Мастер - класс по теме: "Исследовательский метод познания - путь к расширению географического образования"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему


Презентация и мастер - класс. Для учащихся 5-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.rar1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс по теме:

«Исследовательский метод познания - путь к расширению географического образования»

Методическая цель урока.  Познакомить с методикой организации учебных исследований.

Цель урока. Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся, формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований в процессе изучения географии.

Задачи урока. 

  • Формирование умений работать с информацией.
  • Формирование навыков взаимодействия в группе.
  • Развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся.
  • Воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, чувство патриотизма и любви к малой родине.

Оборудование.  Компьютер, мультимедиапроектор, экран, смайлики.

Ход урока.

I.        Оргмомент.  (включен 1 слайд)              Деление на группы.

Учитель:  Здравствуйте.  Меня зовут Анна Ивановна. Я учитель географии в Ерогодской школе.

Светлана Анатольевна……………………………………………..

Мы проведём у вас занятие исследовательский калейдоскоп.

НАСТРОЙ НА ТВОРЧЕСТВО.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИГРА ПО КАРТЕ.

 

Учитель. Итак, начинаем наше занятие «Исследовательский калейдоскоп». (Слайд 1)

Сегодня мы вам расскажем, что такое исследовательская деятельность и выполним исследовательские задания.                                                  

Учитель.Исследовательская деятельность -                                    (слайд 2)

 творческая, и не существует универсальных правил и схем, по которым она развивается. Исследовательская деятельность -деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.                                                                                                  

Учитель: (слайд 3)

Любая деятельность начинается с постановки цели. Цель научного исследования должна быть, по-возможности, сформулирована как можно более четко.

 Надо дать ответ на вопрос: а что же можно нового или интересного выяснить о наблюдаемом объекте? Ведь в принципе все проявления жизни интересны, и обычно нам неинтересно то, чего мы не знаем.                                      (Слайд 4)

Таким образом, первое условие — цель исследования должна быть конкретной и интересной.

Второе условие — цель должна быть доступной. Например, при невозможности или неумении использовать сложное оборудование не следует выбирать тему, которую выполнить без него будет невозможно. Не стоит связываться также с такой работой, которая требует специальных знаний и навыков.

Третье условие — новизна и актуальность работы. Работа должна быть интересна не только самому исполнителю, но и достаточно широкому кругу людей, как ученых, так и неспециалистов. Выбрать такую тему довольно трудно, здесь надо хорошо разбираться в современном состоянии науки и научной отрасли, в которой ведется работа.                                                                                                      (слайд 3)

Учитель: После того, как выбрана тема исследования, следует начать сбор по ней конкретной информации.

А как собрать информацию для исследования?

Прежде всего, это работа в библиотеке с научной литературой. Необходимо постараться собрать как можно больше информации по предмету исследования. Найдя несколько книг, близких к теме работы, необходимо просмотреть их, и в списках литературы, приводимых в конце, найти новые книги и статьи.

3) Анализ и обобщение полученных данных;

4) Оформление исследовательской работы;

5)Подготовка и защита работы.

Учитель: Рассмотрим на примере русской народной сказки «Репка».            (слайд 5)

Тема – намечаемый результат исследования, направленный

на решение конкретной проблемы

 

       

Задачи:                                         (слайд 6)

                                    (слайд 7)          

                               

Учитель. Цель занятия: познакомиться с методами исследования.                     (слайд 8)

Учитель. Начнём  исследование с загадки. Если вы её правильно разгадаете, то обязательно догадаетесь, что мы будем сегодня исследовать.                      (слайд 9 )

II. Актуализация знаний. Игра «Лабиринт».                          

Зная стороны горизонта, соберите буквы и узнайте тему нашего занятия.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ю

СВ

ЮВ

З

СВ

В

Ю

В

С

Учитель.    Итак, что мы будем изучать с помощью методов исследования? (родной край)                   (слайд Родной край )

Учитель.

У каждого есть родина своя,
У каждого есть маленькое солнце,
На родине заботы не томят,
На родине и радостней поется.
У каждого есть родина своя,
У каждого есть дом, где он родился,
А где родился, там и пригодился,
Вот так у нас в народе говорят.

Как вы понимаете эту фразу: «Что значит наш край?»

Знакомиться с методами исследования будем на примере Архангельской области. Мы  научимся   работать с различными источниками информации, находить информацию.

 «Про этот край столько всякой неправды да напраслины говорят, что придумала я сказать все, как есть у нас. Всю сущу правду, что ни скажу - все правда. Кругом земляки, соврать не дадут».

- Я приглашаю вас, ребята, посетить край белых ночей, край, где угощают ароматными шаньгами да северными пряниками – козулями.

