Урок по географии в 9 классе "Природная специфика Северо-Западного региона"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Природа и ресурсы Северо-Западного экономического района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок95.89 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

Образовательные: определить  особенности природы региона; создать знаковую модель природно-ресурсного потенциала  Северо-Западного района; познакомить с населением и городами района.            

Развивающие: способствовать формированию информационной культуры учащихся; формировать умение работать с разными источниками географической информаци; анализировать собранную информацию, логически доказывать географическое мышление школьников; формировать их картографическую грамотность.

Воспитательные: способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине; развивать коммуникативную деятельность.

Тип урока:  комбинированный – урок объяснения нового материала, повторения пройденного материала, закрепление полученных ранее и приобретенных на текущем уроке знаний, умений и навыков.

 Оборудование:  карты атласа 9 кл.,8 кл, учебник, тетрадь, проектор для показа презентации, компьютер,  презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель:                           Я спешу  сказать вам - «Здравствуйте»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

  Я спешу  сказать вам – «Благости»,

  Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам - «Радости»,

                                             Удач, успехов и везенья!

                                             Чтоб пожелать всем в этом классе

                                              Прекраснейшего настроения!

 Доброе утро, дорогие ребята!  Я счастлива, видеть ваши сияющие глаза, и начинаем  урок географии!

2. Проверка уровня усвоения материала прошлого урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с “Северо-западным экономическим районом России”. Слайд 1,  но сначала давайте вспомним. Что мы уже знаем про этот район.

Учитель:  Какие области входят в состав Северо-Западного экономического района? Ученики: Ленинградская обл., Псковская обл., Новгородская обл., Калининградская обл., Санкт - Петербург (показать на карте). Слайды  2.3.4.5.6

Учитель: Что вы можете сказать о площади этого района?

Ученики: Это самый маленький по площади экономический район. Слайд 7

Учитель: Что можно сказать о географическом положении района.

Ученики: Район имеет приморское положение, он омывается Финским заливом Балтийского моря. Имеет морские порты Санкт-Петербург и Калининград. После распада СССР роль порта Санкт-Петербурга возросла, т.к. Россия потеряла незамерзающие порты Эстонии, Латвии, Литвы. И остались два порта Санкт-Петербург и Калининград (показать на карте).

Через систему каналов имеет выход в Волгу и в Белое море (показать точно через какие каналы и назвать их).

Учитель: Каковы соседи?

Ученики: Соседи района – Северный (Европейский север) и Центральный районы (показать на карте). Слайд 8

Учитель: С какими странами граничит этот район?

Район имеет приграничное положение – он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, а Калининградская область с Литвой и Польшей (показать на карте). Слайд 9

Учитель: А как изменялось географическое положение района?

Ученики: ЭГП района менялось. Район был рано заселен, т.к. находился на торговом пути “Из варяг в греки”. Вначале 17 в. выход в Балтийское море был закрыт шведами и только после победы в войне со шведами выход на Балтику был возвращен России.

Учитель: Сделайте вывод о экономико-географическом положении района.

Ученики: Северо-Западный регион имеет выгодное экономико-географическое положение. Слайд 10

Учитель: Чтобы оценить ваши знания по прошлой теме проведем тестирование.

1. Количество субъектов Федерации в С-ЗЭР: 1) 4; 2) 5; 3) 6

2. Какой субъект Федерации С-ЗЭР выходит к государственной границе РФ с Финляндией?

3. Укажите количество зарубежных государств, с которыми граничит Северо-Западный район:

4. Укажите пару регионов, входящих в состав Северо-Западного региона:

а. Калининградская и Псковская области

б. Псковская и Новгородская области

в. Новгородская и Вологодская области

5. Состав Северо-западного района:?

1. Новгородская область

2. Ленинградская область

3. Республика Удмуртия

4. Калининградская область

5.  г. Москва

6. г. Санкт-Петербург

7. Владимирская область

8.  Псковская область

Учитель: Обменяйтесь работами и оцените работу соседа.

Работа с контурными картами.  Слайд 11.12

1.Укажите страны, с которыми  граничит  Северо-Запад.

2.Выделите города, которые являются административными центрами субъектов Северо-Запада.

3. Выделить области входящие в Северо-Западный район.

 Слайд 13. 14 Проверка работ

3. Изучение нового материала.

