Рабочая программа по географии 7 класс "Полярная звезда"
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Коршун Татьяна Ивановна

Рабочая программа составлена на основании:

 Программа для общеобразовательных учреждений. География. «Полярная звезда». А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина Москва. Просвещение. 2009 год

Учебник. А.И.Алексеев, В.В.Николина. 7 класс. «Страны и континенты». Москва. «Просвещение». 2010 год

 Количество часов в год – 70, резерв – 8 ч.(2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_7_ab.doc558 КБ

Предварительный просмотр:

\\srv70term1\shara$\Соц.педагог\Шапки на титульник с печатями\Шапка МО естественных и обшественных дисциплин.JPG

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

7 класс

 

Составитель Коршун Татьяна Ивановна

Программа разработана на основе  программы по географии для 6-9классов.

Авторы: А.И Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. М.: Просвещение, 2009г.

г. Дзержинск

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании:

 Программа для общеобразовательных учреждений. География. «Полярная звезда». А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина Москва. Просвещение. 2009 год

Учебник. А.И.Алексеев, В.В.Николина. 7 класс. «Страны и континенты». Москва. «Просвещение». 2010 год

 Количество часов в год – 70, резерв – 8 ч.(2 часа в неделю) 

Цели, задачи курса.

Основная цель курса – развитие у учащихся глобальных и региональных представлений о природе Земли, о людях, ее населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни, и различных природных условиях, то есть формирование необходимого минимума базовых  знаний страноведческого характера. Другая важная цель курса – развития знаний о закономерностях землеведческого характера, которые должны помочь школьнику увидеть единство, определенный порядок, связь явлений в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности. Именно эти знания методологического характера помогают воспитывать бережное отношение к природе, убеждение в необходимости международного сотрудничества в решение проблем окружающей среды на основе о роли природных условий в жизни людей.

Сформировать представление об образование Земли как планеты, познакомить с геологической историей Земли. Познакомить с гипотезами происхождения материков и океанов. Сформировать представление о материках и океанах как о крупных природных комплексах Земли. Познакомить с тектонической картой и размещением крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Сформировать понятия о территориальных сочетаниях природных ресурсов, зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Сформировать представление о пространственных различиях процессов формирования климата. Ознакомить с закономерностями распределения вод суши по материкам. Дать понятие о зональном и азональном  распространение растительного и животного мира на материках и в океанах.

Познакомить с типовой характеристикой каждого материка, численностью и особенностью размещения населения. Рекомендуется изучение не менее 20 стран типичных для крупных регионов материков. Сформировать представление об особенностях материальной и духовной культуре народов. Выучить столицы и наиболее крупные города этих стран.

Требования к уровню подготовки учащихся  7 класса

В результате изучения курса «География. Страны и континенты» ученик должен:

1) знать /понимать:

основные  источники информации,  необходимые  для  изучения курса;

различие географических карт по содержанию, масштабу;

способы картографического изображения;

основные языковые семьи;

основные религии мира;

причины неравномерности размещения населения;

основные типы стран, столицы и крупные города;

происхождение материков, строение земной коры;

основные типы воздушных масс и их свойства;

закономерности распределения температур воздуха, поясов  атмосферного  давления и осадков  на поверхности Земли;

причины образования океанических течений; зависимость характера течения рек от рельефа; зависимость режима   и водоносности рек от климата; происхождение озерных котловин; влияние хозяйственной деятельности людей на реки и озера;

особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле;

что такое природная зона, причины и закономерности смены природных зон на Земле;

материки и океаны как крупные природные комплексы Земли;

особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов;

виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от   загрязнений;

главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;

население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;

2)   уметь:

использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов;

анализировать общегеографические и тематические карты;

анализировать климатические диаграммы, таблицы;

описывать природные зоны;

обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;

выбирать карты нужного содержания и устанавливать по ним особенности природы, населения, занятий и хозяйственной деятельности населения материков, отдельных стран;

выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий;

показывать по карте географические объекты, названные в учебнике;

создавать продукты самостоятельной деятельности (доклады, рефераты);

3)  оценивать:

географическое положение материков и отдельных стран;

изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека;

жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран;

географические путешествия по материкам; современные проблемы отдельных стран и материков.

                          Критерии оценивания
Оценка знаний учащихся
Отметка «5»

-полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:
-четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;

-для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:

-ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.


Отметка «4»:


-раскрыто основное содержание материала;
-в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
-ответ самостоятельный;
-определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов


Отметка «3»:


-усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

-определения понятий недостаточно четкие;

-не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

Отметка «2»:


-Основное содержание учебного материала не раскрыто;
-не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
-допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.



Критерии оценки устного ответа:

«5» - Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

Приведены самостоятельно примеры.

Ответ содержит логику изложения.

Ответ полностью самостоятельный.


«4» - Конкретный ответ на поставленный вопрос.

Приведены самостоятельно примеры.

Ответ содержит логику изложения.

Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.


«3» - Ответ неконкретный, излишне пространный.
Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.
Допущены две существенные ошибки.

«2» - Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.
Допущены существенные множественные ошибки.      

Содержание курса

Введение (3 ч)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике.

Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.

Практикум. 1. Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору) по плану: а) название; б) географическое положение; в) год создания; г) объект охраны (кто или что находится под охраной); д) уникальность объекта или вида; е) меры, принимаемые заповедником (заказником) для сохранения объекта или вида. 2. Анализ карт географического атласа.

Тема 1. Население Земли (6 ч)

Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.

Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.

Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.

Практикум. 1. Анализ карты «Народы и плотность населения мира». 2. Определение на карте крупнейших городов мира. 3. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира».

Тема 2. Природа Земли (14 ч)

Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры.  Литосферные  плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.

Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.

Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. 2. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых.

Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.

Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.

Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.

Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.

Практикум. 1. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков». 2. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». 3. Описание одного из климатических поясов по плану: а) название; б) положение относительно экватора и полюсов; в) господствующие воздушные массы; г) средние температуры января и июля; ) годовое количество осадков; е) климатические различия и их причины; ж) приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса. 4. Изучение климатической диаграммы. 5. Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет.

Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.

Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Поиск информации в Интернете.

Практикум. 1. Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану: а) географическое положение; б) вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое); в) вид течения по происхождению; г) вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное); д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное). 2. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.

Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.

Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.

Тема 3. Природные комплексы и регионы (5 ч)

   Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.

  Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». 2. Описание природных зон по плану.

Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.

   Практикум. 1. Описание океана по плану. 2. Сравнение океанов (по выбору).

Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.

Практикум. Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника.

Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие «граница». Естественные и условные границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.

Тема 4. Материки и страны (34 ч)

Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.

Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира.

Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.

Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы.

Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.

Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».

Практикум. 1. Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20° в. д. 2. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. 3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года). 4. Описание Египта по типовому плану. 5. Работа с картами путешествий.

Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения.

Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай.

Практикум. 1. Определение по карте географического положения Австралии. 2. Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия.

Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?».

Практикум. Определение по карте крайних точек Антарктиды.

Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки.  Крайние точки Южной Америки.

Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений.

Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.

Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа.

Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы.

Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности   хозяйства.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».

Практикум. 1. Описание Амазонки по плану. 2. Описание страны (по выбору) по плану.

Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.

Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры.

Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо.

Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго - - Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия.

Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.

Практикум. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору).

Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.

Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы.

Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура.

Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия.

жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры.

Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни.

Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни.

Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.

Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии.

Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий. Маршрут Мертвое море — Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара.

Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи.

Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии.

Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению.

Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире.  Жители Индии:  происхождение,  занятия,  образ

жизни.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».

Практикум. 1. Составление по картам сравнительного географического описания стран (по выбору). 2. Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии (по выбору). 3. Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии.

Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство. Вклад русских писателей, композиторов, художников в мировую культуру.

             

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Кол-во часов

Практические работы

Введение

3

2

Тема  1

Население Земли

6

3

Тема 2

Природа Земли

14

9

Тема 3

Природные комплексы и регионы

5

5

Тема 4

Материки и океаны

34

14

Итого:

62 + 8 часов резервное время

33

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема и тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Текущий и промежуточ-ный контроль

Дата

Деятельность учащихся

Материалы к уроку

ЦОР

ВВЕДЕНИЕ – 3 часа

1

Как мы будем изучать географию 7 класса

Природные ресурсы и их виды

Урок изучения новых знаний

Рациональное использование природных ресурсов Охрана природы

Знать особенности изучения курса географии.

 Планировать пути достижения целей.

Характеризовать природные ресурсы

 Беседа. Работа с учебником. Практическая работа № 1 (обучающая) Описание одного из видов особо охраняемых  территорий

А,б

4.09

Составляют классификацию природных ресурсов.

Работают с учебником, атласом и выявляют черты рационального и нерационального использования природных ресурсов (приводят примеры)

Выполняют практическую работу

Принимают участие в обсуждении презентации

Презентация  «Природные ресурсы»

Тематические карты

Карта «Минеральные ресурсы»

Иллюстрации к учебнику

2

Географические карты

Практикум

Общегеографические и тематические карты

Приводить примеры различных способов картографического изображения. Анализировать карты атласа по плану

Беседа.

 Устный опрос. Практическая работа №.2 тренировочная Анализ карт географического атласа

А,б-

5.09

 Работают  с картами атласа, учебником Приводят примеры различных способов картографического изображения

Классифицируют карты: по содержанию, охвату территории, по масштабу.

Анализируют карты атласа по плану

Выполняют пр.р.

Принимают участие в обсуждении презентаций

Презентация «Географические карты»

 Атлас

Иллюстрации к учебнику

Тематические карты

3

Географическая – исследовательская практика

«Описание одного из видов особо охраняемых территорий»

Практикум

Анализ фотографий, рисунков, картин

Анализировать фотографии рисунки, картины

Беседа. Фронтальный опрос

Работа с учебником и иллюстрациями

А.б-

11.09

Работают с учебником, иллюстрациями, фотографиями, картинами

Описывают один из видов особо охраняемых объектов.

Картины

Фоторгафии

Иллюстрации

Тема 1. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ– 6 часов

4

Народы, языки и религии

Урок изучения новых знаний

Отличительные черты народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Религии

Анализировать

схему «Происхождение ряда индоевропейских языков».

Анализировать карту «Народы и плотность населения»

Анализировать карты с целью выявления географии распространения мировых религий

Беседа.  Устный опрос. Практическая работа №3 тренировочная Анализ карты «Народы и плотность населения мира».

А.б-

12.09

Работают с учебником, тематическими картами . Определяют свою этническую принадлежность Формируют толерантность к традициям, культуре, религиям, языкам, ценностям народов России и мира.

Выполняют практическую работу

Презентация «Народы мира»

Презентация «Мировые религии»

Тематические карты.

Иллюстрации к учебнику

Источники географической информации

Дополнительный материал «Религии мира»

5.

Города и сельские поселения

Комбинированный

Отличие города от сельского поселения

Приводить примеры разных типов сельских поселений. Сравнивать город и село.

 Беседа. Фронтальный опрос

Работа с  учебником, картами и другими источниками информации, иллюстрациями

А,б-

18.09

Работают с учебником, тематическими картами

Выявляют различие городов и сельских поселений, анализируя иллюстрации, текст учебника. Определяют функции городов по различным источникам информации. Выявляют черты сходства и различия между городскими и сельскими поселениями

Принимают участие в обсуждении презентации

«Презентация: «Города и сельские поселения»

Тематические  карты

Источники географической информации

Иллюстрации «Города и сельские поселения.

6

Крупнейшие города мира и городские агломерации

Комбинированный

Крупные города, их функции. Ведущая роль городов в хозяйственной и культурной жизни людей.

Приводить примеры крупных городов. Определять функции городов по различным источникам

 Беседа. Устный опрос. Работа с текстом учебника. Практическая работа № 4 тренировочная Опр. по карте крупнейших городов мира

Обсуждение презентации

А,б-19.09

Работают с учебником, тематическими картами  

 При работе в паре или группе обмениваются с партнером важной информацией. Участвуют в обсуждении презентации Выявляют функции городов. Приводят примеры  крупных городских агломераций Выполняют пр.р.

Презентация «Крупнейшие города мира»

Тематические карты

Иллюстрации крупных городов.

Источники географической информации

7

Страны мира

Комбинированный

Многообразие стран. Различие стран по величине, численности населения, политическому устройству.

Анализировать карты с целью выявления  основных видов хозяйственной деятельности человека.