Учитель. Надеюсь, в конце нашего занятия вы будете знать больше, чем в начале. Пусть дорога добавит вам знаний и умений! Ну что, ребята, в добрый путь! Путешествовать вы сегодня будете небольшими группами.

 Следующий этап – это получение необходимых данных.  

Учитель. Существует много способов получения необходимых данных. (Слайд 10).

Это работа с литературой, архивными документами, поиск через интернет.

Что в первую очередь необходимо  сделать перед тем, как начать собирать информацию?

Ученики.  Подумать, какая информация необходима для исследования.

(Учитель открывает карточку ДУМАТЬ, слайд11)

Учитель. А как    собрать информацию для исследования?

Учитель открывает карточки ПОНАБЛЮДАТЬ.(переход по стрелке, слайд11)

Учитель: Сегодня мы будем использовать в рабочий лист для выполнения заданий.

Учитель. Чтобы отправиться в путешествие-исследование нужно выбрать удачный день с хорошей погодой.

Ребята, а вы знаете, что многие растения, животные могут помочь предсказать погоду, если за ними внимательно понаблюдать.

(Слайд 12 )

Например, цветы красного лугового клевера складываются в облачные дни, перед дождём и ночью. Сильный аромат цветущей липы в сухую жаркую погоду не выделяет нектар, поэтому на ней нет пчёл. И, наоборот, перед дождём липа выделяет обильно нектар и на её цветках появляется много насекомых.

(Слайд 13 )

Кустики костяники за 15-20 часов. До дождя распрямляют свои обычно закруглённые листочки. Если цветки мокрицы раскрылись с утра и остаются такими до полудня, дождь сегодня маловероятен.

 Ребята понаблюдаем, какая будет погода. Помогут нам в этом животные, птицы и растения. Решим задачи.

Задание.                                                                  (Слайд 14)

Разбудил детей воробьиный гомон.

-Вставайте, - тормошила братьев Юля. - А то не увидим, как раскрываются кувшинки!

Дети вылезли из палатки. Лесная поляна глянула на них жёлтыми глазами раскрывающихся одуванчиков.

-Ничего! В нашем распоряжении, по крайней мере, целый час. Успеем ещё и позавтракать, - заверил детей старший брат.

В какое время проснулись ребята? Почему можно было быть спокойным, что кувшинки ещё не раскрылись?

Ответ: Ребята проснулись около 6 утра. В это время начинают чирикать воробьи и раскрываются цветы одуванчика. У них действительно оказалось в запасе время, так как цветки белой кувшинки раскрываются от 7 до 8 часов утра. Зная, в какое время начинают петь различные птицы, раскрываются и закрываются цветы, можно научиться довольно точно определять время.

Учитель. А сейчас, ребята, выполните подобные задания в группе, а потом мы их обсудим.

Задание №1.                         (Слайд 15)

Перистые облака быстро двигались с западной стороны неба. Затем небо стала медленно затягивать прозрачная вуаль слоистых облаков, которая чётко обнаруживалась, особенно вокруг Солнца. Венчики чистотела заметно поникли, а крупные цветки белых кувшинок, до этого красовавшиеся на поверхности озера, дружно закрылись. Какое изменение погоды следует ожидать?

Ответ. Ухудшение погоды.

Задание №2.                   (Слайд 16)

Ни вечером, ни ночью роса не образовалась. Утренняя заря была особенно красной. На небе были видны одновременно облака всех ярусов: кучевые, перистые, слоистые. К вечеру облака стали опускаться и утолщаться. Ласточки и стрижи летали над самой землёй. Белые цветы сердечника поникли.

Можно ли предсказать, какая будет завтра погода? Не помешает ли она вашему походу за земляникой?

Ответ. Все перечисленные признаки указывают на ухудшение погоды. Для достоверности  нашего прогноза важно, чтобы многие признаки совпали.

Задание №3.                     (Слайд 17)

В ложбинах и низменных местах вечером и ночью собрался поземный туман, который растаял после восхода  Солнца.  Часам к десяти утра появились кучевые облака, количество которых к 3-4 ч. дня заметно увеличилось. Целый день ветер дул с моря на сушу. К вечеру облака исчезли, а ветер изменил направление с суши на море.

Как вы считаете, изменится ли погода или нет?

ответ: Это признак сохранения хорошей погоды.

Задание №4.                          (Слайд 18, переход по стрелке. на 11.)

Утром появились кучевые облака. Они двигались в том  же направлении, что и ветер у земли. К вечеру облака исчезли, и над лесом появилась радуга, в которой резко выделялся зелёный цвет. Ночью выпала сильная роса. Какая завтра должна быть погода?

