Рабочие программы по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Лисютина Галина Николаевна

Программа, пояснительная записка, тематическое и календарное планирование поучебнику О.А. Бахчиевой  «Экономическая и социальная география» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prgramma_10a_kl_na_2014.docx91.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

на 2014-2015 учебный год

по курсу «Экономическая и социальная география мира»

 О.А. Бахчиева  «Экономическая и социальная география»

Учебник 10-11кл. Москва Издательский центр  «Вентана-Граф » 2014.

10 «А» класс - Базовый уровень
2 часа в неделю

Тема

Количество

часов

10 класс

68

Введение

3

Раздел 1. Общий обзор современного мира

58

Политическое устройство мира

          10

Природа и человек в современном мире

10

Население мира

13

Мировое хозяйство и география основных отраслей

20

Россия в современном мире

5

Резерв

7

Учебно-тематическое планирование

на 2014-2015 учебный год

по курсу «Экономическая и социальная  география мира»

О.А.Бахчиева  «Экономическая и социальная география»

Учебник 10-11кл. Москва Издательский центр  «Вентана-Граф » 2014.

10 «а» класс – 68 часов -2 час в неделю

№ п/п

Наименование раздела и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические оценочные

Введение

3

3

1.

 Экономическая и социальная география в системе географических наук

2.

Методы географических исследований.

3.

Геоинформационные системы. Космический мониторинг Земли.

Раздел 1. Общий обзор современного мира.

58

51

7

1.

Политическое устройство мира

10

9,5

0,5

1.1

Особенности современной политической карты мира.

1.2

Этапы формирования современной политической карты мира.

1.3

Многообразие стран современного мира Пр.1 «Составление политико-географического комментария к событиям на политической карте мира»

0,5

0,5

1.4

Формы правления и административно-территориального устройства.

1.5

Типология стран современного мира.

1.6

Составление многопризнаковой классификации стран.

1.7

Количество и группировка стран

1.8

Развитые страны.

1.9

Развивающиеся страны.

1.10

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Политическая карта мира»

2.

Природа и человек в современном мире

10

8

2

2.1

Географическая среда и человек

2.2

Природно-ресурсный потенциал и ресурсообеспеченность.

Пр.2 Оценка по картам и статистичес-ким материалам ресурсообеспеченнос-ти одной из стран мира.

0,5

0,5

2.3

География минеральных природных ресурсов.

Пр.3 Составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений минеральных ресурсов и районов их наиболее выгодного территориального сочетания

0,5

0,5

2.4

Земельные и лесные ресурсы мира.

Пр. 4 Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов (стран) пахотными землями и лесными ресурсами.

0,5

0,5

2.5

Мировые водные ресурсы.

Пр. 5 Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран мира водными ресурсами

0,5

0,5

2.6

География неисчерпаемых природных ресурсов

2.7

Экологическая проблема — глобальная проблема человечества

2.8

Особо охраняемые территории.

2.9

Географический прогноз развития региона

2.10

Обобщение по теме «Природа и человек в современном мире».

3

Население мира  

13

10,5

2,5

3.1

Изменение численности населения мира и воспроизводство населения

 Пр. 6 Построение схемы-графика «Изменение численности населения».

0,5

0,5

3.2

Демографическая политика.

3.3

Состав населения.

Пр.7 Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира (по выбору)

0,5

         0,5

3.4

Этнический состав населения мира.

Пр.8 Составление таблицы «Основные языковые семьи и группы».

0,5

0,5

3.5

Историко-культурное районирование мира.

3.6

Религиозный состав населения мира

3.7

Размещение и расселение населения мира.  

Пр.9 Определение и сравнение средней плотности населения двух стран и объяснение причин различий.

0,5

0,5

3.8

Миграции населения.

3.9

Влияние миграций на состав населения. Проблемы.

3.10

Городское и сельское население.

Пр.10 Сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира.

2. Обозначение на карте крупнейших агломераций и мегалополисов

0,5

0,5

3.11

Урбанизация-благо или зло.

3.12

Проблемы населения современного мира.

3.13

Обобщение и контроль по теме «Население мира».

4.

География мирового хозяйства

20

18

2

4.1

Мировое хозяйство, этапы его развития.

4.2

Научно-техническая революция (НТР) и мировое хозяйство.

4.3

Факторы размещения мирового хозяйства.

4.4

Территориальная структура мирового хозяйства.

Пр.11 Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными ресурсами.

0,5

         

          0,5

4.5

Топливная промышленность.

Пр.12 Анализ экономических карт мира. Определение основных направлений грузопотоков угля, нефти, природного газа

0.5

0,5

4.6

Энергетика мира

4.7

Мировая металлургия.