Составлять классификацию стран по различным критериям

 Беседа. Фронтальный опрос

Работа с источниками географической информации

Принимают участие в обсуждении презентации

А.б-25.09

Работают с текстом учебника (выделять главное и делать выводы). Классифицируют страны мира по различным критериям: по политическому устройству, численности населения, площади, экономическому развитию Выявляют основные виды хозяйственной деятельности человека

 Наносят  на контурные карты крупные страны

Презентация «Крупнейшие страны мира»

Атлас

Иллюстрации стран мира

Контурные карты

Политическая карта

8

Экономически развитые страны

Комбинированный

Зависимость стран друг от друга

Анализировать диаграммы «Экономическая мощь стран». «Структура хозяйства некоторых стран»

 Беседа.

Устный опрос.

Анализ диаграмм и статистическогоматериала.

Практическая работа № 5 тренировочная Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира»

А,б-26.09

Работают с диаграммами, статистическими данными Определяют по стат. материалам страны – лидеры в промышленности и сельского хозяйства

Классифицируют страны по уровню экономического развития

Выделяют многонаселенные страны(приводят примеры»..

Выполняют практическую работу Принимают участие в обсуждении презентации

Презентация «Китай – самая многонаселенная страна»

Статистические мате -риалы диаграммы

Атлас

Политическая карта

9

Географическая исследовательская практика

Практикум

Изучение населения  по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность

Анализировать карты и диаграммы

Беседа.

Анализ карт и диаграмм

А,б-2.10

Работают  с картами, диаграммами

Принимают участие в обсуждении презентации

Работают с картой атласа «Население»

Презентация

«Население Земли»

Атлас

Карта населения

Диаграммы

Тема 2. ПРИРОДА ЗЕМЛИ – 14 часов

10

Развитие  земной коры

Урок изучения новых знаний

Формирование облика планеты.

Сравнивать очертания др. и современных материков. Анализировать схемы образования земной коры

Беседа

Работа с учебником, тематическими картами

А,б-3.10

Работают с учебником, тематическими картами. Анализируют схемы образования океанической и материковой  земной коры  и карты, показывающие этапы формирования современных материков

Презентация «Внутренне строение Земли»

Атлас

Карта строения земной коры

11

Литосферные  плиты

Комбинированный

Происхождение материков и океанов.

Гипотеза А.Вегенера

Знать движение и взаимодействие литосферных плит.

Беседа.

Фронтальный опрос.

Практическая работа № 6 итоговая Обозначение на контурных картах крупных платформ и горных систем.

Фронтальный опрос

А,б-9.10

Работают с картами атласа, тематическими картами,

Наносят  на контурные карты крупные  литосферные плиты, платформы и горные системы. Планируют последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией

Выполняют практическую работу

Презентация «Плиты литосферы»

Атлас

Тематические карты

К.карты

12

Земная кора на карте

Комбинированный

Платформа и ее строение. Складчатые области

Анализировать карту строения земной коры. Сопоставлять карту строения земной коры и физическую карту с целью выявления закономерностей отражения в рельефе и строении земной коры

Устный опрос

Беседа

Работа с картой строения земной коры

Принимают участие в обсуждении презентаций

А,б-10.10

Выявляют закономерности в размещении гор и равнин

  Работают с картой строения земной коры и текстом учебника

Выявляют взаимосвязь между тектоническими структурами и формами рельефа

Презентация

«Горные системы мира»

Карта строения земной коры

Атлас

13

Природные ресурсы земной коры

Комбинированный

Природные ресурсы  и их использование человеком

Выявлять по карте строения земной коры закономерности размещения топливных и рудных полезных ископаемых

Беседа

Фронтальный опрос Практическая. работа № 7 тренировочная. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых

А,б-16.10

 Применяют схемы для объяснения  последовательности процессов и явлений. Наносят на контурную карту

топливные и рудные полезные ископаемые

Выполняют практическую работу

Презентация «Минеральные ресурсы мира»

Карта строения земной коры

Атлас

Контурные карты

Карта «Минеральные ресурсы»

14

Температура воздуха на разных широтах

Урок изучения новых знаний

Распределение температуры на Земле Тепловые пояса. Изотермы

Анализировать карту «Тепловые пояса».

Беседа

Работа  с учебником, тематическими картами

Анализ карты «Тепловые пояса»

А,б-17.10

Выявляют причинно-следственные связи зависимости температуры от географической широты, подстилающей поверхности, морских течений по климатической карте определяют среднемесячные температуры

Работают с текстом учебника и тематическими картами

Климатическая карта

Атлас

Карта «Тепловые пояса»

15

Давление  воздуха и осадки на разных широтах

Комбинированный

Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре

Знать определение атмосферного давления, типы осадков

Использовать карты для определения среднегодового  количества осадков в различных частях планеты

Фронтальный опрос

Беседа

Анализ карт

Практическая работа № 8 тренировочная Анализ карты «Среднегодовое количество осадков».

А,б-23.10

Работают с тематическими картами

Анализируют схему «Формирование поясов атмосферного давления»

Определяют типы осадков. Выявляют «самые мокрые» и «самые засушливые» районы на Земле и причины их образования.

Выполняют практическую работу

Презентация «Атмосферные осадки»

Карта  «Средне -годовое количество осадков

Схема «Формирование поясов атмосферного давления»

16

Общая циркуляция атмосферы

Комбинированный

Типы воздушных масс и их свойства.

Пассаты. Западные ветры умеренных  широт. Муссоны.

Анализировать общую циркуляцию атмосферы. Выявлять влияние постоянных ветров на климат

Устный опрос.

Работа с картами атласа

и иллюстрациями

А,б-24.10

Систематизируют знания о господствующих ветрах в таблице.

Работают в тетради.

Работают с тем. картами и учебником.

Классифицируют типы ветров: «Муссоны, пассаты и другие типы» и причины их возникновения

Определяют типы воздушных масс и их свойства

Выявляют влияние постоянных ветров на климат определенных территорий

Презентация «Образование ветров»

Климатическая карта

Атлас

Иллюстрации

17

Климатические пояса и области Земли.

Урок изучение новых знаний

Роль климатообразующих факторов в формировании климата

Уметь анализировать влияние географической широты, подстилающей поверхности,  морских течений на климат

Обсуждают презентации

Беседа.

