Рабочая программа по географии 6 класс "Полярная звезда"
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Коршун Татьяна Ивановна

Данная рабочая программа составлена на основании: Программы общеобразовательных учреждений по географии для  6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2009 г, Москва, Просвещение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_6_klass.doc408 КБ

Предварительный просмотр:

\\srv70term1\shara$\Соц.педагог\Шапки на титульник с печатями\Шапка МО естественных и обшественных дисциплин.JPG

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

6  класс

 

Составитель Коршун Татьяна Ивановна

Программа разработана на основе  программы по географии для 6-9классов.

Авторы: А.И Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. М.: Просвещение, 2009г.

г. Дзержинск

2014 г.

Пояснительная записка

 Данная рабочая программа составлена на основании:

Программы общеобразовательных учреждений по географии для  6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2009 г, Москва, Просвещение)

 Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, 3 часа – резервное время

На изучение темы «План и карта» по программе отводится 5 часов, но фактически изучение увеличено на 1 час (за счет резервного времени)

Изучение географии направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Кол-во часов

Практические работы

Тема 1

На  какой Земле мы живем

3

2

Тема 2

Земля как планета

2

3

Тема 3

План и карта

5

5

Тема 4

Человек на Земле

3

2

Тема 5

Литосфера

5

5

Тема 6

Гидросфера

5

4

Тема 7

Атмосфера

5

5

Тема 8

Биосфера

2

2

Тема 9

Географическая оболочка Земли

3

2

Итого:

33

30

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

        знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Основные формы контроля:

Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»

 

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме ,самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

 

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю

Литература:

  1.  Учебник  для общеобразовательных учреждений/ (А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина), География. 6 класс. «Природа и люди»  под ред. А.И. Алексеева, М., Просвещение, 2009 год.
  2. В.В. Николина. География. Мой тренажер. 6 класс, М., Просвещение,2011.
  3. В.В. Николина. Методические рекомендации. 6 класс, М., Просвещение, 2009 .
  4. В.В. Николина. Конструктор текущего контроля. 6 класс, М, Просвещение, 2009.
  5. Географический атлас, 6 класс.

Интернетресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

 http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

        


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема и тип урока

Дата

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Текущий и промежуточный контроль

Деятельность учащихся

Материалы к уроку

ЦОР

Тема 1. На какой Земле мы живем – 3 часа

1.

Значение географических знаний в современной жизни

Урок изучения новых знаний

а,б –

5.09

1

Понятие география.

Зарождение науки о Земле. Система географических наук

Профессии, связанные с географией

Уметь выделять главные задачи современной географии

Беседа.

Работа с текстом учебника

Обсуждение презентации

Практическая работа № 1 (обучающая) «Анализ источников географической информации».

Определяют значение географических знаний  в современной жизни, главные задачи современной географии

Определяют главные задачи современной географии

Работа с текстом учебника

Выполняют пр.р.

Презентация «Профессии, связанные с географией»

Источники географической информации тематические карты

2.

Развитие географической науки от древности до наших дней.

Как люди открывали Землю.

Комбинированный

а,б

12.09

1

Мир древних цивилизаций.

Источники географической информации

Показывать по картам территории древних государств.

Находить в Интернете и др.источниках информацию о накоплении географических знаний

Наносить маршруты путешествий на к.к

Устный опрос

Работа с тематическими  картами

Работа с контурной картой Практическая работа № 2 (тренировочная) Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни»

Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических.открытий

Работают с текстом учебника

Выполняют практическую работу.

Наносят на к.к. маршруты путешествий

Презентация

«Как люди

открывали Землю»

Источники географической.информации

Карты

К.к

3.

Современные географические открытия.

География сегодня

Комбинированный

а,б

18.09

1

Значение великих географических открытий

Объяснять значение открытий новых территорий

Фронтальный опрос.

Работа с текстом учебника

Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях

Презентация «Великие путешественники»

Карты. К.к.

