"Вулканы"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Разработка урока географии 6 класс - "Вулканы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Вулканы52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   «Вулканы»

Цель урока:

  1. дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения;
  2. рассмотреть  географию размещения вулканов по Земле;
  3. продолжать обучению приемам работы с картой;
  4. воспитывать эстетическое восприятие явлений природы

Оборудование: физическая карта полушарий, картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», видеофильм, иллюстрации, схема строения вулкана.

Термины и понятия: вулкан, очаг магмы, лава, жерло, кратер, вулканические бомбы, вулканический пепел, действующий вулкан, потухший вулкан.

Ход урока:

  1. Постановка учебной задачи: - Сегодня на уроке вы узнаете об интереснейшем и очень грозном явлении природы. Тема урока «Вулканы».
  2. Планирование решения учебной задачи: - Цель нашего урока:
  • узнать, что такое вулкан, каково его строение, виды и причины возникновения;
  • на карте полушарий найти действующие вулканы и отметить их на контурной карте;
  • выявить не только отрицательные последствия извержения вулкана, но и положительные.
  1. Рефлексивно-оценочная работа:
  1. Чем отличается материковая земная кора от океанической?
  2. Где возникают активные участки литосферы?
  3. Где на Земле чаще всего  происходят землетрясения и извержения вулканов?
  4. Найдите на карте и покажите Тихоокеанское огненное кольцо?
  5. Как вы думаете, где чаще извергаются вулканы на материке или в океане? Почему?
  1. Решение учебной задачи:    

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом   пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колон…(А.С. Пушкин)

  1. Вводное слово о боге Вулкане: Древние римляне верили, что в недрах горы Этна в Сицилии находится кузница могучего бога Вулкана (бог огня и кузнечного дела). Когда он и его помощники, гиганты циклопы. Работают, слышится подземный гул, появляются столбы дыма, огонь. Потом все огнедышащие горы были названы вулканами. Плохо приходится людям, если вулкан заработает или рассердится…А на самом деле, что такое вулкан? Вулкан – это особые по форме и составу пород горы. ( Записать понятие в тетрадь). Сообщение о рождении вулкана (подготовленное учащимися).

2. -А теперь ребята давайте рассмотрим  строение вулкана (использование схемы «Строение вулкана»).

очаг магмы

кратер («чаша»)

жерло

конус вулкана

вулканические бомбы

    - Работа по карточкам (собрать схему вулкана).

3. –Вулканы, ребята бывают действующие и потухшие. Вулканы, извержение которых проходило на памяти человечества, называют действующими. На суше их насчитывается более 800. Многие вулканы не извергались так давно, что об их извержениях не сохранилось никаких сведений. И только вулканические горные породы, конусообразная форма и кратер на вершине свидетельствует об их активной вулканической деятельности в прошлом. Такие вулканы называют потухшими. На картах они обозначаются  красными и черными звездочками.

-Давайте с вами прочитаем в учебнике, где  на территории России больше всего действующих вулканов и какой вулкан самый большой и  отметим этот вулкан на контурной карте.

4. Вашему вниманию, ребята, предлагается просмотреть фрагмент фильма и затем ответить на вопросы:

  • Почему происходит извержение вулканов?
  • Для чего и как изучают вулканы?
  1. После просмотра видеофильма и ответов учащихся – рассказ о картине К.П. Брюллова  «Последний день Помпеи».
  • «Нередко потухшие вулканы начинают вновь действовать. Так, вулкан Везувий, расположенный в Италии, внезапно проснулся в 79 г. до н. Э. После нескольких тысячелетий покоя. Произошло очень сильное извержение. Оно сопровождалось землетрясением, подземным гулом, выбросами вулканического пепла, который засыпал окрестные села и город Помпеи. При извержении погибли тысячи людей.
  • Это событие изобразил на своей картине известный русский художник К.П. Брюллов. Картина так и называется – «Последний день Помпеи». Рушатся здания, падают колонны и статуи. Жители в ужасе бегут. На них падают вулканические бомбы, пепел разлетается в разные стороны. Во время извержения Везувия были разрушены и засыпаны три города – Помпея, Геркуланум, Стабия.
  1. Обратить внимание учащихся на опасную, связанную с риском для жизни работу вулканологов.

- Изучение вулканов помогает открыть тайны образования полезных ископаемых, благодаря исследованиям уже сейчас можно предсказать начало извержения вулкана и предупредить связанные с ним бедствия.

7. Формируя идею о постоянном развитии земной коры, продолжить беседу:

«-Ребята, у вас может  сложиться впечатление, что вулканизм является одной из природных стихий, исключительно враждебных по отношению к человеку. Но это представление надо смягчить, так как чем дальше ученые проникают в тайны огнедышащих гор, тем больше убеждаются, что разрушение – это только внешняя сторона вулканизма. Учеными собрано немало данных, доказывающих, что все оболочки Земли образовались в течение миллиардов лет преимущественно из продуктов вулканической деятельности. После извержения остается много пепла – очень плодородных почв, дающих хорошие урожаи. Даже лавовые потоки легко выветриваются, и через несколько лет на них возделывают тропические фруктовые сады. Поэтому вулканические районы густо заселены людьми. Вулканы являются поставщиками минералов: каустической соды, серы, борной кислоты, аммиака; строительных материалов: туфы, пемзы, базальта, гранита, обсидиана - вулканического стекла. К районам вулканической деятельности приурочены месторождения меди, золота, серебра, олова и др.»

8. Закрепление знаний:

-Итак, ребята, давайте подведем итог урока:

  • Что такое вулканы?
  • Где на Земле больше всего сосредоточено вулканов?
  • Из каких частей состоит вулкан? Давайте с вами  с помощью карточек  

составим схему вулкана.

  • Чем занимаются ученые-вулканологи?
  • Как вы думаете можно ли предотвратить извержение вулкана?

- Таким образом, сегодня на уроке мы узнали, что такое вулканы, их строение, причины происхождение и виды. Узнали немного об опасной профессии вулканологов, а так же о том какой вред и какую пользу приносят вулканы людям.

9.Домашнее задание:  14, стр. 53, № 4 (п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по ОБЖ 7класс "Вулканы"

Тест «Вулканы». Вариант №1.   1) Геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются пепел, лава, горячи газы, пары воды...

Урок природоведения в 5 классе "Вулканы"

Урок природоведения с элементами исследовательской деятельности....

Вулканы

Что такое вулканы, их типы, строение...

Урок вулканы

Урок предназначен для учащихся 6 класса.  На данном уроке используется презентация....

"Вулканы"

Хочу поделиться с ВАМИ методическим комплектом "Вулканы" для учащихся 6 класса по учебнику "Физическая география.6 класс" авторы: Неклюкова и Герасимова. В комплект  входит  подробный конспе...

Урок "Землетрясения и вулканы"

На уроке учащимся дается возможность осознанать и осмыслить блок информации о природных явлениях; ребята учатся основным понятиям.Урок проводится с использованием материалов ЦОР....

Урок по теме: "Вулканы"

Представлен конспект  урока, его презентация и задания для исследовательской деятельности в группах по теме "Вулканы" (6 класс).Урок проводится с использованием метода исследовательского проекта ...