Ответ: Это признаки улучшения погоды.

Учитель: итак, понаблюдали за погодой и   продолжаем наше путешествие-исследование.  В этом нам поможет следующий метод сбора информации: чтение.

(Слайд 11)

Каждый человек должен любить свою Родину, а это невозможно, если о ней мало знаешь.

В книгах  много нужной, полезной информации. В поисках нужных книг можно обратиться к учителю, руководителю кружка, преподавателю вуза, библиотекарю. Поскольку большинство необходимых книг, как правило, на руки в библиотеке не выдаются, надо сделать из них выписки и сохранить.

 А читать мы будем стихотворения о нашей Архангельской области.  

Задание. Прочитайте стихотворение северного поэта  Александра Яковлевича Яшина "Только на Родине”                                                                       (Слайд 19)

По каким признакам поэт определяет, что он оказался на севере? Назовите как можно больше отмеченных в стихотворении примет северной природы, хозяйства, особенностей населения.
Да, только здесь, на Севере моем,
Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
Игра сполохов на небе ночном.
Нехожеными кажутся леса,
Бездонными – озерные затоны,
Неслыханными – птичьи голоса,
Невиданными – каменные склоны.
Здесь, словно в сказке, каждая тропа
Вас к роднику выводит непременно.
Здесь каждая деревня так люба,
Как будто в ней красоты всей вселенной.

Учитель. Выполните предложенное задание.

Теоретическое задание. 1994 г. Всероссийская олимпиада по географии.

Задание №5.                          (Слайд 20)

Понаблюдайте вместе с поэтом Александром Яшиным за местностью, видной из окна поезда. По каким признакам поэт определяет, что он оказался на севере? Назовите как можно больше отмеченных в стихотворении примет северной природы, хозяйства, особенностей населения.

С каждым часом ощутимей Север.

Остановки реже,

Гуще лес,

Пахнет смолкой вперемежку с сеном,

И всё больше узнаётся мест.

Торопясь, схожу на полустанке,

Словно на приветный огонёк,

Чтобы взять за рубль у северянки

Влажной клюквы маленький кулёк.

Для меня все ягоды здесь сладки.

И приятно, и смешно, что их

Продают в листочках из тетрадки

Иль в обрывках «Жития святых».

Замелькали топкие болота

С голубыми окнами озёр,

Наконец подъём за поворотом,

И пошёл густой сосновый бор.

Строевой,

В косых лучах по пояс,

Золотом пронизанный насквозь…

Словно к морю вдруг пробился поезд,

Даже небо выше поднялось.

Дома я!

На всё гляжу с любовью,

Радостно от птичьих голосов.

Никакие парки Подмосковья

Не заменят мне моих лесов.

Ответ:

Приметы Севера

…гуще лес (густой лес)

…пахнет смолкой (хвойный, сосновый лес)

То же - сосновый, строевой бор…пахнет (смолкой) вперемежку с сеном

..топкие болота с голубыми окнами озёр

…небо выше поднялось (антициклон)

…остановки реже, гуще лес

…северянка продаёт клюкву (собирательство ягод и грибов на продажу)

Учитель.                                                                           (Слайд 11)

-А как ещё   собрать информацию для исследования?

ПОНАБЛЮДАТЬ, ПРОЧИТАТЬ, ПОСМОТРЕТЬ.

Учитель.

- Все слышали о семи чудесах света и многие, наверное, хотели бы взглянуть на них, но для этого нужно преодолеть тысячи километров, пересечь моря и континенты. А ведь в каждом уголке планеты можно найти что-то неповторимое и удивительное.  Я поведаю вам о семи наиболее ярких местах нашей малой родины – Поморского края.  И поможет нам совершить путешествие-исследование по  уникальным местам Архангельской области и узнать о них видеофильм и карта Архангельской области.

Просмотр видеосюжета.

Учитель. Посмотрите небольшой сюжет о 7 чудесах Архангельской области, возможно, вы получите для себя какие-то новые сведения. На рабочих листах отмечайте новые сведения и чудесные географические места Архангельской области. По окончании фильма каждой группе надо рассказать пять высказываний о фильме и о том, что вы в нём узнали нового для себя.

Дети смотрят фильм.

 Учитель. Вы просмотрели фильм и, наверное, узнали что-то новое для себя. Поделитесь, что нового узнали….(опрос групп)

Работа с картой. Найдём на карте                                (Слайд 21-карта)

Учитель. Очень много информации мы получаем из всемирной паутины-Интернета.

- Как использовать его средства во благо?