Атлас

Портреты путешественников

Тема 2. Земля как планета - 2 часа

4.

Мы во Вселенной.

Урок изучения новых знаний

а,б

26.09

1

З- одна из планет С.с.

Состав С.системы

Форма и размеры З.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия формы и размеры Земли»

 Беседа. Работа с текстом учебника.

Анализ схемы: «Географические следствия, формы и размеры З.»

Практическая работа № 3 (творческая) Подготовка сообщения «Земля во Вселенной»

Практическая работа № 4 (итоговая) «Обозначение на к/к материков и океанов»

Подготавливают сообщение на тему «Представления о форме и размерах З»

 Работают с текстом учебника и тематическими картами

Выполняют практическую работу

Презентация «Вселенная»

Атлас

К.карты

5.

Солнечный свет на Земле.

Комбинированный

а,б

3.10

1

Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, времен года

Наблюдать действующую модель движения З.

 Беседа.

Работа с учебником

Устный опрос Практическая работа № 5

(тренировочная) «Составление схемы «Тепловые пояса Земли»

Определяют высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах и в разное время года

 Работают с текстом учебника и тематическими картами

Выполняют практическую работу

Теллурий

 Карты атласа

Тема 3. План и карта - 6 часов

6.

Ориентирование на местности

Урок изучения новых знаний

а,б

10.10

1

Стороны горизонта. Компас. Азимут. План местности

Ориентироваться по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам»

Беседа устный опрос

Определение азимута.

Работа с компасом

Практическая работа № 6  (обучающая)  Ориентирование на местности при помощи компаса

Определяют направления по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам», Определяют азимут

Выявляют особенности плана местности Работают с текстом учебника и тематическими картами

Выполняют практическую работу

Презентация «Ориентирование по карте»

Атлас

Компас

т

7.

Земная поверхность на плане и карте

Комбинированный

а,б

17.10

1

Наука о создании карт. Глобус - как модель З. Виды и искажения карт

Измерять расстояния с помощью масштаба. Знать условные знаки, горизонтали

Фронтальный опрос

Работа с картами атласа и текстом учебника

Практическая работа № 7 (итоговая) «Топографический диктант»

Определяют c помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Измеряют направления и расстояния на местности и плане. Составляют и читают простейший план местности

Работают с текстом учебника и тематическими картами

Выполняют практическую работу

Презентация «Глобус – модель Земли»

Атлас

Глобус

Топографическая карта

8.

Географическая карта.

Комбинированный

а,б

24.10

1

Географическая карта – ее отличие от плана местности. Свойства географической   карты.

Легенда, условные знаки, Классификация карт

 Знать условные знаки и легенду карт

Уметь классифицировать карты

Беседа

Работа с картами и планом местности

Устный опрос

Практическая работа № 8 (обучающая) Ориентирование по плану города

Сравнивают планы местности и географические карты. Выделяют основные свойства карты. Систематизируют карты атласа: по охвату территории, масштабу, содержанию Работают с текстом учебника и тематическими картами

Выполняют практическую работу

Атлас

Физическая карта

План города

9.

Градусная сеть.

Комбинированный

а,б

31.10

1

Градусная сеть, ее предназначение. Градусная сеть на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте и глобусу

Определять направления и расстояния по карте и глобусу

Знать предназначение гр.сетки на картах и глобусе

Работа с картами атласа и глобусом

Устный опрос

Беседа

Работа с глобусом

Выделяют на картах и глобусе элементы градусной сетки Работают с картами атласа и глобусом

Глобус

Карты атласа

Карта полушарий

10.

Географические координаты.

Практикум

а,б

14.11

1

Географическая широта. Определение географической широты объектов.

Географическая долгота. Определение географической долготы

Определять географическую широту и географическую долготу

Устный опрос.