Работа с картой климатических  поясов

Практическая работа № 9 тренировочная. Анализ карты «Климатические пояса и области  мира»

Практическая работа № 10 итоговая. Описание одного из климатических поясов по плану

А,б-30.10

Работают с климатическими картами

Выделяют климатические пояса и области мира

Определяют типы климатов

Анализируют климатообразующие факторы  и их роль в формировании климатических поясов и областей мира

 Описывают  климатический пояс по плану

Выполняют пр.работы

Презентация

«Климатические пояса мира»

Карта «Климатические пояса и области мира»

Атлас

18.

Основные и переходные климатические  пояса

Практикум

Климат западных и восточных побережий материков.

Уметь читать и анализировать  климатические диаграммы

Принимать участие в обсуждении презентаций

Беседа.

Фронтальный опрос.

Практическая работа № 11 обучающая «Изучение климатической диаграммы».

Практическая работа № 12 обучающая Анализ погоды в различных частях земного шара, на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет.

А,б-31.10

Работают с климатическими картами.

иллюстрациями, учебником Выявляют причины образования климатических областей и черты различия и сходства климата западных и восточных побережий материков

Анализируют климатические диаграммы

Выполняют практические работы

Презентация

«Климат России»

Атлас

Климатические диаграммы

Климатические карты

Дополнительные материалы

Источников географической информации

19

Океанические течения

Комбинированный

Причины образования океанических течений

Выявлять основные причины океанических  течений. Классифицировать океанические течения.

Давать характеристику течений по плану.

Беседа

Фронтальный опрос Практическая работа № 13 тренировочная  «Характеристика течения Западных ветров»

А,б-13.11

Работают со средствами информационных технологий. Работают с текстом учебника, картами атласа Выявляют причины возникновения океанических течений, классифицируют их по способу образования, температуре

Наносят на контурную карту океанические течения

Выполняют пр.р.

Обсуждают презентацию

Презентация «Океанические течения»

«Течение Западных ветров -самое мощное холодное течение мира»

Атлас

Схема океанических течений

Средства массовой информации

Контурные карты

20.

Реки и озера Земли

Урок изучения новых знаний

Зависимость рек от рельефа и климата.  Крупнейшие реки и озера на Земле

Приводить примеры зависимости рек от  рельефа и климата

 Знать части реки: исток, русло, пойма, речная долина, речная система.

Беседа

Работа с картами

Устный опрос

Работа с контурными картами

А,б

14.11

Географическая  – исследовательская практика.

(Поиск информации в Интернете о крупных реках и озерах планеты).

Наносят на контурные карты крупнейшие речные системы и озера мира.

Определяют типы питания и режим рек в зависимости от климата и рельефа

«Река Амазонка-самая  многоводная река мира»

Физ. карта

Атлас

Иллюстрации

Контурные карты

21

Распространение озер на Земле

Комбинированный

 Происхождение озерных котловин. Географическая -исследовательская практика. Поиск информации в Интернете

Наносить на к.к. крупные  реки и озера мира

Знать: происхождение озерных котловин.

Различать озера по различным критериям: площади, солености вод

Беседа

Фронтальный опрос

Работа с физической картой, картами атласа и контурными картами

Практическая работа № 14 итоговая. Нанесение на контурную карту  крупных рек и озер мира

А,б-2011

Обсуждают презентацию Работают с картами атласа, тематическими картами, контурными картами,- наносят изучаемые объекты.

Определяют происхождение озерных котловин и приводят примеры

Выделяют сточные и бессточные озера.

 Работа с текстом учебника и иллюстрациями

Выполняют практическую работу

Презентация «Крупнейшие реки и  озера мира»

Физ. карта

Атлас

Иллюстрации

Контурные карты

22

Растительный и животный мир Земли

Урок изучения новых знаний

«Биоразнообразие.

Географическая зональность  в распространении животных  и  растений.

Охрана  природы»

Красная книга

Знать особенности размещения растительного и животного мира на Земле

Устный опрос.

Беседа.

Работа с тематическими картами, учебником

А,б-21.11

Принимают участие в обсуждении презентаций

Работают с картами атласа, тематическими картами, иллюстрациями,

учебником

определяют редкие, исчезнувшие и исчезающие виды растений и животных.

Определяют значение Красной книги

Выделяют причины биологического разнообразия, Приводят примеры охраны природы

Презентация  «Флора и фауна мира  и России»

«Красная книга мира»

Карта природных зон

Иллюстрации

Атлас

23

Почвы.

Урок изучения новых знаний

Почвенное разнообразие.

Закономерности распределения почв на Земле.

В.В.Докучаев и закон мировой почвенной зональности

Охрана почв

Почвы родного края

Уметь объяснять причины разнообразия почв на Земле.

Выявлять основные зональные типы почв.

Оценивать вклад В.В.Докучаева в развитие науки о почвах

Фронтальный опрос

Работа с учебником, картами атласа и тематическими картами

А,б-27.11

Работают с картами атласа,  почвенной  картой,

 учебником

Наносят на контурные  карты основные типы почв

Определяют основные свойства и причины разнообразия  и распространения почв, причины плодородия, структуру и материнскую породу.

Выделяют распространение основных типов почв Нижегородской области

Составляют классификацию почв

Презентация «Основные типы почв»

Почвенная

карта

Иллюстрации

Контурные карты

Тема 3. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И РЕГИОНЫ – 5 часов.

24.

Природные зоны Земли.

Урок изучения новых знаний

Понятие  «Природная зона». Причины смены природных зон

Объяснять причины смены природных зон. Анализировать карту природных зон. Составлять описание природной зоны по плану.

Беседа

Работа с картами атласа, картой природных зон и  контурными.картами

Практическая работа № 15 тренировочная Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли».

Практическая работа № 16 итоговая Описание природной зоны по плану

А,б-28.11-

Работают с картами атласа,  тематическими картами, контурными  картами,

 учебником

Выявляют закономерности смены природных зон на равнинах и в горах

Наносят на контурную карту природные зоны мира

Выполняют практическую  работу

Принимают участие в обсуждении презентации.

Презентация «Природные зоны Земли»

Карта природных зон

Атлас

К.карата

25

Океаны.

Урок изучения новых знаний

Географическое положение, площадь, средние и максимальные глубины океанов.

