План-конспект открытого урока по географии по теме: «Западная Сибирь»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Сергеева Людмила Васильевна

План- конспект открытого урока по географии в 8 «А» классе по теме: «Западная Сибирь»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapadnaya_sibir_urok_issledovanie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект

открытого урока по географии

 в 8 «А» классе

 по теме: «Западная Сибирь»

Форма проведения урока: Исследование территории Западной Сибири

                            Учитель: Сергеева Л.В.

Западная Сибирь.

(Тип урока – урок – исследование).

Цели урока:

 1) Образовательные – изучить новый материал (физико – географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климатические условия, внутренние воды, флора, фауна, природные зоны, природные ресурсы, проблемы региона).

 2) Развивающие – развить географическое мышление, устную речь, способность выделять главное из текста, читать тематические карты. Развивать способность анализировать, делать выводы.

 3) Воспитательные – воспитать чувство ответственности, умение работать в коллективе, самостоятельно готовиться к уроку, повысить интерес к изучению предмета.

Оборудование: правила игры, карточки с заданиями, контурные карты, атласы на каждом столе, тематические карты, слайды на компьютере, видеофильмы о  разнообразии природных зон на территории Западной Сибири, презентация урока.

 

Ход урока:

1. Организационный момент:

2. Слово учителя.

 - Сегодня на уроке мы будем изучать огромный богатейший край нашего государства, величайшую равнину земного шара, протянувшуюся от берегов Карского моря на севере до Казахского мелкосопочника и Алтая на юге, от восточных предгорий Уральских гор на западе до долины р. Енисей на востоке.

    - Итак, что мы будем изучать на уроке? ( Западную Сибирь).

( Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов на компьютере).

   

Неведомая, дикая, седая,

Медведицею белою Сибирь

За камни, за Уралом пропадая,

Звала, звала меня в неведомую ширь.

Что в этой шири, где конец раздолью,

А может быть, и нет у ней конца,

Но к ней тянулись за вольготной долей

Отчаянные русские сердца.

Но вот однажды сквозь туман и мрак

К реке Тоболу подошёл Ермак.

В тот день Тобол ярился и шумел,

И волны молнией блистали,

И беспрерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали.

В тот день Сибирь была покорена,

А племя Ермака, Хабаров, Москвитин

Все шли вперёд. Мол, завершим сполна,

Уж больно был для русского завиден

Седой простор, огромный, как луна.

И нам казак нехоженой тропою,

Пугая зверя воинской трубою,

Всё шёл да шёл, ветрами обуян,

И вот великая Россия пред собою

Увидела великий океан.

 Название Сибирь появилось на карте в ХVI в., происходит от слова «сибирь (шибур)» - название какой – то группы финно – угорских народов.

 В конце ХV в. русские проникли на Иртыш, а на рубеже ХV-ХVI в. в низовья Оби. Особенно много сведений сохранилось о походе в Сибирь казака Ермака Тимофеевича. Отряд Ермака хорошо изучил все речные пути, все приречные области.

 Кто из великих учёных сказал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью»?

( М.В.Ломоносов. Слова и фото учёного на слайде).

 Его гениальная прозорливость подтвердилась. Сибирь оказалась кладом богатств. А вот что это за богатства и почему они здесь сформировались, каковы особенности климата, иногда мешающие полноценной жизнедеятельности человека, каково многообразие видов флоры и фауны, в чём заключаются экологические проблемы – обо всём об этом и о многом другом мы сегодня и попытаемся поговорить.

 Цель у нас одна – как можно больше узнать о природе Западной Сибири.

Для работы предлагаю объединиться в группы. Каждая группа будет рассматривать отдельные элементы природы Западной Сибири.

   Для работы в группах вам даны инструкции.

1. Изучить карточки – задания.

2. Решить в группе, кто на какой вопрос отвечает, распределить задания:

а) индивидуально или группой подобрать материал;

б) каждый ученик отвечает по своему вопросу;

в) после выступления всех представителей группы один учащийся (капитан команды) выступает, объясняя причинно – следственные связи по изучаемому вопросу.

Карточки – задания.

(Уровень сложности возрастает от первой к последующей карточке).

1) Группа геологов.

а) Определить географическое положение Западной Сибири.

б) Чем объясняется рельеф равнины (установить соответствие тектонического строения и рельефа)?

в) Под влиянием каких факторов формировался современный рельеф равнины?

г) Какая на равнине материнская порода для образования почв?

д) Полезные ископаемые – происхождение, запасы, перспективы добычи.

2) Группа климатологов, почвоведов.

а) Определить изменения летней температуры с севера на юг, летней и зимней температуры с запада на восток в Западной Сибири.

б) Определить количество осадков на западе и востоке равнины.

в) Объяснить причины изменения климатических характеристик территории.

г) Определить типы почв равнины, мощность гумусового горизонта.

д) Объяснить зависимость типов почв от материнской породы, климатических характеристик, растительности.

3) Группа зоологов, ботаников.

а) Указать природные зоны на изучаемой территории.

б) Указать многообразие видового состава флоры и фауны.

в) Объяснить причины смены растительности и животных с севера на юг.

г) Оформить схемы пищевой цепи питания.

д) Сделать выводы о соотношении растительности и видового состава животных равнины, рассказать о территориальных различиях.

4) Группа экологов.

а) Перечислить основные этапы исследования Западной Сибири.

б) Указать особенности хозяйственного использования территории.

в) Каковы последствия природных богатств Западной Сибири в хозяйстве?

г) Предложите пути исследования экологических проблем.

д) Разработайте проекты нетрадиционных методов борьбы с загрязнением окружающей среды.      

3. Работа учащихся в группах.

Каждая группа готовит презентацию своих заданий.

4. Выступления учащихся.

(Просмотр презентаций).

5. Итог урока.

(Учитель и капитаны команд оценивают учащихся).

6. Показ учителем видеосюжетов о природе Западной Сибири.

7. Домашнее задание.

а) Работа с контурными картами.

б) Индивидуальное задание.

Учитель географии МОУ «СОШ №13» Сергеева Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект открытого урока по географии по теме: «Антарктида»

План- конспект открытого урока по географии в 7 «А» классе по теме: «Антарктида»...

План-конспект открытого урока по географии по теме: «Страны Океании»

План-конспект открытого урока по географии по теме: «Страны Океании» в 11 классе...

конспект открытого урока по географии по теме "Западная Сибирь"

Цели урока: Познакомить с составом Западной Сибири. Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условиях и природных ресурсах Западной Сибири. Развивать умения самостоятельной работы с к...