Работа с картами

Практическая работа № 9 (итоговая)  «Определение по карте географических координат, расстояний и направлений»

Определяют географические координаты объектов

Работают  с текстом учебника и тематическими картами

Выполняют практическую работу

Карты атласа

Физическая карта

11.

Итоговый урок по теме «План и карта»

а,б

21.11

1

Сравнивать и различать план местности и географические карты. Определять географические координаты

Беседа.

Практическая работа № 10 (тренировочная) Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.

Работают с текстом учебника и тематическими картами, аэрофотоснимками, космическими снимками

Выполняют пр.работу

Карты атласа, космические и аэрофотоснимки

Тема 4. Человек на Земле - 2 часа

12.

Как люди заселяли Землю.

Урок изучения новых знаний

28.11

а,б

1

Основные пути расселения древнего чел.. Влияние пр.условий и ресурсов на расселение. Рост Н. Приспособление людей к разным условиям жизни на разных этапах развития общества

Систематизировать информацию о приспособленности людей к разным условиям жизни

 Беседа

Работа с картами

Работа с учебником

Практическая работа №11 (тренировочная) Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, столиц.      

Определяют по карте гипотетические места происхождения чел. и пути его расселения по З. Работают с текстом учебника и тематическими картами

Выполняют практическую работу

Презентация «Как люди заселяли Землю»

Карты атласа

13.

Расы и народы.

Практикум

а,б

5.12

1

Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения З. Плотность Н., неравномерность его размещения. Языки. Крупные государства и их столицы

Находить на политической карте крупные государства и их столиц

Фронтальный опрос. Практическая работа №  12:(итоговая) «Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков»

Работа с политической картой

Работа с учебником

Работа с к.к.

Выделяют внешние признаки людей различных рас. Приводят доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Выделяют крупные государства и наносят их на к.к

 Работают с текстом учебника и тематическими картами

Выполняют практическую работу

Презентация

«Расы и народы мира»

Политическая карта

Атлас

К.карта

Карта народов мира

Тема 5. Литосфера  - 5 часов

14.

Земная кора – основная часть литосферы.

Урок изучения новых знаний

А,б

12.12

1

Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение З.

Типы ЗК, ее строение под материками и океанами.

Литосферные плиты

Находить на карте крупные литосферные плиты. Определять по карте границы столкновения и расхождения плит

Беседа. Работа с учебником

Работа с тематическими картами

Выявляют особенности внутренних оболочек З.

Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Презентация «Литосфера»

Тематические карты

15

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Практикум

а,б

19.12

1

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические ГП, их происхождение и свойства. Виды ПИ, их значение для человека.

Охрана земных недр

Сравнивать свойства ГП различного происхождения

Беседа

Работа с коллекцией ГП

Работа с картой минеральных ресурсов

Работа с учебником

Фронтальный опрос

Практическая работа №13 обучающая: «Определение горных пород и минералов по образцам».

.

Описывают по плану минералы и ГП школьной коллекции Работают с текстом учебника, тематическими картами. Выполняют пр.р.

Презентация «Горные породы и минералы»

Атлас

Карта минеральных ресурсов

Коллекция ГП

16

Движения земной коры.

Комбинированный

А,б 26.12

1

Движения ЗК: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения

Определять сейсмические районы и пояса Земли.

Фронтальный опрос

Работа с учебником и тематическими картами.

Работа с к.картой

Выявляют  закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

Устанавливают с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли

Наносят на к.к. районы землетрясений и вулканизма

Подготавливают презентацию о вулканах и землетрясениях ЗШ.

Презентация «Землетрясения»

Карты атласа

К.карта

17

Рельеф Земли. Равнины.

Комбинированный

1

Неоднородность ЗП как следствие взаимодействия внутренних  и внешних сил Земли

Выветривание. Основные формы рельефа – горы и равнины, особенности их образования. Жизнь людей на равнинах.

Описывать равнины по карте.

Анализировать иллюстрации

Устный опрос.

Работа с картой.