4.8

Машиностроение мира.

4.9

Новейшие отрасли машиностроения.

4.10

Мировая химическая промышленность.

4.11

Производство строительных материалов и лесная промышленность.

4.12

Лёгкая и пищевая промышленность мира.

4.13

Сельское хозяйство.

4.14

Растениеводство.

4.15

Животноводство мира.

Сельское хозяйство и окружающая среда.

4.16

Мировой транспорт.

Пр.13 Составление сравнительной характеристики транспортных систем двух стран.

0,5

0,5

4.17

Мировая торговля и сфера услуг.

4.18

Международный туризм.

4.19

Международная специализация и интеграция стран и регионов мира.

Пр.14 Выявление международной специализации крупнейших стран  и регионов.

0,5

0,5

4.20

Обобщение и контроль по теме «Мировое хозяйство и география основных отраслей».

  5.

Россия в современном мире.

5

5

5.1

 

Россия в современном мире.

Особенности географии и структуры международной торговли. Торговые партнеры России.

5.2

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.

5.3

Отрасли специализации.

5.4

Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и СНГ.

5.5

Особенности географии и структуры международной торговли. Торговые партнеры России.

Резерв.

7

7

                    Итого

68

61

7

Календарно-тематическое планирование

на  2014-2015 учебный год

по курсу « Экономическая и социальная  география мира»

О.А.Бахчиева  «Экономическая и социальная география мира»

Учебник 10-11кл. Москва Издательский центр  «Вентана-Граф » 2014.

                                                10 «а» класс-  68 час -2 час в неделю

                                                  Пояснительная записка.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе:

  1. Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень).

2.   Авторской  программы О.А.Бахчиева. Экономическая и социальная география мира. География: программа. 10 – 11 классы общеобразовательных учреждений.  Москва: Издатель- ский центр «Вентана – Граф», 2014.

3. Рабочей программы ГБОУ школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга.

4. Учебника О.А. Бахчиева  «Экономическая и социальная география мира».

Учебник 10-11кл. Москва Издательский центр  «Вентана-Граф » 2014.

5. Жижина Е. А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: экономическая

и социальная география мира. – М.: ВАКО, 2013.

6. Таблицы учебно-тематического распределения часов по географии в 10кл. на 2014-2015 учебный год.

№ п/п

Наименование

раздела и тем

Всего часов

Тип урока

Форма

контроля

Задания

для обучающихся

     Сроки

план

10а

Введение

3

1.

Экономическая и со-циальная  география в системе  географичес-ких  наук.

урок-лекция

§1

Вопрос 3  стр.9

   IX

2.

Методы географичес-ких исследований.

сообще-ния обуч.

§1

IX

3.

Геоинформационные системы. Космический мониторинг Земли.

урок-практикум

§1

IX

Раздел 1. Общий обзор современного мира

   58

1.

Политическая карта мира  

10

IX

1.1

Особенности современ-ной политической карты мира.

урок-лекция

 конспект

§2

IX

1.2

Этапы формирования современной полити-ческой карты мира.

   лекция

  таблица

§2

IX

1.3

Многообразие стран современного мира.

Пр. «Составление классификаций стран мира по различным признакам». 

урок-

практикум

    Пр.р.

§2

     Конт.       карта

  IX

1.4

Формы правления и административно-территориального устройства.

урок- лекция

таблица

§2

Конт. карта

IX

1.5

Типология стран современного мира.

урок-

семинар

§2

    таблица

   

   IX  

1.6

Составление много-признаковой  класси-фикации стран.

урок-

практикум

схема

§2

IX

1.7

Количество и группи-ровка стран.

урок-

практикум

Конт. карта

X

1.8

Развитые страны.

урок- лекция

§3

Конт. карта

X

1.9

Развивающиеся страны.

урок- лекция

§3

Конт. карта

X

1.10

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Политическая карта мира»

зачёт

тест

X

2.

Природа и человек в современном мире

10

   

2.1

Географическая среда и человек.

урок-лекция

тест

§4

X

2.2

Природно-ресурсный потенциал и ресурсо-обеспеченность.

Пр. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсо-обеспеченности одной из стран мира.

  лекция

практикум

     Пр.р.

          §5

   X

2.3

География минеральных природных ресурсов.

Пр. Составление картосхемы размеще-ния крупнейших бассей-нов и месторождений минеральных ресурсов и районов их наиболее выгодного территориального сочетания.

урок-

практикум

§6

Проект «Мировой океан- кладовая природы»

X

2.4

Земельные и лесные ресурсы мира.