Знать особенности природы океанов

Уметь определять средние и максимальные глубины океанов,

Пользоваться шкалой глубин и цветовым фоном

Анализировать виды хозяйственной деятельности в океанах, меры по охране океанов от загрязнений

Беседа

Работа с тематическими картами Практическая работа № 17 итоговая Описание океана по плану.

Практическая работа № 18 тренировочная Сравнение океанов (по выбору).

А,б-4.12

Работают с картами атласа,  тематическими картами, контурными картами, иллюстрациями,

 учебником

Наносят на контурные карты океаны

Сравнивают океаны по различным критериям: географическому положению, средним и максимальным глубинам, течениям, хозяйственному использованию

Выполняют практическую работу

Принимают участие в обсуждении презентации

Презентация  «Океаны»

Атлас

Контурные карты

Карта океанов

Иллюстрации

26.

Материки

Урок изучения новых знаний

Современное  географическое положение материков.

Устанавливать сходства и различия материков на основе источников географической информации.

Анализировать рисунки и иллюстрации учебника

Беседа

Работа с контурной картой Практическая работа № 19 тренировочная Установление сходства и различия М на основе карт и рисунков учебника

А,б-5.12

Работают с текстом учебника и картами атласа, находят материки и наносят их на контурные.карты..

Выполняют практическую работу

Находят и показывают на карте мира материки, выявляют черты сходства и различия

Презентация «Материки и части света»

Источники географической информации

Атлас

Контурные карты

Рисунки и иллюстрации учебника

27

Как мир делится на части и как объединяется

Комбинированный

Материки и части света. Географический регион. Естественные и изображаемые границы.

Определять  отличие материков от частей света. Находить и показывать на карте мира части света.

Устанавливать границы между регионами (по карте)

Фронтальный опрос

Беседа

Работа с картами атласа

А,б-11.12

Работают с картами атласа, учебником, тематическими картами Выделяют естественные и воображаемые границы частей света и материков.

Строят логические рассуждения и устанавливают связи и обобщения, определяют черты сходства и различия

Презентация «Материки и части света»

Карты атласа и физическая карта мира

28

Объединение стран в регионы и союзы

Комбинированный

ООН. Сотрудничество стран. Диалог культур.

Определять значение ООН для решения проблем на Земле

Устный опрос

Беседа

А,б-12.12

Работают с картами атласа, учебником, тематическими картами

Выявляют значение организации объединенных наций для решения проблем человечества

Карты атласа

Тема 4. МАТЕРИКИ И СТРАНЫ  -34 часа

29.

Африка: образ материка

Урок изучения новых знаний

Географическое положение, размеры и очертания  Крайние точки и их координаты. Береговая линия

Определять  географическое  положение и координаты крайних точек

Беседа

Обсуждение презентации

Практическая работа № 20 тренировочная Определение географических координат и протяженности материка в градусах и км по 20 градусу восточной долготы

А,б-18.12

Работают с картами атласа, учебником, иллюстрациями физической картой Африки

Определяют  географическое положение и крайние точки материка и их координаты.

Наносят на контурную карту изучаемые объекты

Выполняют практическую работу

Презентация «Африка»

Иллюстрации контурные карты.

Карты атласа и физическая карт Африки

30

Особенности земной коры  и рельефа материка

Комбинированный

Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые

 Уметь составлять описание крупных форм рельефа.

Знать закономерности размещения полезных ископаемых на материке.

Беседа

Практическая работа № 21 итоговая Обозначение на контурной карте изучаемых объектов

А,б-19.12

Работают с картами атласа, учебником, карта строения земной коры

Наносят на контурную карту формы рельефа и месторождения полезных ископаемых

Выполняют практическую работу

Объясняют размещение крупных форм рельефа и закономерности размещения полезных ископаемых

Презентация «Горные ситемы Африки: Атлас, Драконовы и Капские»

Карты атласа и карты строения земной коры и карта минеральных ресурсов

Контурные карты

31

Особенности климата

Комбинированный

Особенности климата

Выявлять особенности климата

.Влияние на климат  географической широты, океанических течений, постоянных ветров

Беседа

Фронтальный опрос

Практическая работа № 22 тренировочная Описание по климатической карте  климата отдельных  пунктов

А,б-25.12

Работают с картами атласа, учебником, климатическими картами

Выявляют особенности  климата  и его зависимость от климатообразующих факторов

Составляют описание климата отдельных территорий

Выполняют практическую работу

Карты атласа и климатические карты

32

Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата

Комбинированный

Реки и озера материка

Объяснять особенности внутренних вод.

Изучать по картам размещение крупных рек и озер

Беседа

Анализ текста учебника, физической карты

Фронтальный опрос

Обсуждение презентации

А,б-26.12

Обозначают на контурной карте крупные  реки и озера материка

Работают с текстом учебника, физической картой

Изучают по картам размещение крупных рек и озер и выявляют зависимость от климатических особенностей и рельефа материка

Презентация «Внутренние воды Африки»

Контурные карты

Карты атласа и физической карты

33

Африка в мире

Комбинированный

История освоения Африки

Знать этапы освоения материка

Устный опрос

Анализ текста учебника и политической карты

Принимают участие в обсуждении презентации об освоении материка

Выделяют этапы в освоении Африки

Делают вывод, что все страны, за исключением ЮАР, имеют низкий уровень развития, так как длительное время оставались колониями и полуколониями.

Презентация об освоении Африки

Иллюстрации

Карты атласа и политическая карта

34.

Население Африки и его численность

Комбинированный

Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Занятость африканцев. Африка – беднейший материк мира

Оценивать жизнь, быт, традиции населения

Составлять описание населения материка и определять территории с самой большой и самой маленькой плотностью населения

Фронтальный опрос

Анализ текста учебника и карты «Народы и плотность населения мира»

Работают с текстом учебника, картой народов

Составляют описание населения. Выделяют разнообразие расового и этнического состава.

Разнообразие религий.

.Анализируют карту «Народы и средняя плотность населения» и приходят к выводу, что на территории Африки есть малонаселенные и практически незаселенные территории

Презентация

«Население Африки и его хозяйственная деятельность»

Карты атласа .

Карта «Народы и плотность населения мира»

35.

Путешествия по Африке

Практикум

Географическая -исследовательская практика. Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании»

Знать правила путешествия по материку.