Анализ иллюстраций

Презентации

Работа с контурной.картой.

Практическая работа № 14 итоговая «Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин».

Практическая работа №15 творческая «Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений»

Определяют по картам количественные и качественные характеристики крупных равнин мира и России, особенности. их географического положения

Выявляют черты сходства и различия, Наносят на к.к. крупные равнины. Представляют информацию в письменной форме в виде план-конспекта Работают с текстом учебника, тематическими картами. Выполняют пр.р.

Презентации по теме:

«Формы рельефа Земли».

Атлас

Физическая карта

Иллюстрации форм рельефа З.

18.

Рельеф Земли. Горы суши.

Практикум

1

Различие гор по высоте, возрасту, размерам. Крупные горные системы мира и России, Изменение гор во времени. Менее крупные формы рельефа. В горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение.

Описывать горы по карте

Находить формы рельефа

Беседа

Работа с учебником

Работа с тематическими картами.

Работа с контурной картой.

Практическая  работа №16 (итоговая) «Описание гор и равнин по плану».

Практическая работа №    17 (тренировочная) «Описание рельефа своей местности».

Сравнивают по плану крупные горные системы мира, Наносят на их к.к. крупнейшие горные системы мира и России.

Описывают рельеф своей местности.

Подготавливаютпрезентации по теме: «Рельеф Земли и Нижегородской области» Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют пр.работу

Презентации

«Равнины»

Физ.карта

Карты атласа

К.карты

Атлас Нижегородской области

т

Тема 6. Гидросфера - 5 часов

19.

Состав и строение гидросферы.

Урок изучения новых знаний

1

Гидросфера – водная оболочка Земли. Части Гидросферы и их соотношение. Свойства воды. Мировой круговорот воды в природе

Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе»

Устный опрос.

Работа со схемой «Круговорот воды  в природе».

Работа с картами атласа

Сравнивают соотношение отдельных частей гидросферы и  наносят их на к.к.

Презентация «Мировой круговорот воды в природе»

Схема «Круговорот воды в природе»

Карты атласа

20.

Мировой океан.

Комбинированный

1

Мировой океан и его части. Единство вод Мирового океана Моря, заливы, проливы. Жизнь в океане. Острова и полуострова. Типы островов. Рельеф дна М.о.

Использовать карты для определения географического положения и описания морей и океанов

Практическая работа № 20 (творческая).  «Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках(газеты, Интернет) и написание аннотации по одному из источников информации» Фронтальный опрос.

Работа с картами атласа.

Работа с контурной картой

Определяют черты сходства и различия океанов. Определяют по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определяют глубины морей и океанов. Наносят на к.к. океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова. Выделять части

Рельефа дна Мирового океана. Составляют описание океана и моря по карте Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют пр.работу на к.к. наносят части М.о.

Презентация «Мировой океан»

Физическая карта.

Карты атласа

К.к.

21.

Воды Океана.

Комбинированный

1

Температура и соленость вод М.о. Движение воды в Океане.

Волны. Океанические течения, приливы, отливы.

Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере.

Знать меры  предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности

Фронтальный опрос.

Работа с картами атласа, картой океанов

Обсуждение презентации

Выявляют с помощью карт географические

закономерности изменения температуры и солености воды в Океане. Определяют  по карте крупнейшие теплые и холодные течения. Выявляют зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

Презентация

«Океанические течения»

Карта океанов

Карты атласа

22.

Реки – артерии Земли.

Практикум

1

Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система. Речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Режим рек и его зависимость от климата. Роль рек в жизни человека

Использовать карты для нахождения крупных рек и уметь определять их географическое положение.

Устный опрос

Работа с картами

Беседа Работа с рисунком учебника

Практическая работа №18 (итоговая)  «Описание географического положения реки».

Определяют по карте истоки, устья гл. рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. Составляют описание реки по плану с использованием карт.