Пр. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов (стран) пахотными землями и лесными ресурсами ресурсы мира.

урок-

практикум

§7

X

   

2.5

Мировые водные ресурсы мира.

Пр. Сравнительная ха-рактеристика обеспе-ченности отдельных регионов и стран мира водными ресурсами.

урок-

практикум

Пр.р.

          §8

XI

2.6

География неисчерпаемых природных ресурсов.

урок-

семинар

работа на уроке

§9

XI

2.7

Экологическая проблема — глобальная проблема человечества.

урок-иссле-дование

§10

XI

2.8

Особо охраняемые территории

урок-иссле-дование

Интернет-ресурсы, презентация

XI

2.9

Географический прогноз развития региона.

    урок-

практикум

Интернет-ресурсы

XI

2.10

Обобщение по теме «Природа и человек в современном мире».

урок-зачёт

тест

XI

3

Население мира  

  13

3.1

Изменение  численнос-ти населения мира и воспроизводство насе-ления.

 Пр. 6 Построение схемы-графика «Изменение численнос-ти населения».

урок-исследо-вание

     Пр.р.

        §11

XII

3.2

Демографическая

политика.

урок-лекция

§11

XII

3.3

Состав населения.

Пр.7 Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира (по выбору)

урок- иссле-дование

    Пр.р.

§12

§12

XII

XII

3.4

Этнический состав населения мира.

Пр.8 Составление таблицы «Основные языковые семьи и группы».

практикум

Пр.р.

§13

XII

3.5

Историко-культурное районирование мира.

§13

XII

3.6

 Религиозный состав населения мира.

урок лекция

работа с картами

§14

XII

3.7

Размещение и миграции населения.  

Пр.9 Определение и сравнение средней плотности населения двух стран и объяснение причин различий.

урок дискуссия

§15

XII

3.8

Миграции населения.

лекция

таблица

§15

I

3.9

Влияние миграций на состав населения. Проблемы.

§15

I

3.10

Городское и сельское население.

Пр.10 Сравнение соотношения город-ского и сельского насе-ления в разных регионах мира.

2. Обозначение на карте крупнейших агломераций и мегалополисов.

практикум

Пр.р

§15

I

3.11

Урбанизация- благо или зло.

урок-диспут

§15

I

3.12

Проблемы населения современного мира.

урок-иссле-дование

§16

I

3.13

Обобщение и контроль по теме «Население мира».

зачёт

тест

I

4.

География мирового хозяйства

  20

4.1

Мировое хозяйство, основные этапы его развития

    лекция

§17

II

4.2

Научно-техническая революция (НТР) и мировое хозяйство.

лекция

тест

§18

II

4.3

Факторы размещения мирового хозяйства.

семинар

§19

   II

4.4

Территориальная структура мирового хозяйства.

 Пр. 11 Установление взаимосвязей между размещением насе-ления, хозяйства и природными ресурсами.

урок-лекция

   Пр.р.

§19

II

4.5

Топливная промышленность.

Пр.12 Анализ экономических карт мира. Определение основных направлений грузопотоков угля, нефти, природного газа

практикум

   Пр.р.

§20

II

4.6

Энергетика мира.

КСО

§20

таблица

II

4.7

Мировая металлургия.

КСО

§21

таблица

II

4.8

Машиностроение мира.

КСО

§22

4.9

Новейшие отрасли машиностроения.

урок-исследова-ние

презентации

II

4.10

Мировая химическая промышленность.

КСО

тест

§23

таблица

 III

4.11

Производство строи-тельных материалов и лесная  промышлен-ность.

комбини-рованный

§24

таблица

III

4.12

Лёгкая и пищевая промышленность мира.

  семинар

§25

III

4.13

Сельское хозяйство.

комбини-рованный

тест

§26

III

4.14

Растениеводство.

комбини-рованный

§26

III

4.15

Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.

урок-лекция

тест

§27

таблица

   III

4.16

Мировой транспорт

Пр.13 Составление сравнительной характеристики транспортных систем двух стран.

урок-практикум

Пр.р.

§28

   

  IV

4.17

Мировая торговля и

сфера услуг.

лекция

§29

IV

4.18

Международный туризм.

урок-исследо-вание

презентация

IV

4.19

Международная специализация и интеграция стран и регионов мира.

Пр.14 Выявление международной специализации крупнейших стран  и регионов.

§30

IV 

4.20

Обобщение и контроль по теме «Мировое хозяйство и география основных отраслей».

     

   зачёт

тест

IV

  5.

Россия в современном мире.

     5

5.1

 

Россия в современном мире.

Особенности географии и структуры международной торговли. Торговые партнеры России.