Памятники Всемирного и культурного наследия

Уметь составлять траверзы

Уметь подготавливать и обсуждать презентацию

Беседа.

 Анализ тематических карт и текста учебника Практическая работа № 23 обучающая Описание Египта по типовому плану.

Практическая работа № 24 тренировочная. «Работа с картами путешествий».

Составляют траверзы по Африке

Работают с текстом учебника и тематическими картами

Наносят на контурные карты маршруты путешествий

Описывают страну (Египет) по типовому плану.

Выполняют пр.р.

Презентация

«Создание национального парка в Танзании»

«Египет – страна фараонов»

Контурные карты

Карты атласа

Тематические карты

36

Австралия: образ материка

Урок изучения новых знаний

 Образ материка. Особенности географического положения, размеры материка, крайние точки  Береговая линия

Уметь определять географическое  положение материка, координаты его крайних точек.

Беседа

Анализ физической карты Практическая работа № 25 итоговая Определение по карте географического положения Австралии

Работают с картами атласа, физической и контурными картами (определяют черты географического положения материка, крайние точки и их координаты, крупные города) – наносят изучаемые объекты на контурную карту

Выполняют пр.р.

Презентация «Австралия»

Карты атласа

Физическая карта

Контурные карты

37

Особенности рельефа Австралии

Комбинированный

Большой Водораздельный хребет

Знать особенности строения земной коры и рельефа

Беседа. Фронтальный опрос

Нанесение на контурную карту изучаемых объектов

Работают с картами атласа, физической картой

Объясняют размещение крупных форм рельефа и  полезных ископаемых, наносят изучаемые объекты на контурные карты

Презентация

«Большой Водораздельный

хребет»

Карты атласа

Физическая и карта строения земной коры

Контурные карты

38

Климат. Речная сеть и подземные воды

Комбинированный

Особенности климата и внутренних вод

Выявлять и объяснять особенности климата и внутренних вод

Беседа

Фронтальный опрос

Нанесение на контурную карту изучаемых объектов

Работают с картами атласа, тематическими и контурными картами, учебником

Выявляют и объясняют особенности климата и внутренних вод

Карты атласа

Физическая карта

Контурные карты

39.

Природные зоны

Комбинированный

Своеобразие органического мира

Население. Австралийский Союз

Подготавливать и обсуждать презентации об уникальности представителей органического мира.

Объяснять закономерности размещения природных зон

Беседа

Анализ текста учебника и иллюстраций

Нанесение на контурную

карту изучаемых объектов

Работают с картами атласа, тематическими и контурными картами, учебником, иллюстрациями

Наносят на контурные карты изучаемые объекты.

Объясняют особенности размещения природных зон и своеобразие органического мира – распространение сумчатых животных

Определяют среднюю плотность населения

Презентация «Уникальность  органического мира»

Иллюстрации

Карты атласа

Тематические карты

К.карты

40

Путешествие по Австралии

Практикум

Маршруты путешествий

Большой Барьерный риф – памятник Всемирного наследия. Н.Н.Миклухо-Маклай

Уметь составлять маршруты путешествий и наносить их на контурную карту

Беседа

Анализ карт Практическая работа № .26 (тренировочная) .Обозначение на контурной  карте географических объектов маршрута путешествий

Работают с текстом учебника, тематическими и контурными картами

Обобщают информацию и

используют средства информационных технологий и составляют маршруты путешествий по материку

Выполняют практическую работу

Карты атласа

Контурные карты

Дополнительный материал

41

Антарктида

Урок изучения новых знаний

Образ материка

Особенности географического положения Размеры. Ледовый материк.

Уметь определять крайнюю точку и ее координаты.

Анализировать профиль подледного рельефа.

Беседа

Анализ карт и текста учебника Практическая работа № 27 тренировочная Определение по карте крайних точек

Работают с текстом учебника и физической картой, наносят на к.к. изучаемые объекты

Обсуждают презентации

Выполняют практическую работу

Анализируют профиль подледного рельефа

Презентация «Открытие  и исследование Антарктиды. Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев»

Карты атласа

К.карты

Дополнительный материал

42.

Особенности климата.

Растительный и животный мир.

Комбинированный

Особенности климата. Флора и фауна материка

Объяснять особенности климата. Характеризовать растительный и животный мир. Находить на физической карте моря, омывающие материк

Фронтальный опрос

Анализ физ.карты и карт атласа

Работают с текстом учебника и климатическими картами, нанесение на к.к. изучаемых объектов

Характеризуют растительный  и животный мир

Карты атласа

К.карты

Дополнительный материал. Иллюстрации. Физическая карта

43

Условия жизни и работы на полярных станциях

Комбинированный

Охрана природы

Географическая -исследовательская практика. Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?»

Находить на карте научные станции и страны, которым они принадлежат

Фронтальный опрос

Анализ физической карты, текста учебника

Разработка проекта  «Как использовать человеку Антарктиду»

Работают с текстом учебника и физической картой, наносят на контурные карты изучаемые объекты.

Находят научные станции и страны, которым они принадлежат

Обсуждают  проекты

Презентация «Полярные станции»

Карты атласа

К.карты

Дополнительный материал. Иллюстрации. Физическая карта

44

Южная Америка. Образ материка

Урок изучения новых знаний

Географическое положение, размеры, крайние точки и их координаты.

Географическое положение  Ю.Америки в сравнении с географическим положением Африки.

Сравнивать Географическое положение Ю.А. и Африки.

Наносить на к.к.

изучаемые объекты.

Оценивать ГП

Беседа

Анализ текста учебника, тематических карт

Принимают участие в обсуждении презентаций

Работают с текстом учебника и физической картой и выявляют черты сходства и различия географического положения Южной Америки и Африки. Определяют размеры, крайние точки и их координаты, наносят на контурные карты изучаемые объекты

Презентация «»Южная Америка»

Карты атласа

Физ.карта

Контурные карты

Иллюстрации.

45.

