Конспект интегрированного урока по обществознанию, краеведению и географии для 10 класса на тему "Развитие городского самоуправления в 19 и 21 в.в."
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Попова Алла Витальевна

В уроке приведены сведения о развитии городского самоуправления в г. Павловский Посад Московской области в 19 и 21 веке. Материалы урока могут быть использованы для проведения классного часа по патриотическому воспитанию подростков, подготовке их к участию в выборах в органы местного самоуправления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_parlamentarizmu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию и географии на тему:

Развитие городского самоуправления в 19 и 21 в.в.

     Цели: Провести исторический анализ системы городского самоуправления в 19 и 21 в.в. на примере города Павловского Посада.

     Обучающие задачи: 1.  повторить и обобщить знания учащихся по теме «Парламентаризм». 2.  проследить  развитие городского самоуправления на примере Павловского Посада.  

     Развивающие задачи: 1. развить навыки по анализу и обобщению конкретного исторического материала в интегративных связях обществознания, краеведения и географии. 2. расширить границы представлений о возможностях использования современных информационных технологий при подготовке к урокам. 3. формировать навыки самостоятельного поиска информации, ее обработки и анализа (исторические справки, сообщения, социологические опросы). 4. дать представление о деятельности социологов.

         Воспитательные задачи: 1. формировать чувство ответственности за будущее своего города и страны. 2.  воспитывать политическую активность будущих избирателей.            

         Урок ролевой (социолог, краевед)                                                    

         Оборудование: настенная карта Павловского Посада, данные социологического опроса.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 Слово учителя: В этом году исполняется 100 лет   с момента учреждения в России первого представительного органа власти – Государственной Думы. То есть  с 1906 года начинается история российского парламентаризма.

Вопрос к учащимся: Что же такое парламентаризм?

Ответ: Парламентаризм – это система государственного устройства, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной ветвей власти при привилегированном положении выборного представительного органа (парламента) другим государственным органам.

Слово учителя: Парламент- это, прежде всего орган, являющийся инструментом изъявления воли народа, его участия в управлении государством. Мы возлагаем всю ответственность за  государство, за ошибки и неудачи на правительство, на депутатов  Государственной Думы, забывая о том, что  каждый из нас может помочь в решении тех или иных проблем.

Вопрос: Почему процесс развития парламентаризма в России мы будем рассматривать на примере нашего родного города?  

 

Ответ:  Начинать нужно не с государства в целом, а со своей малой родины, со своего города.  Давайте попробуем сегодня разобраться каким образом мы можем  поучаствовать   в решении   проблем Павловского Посада.    

2.Основная часть.

  Слово учителя: Если мы заглянем в историю, то увидим, что основы городского самоуправления закладывались еще в 19 веке. Жители города  гораздо активнее, чем сегодня участвовали в общественно-политической жизни.  Давайте попытаемся сравнить организацию городского самоуправления нашего родного города  Павловского Посада в 19 веке и в наше время.

Вопрос: Почему в ходе исторического анализа мы  охватим только начало 20 века и современность?

Ответ:

Вопрос: В какой форме мы проведем исторический анализ городского самоуправления в нашем городе?

Ответ: Мы занесем  данные в таблицу, приготовленную на доске. А затем сделаем  обобщающие выводы по каждому из рассмотренных вопросов и в целом по теме урока.

Вопрос: Кто поможет нам в работе?

Ответ: Нам помогут учащиеся, которые подготовили краткие сообщения по каждому из вопросов. Мы назвали их краеведами. А еще в работе примет участие социолог, который познакомит нас с данными социологического исследования по основным вопросам темы нашего урока.

    Далее, заслушивая выступления учащихся по вопросам, а также комментарии социолога, на доске и в тетрадях заполняется рабочая таблица. Учащиеся отвечают с места, учитель обществознания корректирует ответы, другой учитель у доски записывает их в таблицу.

Сравнительный анализ городского самоуправления 19века и современности.

 Вопросы для сравнения

                19 в.

                 21 в.

 1. Кто может избирать и быть избранным в органы городского самоуправления.

Все горожане старше 25 лет и имеющие собственный дом на собственной земле.

(имущественный ценз)

Выдвигать кандидатуру – любой житель РФ, принимать участие в голосовании – все граждане, имеющие местную регистрацию.

2.  Из каких источников финансируются выборы в органы городского самоуправления.

Городской бюджет

1-е выборы по новой  схеме финансируются из областного бюджета, затем из городского.

3. Кто контролирует работу  органов городского самоуправления.

Ревизионная губернская комиссия, а также жители, недовольные работой городского управления могли жаловаться губернатору и царю.

Министерство юстиции.

4. Какие вопросы находятся в ведении органов городского самоуправления.  

разбор притязаний на общественные земли посада, учреждение  торговых домов и других торгово-промышленных заведений, выдача промысловых свидетельств, разрешений на открытие трактиров, лавок, постоялых дворов; благоустройство посада

Разработка и утверждение устава, планы и программы развития района, утверждение местного бюджета, установление, изменение и отмена местных налогов, определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и др.

         

         Слово учителя: Предоставим слово социологу, он расскажет нам о других вопросах социологического исследования, не вошедших в таблицу.

               Выступление социолога.