Учитель: Тема сегодняшнего урока. Слайд 15.

Учитель: Девиз нашего урока: Слад 16.

 Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цветы вобрать в себя глазами,
Пройти по родной земле горящими ступнями,

 Всё воспринять - и снова воплотить.

Учитель:   Подумайте, пожалуйста, чему бы вы сами хотели сегодня на уроке научиться, что нового узнать? (каждый ученик на отельных листках записывает свои цели изучения темы)Эти листки размещаются на «Дереве ожиданий».       

Цели урока:  Слайд 17

Учитель: работать сегодня мы будем по группам.

Работа в группах по инструктивным карточкам

Задание 1 группе:  определить природные условия. Слайд 18

1. Рельеф ______________________________________________________________

2. Климат: а) тип климата_________________________________________________

б) ср.tя ____________________, ср.tи _____________________________________

в) годовое количество осадков, увлажнение __________________________________

Задание 2 группе: ресурсную базу  Слайд 19.

Природные ресурсы Северо-Западного района

Виды природных ресурсов

Перечень данных природных ресурсов

1. Минеральные

 

2. Водные

 

3. Лесные

 

4. Почвенные

 

5. Биологические

 

6. Рекреационные

 

Сделать вывод:________________________________________________________

Задание для 3-й группы. Слад 20.

Население района

Цель: изучить население района и составить демографическую справку

Ход работы:

Используя текст учебника §42 (с.193-195), картосхему “Санкт-Петербургская агломерация” (рис. 83 с. 195), карты атласа (“Народы России”, “Плотность населения”), статистический материал (табл.40 с. 163) и дополнительную литерату-ру, составить демографическую справку по следующему плану:

1) численность населения района, доля в России______________________________

2) национальный состав___________________________________________________

3) плотность населения (высчитайте: плотность населения = численность населения / площадь района)______________________________________________________________

4) доля городского населения (сравнить с российскими показателями)____________

5) город-миллионер, крупные города, их численность населения_________________

6) состав Санкт-Петербургской агломерации (перечислить города агломерации)___

7) миграция населения____________________________________________________

Сделать вывод:____________________________

Учитель: Прежде чем начать работу, давайте вспомним, с какими картами мы

будем работать?

Ученики: 1 группа - климатическими

2 группа: почвенная, физическая, растительности

3 группа: народы России.

Работа в группах осуществляется под музыку Поль Мориа. Слайд 21

Отчеты групп

1 группа: природные условия  

 ►    Расположен на северо-западе Русской равнины.

►    Морской ледниковый рельеф.

►    Климат умеренно-континентальный.

►    Область избыточного увлажнения.

Слайд 22

2 группа:

Минеральные ресурсы Слайд 22

►     Крупнейшие реки: Нева, Нарва, Волхов, Свирь, Ловать, Мста

►    Крупнейшие озера: Ладожское, Псковское, Чудское, Ильмень

Вывод: Район богат водными ресурсами

Как их использует человек?

►    Слайд 22. Гидроэнергетические ресурсы составляют 11,5 млрд Квт*ч.

►    Гидроэнергоресурсы: Волхов, Свирь

Вывод: Эксплуатация гидроэнергоресурсов затруднено из-за равнинного характера рельефа.

- Лесные ресурсы Слайд 22

Покрытость территории района – 30%.

►     Леса многослойные.

►    Запасы древесины не превышают 200 млн. куб.м.

►     Большая часть лесных массивов района изъята из промышленного использования, так как имеет большое водоохранное и рекреационное значение.

Слайд 22- Рекреационные ресурсы, что это?( условия для отдыха человека)

►    Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами - памятники истории и архитектуры, природные ландшафты - зоны отдыха и туризма.

►    Сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков.

Учитель: Подведем итог. Слайд 23. Регион не богат природными ресурсами, природные условия малопригодны для развития сельского хозяйства.

Слайд 24. Опережающее задание. Ладожское озеро. Приложение 1.

3 группа: Слайд 25

Плотность населения -  Средняя плотность:44,27 чел/кв. км., Максимальная плотность:76,9  чел/кв. км. Ленинградская область , 15,3 чел /кв. км.- Псковская область ,13,6 чел/кв. км.- Новгородская область.

