Урок по истории России по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс)

Мещерякова Галина Григорьевна

Разработка урока по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" для 6 класса, ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_6_kl_istoriya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:   27.02.2020г.

Класс: 6                              предмет: история России

Преподаватель: Мещерякова Г.Г. – учитель истории МБОУ «Куйбышевская СОШ»

Тема:  Северо – Западная Русь между Востоком и Западом.

Цели урока: создать условия для усвоения учащимися фактов героической борьбы Северо-Западной Руси против агрессии и экспансии крестоносцев и шведов.  Помочь учащимся сформировать представление о полководческом искусстве Александра Ярославовича.

 В ходе урока необходимо продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся:

предметные УУД: привлекать знания из курса истории средних веков о рыцарских орденах;  усваивать и воспроизводить образы исторических событий (походы, сражения) на основе условных картографических изображений;  давать оценку и характеристику исторических событий (последствия, значение побед) и исторических деятелей (Александр Невский);

метапредметные УУД: работать с текстом учебника, обосновывать свои выводы, опираясь на текст, карту; анализировать материал урока для ответа на поставленный проблемный вопрос;

 личностные УУД: взаимодействовать с другими учащимися в ходе групповой и коллективной работы.

Ожидаемый результат: каждый ученик: знает: когда произошли битвы на реке Неве и Чудском озере, каков итог этих битв; умеет: показать на карте места сражений, объяснять ход сражений по картосхеме, работать с текстом учебника, с историческими документами, взаимодействовать с другими учащимися в ходе групповой и коллективной работы.

Основные вопросы изучения материала:

1. Организационный момент, мотивация к уроку.

2. Актуализация знаний учащихся.

3. Походы шведов и походы крестоносцев.

4. Князь Александр Ярославич.

5. Невская битва.

6. Ледовое побоище.

7. Первичное закрепление новых знаний.

8. Рефлексия.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы урока: учебник «История России». 6 класс в 2ч./под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, карта «Русь в XII – XIIIвв.», презентация, карточки, проектор, экран.

Основные понятия и термины:  крестовые походы, орден меченосцев, Ливонский орден, рыцари, экспансия, ополчение.

Основные даты: 15 июля 1240г. – Невская битва, 5 апреля 1242г. – Ледовое побоище на Чудском озере.

Персоналии: Ярослав Всеволодович, Александр Невский, Биргер.

Домашнее задание: §17учебника.

Этап урока. Действия учителя

Действия ученика

Инструкции к диалогам, контроль за выполнением заданий

1. Организационный момент, мотивация к уроку.

- О каком грозном противнике Руси  мы говорили на прошлом уроке?

100 верст не дошли монголы до Новгорода. Но появился новый враг. Это крестоносцы. - Почему крестоносцы выбрали именно это время – середину XIIIв.- для нападения на Северо – Запад Руси? Чем грозило Руси завоевание ее земель крестоносцами?

Вспомним изученный материал.

Ответы учащихся:

Монгольская держава.

2. Актуализация знаний учащихся.

1. Работа по карточкам.

2. Работа у доски «Дерево мудрости»

А) Историческая личность: - Кто такой Батый? Как его имя связано с Русью?

Б) Работа с датами:

1237-1238

1239-1240

1223

В) Работа с картой: - Какой город хан Батый назвал «злым городом»? Почему? Покажите его на карте.

Тема урока: Северо – Западная Русь между Востоком и Западом.

Цель урока: показать значение борьбы русского народа против шведских и немецких захватчиков.

Проблемный вопрос урока:

Как Руси удалось отразить натиск западных крестоносцев? Какое это имело значение?

План урока.

1.Походы шведов и крестоносцев.

2.Князь Александр Невский.

3.Невская битва.

4.Ледовое побоище.

1. Индивидуальная работа обучающихся.

Отвечают на вопросы у доски.

А) Хан Золотой Орды. В 1237г. совершил завоевательный поход на Восточную Русь, разорил и завоевал Северо-восточные княжества на Руси, а в 1239г. он совершил разорительный поход на юго-западную Русь.

Б) 1237-1238гг. – нашествие хана Батыя на Северо-Восточную Русь.

1239-1240 – нашествие хана Батыя на Южную Русь.

1223 – битва на реке Калка.

В) Козельск. За сопротивление около 2-х месяцев (7 недель).

Ученики сами формулируют цель урока.

Ученики читают вопрос.

Карточки (приложение 1)

Вариант 1(1-в,2-г,3-б,4-б,5-а,6-авбг)

Вариант 2 (1-в,2-б,3-в,4-а,5-б,6-вге.)

Плакат «Дерево мудрости» с вопросами (прикреплен к классной доске)

Карта «Борьба Руси против иноземных захватчиков в XIIIв.»

Презентация слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Содержательный этап.

3. Походы шведов и походы крестоносцев.

- Когда в Европе начались крестовые походы?

- Какие цели преследовали крестоносцы?

Задание по группам: прочитать первый и второй пункт параграф 17. Учащиеся первой группы читают пункт 1 - походы шведов (стр. 19-20), учащиеся второй группы – пункт 2 – походы крестоносцев (стр.20-21).

3 группа – 3пункт А.Невский (стр. 21)

Вопрос:

 Каковы причины походов шведов и крестоносцев на Русь?

Какие задачи ставили перед собой шведы и крестоносцы?

В 1096г.

Распространение католической религии, захват новых территорий.