Выявляют по рисунку (схеме) части долины реки. Осуществляют смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют практическую работу

Презентация «Реки Земли»

Рисунок части долины реки

Карты атласа

23.

Озера, подземные воды, ледники

Практикум

1

Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера. Пруды, водохранилища, болота, их хозяйственное значение и рациональное использование. Подземные воды и их происхождение. Минеральные источники. Ледники. Покровные и горные ледники

Описывать озера по карте

Находить на карте крупнейшие озера, водохранилища

Беседа

Устный опрос.

Работа с картами атласа

Работа с контурной картой

Практическая работа №19 (итоговая) «Обозначение на к/к крупнейших рек и озер мира»

Практическая работа №.21 (творческая) «На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с др. оболочками Земли».

Определяют по карте географическое положение и размеры крупных озер. Составляют описание по плану на основе анализа карт. Описывают по карте районы распространения ледников Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют пр.работы

Физическая карта

Карты атласа

К.карты

Тема 7. Атмосфера - 5часов

24.

Состав и строение атмосферы.

Урок изучения новых знаний

1

Состав и строение атмосферы, ее границы. Значение атмосферы

Оценивать пути сохранения качества воздушной среды

Беседа

Работа с учебником и иллюстративным материалом

Практическая работа №22 .(тренировочная) «Наблюдение за погодой. Составление и анализ календаря погоды».  

Выявляют роль содержащихся в атмосферных газов для природных процессов. Составляют и анализируют схему «Состав атмосферы» Высказывают мнение об утверждении – «тропосфера-кухня жизни». Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют практическую работу

Презентация «Атмосфера»

Иллюстрации

Календарь погоды

25.

Тепло в атмосфере.

Комбинированный

1

Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры с высотой. Термометр. Среднесуточная температура,

ее определение

Суточный и годовой ход темп. Амплитуда. Зависимость суточного и годового хода темп. Воздуха от высоты Солнца над горизонтом.

Закономерности уменьшения количества тепла от экватора к полюсам.

Пользоваться термометром

Беседа. Фронтальный опрос.

Работа с дневником наблюдения за погодой, климатической картой Построение графиков изменения темп.

Решение задач на определение среднемесячной температуры, изменения температуры с высотой.

Практическая.работа № 23 тренировочная «Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра».

Вычерчивают и анализируют графики изменения  температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдения за погодой. Решают задачи на определение среднемесячной температуры воздуха, изменения температуры с высотой.

Выявляют зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения температуры от экватора к полюсам. Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют практическую работу

Дневник наблюдения за погодой

Климатическая карта

26.

Давление и ветер.

Практикум

1

Атмосферное давление, единицы его измерения. Определять по картам направление ветров Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря.

Ветер, причины его образования. Роза ветров. Виды ветров: бриз, муссон

Определять по картам направление ветров.

Пользоваться барометром

Устный опрос. Беседа.  Решение задач на определение атмосферного давления на разной высоте. Работа с тематическими картами

Практическая работа №24 (итоговая)  «Построение и анализ розы ветров»

Измеряют атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывают атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. Определяют по картам направление ветров. Вычерчивают розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют пр.работу

Презентация «Ветер»

Дневник наблюдений  погоды

Барометр. Атлас

27.

Влага в атмосфере.

Практикум

1

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облачность и ее влияние на погоду. Облака и их виды.

Знать устройство и предназначение гигрометра.

Виды облаков.

Наблюдать за облаками

Фронтальный опрос.

Решение задач на определение  относительной влажности воздуха.

Практическая работа №25 (тренировочная). «Характеристика климата своей местности».

Решают задачи по расчету относительной влажности воздуха на основе имеющихся данных. Наблюдают за облаками, составляют их описание по облику. Работают с текстом учебника и тематическими картами. Решают географические задачи Выполняют пр.работу

Презентация «Облака»

Атлас Нижегородской области Тематические карты

Рисунки с видами облаков

28.