Слово учителя: Итак, мы пришли  к выводу, что основы городского самоуправления  остались практически неизменными на протяжении 2 веков.  Различие заключается только в положениях о выборах: в 19 веке существовал имущественный ценз, гарантировавший избрание в органы самоуправления имущих граждан. Таким образом, в целом система городского самоуправления показала свою состоятельность и жизнеспособность. Сегодня, казалось бы, избирательный закон предоставляет равные возможности избирать и быть избранным.

Однако существуют технологии, позволяющие получить желаемый результат. Об одной из них нам расскажет учитель географии.

Слово учителя: Политики, заинтересованные в положительном для них исходе голосования, используют подчас не только свое влияние на избирателей и популярность, но и  грязные предвыборные технологии. Одна из таких технологий получила название в честь губернатора американского штата Массачусетс, который ради победы своей партии на выборах  произвел несправедливую нарезку избирательных округов. Имя этого губернатора – Джерри, а  его политическая махинация была названа ДЖЕРРИМЕНДЕРИНГ.

Этот термин в политической географии означает извращение воли избирателей с помощью изменения границ избирательных округов.

Чтобы предотвратить нечестные манипуляции, были разработаны и внедрены в практику выборов Правила справедливой нарезки избирательных округов. Формированием сетки избирательных округов занимается География выборов.

Нарезка округов – процесс сложный, призванный обеспечить равные избирательные права всем голосующим.

Общество обладает определенной территориальной структурой и состоит не просто из отдельных граждан, а из отдельных по людности и площади территориальных общностей коммун, общин.

Обратимся к карте нашего родного города. Территориальная структура его очень пестра, сложна. Есть в нашем городе отдельные районы с частной застройкой. Это район 65 километра, Красная Заря, Монастырь. Данные районы занимают значительные площади, но не отличаются концентрацией населения. Людей, проживающих в собственных домах, интересуют вопросы частной собственности, работа коммунальных служб, состояние дорог и коммуникаций, вопросы социального обслуживания граждан.

Более компактными являются районы нашего города с муниципальной застройкой, которые образуются вокруг крупных предприятий города. В многоэтажках проживает значительная часть павловопосадцев. Их интересуют проблемы ЖКХ, благоустройство города, организация рабочих мест, организация досуга, вопросы экологии. При выборе кандидатов необходимо учитывать интересы граждан, проживающих в пределах своего избирательного округа, стараться в один избирательный округ включить однородную массу избирателей.

По данным последней переписи в Павловском Посаде проживает 65,5 тысяч граждан. Из них приблизительно 50 тысяч горожан имеют право участвовать в выборах. Как сформировать избирательные округа, чтобы наиболее полно учесть интересы жителей и предоставить всем равные избирательные права?

По данным  выборов, состоявшихся в марте 2006 года, в Павловском Посаде организованы 32 избирательные комиссии, а сетка округов была  утверждена мэром города и отражена в местных СМИ. Соблюдая правила справедливой нарезки, за каждой избирательной комиссией должно быть закреплено около полутора тысяч избирателей. Это требование в нашем городе выполнено.

Необходимо также, чтобы избирательные округа имели целостную территорию и не состояли из несмежных частей.

И еще: сверяясь с новыми данными переписи населения, ученые рекомендуют вносить минимальные изменения в границы уже существующих избирательных округов. Это позволит избранным ранее депутатам пользоваться поддержкой своих прежних избирателей.

       Слово учителя: А теперь давайте предоставим слово депутату городского совета Осипову А.В.

       Вопросы учащихся:

   - Как население может эффективно контролировать деятельность «своих»

депутатов?

   - Что, на ваш взгляд необходимо сделать, чтобы привлечь народ на выборы?

   - С какой целью вы выдвигали свою кандидатуру в депутаты городского совета?

Слово учителя: В заключение урока хотелось напомнить, что вы все скоро станете избирателями, а некоторые из вас может быть и депутатами. Поэтому не забывайте, насколько много зависит от вашего выбора, пусть на первый взгляд и незаметного.

Подведение итогов и выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок(История-Обществознание-Информатика-МХК) для 6 класса Учитель:Ковалёва Н.В. Тема:Государственная символика.Моя Родина-Владимирская земля.

В каждом учебном заведении,в каждом классе есть школьный уголок,где помещены основные символы РФ-герб,флаг и текст гимна.Но не всегда учащиеся задумываются о том,что обозначают те или иные символическ...

конспект интегрированного урока по обществознанию

Урок по теме "Из истории избирательного права. правила нарезки избирательных округов"...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Интегрированный урок по русскому языку и географии 7 класс

Разработка открытого интегрированного урока(русский язык + география) в 5 – 9 классахиз цикла «Выдающиеся люди России»«Великий художник России Иван Иванович Шишкин»...

План-конспект интегрированного урока по обществознанию и математике в шестом классе

Конспект содержит информацию об основных этапах урока, тип урока, цель, задачи и планируемые результаты....

План-конспект интегрированного урока по английскому языку и географии, раздел «Глобальные проблемы»

Специфика иностранного языка как учебного предмета закладывается в его метапредметности, интегративности. Интеграция в целом обозначает объединение каких-либо частей в одно целое, при этом все интегри...