Работа обучающихся в группах по учебнику.

Ответы учащихся: работа у группах

Причины: Отсутствие сильной княжеской власти в Новгороде и Пскове.

Ослабление Руси в результате монголо-татарского нашествия.

Разобщенность русских земель.

Задачи: Завоевание богатых земель Новгорода и Пскова.

Превращение русских людей в своих работников.

Обращение русских людей в католическую веру.

Слайд 5

Учебник стр.19-21

Слайд 6.

Слайд 7.

4.Князь Александр Невский.

Рассказ ученика об А. Невском (в объеме учебника)

Учебник стр. 21

Слайд 8.

5.Невская битва.

15 июля 1240 г. – Невская битва.

Рассказ учителя о Невской битве строится с использованием схемы боя, и дополнительных сведений из «Житие Александра Невского»,

  •  Каково было боевое настроение русских воинов?

Слушая рассказ, учащиеся работают со схемой учебника и готовят ответы на вопросы:

  • Что определило победу русских воинов?
  • Каково значение этой победы?

Запись даты в тетрадь.

Работа по схеме Невская битва.

Работа по документу из «Житие Александра Невского»,

Учебник стр. 21

 Карта Слайд 9.

Учебник с.22

Слайд 10

6. Ледовое побоище.

Наступление шведов было остановлено, но на очереди был новый враг — рыцари-крестоносцы. В 1240 г. они захватили крепость Изборск, а затем Псков. Новгороду снова угрожала опасность. В 1241 г. Александр вернул прежние территории, стянул основные силы (новгородские и суздальские дружины) к Чудскому озеру.

Сравним вооружение крестоносцев и русских воинов.

Защитное вооружение новгородцев состояло из щита, который закрывал воина от плеч до колен, кольчужные рубахи, сделанные из железных колец, и шлема - шишака.

5 апреля 1242г. Ледовое побоище.

Показ места сражения на карте.

мультипликационный фильм проекта ТВЦ «История государства Российского» серия № 83

- Какое значение имела победа русского войска на Чудском озере?

Ответ учащихся.

Запись даты в тетрадь.

Слайд 11,12

Слайд 13.

Слайд 14.

Карта.

Учебник стр. 23

Слайд 15

Фрагмент битвы Ледовое побоище.

Слайд 16.

7. Первичное закрепление новых знаний.

Учитель: “Ребята, вы познакомились с ходом сражений на Неве и Чудском озере. Как вы считаете, почему русские воины одержали победу в этих битвах?” Правильно. Одна из причин победы- полководческое искусство Александра Невского. Чтобы убедиться в этом, я вам предлагаю выполнить задание на карточках в парах.

Какие действия полководца можно отнести к Невской битве, какие к Ледовому побоищу?

1. Хорошо изучил боевые приемы противника.

 2. Умело использовал особенности местности.

 3. Заранее разведал расположение войск противника и его планы.

 4. Внезапно напал на лагерь противника.

 5. Преградил противнику отход к кораблям.

 6. Правильно выбрал время нападения.

 7. Скоординировал действия суздальской дружины и новгородского ополчения.

 8. Скоординировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения.

 9. Использовал прием обманного отступления.

 10. Использовал тактику засады.

Работа с контурной картой.

Примерные ответы учащихся:

 - храбрость воинов;

- умелые действия Александра Ярославовича

Работа в парах.

Самостоятельная работа учащихся.

Карточки с заданием (Приложение 2)

Невская битва – 3, 4, 5, 6, 8,10.

Ледовое побоище – 1, 2, 7, 9.

Карточки, учебник стр.16-17

Ровно через 700 лет после победы на Чудском озере в нашей стране был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры «за проявление, в соответствии с боевым заданием, инициативы по выбору удачного момента для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск».

- В каком году был учрежден этот орден?

- Почему именно в это время вспомнили в нашей стране об Александре Невском?

Дополнительная информация об А. Невском

Проблемный вопрос урока:

Как Руси удалось отразить натиск западных крестоносцев? Какое это имело значение?

1942г.

Это были годы Великой Отечественной войны.

Сообщение учащегося.

Слайд 17

Орден Александра Невского

Слайд 18,19,20

Слайд 21

8. Рефлексия.  (незаконченная фраза)

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я получил от этого урока…

Было трудно…

Запишите свои вопросы для проверки д/з на следующий урок.

Запись вопросов на листах.

Слайд 22

Чистые листы бумаги.

9. Домашнее задание.

Параграф 17, задание по карточкам

Запись д/з учениками.

Слайд 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 6 классе по теме: « Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».

Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами борьбы Руси с немецкими и...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

Урок "Русь между Востоком и Западом. Александр Невский" является частью исторической темы "Русь с древнейших времен до конца 17 века" . Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы я...

Презентация на тему "Северо-Западная Русь между востоком и западом"

Презентация к уроку истории России на тему "Северо-Западная Русь между востоком и западом" 6 класс....

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом (История России, 6 класс)

Тема: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом» (История России, 6 класс)Источник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб...

Конспект урока по истории в 6 классе по теме: "Северо-восточная Русь между востоком и западом"

Конспект урока содержит технологическую карту, перечень используемых ЭОР на уроке....

Урок в деятельностном подходе. Александр Невский. Северо-западная Русь между Востоком и Западом.

Урок в деятельностном подходе. Александр Невский. Северо-западная Русь между Востоком и Западом....