Конспект открытого урока по географии в 6 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Макарова Наталья Семеновна

Конспект открытого урока по географии в 6 классе
с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

Ф.И.О.   Макарова Наталья Семёновна

 Место работы: ГБОУ СОШ с. Владимировка

Должность: учитель географии

 Класс: 6.

Предмет: география, тип урока: комбинированный.

Тема: №2 Нагревание воздуха  и его температура(урок № 2в разделе «Атмосфера» ).

Продолжительность: 40 минут

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География.  Землеведение.

Используемое ПО: презентация.

Цели: ученики должны знать Изменение температуры воздуха с высотой. Распределение тепла на поверхности Земли, среднюю   суточную   температуру,   амплитуду колебаний температуры (суточная, годовая).

Ученики должны уметь: определять температуру воздуха, находить зависимость между показателями температуры и широтами земной поверхности, находить среднюю температуру, строить графики хода температур

Оборудование: термометр, презентация.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Слайд 1. Тема урока.

II. Проверка домашнего задания

Слайд 2.: Тест.

1.        Какой газ преобладает в атмосфере:

 а) кислород ;        б) водород;           в) углекислый;          г) азот.

2.      В каком слое атмосферы содержится большая часть воздуха :

а) в стратосфере;    б) в тропосфере;    в) в верхних слоях атмосферы.

3.      В каких широтах толщина тропосферы больше:

а) над экватором;   б) в полярных широтах;   в) в умеренных широтах.

4.      Какой слой атмосферы находится над тропосферой:

а) экзосфера;           б) стратосфера;                  в) мезосфера.

5.      В каком слое происходит изменение погоды:

а) в стратосфере;    б) в тропосфере;    в) в верхних слоях атмосферы.

Слайд 3. Взаимопроверка, оценивание работы соседа по парте с помощью ответов на доске.

III. Изучение нового материала

Слайд 4-5. Как нагревается воздух?

Как вы думаете, какая часть солнечной энергии будет нагревать воздух тропосферы?

Расскажите, как изменяется температура в тропосфере и с высотой. Почему температура понижается?

Выявляют закономерности:

•          Солнечные лучи проходят через атмосферу не нагревая её.

•          Солнечные лучи нагревают поверхность Земли

•          Воздух атмосферы нагревается от поверхности Земли

•          Температура воздуха уменьшается с высотой. На каждый1 км температура понижается на 6° С.

Слайд 6. Какова причина неодинакового нагревания воздуха в течение суток? Рассмотрите  рисунок на слайде, постарайтесь сформулировать закономерность.

Закономерность: чем выше Солнце над горизонтом, тем больше угол падения солнечных лучей, следовательно, лучше прогревается поверхность Земли, а от нее воздух.

Слайд 7. Суточный ход температуры воздуха.

В  какое время суток температура воздуха бывает наибольшей и наименьшей? Объясните.

Слайд 8 . Как изменяется температура в течение года?

Подумайте, почему самые теплые и холодные месяцы — не июнь и декабрь, когда солнечны лучи имеют наибольший и наименьший углы падения на земную поверхность.

Слайд 9-10 . Температура воздуха — степень нагретости воздуха, определяемая при помощи термометра.

Температура воздуха — одна из важнейших характеристик погоды и климата.

Температура воздуха, а также почвы и воды в большинстве стран выражается в градусах международной температурной шкалы, или шкалы Цельсия (˚С). Ноль этой шкалы приходится на температуру, при которой тает лёд, а +100 ˚С — на температуру кипения воды. Однако в США и ряде других стран до сих пор не только в быту, но и в метеорологии используется шкала Фаренгейта (F). В этой шкале интервал между точками таяния льда и кипения воды разделён на 180˚, причём точке таяния льда приписано значение +32 ˚F. Нуль шкалы Цельсия соответствует +32 ˚F, а +100 ˚С = +212 ˚F.

Кроме того, в теоретической метеорологии применяется абсолютная шкала температур (шкала Кельвина), K. Нуль этой шкалы отвечает полному прекращению теплового движения молекул, то есть самой низкой возможной температуре. По шкале Цельсия это будет −273 ˚С

Слайд 11 . Чтобы выявить общие закономерности изменения температуры, используют показатель средних температур: средних суточных, средних месячных, средних годовых.