- Во-первых, использовать образовательные сайты.  Интернет помогает в ситуации, когда необходима новая информация, отсутствующая в учебнике. Ведь многие данные изменяются ежедневно, а учебники издаются раз в несколько лет. Например, из Интернета можно узнать количество субъектов РФ, демографическую ситуацию в стране, погоду.

- У всемирной паутины много положительных моментов, но есть у нее и свои минусы.

- Что можно отнести к минусам?

  • сопутствующую информацию;
  • недостоверную информацию.

comm-newгрnewsЛИСТ-ЗАДАНИЕ

Задание

Посмотрим погоду в Котласе на сайте  Гидрометцентр России.

Учитель.-А как ещё   собрать информацию для исследования?    (Слайд 11)

ПОНАБЛЮДАТЬ,  ПОСМОТРЕТЬ, ПРОЧИТАТЬ,…….   Спросить.

Учитель.У вас на столе два смайлика грустный и радостный, поднимите тот, который отражает ваше настроение от нашей  работы.

Учитель. Наше знакомство с методами исследования заканчивается.        Уважаемые участники ответьте на вопросы!                                                   (Слайд 23). Таблица  

Методы, которые вызвали положительные эмоции

Не понравилось, осталось непонятным, вызвало скуку.

Хотелось бы узнать поподробнее (очень любопытно)                                                 -Спасибо!

Таким образом, мы видим насколько широки возможности самой интересной, познавательной, увлекательной, поучительной науки ГЕОГРАФИИ

Я очень счастлива, что преподаю в школе именно этот предмет.

Закончить наш урок  я хочу словами Р. Рождественского

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,

Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вёл по свету мои корабли,

Только в стёклах витрин видел я альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,

Я не видел, как звёзды  сползают к фьёрдам всё ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

- Но это станет все возможно, если мы будем познавать, исследовать, путешествовать.

Ребята, мы познакомились с методами исследования.

Дополнительное по времени задание!!!!!

- Особенности климата Архангельской области.

Задача. «Северное сияние».                                                   (Слайд 22)

Что описал в своём стихотворении М. В. Ломоносов  и исследователь Г. А. Ушатов?

Здесь проявляется одно из самых красивых природных явлений. Это явление описывал в 1743г великий русский ученый Михайло Васильевич Ломоносов в своем стихотворении. Очень образно описывает его известный исследователь Северной Земли Г. А. Ушатов: "Небо пылало. Бесконечная прозрачная вуаль покрывала весь небосвод. Какая-то невидимая сила колебала ее. Вся она горела нежным лиловым светом. Кое-где показывались яркие вспышки и тут же бледнели, как будто лишь на мгновение рождались и рассеивались облака, сотканные из одного света... В нескольких местах еще раз вспыхнули лиловые облака. Какую-то долю секунды казалось, что всё погасло. Но вот длинные лучи, местами собранные в яркие пучки, затрепетали бледно-зеленым светом. Вот они сорвались с места и со всех сторон, быстрые, как молнии, метнулись к зениту. На мгновение замерли в вышине, образовали огромный сплошной венец, затрепетали и потухли".
Ответ:
^ Полярное сияние — свечение (люминесценции) верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.

В это время, кажется, будто в воздухе шелестят крыльями тысячи птиц. На самом же деле этот шорох издают мириады крошечных электрических искр. Происходит "тихая бесшумная гроза", когда не слышно громовых раскатов и не блещут грозные молнии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Исследовательская деятельность на занятиях по программе «Углубленная биология» для учащихся 10-11 классов» (В рамках опытно- экспериментальной работы с одаренными детьми)

Разработка мастер-класса на тему "Исследовательская деятельность на занятиях по программе "Углубленная биология " для учащихся  10-11 классов...

Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования

Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность.  И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...

мастер-класс по теме «Исследовательский метод познания - путь к расширению географического образования»

Существует большое разнообразие форм, средств и методов обучения. Но наиболее эффективным, на мой взгляд, является исследовательский метод познания, ведь именно в процессе исследования объектов, явлен...

Мастер-класс по музыке "Музыка - урок познания через творчество"

 Основным на уроках музыки, по мнению современных авторов различных программ, должно быть не приобретение теоретических знаний, а расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие...

Учебно-методический практикум «Лаборатория профессора Очумелкиной» (полезные мастер-классы и безопасные эксперименты на познание окружающего мира)

Интересные опыты доступны для проведения в любой аудитории. Требует небольшой подготовки и знаний процессов, остальное "дело техники". Главное подойти к проведению  мероприятия творчески.  М...

Мастер-класс: «Интерактивные формы и методы как средство повышения познавательной активности обучающихся на уроках естественно-географического цикла»

Цель: продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании предметов естественно-географического цикла.Задачи:Вспомнить, что такое интерактивные формы и методы; ...