Строение земной коры и рельеф Южной Америки

Комбинированный

Уметь давать сравнительную характеристику строения земной коры и рельефа Южной Америки и Африки

Сопоставлять карту строения земной коры и физическую карту с целью выявления закономерностей отражения в рельефе строения земной коры

Анализировать и сравнивать профили рельефа

Фронтальный опрос

Беседа

Анализ карт и текста учебника

Анализ  и сопоставление профилей Южной Америки  и Африки

Работают с текстом учебника и физической и картой строения земной коры, нанесение на к.к. изучаемых объектов Сравнивают и анализируют профили рельефа Южной Америки и Африки

Карта строения земной коры

Физическая карта, Контурные карты.

Карты атласа

46

Особенности климата

Комбинированный

Особенности климата

Анализировать карту «Среднегодовое кол-во осадков и ветры в Ю.А»

Беседа

Анализ карты «Среднегодовое кол-во ос. И ветры в ЮА» и текста учебника

Работают с текстом учебника и климатическими картами Выявляют особенности климата в зависимости от климатообразующих факторов

Карта «Среднегодовое количество осадков» Атлас

47

Внутренние воды

Растительный и животный мир материка

Практикум

Амазонка – самая многоводная река мира. Ориноко. Водопад Анхель

Южная Америка – родина многих культурных растений

Уметь составлять описание реки по плану

Обозначать на к.к. изучаемые объекты

Беседа.

 Фронтальный опрос. Практическая работа №  28 итоговая. Описание Амазонки по плану

Анализируют текст учебника и карту природных зон и выявляют особенности флоры и фауны материка, уникальность внутренних вод

Работают с контурными картами Выполняют практическую работу

Презентации

«Амазонка – самая полноводная река мира» «Флора и фауна материка»

Атлас

Контурные карты

Физическая карта

48

Латинская Америка в мире

Урок изучения новых знаний

Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Хоз. деятельность населения

Приводить примеры воздействия человека на природу материка. Наносить на к.к ПИ

Беседа

Устный опрос

Сравнение и анализ карт плотности населения и ПЗ, размещения полезных ископаемых

Сравнивают и анализируют тематические карты, карты атласа и текст учебника и приводят примеры воздействия человека на окружающую среду

Наносят на к.к. изучаемые объекты

Атлас

Карта плотности населения и ПЗ, карта строения ЗК и ПИ, К.карты

49.

Путешествие по Южной Америке

Практикум

Составление маршрутов путешествий

Планировать последовательность и способ действий. Наносить на к.к. маршруты путешествий

Беседа

Фронтальный опрос

Анализ карт

Практическая работа № 29 (тренировочная»Описание страны по плану»

 Обобщают информацию.

Используют средства информационных технологий и составляют маршруты путешествий

Работают с картами атласа и к.к.

Средства информационных технологий

Атлас

Контурные карты

50

Амазония

Урок изучения новых знаний

Географическая -исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение  Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира»

Уметь выделять основную идею текста, делать самостоятельные выводы

Фронтальный опрос

Анализ текста учебника и физической карты

Обсуждают презентации.

Работают с текстом учебника, картами атласа, физической картой и выделяют черты хозяйственного освоения Амазонии

Презентация «Хозяйственное освоение Амазониис учетом сохранения ее животного и растительного мира»

Атлас и физическая карта

51.

Северная Америка

Урок изучения новых знаний

Образ материка. Географического положения. Крайние точки,  размеры

Уметь опр. ГП материка.

Беседа

Анализ физической карты

Принимают участие в обсуждении презентации

Работают с текстом учебника, физической  и контурными картами Определяют крайние точки и их координаты, наносят на контурную карту изучаемые объекты

Определяют черты географического положения, размеры материка

Презентация

«Северная Америка»

Атлас и физическая карта

Контурные карты

52

Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности

Комбинированный

Строение земной коры и его влияние на рельеф.

Климатические особенности

Объяснять размещение крупных форм рельефа

Анализировать влияние на климат географической широты, течений, рельефа. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения, используя карты

Фронтальный опрос

Анализ текста учебника и климатической карты

Практическая работа № 30 итоговая Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин СА

Работают с текстом учебника, картой строения и контурными картами

Объясняют размещение крупных форм рельефа

Выполняют практическую работу

Атлас и карта строения земной коры

Контурные карты

53

Внутренние воды

Урок изучения новых знаний

Крупные реки и озера. Великие озера. Водопады Ниагарский и  Йосемит

Уметь характеризовать по картам размещение крупных  рек и озер.

Наносить на к.к. изучаемые объекты

Фронтальный опрос

Анализ физической карты

Обсуждение презентаций

Работают с текстом учебника, физической и контурной картой (наносят изучаемые объекты).  Изучают по картам размещение крупных рек и озер

Презентация «Ниагарский водопад»

Атлас и физическая карта

Контурные карты

Физическая карта

54

Растительный и животный мир. Памятники Всемирного наследия

Комбинированный

Флора и фауна. Почвы

Объяснять особенности размещения природных зон на основе сопоставления карт

Фронтальный опрос

Анализ физической карты и карты природных зон.

Работают с текстом учебника, тематическими и контурными картами (наносят изучаемые объекты).

Объясняют особенности размещения природных зон

Презентация «Памятники Всемирного наследия»

 Почвенная карта.

Карты атласа и карта природных зон и физическая карты

Контурные карты

55

Англо-Саксонская Америка

Урок изучения новых знаний

Освоение  Северной Америки. США и Канада – сходство и различия.

США и Канада – центры мировой экономики и культуры

Объяснять историю освоения территории

Подготавливать и обсуждать презентации об экономике и культуре США и Канады

Беседа

Анализ текста учебника, политической карты

Работают с текстом учебника, дополнительной информацией

и политической картой

Объясняют историю освоения территории и принимают участие в обсуждении презентации

Презентация: « США и Канада – крупнейшие экономически развитые страны»

Атлас

Источники дополнительной информации

Политическая карта

56.

Путешествие по Северной Америке

Практикум

Разработка и составление маршрутов путешествий

Владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание.

Использовать средства информационных технологий

Устный опрос

Анализ текста учебника и средств информационных технологий

Работают с текстом учебника и средствами информационных технологий, тематическими картами, Составляют и

наносят на контурную карту маршруты путешествий

Атлас

Источники дополнительной информации

Контурные карты

57

Евразия – образ материка

Урок изучения новых знаний

Размеры, географическое положение, крайние точки и их координаты

Уметь составлять характеристику  географического положения. Определять  координаты крайних точек. Сравнивать географическое положение Евразии и Северной Америки. Находить на физической карте и наносить на контурную карту изучаемые объекты

Беседа

Анализ карт и текста учебника.