урок-исследо-вание

конспект

IV

5.2

Россия в мировом хо-зяйстве и междуна-родном  географичес-ком разделении труда.

лекция

таблица

IV

5.3

Отрасли специализации.

урок-исследо-вание

Конт. карта

IV

5.4

Участие России в меж-дународных отрасле-выхи региональных организациях. Россия и СНГ.

урок-исследо-вание

сообщение

IV

5.5

Особенности географии и структуры международной торговли. Торговые партнеры России.

урок-исследо-вание

V

 Резерв        

   7

 

V

 Итого

  68

                                                   

                                                                   УМК

Программа.  Бахчиева О.А. География. 10-11 класс. П. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Учебник: Бахчиева О.А. География. 10-11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Атлас:

Атлас: Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Изд-во: АСТ-Пресс, 2014.

Методические пособия для учителя:

      Жижина Е. А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: экономическая и социальная география мира. – М.: ВАКО, 2013.

Основные дидактические материалы:

      Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии. 10 класс. – М.: Экзамен, 2013.

Макарцева Л. В. География. 10 класс. Проверочные работы (тетрадь). – Саратов: Лицей, 2012

Перечень оценочных средств.

  1. Жижина Е. А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: экономическая

и социальная география мира. – М.: ВАКО, 2013.

  1. Тесты в форме ЕГЭ- 2014.
  2. Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии. 10 класс. – М.: Экзамен, 2013.

      4.Макарцева Л. В. География. 10 класс. Проверочные работы (тетрадь).

            Саратов: Лицей,   201


                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа  учебного курса географии ГБОУ школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга (далее – рабочая программа) составлена на основании:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего  общего (полного) образования на базовом уровне утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
  • Авторской  программы  О.А.Бахчиева. Экономическая и социальная география мира. География: программа. 10 – 11 классы общеобразовательных учреждений. Москва: Издательский центр  «Вентана – Граф», 2014.
  • Учебного плана  ГБОУ школы  № 580 Приморского района Санкт-Петербурга.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Практических работ – 14.

Цели и задачи.

  • Изучение географии в 10 классе направлена на достижение следующих целей:
  • освоение географических знаний для понимания предмета и задач современной географии, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области;
  • овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных и социально-экономических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий;
  • воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в повседневной трудовой и бытовой деятельности;
  • развитие географического мышления для ориентации в проблемах организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения профессионально-ориентированных задач;
  • приобретение компетенции в сфере моделирования и прогнозирования , использования знаний  и умений в быту, подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды

Миссия ГБОУ школы№580 Приморского района «Обеспечение комфортных условий для получения качественного образования по различным образовательным программам, максимально полное удовлетворение запросов и потребностей социальных заказчиков микрорайона в рамках современного образовательного комплекса».

 Сведения о программе.

     Данная рабочая программа по географии определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы,   методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.     Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Цель программы сохранение единого образовательного пространства, предоставление широких возможностей для реализации различных подходов к построению учебного курса. Одна из основных задач – организация работы по овладению обучающимися прочными и осознанными знаниями. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения.

Место предмета в базисном учебном плане.

 Рабочая программа ГБОУ школы №580 рассчитана на 68 учебных часов в физико-математическом классе при 2 часах в неделю. Один час взят из регионального компонента для  расширенного изучения курса «Географии мира» и успешной сдачи ЕГЭ.  

 Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.

Данный учебный курс по географии в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.   

Формы организации образовательного процесса.

 Основной формой организации образовательного процесса является урок.   

Технологии обучения.

 Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения,  которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися.   При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками.    

Механизмы формирования ключевых компетенций.

Примерная программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в этом направлении приоритетными  являются:

Формулирование своих мировоззренческих взглядов

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивания своей гражданской позиции;

Оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде.

Выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований

Коммуникативные умения.

Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстраций; корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества

Способы самоорганизации учебной деятельности.

Оценка собственного вклада в деятельность группы; самооценка уровня личных учебных достижений.

Виды и формы контроля.

Формы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся осуществляются в соответствии с Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости, формах периодичности,  порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс;

Положением о государственной аттестации выпускников, освоивших основные образова-тельные программы основного общего и среднего общего образования.

 Основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Формами контроля может быть зачет, практическая работа, тест, контрольная работа.

 Требования к уровню подготовки учащихся по географии

Знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминация, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурбанизация, агломерация, мегалополис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда (МГРТ), научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт, политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот;
  2. традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования (МГМ), геоинформационные системы (ГИС) и др.;
  3. особенности размещения минеральных ресурсов и  их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;
  4. численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;
  5. основные направления внешних и внутренних миграций;
  6. проблемы современной урбанизации;
  7. географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей, традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;
  8. географические аспекты глобальных проблем человечества.

Уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации, и территориальной концентрации, населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
  • составлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населения Земли; направления современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;
  • для прогнозирования роста народонаселения Земли в целом; тенденций изменения возрастного и полового состава населения по данным об изменении прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
  • для нахождения географической информации (включая карты, статистические данные, информационные системы и ресурсы Интернета) в целях правильной оценки важнейших социально-экономических событий и международной жизни, тенденции их возможного развития.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ МИРА (X класc)

(68часов)

Содержание программы (базовый уровень)

                                                  Введение (3ч)

Положение географии в системе наук. Статистический метод. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации. Геоинформационные системы.

                     Раздел 1. Общий обзор современного мира (51ч)

                                    Политическое устройство мира (10 ч)

Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в Новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире.

Природа и человек в современном мире (10ч)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность.  Природно - ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

Практическая работа: «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

                                              Население мира (13ч)

Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграции населения. Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.  География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.        Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

Мировое хозяйство и география основных отраслей (20 ч)

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений.

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.

География мировых валютно-финансовых отношений

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практическая работа: «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира»

                                       Россия в современном мире (5час)

                                        Резерв времени (7час)

Перечень обязательной географической номенклатуры.

             1.         названия и столицы крупнейших по площади и населению стран;

  1. географические регионы мира;
  2. монархии и республики мира по регионам;
  3. унитарные и федеративные государства по регионам мира;
  4. основные международные организации (ООН, ЮНЕСКО);
  5. страны, входящие в важнейшие международные объединения («Большаясемёрка», ЕС, НАТО, АСЕАН, ОПЕК, ФАО, МАГАТЭ);
  6. страны с населением более 100 млн. человек;
  7. основные регионы повышенной плотности населения на Земле;
  8. ареалы распространения крупнейших народов, мировых религий, культурно-исторические центры;
  9. крупнейшие агломерации и мегаполисы;
  10. регионы и страны с наиболее крупными запасами нефти и газа, угля и других видов топливных и минеральных ресурсов; основные направления их перевозок;
  11. регионы с наиболее значительными земельными, лесными, водными, гидроэнергетическими ресурсами, ресурсами нетрадиционной энергетики;
  12. размещение сырьевой базы отдельных отраслей и первые десятки стран основных производителей продукции (по отраслям), главные страны – экспортеры и импортеры данной продукции;
  13. десятка ведущих стран по душевому производству электроэнергии;
  14. основные страны и районы добычи сырья для черной и цветной металлургии; основные направления перевозок сырья и готовой продукции;
  15. основные страны производители черных и цветных металлов;
  16. основные машиностроительные регионы мира, страны, являющиеся главными производителями и экспортерами в автомобилестроении, станкостроении, судостроении, электротехнической промышленности, крупнейшие мировые центры машиностроения;
  17. страны, имеющие значительную сырьевую базу для развития химической и деревообрабатывающей промышленности мира, основные страны – производители минеральных удобрений, полимеров, лесной продукции;
  18. главные регионы и страны легкой промышленности, основные производители и экспортеры сырья для текстильной промышленности;
  19. ведущие страны-производители основных зерновых, масличных, сахароносов, тонизирующих, клубнеплодных, технических непродовольственных культур; а также страны экспортеры и импортеры основной сельскохозяйственной продукции;
  20. главные страны мирового рыболовства;
  21. основные порты мира, важнейшие морские каналы и проливы, основные внутренние водные пути мира, главные воздушные державы мира;
  22. ведущие страны мира по протяженности и плотности автомобильных и железных дорог;
  23. крупнейшие старопромышленные районы, индустриальные страны, районы нового освоения, свободные экономические зоны;
  24. основные мировые центры и районы: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные.

Требования к оценке знаний, умений и навыков обучающихся

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. ответ самостоятельный;
  5. наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. понимание основных географических взаимосвязей;
  10. знание карты и умение ей пользоваться;
  11. при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. не делает выводов и обобщений.
  3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

                 Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

                                                                        Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

  Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Характеристика 10 «А» класса

(физико-математический профиль)

Коллектив класса начал формироваться в 2014 году. У обучающихся  наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мо-тивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень  работоспособности, активности, самостоятельности обу-чающихся в учебной и внеурочной деятельности высокий. Большинство обучающихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.

Для данного класса планируется включить современные интерактивные технологии: групповая исследовательская работа, работа в парах постоянного и сменного состава, проблемного обучения, лекционно-зачётной системы, диалогового и духовного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...