Педагогическая идея «Активные формы обучения в преподавании географии»
материал по географии по теме

Крохмалюк Анастасия Владимировна

Описание  использования ролевых игр в методике обучения школьной географии . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_ideya.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Комсомольская основная  общеобразовательная школа
Учитель географии Крохмалюк Анастасия Владимировна.                                                                  Педагогическая идея
«Активные формы обучения в преподавании географии»

Современный этап совершенствования процесса обучения в школе требует пересмотра, прежде всего системы работы учителя с учащимися. Акцент делается на максимальный рост социальной активности, развитие творческого потенциала на углубление и развертывание всех способностей школьников. Дифференциация общеобразовательной школы предполагает, прежде всего, развитие интересов, потребностей, способностей учащихся.

В настоящее время многие преподаватели школ отмечают, что основной способ формирования познавательного интереса, умственной активности, творческой самостоятельности - это
совершенствование форм и методов обучения.

Активизация учебно-воспитательного процесса предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности. Поиски обновления методов обучения ведутся в разных направлениях, но одним из наиболее эффективных считается использование игровых методов в учебном процессе.

Предметом моей работы является использование
 ролевых игр в методике обучения школьной географии учащихся подросткового возраста. Ролевые игры имеют свой сюжет, и их участники выполняют определенные роли (ученых, путешественников, корреспондентов, знатоков и пр.) В процессе игры участники работают с разнообразными источниками знаний, готовят выступления, выполняют задания практических или самостоятельных работ. Примером ролевых игр может служить урок-конференция и ее разновидность – урок-марафон, урок-КВН и др. Ролевые игры имеют хорошие возможности для организации дискуссий, особенно по экологическим и народнохозяйственным проблемам, их можно применять не только в старших классах, но и на уроках физической географии. Для проведения ролевых игр требуются определенные условия: нужно выбрать для этой формы работы сравнительно несложный материал; важно, чтобы в таких играх участвовали все учащиеся класса. В процессе ролевой игры можно использовать технические средства, наглядные пособия, периодическую печать. Ролевые игры активизируют деятельность учащихся, формируют познавательный интерес, позволяют осуществлять связь обучения с жизнью, дают возможность использовать дифференцированный подход к учащимся как в ходе индивидуальной, так и групповой деятельности. А чтобы участвовали все учащиеся класса, следует продумать форму их деятельности. Это могут быть отчеты о конференции, репортажи в газету или предположения и «проекты», если в ролевой игре использовались творческие задания.

Ролевые игры в обучении географии
Сколько бы мы не рассуждали о психологии учеников, в том, что каждый ребенок талантлив и интересен, думаю - бесспорно. А мы – учителя, должны помочь раскрыть этот талант, дать ему развитие.
«Наша школа меняется. Учебный процесс все в большей степени ориентируются на формирование личности учащегося, на мотивацию его учебной деятельности и развитие познавательных интересов.

Во-первых, обучение нацеливает на конкретное знание географических особенностей различных территорий. Во-вторых, подчеркивает широкий территориальный охват изучения географии мира. И в-третьих, в нем соединены воедино два ведущих методических принципа – знать и мыслить. Они развивают у школьников воображение, мышление, волю, способствуют вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, предполагают личностный подход в игровой ситуации, стимулирует познавательную активность учащихся. Именно в игре строится непринужденное общение между учеником и учителем, когда учитель ориентирован не только на изучение школьной географии, но и на личность ребенка в целом.
Ролевые игры способствуют организации групповой формы работы учащихся, развитию самостоятельной познавательной деятельности, при этом формируются и закрепляются умение работать с картой, текстом учебника, дидактическим материалом и пр. Для ролевых игр характерно преобладание самообучения над обучением, а поисковый, мыслительный и организационный компоненты игровой деятельности формируют у детей исследовательское, творческое отношение к действительности. Это означает, что так практически формируется новое содержание деятельности обучения.                                                                                                                                                                                      
Учащиеся на уроках обобщающего повторения зачастую испытывают нервозность и усталость. А избежать этого можно, используя на уроках ролевые и другие игры. Одна особенность ролевых игр – соединение индивидуальной деятельности учащихся с коллективными, групповыми формами. Действительно, наряду с коллективными оценками в процессе игры каждый ученик имеет свою индивидуальную оценку, одновременно с индивидуальными заданиями можно практиковать и групповые, рассчитанные на коллективный труд. Примером такого труда может служить выбор наиболее серьезного вопроса для команды противника, когда группа обсуждает его и принимает решение. Ролевые игры тогда будут выполнять свою задачу, когда они будут отвечать определенным признакам. Ролевые игры всегда включают коллективную деятельность и имеют своей целью формирование определенных знаний и умений.