Алгоритм вычислений:

1.Сложить все числа с « + »

2.Сложить все числа с « - »

3.Из большей величины вычитают меньшую

4.Полученный результат делят на число измерений

Определите  среднюю суточную температуру  по показателям на стр. 136. (работа в тетради)

Проверка:

Отрицательные: -8°+(-4°)= -12°

Положительные: 3°+1°=4°

Средняя суточная t: 12° - 4°= 8°: 4= -2°С

Слайд 12 . Определите  среднюю годовую температуру  в городе Москве по таблице на стр. 136. (работа в тетради)

Проверка:

Отрицательные: -10°+(-7°)+(-2°)+(-2°)+(-6°)= -27°С

Положительные: 6°+13°+17°+18°+16°+12°+5°=+87°С

Средняя суточная t: 87° - 27°= 60°: 12= +5°С

 Слайд 13 . Определяя изменение температуры, обычно отмечают ее самые высокие и самые низкие показатели. Разница между самыми высокими и самыми низкими показателями называется амплитудой температур. Запишите определение.

Определите амплитуду температур по таблице и схемам на слайде.

Задание: на стр. 137, по рис. 110 определите амплитуду температуры воздуха, пользуясь показаниями третьей пары термометров.

Слайд 14 . Обучающая практическая работа.

Составление графика суточного хода температуры (под руководством учителя)

Время

0 ч.

4 ч.

8 ч.

12 ч.

16 ч.

20 ч.

24 ч.

t

-3

-5

0

+5

+7

+2

0

 

 

Слайд 15 . Обучающая практическая работа.

Составление графика годового хода температуры в Москве (учебник стр. 136)

Учитель помогает построить основу для графика. Дети самостоятельно строят график. По окончании работа проверяется с помощью графики.

 

 

 

Слайд 16 . На картах распределение средних температур отражают при помощи изотерм.

Изотермы— это линии, соединяющие точки с одинаковой средней температурой воздуха за определенный промежуток времени.

Обычно показывают изотермы самого теплого и самого холодного месяцев года, т. е. июля и января.

IV. Закрепление изученного.

От чего зависит суточный ход температуры воздуха?

 - От чего зависит годовой ход температуры воздуха?

-Как измерить среднемесячную температуру?

Опыт: Например - взять прозрачное и темное стекла, положить их на снег так, чтобы они    равномерно нагревались солнечными лучами.

Вопрос: под каким стеклом снег растает быстрее?

 - Если воздух прозрачен, как же происходит его нагревание?

-Сколько раз надо измерять температуру за сутки?

- Представьте, что на одной улице термометр показывает +20°С.  а у другого +18°С. Почему?

 Состав схему нагревания воздуха.

Солнечные лучи → t земной поверхности → t воздуха

 

 

 

V. Домашнее задание.

Слайд 17 .

§33, вопросы на стр. 138

В воскресенье отмечать температуру воздуха в 9ч, 12ч, 15ч, 18ч, 21ч. Данные занести в таблицу

Часы

9 ч

12 ч

15 ч

18 ч

21 ч

t

     

 

Рассчитать среднюю суточную t, суточную амплитуду, построить график.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_nagrevanie_vozdukha_i_ego_temperatura.rar1.83 МБ

Подписи к слайдам:

Наша планета имеет шарообразную форму, поэтому солнечные лучи
падают на земную поверхность под разными углами и нагревают её
неравномерно. Чем ближе к полюсам, тем меньше угол падения
солнечных лучей и тем слабее нагревается поверхность.
Учебник стр.135, рис. 108
Отрицательные
: -10°+(-7°)+(-2°)+(-2°)+(-6°)= -27°С
Положительные
: 6°+13°+17°+18°+16°+12°+5°=+87°С
Средняя суточная
t
: 87° - 27°= 60°: 12=
+5°С
месяц
я
ф
м
а
м
и
и
а
с
о
н
д
t
-
10
-7
-2
+6
+13
+17
+18
+16
+12
+5
-2
-6
СРЕДНИЕ МЕСЯЧНЫЕ ТЕМПЕРАТУРЫ В МОСКВЕ
Определите среднюю годовую температуру в городе Москве
Закрепление

изученного
-
От чего зависит суточный ход температуры воздуха?
 - От чего зависит годовой ход температуры воздуха?
-Как измерить среднемесячную температуру?
Например -взять прозрачное и темное стекла, положить их на снег так, чтобы они    равномерно нагревались солнечными лучами.
Вопрос:
под каким стеклом снег растает быстрее?
 - Если воздух прозрачен, как же происходит его нагревание?
  -Сколько раз надо измерять температуру за сутки?
Представьте, что на одной улице термометр показывает +
20
°С.  а у другого +
1
8
°С. Почему?
- Состав
ьте
схему нагревания воздуха.
Тесты по теме
«Атмосфера»
2
3
4
5
1
Суточный ход температуры воздуха.
Земля остыла за ночь. Солнце находится низко над горизонтом. Холоднее всего перед восходом Солнца.
Солнце низко над горизонтом. Земля остывает, температура воздуха понижается
В полдень поступает больше всего солнечной энергии. Однако самая высокая температура наблюдается через 2-3 ч после полудня, так как на передачу тепла от поверхности Земли к тропосфере требуется время.
В какое время суток температура воздуха бывает наибольшей и наименьшей?
Проводя наблюдения за изменениями температуры воздуха в течение суток, месяца или года, определяют среднюю суточную, месячную или годовую температуру.
АЛГОРИТМ ВЫЧИСЛЕНИЙ:
1.Сложить все числа с « + »
2.Сложить все числа с « - »
3.Из большей величины вычитают меньшую
4.Полученный результат делят на число измерений
Определите среднюю суточную температуру
по показателям на стр. 136.
Отрицательные
: -8
°
+(-4
°)
= -12
°
Положительные
: 3
°
+1
°
=4
°
Средняя суточная
t
: 12
°
- 4
°
= 8
°
: 4=
-2°С
Изотермы
Изотермы - это линии, соединяющие точки с одинаковой средней температурой воздуха за определенный промежуток времени.
Карта России и Европы. Среднесуточные изотермы января.
Нагревание воздуха и его температура
Макарова Наталья Семёновна,


