжское издательство, 1989.
  4. Оскольская О.Б. Зеленое зодчество Саратовского Поволжья. – Саратов. Издательство СГУ, 1993.
  5. Палькин Н.Е. О, Волга! – Москва. Молодая гвардия, 1985.
  6. Смилевец И.Д. Дороги к белым горизонтам.- Саратов. Приволжское книжное издательство, 2005.
  7. Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. – Саратов. Издательство СГУ, 1989.
  8. Худяков Д.С. Земля Саратовская. - Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
  9. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видал. – Саратов. Приволжское издательство, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"

Данная рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5-6 классаов. Соответствует ФГОС ООО....

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина-Управленческий городок»

Приводится программа  внеурочной  деятельности  для  6 класса...

Рабочая программа веурочной деятельности "Моя малая Родина"

Приводится рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» для учащихся 6 классов

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина»для учащихся 6 классов...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Моя малая родина»

Направленность программы:  программа предусматривает повышение уровня краеведческих знаний среди участников программы, учащихся 6 «а» класса, формирование  и   развитие...