Расселение населения:

 Доля городского населения: 87 %, Число городов: 55,  Крупнейшие города (более 100 тыс.чел.):

Санкт-Петербург - 4661 тыс. чел

Великий Новгород – 674,1 тыс. чел.

Псков – 202,7 тыс. чел.

Великие Луки – 104,9 тыс. чел.

Приложение 2.

4. Физкультминутка. Метод релаксации «Четыре стихии». Слайд 26

Приложение 3

Учитель: А сейчас совершим небольшое путешествие по городам Северо –

Западного района. (демонстрация фотографий).  Слайды 27- 52.

5. Закрепление.

Викторина.  Слайд 53-58.

1)Какие области входят в состав Северо-Западного района?

ОТВЕТ:     Области: Ленинградская, Псковская,  Новгородская, Калининградская.

2)Северо-Западный район имеет … положение

ОТВЕТ:          Приморское и пограничное.

3)Половина населения  Северо-Запада проживает в …

ОТВЕТ:              Санкт-Петербурге

4)Северо-Запад … природными ресурсами.

ОТВЕТ:         не богат

5)Население района составляет … человек, из которых … живет в …

ОТВЕТ:      9 млн.   4,6 млн.    Санкт-Петербурге   

Не глядя на карту, выберите правильный ответ: Слайд 58.

 1) Какая область граничит с Латвией, Псковская или Новгородская?

    (Псковская).

2) Какая область находится севернее Ленинградская или Новгородская?

    (Ленинградская).

3) Какая область находится южнее Калининградская или Псковская?

    (Псковская).

4) Какая область граничит с Карелией Псковская или Ленинградская?

    (Ленинградская).

5) Дворцово-парковые ансамбли находятся в Калининграде или С.-Петербурге?

     (С.-Петербурге).

6) В какой области находится Чудское озеро?

    (Псковской).

6. Стадия рефлексии. Слайд 59-60.

Учитель: Как вы считаете, добились ли вы целей, которые ставили в начале урока?

7. Домашнее задание. 

Приложение 1

Ладожское озеро.

В древние времена Ладожское озеро называлось Нево, вероятно, от финского “болото”, “трясина”. На берегу Ладожского озера люди жили ещё в эпоху неолита. Эти поселения известны под названием Ладожских стоянок . От этих стоянок и озеро стали называть Ладожским. На берегу озера находится Петрокрепость, бывший Шлиссельбург. Напротив крепости, на остове видны старинные стены крепости Орешек.

Во время Великой Отечественной войны крепость охраняла “дорогу жизни”. “Дорога жизни” зимой 1942 года действовала 152 дня: с ноября по апрель. За этот период было перевезено 700 тысяч тонн продовольствия. Гитлеровцы бомбили дорогу. Но зенитчики крепости Орешек стойко защищали “дорогу жизни”.

        Площадь озера составляет 17700 кв. км. Озеро протянулось с севера на юг на 219 км. Средняя глубина – 51 м. Наибольшая глубина – 230 м в северной части. Северный берег Ладожского озера – скалистый, изрезанный узкими, длинными заливами. Остальные берега пологие и узкие.

На Ладожском озере часты туманы. Нередко случаются сильные продолжительные штормы, когда волны достигают 3 м. По условиям судоходства Ладогу приравнивают к морям. На озере множество островов (около 650). Один из островов Валаам. Остров давно уже стал знаменитым и известен всему миру Валаамским Преображенским монастырём, воздвигнутым в 14 веке. В Ладогу впадает 35 рек, а вытекает одна река Нева. Нева полноводна и глубока. В устье Невы стоит на островах Невской дельты красавец город Санкт-Петербург. А жизнь Неве дала Ладога.

Приложение 2.

   Население  Северо – Западного района-7.99 млн. человек или 4% общей численности населения России. За 1992-2002 гг. численность жителей, проживающих на территории, сократилась на 4.5 %, при этом наибольшее снижение отмечается в Санкт-Петербурге-5,2%.

    Размещено население неравномерно: 80,4 % жителей района приходится на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Район отличается высокой плотностью населения 40.6 человек на 1 км.кв, что почти в 5 раз превышает средние показатели по стране.