Обсуждение презентаций

Работают с физической  и контурными картами., картами атласа, текстом учебника

Дают характеристику географического положения материка, определяют координаты крайних точек, определяют размеры материка.

Наносят на контурную карту изучаемые объекты

Принимают участие в обсуждении презентации

Презентация

«Евразия –самый большой по площади материк»

Иллюстрации

Атлас

Физическая  и контурные карты

58

Строение земной коры и рельеф

Комбинированный

Особенности строения земной коры и рельефа. Влияние древнего оледенения на рельеф. Стихийные пр. явления

Определять. платформы, лежащие в основании материка. Объяснять закономерности строения земной коры  и рельефа

Анализировать карту «Стихийные явления на территории Евразии»

Фронтальный опрос

Анализ физической карты и карты строения земной коры ,нанесение на контурную карту изучаемых объектов

Работают с физической картой, картой строения земной коры  и контурными картами (наносят изучаемые объекты) и выявляют особенности строения земной коры и черты рельефа и минеральных ресурсов.

Обсуждают презентацию

Презентация «Стихийные природные явления»

Карта строения земной коры

Физическая карта

Карта «Стихийные пр. явления на территории Евразии»

59

Особенности климата

Комбинированный

Влияние рельефа на климат материка

Характеризовать особенности климата материка

Читать климатические диаграммы

Устный опрос

Анализ текста учебника и тематических карт

Работают с картами атласа и климатической картой.

Работают с учебником Объясняют: как рельеф влияет на климат материка

Определяют типы климатов по климатическим диаграммам

Климатическая карта

60

Крупнейшие реки и озера.

Природные зоны

Комбинированный

Крупные реки и озера. Природные зоны.

Географическая -исследовательская практика. Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира»

Объяснять разнообразие растительного и животного мира, обилие рек и озер.

Находить на физ.к. реки и озера и наносить их на к.к

Фронтальный опрос

Анализ карт и текста учебника

Работают с текстом учебника, физической и  контурными картами – наносят изучаемые объекты. Объясняют разнообразие растительного и животного мира, обилие рек и озер, в зависимости от особенностей климата и рельефа.

Принимают участие в подготовке

 проекта «Традиции и обычаи народов мира»

Презентация «Озеро Байкал»

Атлас

Физическая карта

К.карта

.

61

Европа в мире

Урок изучения новых знаний

Исторические особенности освоения и заселения Европы. Регионы зарубежной Европы

Политическая карта Европы

Уметь объяснять роль Европы в формировании современного мира. Сравнивать города различных регионов. Наносить на контурную карту

Самые большие государства и их столицы

Беседа

Анализ источников дополнительной информации и текста учебника

Практическая работа № 31 итоговая Составление по картам сравнительного описания стран

Практическая работа № 32 тренировочная Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии

Работают с политической и физической картами

текстом учебника и дополнительной информацией

Определяют  географическое положение стран Европы. Объясняют ее роль в формировании современного мира

Наносят на контурные карты самые большие по площади государства и их столицы Классифицируют страны по уровню развития

Выполняют практическую работу

Презентация «Европейские государства»

Политическая карта

Контурные карты

Тренажер

Атлас

Учебник

Туристическая схемы

62

Азия в мире

Урок изучения новых знаний

Географическое положение   Азии и ее отличие от других частей света

Уметь характеризовать по тематическим картам пр.условия и ресурсы. Устанавливать по статистическим данным и карте численность и плотность населения. Составлять сравнительное описание стран Азии

Устный опрос

Анализ текста учебника и дополнительной информации

Практическая

 работа № 33 тренировочная Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии

Принимают участие в обсуждении презентации

Работают с

тематическими картами атласа – физической, политической, минеральные ресурсы .

Текстом учебника и дополнительной информацией

Находят на физической  и политической карте и наносят на контурные карты большие по территории государства, их столицы, крупные города и другие географические объекты Составляют сравнительное описание стран

Выполняют практическую работу

Презентация

«Япония»

«Индия»

Политическая карта

Контурные карты

Тренажер

Атлас

Учебник

Физическая карта

63

Повторение. Развитие ЗК Земли

Гипотеза А.Вегенера

Внутренне строение Земли

Устный опрос

Работа с текстом учебника и тематическими картами

Принимают участие в обсуждении презентации

Презентация

«Внутреннее строение Земли»

Атлас

Тектоническая карта

64

Повторение. Климаты Земли

Циркуляция атмосферы

Климатообразующие факторы

Устный опрос

Работа с текстом учебника и тематическими картами

Работают с климатической картой и текстом учебника

Атлас

Климатическая карта

65

Повторение. Внутренние воды

Крупнейшие речные системы мира и озера.

Устный опрос

Работа с текстом учебника и тематическими картами

Принимают участие в обсуждении презентации Работают с тематическими картами и текстом учебника

Презентация «Крупнейшие реки и озера мира»

Атлас

Физическая карта

66

Повторение. Политическая карта мира

Основные типы стран

Формы правления.

Государственный строй

Устный опрос

Работа с текстом учебника и тематическими картами

Работают с тематическими картами и текстом учебника

Атлас

Политическая карта

67

Повторение. Растительный и животный мир Земли

Устный опрос

Работа с текстом учебника и тематическими картами

Принимают участие в обсуждении презентации Работают с тематическими картами и текстом учебника

Презентация «Флора и фауна Земли»

Иллюстрации

Карта природных зон

Атлас

68

Повторение. Почвенное разнообразие

Разнообразие почв

Основные свойства почв.

Устный опрос

Работа с текстом учебника и тематическими картами

Работают с почвенной картой

Анализируют текст учебника

Почвенная карта

Атлас

69

Повторение.

Природные зоны Земли

Разнообразие природных зон

Причины образования ПЗ

Устный опрос

Работа с текстом учебника и тематическими картами

Работают с картой «Природные зоны Земли»

Карта природных зон

Карты атласа

70

Итоговый урок

         Итоговой тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аннотация к рабочим программам по географии. Полярная Звезда. 6-11 класс.

аннотация к рабочим программам по географии. Полярная Звезда. 6-11 класс....

Рабочая программа по географии «Полярная звезда» 5-9 класс

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА            Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содерж...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...