учитель географии второй категории

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с. Владимировка, муниципального района Хворостянский Самарской области


График годового хода температур в г. Москве
-2 -
-4 -
-6 -
-8 -
-10--
0
2 -
4 -
-2
12-
10-

8 -

6 -
16-
14-
18-
Д
Н
О
С
А
И
И
М
А
М
Ф
Я
Используемые ресурсы
http://
www.gps-tornado.com.ua/userfiles/image/thermometer/02403s.jpg
http://
www.profit-shop.ru/UserFiles/Image/img1295_22624.jpg
http://
www.terdens.com.pl/produkty/duze/0716.jpg

http
://
officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900202650.jpg
http://
www.geoglobus.ru/earth/geo5/zw10.JPG
http://www.mir-klimata.info/images/w/winter_map_1.jpg

Как нагревается воздух

Расход солнечной энергии, поступающей на Землю

рис.107 стр. 133
График суточного хода температур
Время
0
ч.
4 ч.
8 ч.
12
ч.
16 ч.
20 ч.
24 ч.
t
-3
-5
0
+5
+7
+2
0
-5
0
+1
-4
-1
-2
-3
+2
+3
+4
+5
+6
+7
4
8
12
16
20
24
t
Время
Температура воздуха атмосферы
Температура воздуха — степень
нагретости
воздуха, определяемая при помощи термометра.
Домашнее задание
§33, вопросы на стр.138
В воскресенье отмечать температуру воздуха в 9ч, 12ч, 15ч, 18ч, 21ч. Данные занести в таблицу
Рассчитать среднюю суточную
t
, суточную амплитуду, построить график.
Часы
9
ºº
12
ºº
15
ºº
18
ºº
21
ºº
t
Тесты по теме
«Атмосфера»
1
2
3
4
5
Амплитуда
Max

Min

+5
-6
-14
-36
+31
+23
0
+23
+31
0
+5
-6
-14
-36
0
А


11
°
А

22
°
А

8
°
А
амплитуда
Амплитуда
- это разница между самыми высокими и самыми низкими показателями температур. Различают суточную, месячную, годовую амплитуды.
Выполните задание на
стр
.
137, рис. 110

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 3 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Учитель второй квалификационной категории Ачилдиева Татьяна Александровна.

Тема: “Все времена года по-своему красивы” (All seasons are beautiful).Пояснительная записка.Данный урок предназначен для учащихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка на ба...

Конспект открытого урока по математике "Площадь треугольника" с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИКТ) 5 класс

Данная работа представляет собой конспект урока математики в 5 классе по теме «Площадь треугольника». На уроке используется презентация PowerPoint, материалы Федерального центра информационно-образова...

Конспект открытого урока литературы в 6 классе с использованием ЭОР "Секреты басен"

Материал содержит разбор басни Крылова "ОСёл и Соловей" и викторину по прочитанным басням...

Открытый урок по математике «Логарифмические уравнения» с применением информационно – коммуникационных технологий

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Конспект открытого урока по географии 8 класс

Конспект урока содержит интересный материал по теме, сопровождается презентацией. В разработке используются различные приемы. Урок составлен с эллементами технологий в рамках фгос....

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе с использованием информационно-коммуникационной технологии. Городецкая роспись. Узнаём о народных мастерах из Городца, о том, как деревянные изделия украшаются сказочными букетами.

Тема: Городецкая роспись. Узнаём о народных мастерах из Городца, о том, как деревянные изделия украшаются сказочными букетами.Цель: Продолжать знакомство с русскими народными промыслами, рассказать о ...

План-конспект урока литературы в 11 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Тема урокаУрок по литературе, посвященный 120-летию со дня рождения поэта  «Любовная лирика Сергея Есенина. Судьба одного стихотворения»БазовыйучебникЛитература 11 класс (в 2-х частях...