Погода и климат.

Комбинированный

1

Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы.

Уметь находить отличительные черты климата от погоды

Беседа. Фронтальный опрос

Тест Работа с климатической картой. Работа с учебником

Фронтальный опрос

Практическая работа №26 (тренировочная) Анализ погоды на ближайшие два-три дня»

Устанавливают причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составляют характеристику воздушных масс Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют практическую работу.

Презентация «Климат»

Атлас

Климатическая карта

Тема 8. Биосфера - 2 часа

29.

Биосфера – земная оболочка. Почва  как особое природное образование.

Урок изучения новых знаний

1

 Знать: Состав и роль биосферы связь с другими. оболочками. Границы распространения жизни на Земле.

Плодородие – важнейшее свойство почвы. В.В.Докучаев – основатель науки о почвах. Типы почв

Сопоставлять границы биосферы с

границами других оболочек.

Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

Беседа.

 Работа с учебником

Работа с иллюстрациями.

Работа со схемой биологического круговорота

Практическая работа №27 (творческая) «Составление схемы взаимодействия оболочек Земли».

Составляют схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Выявляют роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы  биологического круговорота

Сравнивают профили подзолистой почвы и чернозема. Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют практическую работу.

Презентация

«Биосфера – сфера жизни»

Атлас

Почвенная карта.

Илллюстрации

 Атлас

Работа со схемой биологического круговорота..

Схема биологического круговорота

30.

Биосфера – сфера жизни.

Комбинированный

1

Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Человек – часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу.

Высказывать мнение о значении биосферы и воздействии человека на биосферу своей местности.

Фронтальный опрос

Беседа

Работа с учебником, иллюстрациями. Атлас Нижегородской области.

Практическая работа №28 (творческая) «Описание одного растения или животного своей местности».

Презентации

Выявляют зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги (климата). Наблюдают за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды. Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют практическую работу.

Презентация «Биосфера – сфера жизни»

Атлас

Атлас Н.обл.

иллюстрации

Тема 9. Географическая оболочка - 3 часа

31.

Географическая оболочка Земли.

Урок изучения новых знаний

1

Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между ее составными частями. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Широтная зональность и высотная поясность

Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки

Беседа. Работа с тематическими картами,

иллюстрациями, текстом учебника

Выявляют доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт.

Презентация «Географическая оболочка Земли»

Тематические карты.

Атлас.

32.

Природные зоны Земли.

Практикум

1

Понятие «Природные зоны» .Природные зоны –зональные природные комплексы. Смена природных зон от экватора к полюсам

Приводить примеры природных зон

Беседа. Работа с учебником, иллюстрациями, тематическими картами.

Обсуждение презентации

Практическая работа №29 (творческая) «Подготовка сообщений на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах»

Выявляют причины изменения природных зон от экватора к полюсам Работают с текстом учебника и тематическими картами. Выполняют пр.работу

Презентация «Природные зоны Земли»

Атлас

Тематические карты. Сообщения.

Карта природных зон

33.

Культурные ландшафты.

Урок изучения новых знаний

1

Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния чел. На ландшафт.

 Беседа. Подготавливают и обсуждают сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу Практическая работа № 30 (творческая) Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей  местности с целью повышения качества жизни населения

Составляют схему «культурных ландшафтов».

Работают с текстом учебника и тематическими картами

Выполняют практическую работу

Презентации «Воздействие человека на окружающую среду»

Сообщения. Иллюстрации

34.

Итоговый урок по теме «Географические сферы Земли»

1

Итоговое тестирование

35.

Обобщающий урок

1

Обобщение и сис-

тематизация знаний

Обобщают и систематизируют знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аннотация к рабочим программам по географии. Полярная Звезда. 6-11 класс.

аннотация к рабочим программам по географии. Полярная Звезда. 6-11 класс....

Рабочая программа по географии «Полярная звезда» 5-9 класс

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА            Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содерж...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...