Классификация ролевых игр

Ролевые игры можно распределить на
три группы: 
• Самые простые игры – состязания;

• Более сложные – ситуационные, проблемные – решением какой либо проблемно-игровой ситуации;
• Высшей степени сложности – условные игры – разбор производственной ситуации, конфликтов, решение какой-либо глобальной проблемы.

В настоящее время нерешенными задачами является выявление методических условий, разработка содержания и технологии проведения ролевых игр в системе других форм обучения.
Ролевые игры могут быть классифицированы и следующим образом: 
• Первый уровень сложности (учащиеся должны воспроизводить полученную информацию в готовом виде). Это КВНы, «Что? Где? Когда?, блиц-турниры и пр.
• Второй уровень сложности (учащиеся должны проводить аналогию, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи). Примером таких игр могут служить пресс-конференции и игры, где учащимся нужно анализировать, применять полученные знания, различные симпозиумы и совещания.
• Третий уровень сложности (характер этих игр частично-поисковый и исследовательский). Это экологические и др. игры.

Примеры ролевых игр по уровням сложности
Урок КВН по теме «Природа Африки» 

Цель урока: закрепить знания учащихся о природе Африки.
Оборудование: карта Африки, компьютер и мультимедийное оборудование. Команды придумывают названия для своей команды, эмблему, выбирают капитана (задание дается заранее).
-Конкурс капитанов. Каждый ответ 2 балла. Если ответ неполный, то 1 балл.
1.В каких районах Африки катаются на лыжах?
2.Почему почвы в Африке красно-желтые, красные, красно-бурые?
3.Что ты знаешь о финиковой пальме?
4.Как бы ты оделся, если бы оказался в устье реки Конго?
- Конкурс «Путешествие по Африке».
(на знание номенклатуры)
Каждая команда получает контурную карту и список номенклатурных объектов, которые обозначены определенными цифрами. Учащиеся должны расставить цифры на местоположение объектов.
Конкурс «Почемучка». За каждый ответ 2 балла. Если ответ неполный, то 1 балл.
Учащиеся отвечают на вопросы. Два вопроса каждой команде.
1.Почему Африка самый жаркий материк? Почему?
2.Какая река Африки самая многоводная? Почему?
3.Какой рельеф преобладает в Африке и почему?
4.Почему в Африке находится самая большая пустыня мира – Сахара?
–Конкурс «Рассказ о природной зоне». Максимальное количество 5 баллов.
Команды рассматривают изображения природных зон и составляют их описание
по плану:
1. Географическое положение.
2. Климат.
3. Почва.
4. Растительность.
5. Животный мир.
Подведение итогов. Выставление оценок.

Уроки с применением активных форм обучения проходят живо, интересно, нет скучающих и безразличных. В условиях современной школы необходима перестройка взаимоотношений учитель-ученик, ученик-учитель, ученик-ученик. Осуществить эту перестройку помогут активные формы обучения. Одной из таких форм является игра. Игра - средство воспитания и обучения детей. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры в сочетании с другими методами и приемами повышают эффективность преподавания географии, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному освоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы.

Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствует поставленной цели – развитию личности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных форм обучения в преподавании биологии с целью развития творческих способностей учащихся.

Задача формирования навыков самостоятельного учебного труда, развития интеллектуальных способностей учащихся диктуется развитием современного общества, усиливающимся потоком информации из ...

Статья.Использование задачной формы обучения в преподавании русского языка и литературы.

В настоящее время скорость обновления знаний и технологий огромна.Это требует постоянного повышения уровня профессионализма,переподготовки.Значит,необходимы изменения в структуре образования, включени...

Методический семинар Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления.

В настоящее время в России происходят огромные изменения во всех сферах жизни. Нарастают темпы интеграции России в европейское и мировое сообщество. Мы все больше ощущаем чувство причастности к жизни...

Презентация к методическому семинару "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления".

План семинара "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления". 1.Вводная часть. 2. Актуальность проблемы формирования глобального мышления учащ...

Активные формы обучения в преподавании географии

Активные формы обучения в преподавании географии...

Выступление на республиканском Фестивале педагогического мастерства «Созвездие – 2014» по теме: «Преподавание географии в рамках реализации стандарта второго поколения»

С 2012 года МБОУ «СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова» а. Понежукая Теучежского района  является инновационной площадкой по введению федерального государственного  образовательного стандарта в основн...

Использование активных форм обучения в преподавании технологии.

Презентация "Использование активных форм обучения в преподовании технологии". В презентации рассмотрены формы работы, повышающие уровень активности обучения на уроках технологии....