    Население начиная с 1992 г. постоянно сокращается- за последние 10 лет почти на полмиллиона. Естественный прирост в 2002 г. составил – 10.5 % (в России -6.5 %). И является самым низким среди других районов.  Особенно неблагоприятная демографическая обстановка складывается в Псковской и Новгородской областях. Естественная убыль населения сопровождается изменением возрастной структуре в пользу лиц пожилого возраста (22.7% против  20.7 % РФ) и сокращением лиц молодого возраста (15.8%- самый низкий показатель среди районов страны).

   Северо-Западный район отличается высоким уровнем урбанизации: 8.7% населения проживает в городских поселениях, При этом 80% сконцентрировано в крупнейшей городской агломерации Санкт-Петербургской. Наименьшая часть городского населения отмечается в Псковской области-65.3%.

Приложение3.

  • Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
  • Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
  • Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
  • Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

Приложение 4

C:\Users\Татьяна\Downloads\image001_28.jpg

Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9

Открытый урок

Тема:

«Природная специфика Северо - Западного района: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород».

Продолжительность : 1 урок, 45 минут.

Класс 9

Технологии: работа в парах.

Автор работы: Костюшина Т.Н.,

учитель 1 квалификационной категории.

Узловая

2015 г.

Самоанализ урока

Тема урока «Природно-ресурсный потенциал и население Северо-Западного района». 

В 9 «Б»  классе обучается 16 человек: 7 юношей и 9 девушек.

Личные наблюдения за поведением учащихся на уроке,  индивидуальные занятия, беседы с учащимися и их родителями, постоянные контакты с классным руководителем позволили мне составить следующую характеристику класса:  на лидерство претендуют несколько учеников.  Двое  учащихся имеют ослабленное зрение, три учащихся обладают чрезмерной возбудимостью. Следует отметить слабо развитую волевую сферу у трех учащихся. У них не развито произвольное внимание. Эти ученики не умеют слушать других, отвлекаются, часто нарушают дисциплину. 8  учеников имеют повышенный познавательный интерес, твёрдую установку на учение, они активны в работе на протяжении всего урока. Вторая половина учится по географии на « 4» и «3». Два ученика имеют низкий уровень обученности и обучаемости. У них большие пробелы в знаниях и умениях по предмету за предыдущие классы.

Рабочая программа «География России», 8-9  классы составлена на основе:

федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (Сборник нормативных документов. География/ Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.);

примерной программы для основного общего образования по географии. (Сборник нормативных документов. География/ Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-еиздание -  М.: Дрофа, 2008.);

программы «География России » 8-9 классы,  Автор И.И. Баринова, В.П. Дронов . (Сборник Программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 классы/ Составитель Е.В. Овсянникова  –  2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010г.);

Учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. РОМ, А.А. Лобжанидзе.География России. Хозяйство и экономические районы. 9 класс. М.:: Дрофа. 2011 г.

Программа расчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Место урока: тема «Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород».», седьмой урок по теме Европейская Россия.

Тип урока:  комбинированный – урок объяснения нового материала, повторения пройденного материала, закрепление полученных ранее и приобретенных на текущем уроке знаний, умений и навыков.

Задача организационного этапа-создание позитивного эмоционального настроя учащихся, Поэтому урок начинается с пожелания доброго здоровья, успехов и прекраснейшего настроения.

Проверка домашнего задания проходит в форме экспресс – опроса и работе с контурными картами.

При изучении новой темы используется работа в парах.  Каждая пара работаем по инструктивным карточкам.

       Применение мультимедийной  презентаций «Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения.» позволяют сделать урок более интересным и динамичным, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися,  помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.  

Предусмотрен здоровьесберегающий компонент: физкультминутка в форме релаксации «Четыре стихии».

              Закрепление проводится в  форме викторины.

               На этапе рефлексии проведен анализ эмоционального состояния учащихся.

Анализ достижений каждого учащегося и его участие в уроке отражены при подведении итога урока.

  Достаточно высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся.

     Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы. Урок носит творческий характер.    

Активность класса можно оценить как высокую.

Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу  на уроке. Считаю, что урок цели достиг.

 Рецензия   на   урок 

«Природная специфика Северо-Западного района: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород »

учителя  географии  Костюшиной Татьяны Николаевны

для учащихся 9-го класса.

Данный урок был представлен в рамках проводимой в школе недели модельных уроков, организованных решением педагогического совета от 18.12.2015 года «Частнопредметные аспекты реализации компетентностного подхода».

