Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования
статья по географии по теме

Иванова Елена Викторовна

Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность.  И именно изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stanovlenie_garmonichnoy_lichnosti.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Елена Викторовна,

учитель географии

Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 147

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Развитие и становление гармоничной  всесторонне развитой личности  школьника путем внедрения целевого географического образования

Ничто так не помогает повторять географию,

как извержения вулканов и землетрясения».

Дон-Аминадо

    Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География – единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных её частей, природных природно-общественных геосистем и их компонентов, в целях научного обоснования территориальной организации общества. Кроме того, география — наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

             Основные цели изучения географии в школе:

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • познание характера, сущности и динамики, главных при родных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды, рационального природопользования и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  •  глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.

Современный этап развития образования характеризуется гуманистической направленностью, что обусловливает повышенное внимание к развитию личности                                                                  учащегося, ее индивидуальности. Проблемы мировоззренческого характера, нравственных ориентиров, культуры и воспитания подрастающего поколения выдвигаются сегодня на первый план. Поэтому в контексте модернизации общего образования одним из основных направлений развития современной школы является создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка, его самоактуализации.

В основе гуманизации образования лежит идея воспитания в человеке «человечности». Гуманизм отражает главные ценности цивилизации, но одновременно подчеркивает значимость каждого человека во всей полноте его бытия. Основная задача гуманизации образования заключается в усилении нравственных основ, связанных с развитием мировоззрения и ценностных ориентации учащихся.

Школьное образование слабо готовит учащихся к практической деятельности, позволяющей свободно интегрироваться в современное общественное пространство.

Преподавание географии как системной науки о природе и обществе играет особую роль в решение данной проблемы. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что география - это наука о жизни человека на Земле, а, по словам нынешних педагогов, география - это наука «для человека», «от человека» и «через человека». Следовательно, гуманистическая сущность здесь выражается в «географии каждодневной жизни и жизни всего мира». География  обладает очевидным гуманистическим потенциалом и затрагивает все стороны человеческой жизни, человеческого бытия.

Главное целевое назначение географического образования заключается в становлении всесторонне и гармонично развитой личности школьника, готовой к жизни и труду в современном обществе, к самореализации и самосовершенствованию. Целевой гуманистический компонент географического образования содержит образовательную, воспитательную, развивающую направленность.

В содержании школьной географии можно выделить три гуманистических блока, сквозь которые мы рассматриваем содержание курса «География России»:

I.  Изучение географии «о человеке» в следующих взаимосвязях: «человек-человек», «человек-природа», «человек-общество». Обсуждение проблемы «человек-человек» дает возможность учащимся задуматься над тем, что человек является таковым лишь в силу осмысленности своей жизни, что смысл жизни нельзя дать извне, он сам формирует его; каждый человек  самоценен и его уникальность сопряжена с потребностью взаимодействовать с другими людьми. Следует выстраивать учебно-воспитательный процесс, предлагать задания и использовать групповую работу так, чтобы ориентировать учащихся на общечеловеческие ценности, чтобы у них формировалось реальное представление о себе, своих одноклассниках на основе наблюдения, самоанализа своих поступков, действий.        

II.  Изучение географии «через человека» означает придание изучаемому материалу личностного смысла. Е.С. Заир-Бек выделяет три способа, которые должны помочь каждому учащемуся найти смысл в образовании:

  • создание условий для творчества и выражения созидательной активности в свободном выборе деятельности;                                                        

представление возможности для ценностных сопереживаний, эмоционального восприятия мира, своих взаимоотношений с другими людьми, своего эмоционального самовыражения.

  • Формирование установочных ценностей в процессе образования, прежде всего стремление к личному и коллективному успеху, желание приносить радость и пользу другим людям.

III. Изучение географии «для человека» заключается в применении географических знаний и умений в повседневной жизни. Недооценка роли взаимодействия учителя с учащимися и учащихся друг с другом снижает развивающийся эффект обучения. Если нарушается взаимодействие учителя с учениками, то много полезной информации для них теряется, снижается познавательный интерес к обучению. Работа на уроках географии в небольших, смешанных по уровню подготовки группах создает среду позитивной взаимозависимости и индивидуальной ответственности. В процессе сотрудничества развиваются навыки межличностного общения. Позитивная взаимосвязанность достигается, когда действия каждого члена группы выполняет часть общего задания. Работая друг с другом, обмениваясь идеями, отыскивая решения, члены группы учатся общаться друг с другом, вступать в контакт. Поиск решения в группе позволяет учащимся размышлять вслух, активно слушать, оценивать разные варианты и тем самым усиливается творческий потенциал обучения. Подобная организация учебного процесса гуманизирует характер межличностных отношений учителя и учащихся. Ценность такого способа организации учебной деятельности школьников состоит в том, что она во многом определяет характер будущего общения с людьми, способность к партнерству, пониманию друг друга.

        Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса. Этот процесс должен быть направлен на формирование умения учиться и общаться. Не стоит забывать о патриотизме и личностных свойствах, сохраняющих свою значимость в настоящем и будущем. Эти качества сложно развивать в сфере коммуникативных действий: общения, взаимодействия и работа в группах. Здесь теория «шести ключевых умений», по сути, согласуется с концепцией универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов и др., 2007). Представим далее более подробно конкретный состав коммуникативных действий, осваиваемых детьми и подростками на протяжении периода школьного обучения.

1)Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией – это умение:

- слушать и слышать друг друга;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2) Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:

- понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

- готовность к обсуждению разных точек зрения и  выработке общей (групповой) позиции;

- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

3)Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – это:

- определение цели и функций участников, способов взаимодействия;

- планирование общих способов работы;

- обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;                                                                      

- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.

4)Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) – это умение:

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

-переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.

5)Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества – это:

- уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;

- адекватное межличностное восприятие;

- готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

- стремление, устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

6)Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности – это:

- использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;

- речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения),

служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.

Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, в связи с тем, что общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Интерес к сверстнику становится очень высоким, происходит интенсивное установление дружеских контактов и разнообразных форм совместной деятельности сверстников. Приобретение навыков

социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе, от успешного решения которой во многом зависит благополучие личностного развития подростка.

    Роль географической среды в жизни человека и развития общества важна для адаптации человека в окружающей среде.

Литература.

1. Козлов В.В. , Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М. 2011

2.  Селевко Г.К.. Современные образовательные технологии. М.1998

3.  Соломин В.К. Современные технологии в обучение географии. С-Пб 2007

4. Федеральные государственный образовательный стандарт основного общего образования.

5. Финаров Д.П.. Методика обучения географии в школе. М. 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация личности ребенка путем развития и становления его лидерских качеств

Успех — это не столько то, что мы имеем, сколько то, кем мы становимся в результате. Джим Рон...

мастер-класс по теме «Исследовательский метод познания - путь к расширению географического образования»

Существует большое разнообразие форм, средств и методов обучения. Но наиболее эффективным, на мой взгляд, является исследовательский метод познания, ведь именно в процессе исследования объектов, явлен...

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности" на тему:"Развитие художественно-творческих спос

Доклад     представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисовани...

Развитие читательской грамотности на уроках информатики путем внедрения ИКТ как средства повышения уровня образованности учащихся информатики

Анализ результатов проверочных работ по информатике показывает, что значительная часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал&ra...