На уроке решались следующие цели:

Образовательные: определить  особенности природы региона; создать знаковую модель природно-ресурсного потенциала  Северо-Западного района; познакомить с населением и городами района.            

Развивающие: способствовать формированию информационной культуры учащихся; формировать умение работать с разными источниками географической информаци; анализировать собранную информацию, логически доказывать географическое мышление школьников; формировать их картографическую грамотность.

Воспитательные: способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине; развивать коммуникативную деятельность.

Тип урока:  комбинированный – урок объяснения нового материала, повторения пройденного материала, закрепление полученных ранее и приобретенных на текущем уроке знаний, умений и навыков.

 Оборудование:  карты атласа 9 кл.,8 кл, учебник, тетрадь, проектор для показа презентации, компьютер,  презентация.

Введение нового материала связывается с самостоятельной работой учеников, систематическим применением ими своих знаний на практике (работа с картами атласа  и дополнительной информацией), с непрерывным повторением знаний, умений и навыков в новых связях и сочетаниях.

Учащиеся  проводили исследования, результаты которого были представлены классу. Урок проходил в быстром темпе, действия учеников были четко организованы, что демонстрирует высокий уровень знаний по пройденному материалу и свидетельствует о том, что данный вид деятельности хорошо знаком учащимся. В работу были вовлечены все учащиеся, что позволило проявить себя даже самому слабому ребенку. Подобранный дидактический материал, выбранные формы и методы работы позволили оценить учебные и образовательные результаты учащихся.

Организационная структура урока дает возможность учащимся работать каждому в своём темпе. Учителя же подобная организация в определённой степени освобождает для индивидуальной работы с каждым учеником.

В ходе урока ИКТ применялись  на всех этапах учебного процесса. Слайды презентации выполнены качественно, удачно подобран фон, изображение четкое.

Несомненное преимущество применение компьютерных технологий дает в увеличении плотности урока, без ущерба качеству усвоения, позволяет значительно повысить темп урока, помогает лучше усвоить логику рассуждений.

Сам способ подачи материала, его закрепления вызывает у учащихся интерес в первую очередь своей необычностью (использование компьютерной презентации с большим количеством наглядного материала). Но, несомненно, при проведении такого урока самостоятельность ученика для учителя довольно условна, так как требует удвоенного внимания, своевременной корректировки, а ребёнок наравне с ответственностью и самостоятельностью должен ощущать руку учителя, душевный комфорт, испытывать удовлетворение и удовольствие от работы.

Учащиеся совершили путешествие по городам района, опережающее задание было подготовлено по теме «Ладожское озеро», которое затронуло ВОВ.

На уроке предусмотрена физкультминутка, которая была проведена методом релаксации «Четыре стихии.

Урок прошел успешно, об этом свидетельствуют отзывы учеников в организованной учителем рефлексии.

Заместитель директора по УВР МКОУ СОШ №9: _____________( Милова Е.А.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по теме "Северо-Западный район"

Урок изучения нового. Модульный урок с применением компьютерной презентации. Начинается урок с проблемной ситуации, повторение изученного осуществляется как соревнование по рядам. Изучение нового прох...

Урок географии в 9 классе "Северо-Западный экономический район"

Урок по теме "Северо-Западный экономический район" разработан в соответствии с программой курса "География России" 9 класс для изучения региональнальной части....

Урок на тему: Черноморцы. Казачья колонизация северо-западной части Кубани

Урок на тему: Черноморцы. Казачья колонизация северо-западной части Кубани в8 классе...

Методическая разработка урока по географии для 9 класса "Северо-Западный экономический район"

Разработка урока по теме " Севоро-Запад" выполнена в виде  презентации. В презентации рассмотрены вопросы географического положения, особености прирды, населения, хозяйства....

Методическая разработка урока географии в 9 классе "Северо-Западный экономический район"

Разработка содержит конспект урока, справочные материалы к уроку, оценочный лист учащегося....

Зачетный урок по географии в 9 классе "Северо - Западный район"

Данный урок направлен на ознакомление  учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природно-ресурсного потенциала;Раскрытие роли Северо-Западного района...

Урок по истории России по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" 6 класс

Разработка урока по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" для 6 класса, ФГОС...