Рабочая программа по географии, 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Соколова Наталья Васильевна

общеобразовательная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_7_klass.docx57.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюменцевская средняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

                                                                                                                                                                    Утверждена:

                                                                                                                                                                    приказ №____ от «____»_________20    г.

                                                                                                                                                                    директор школы__________(В.А.Костина)

                                                                   

 

 

Рабочая программа

по географии, 7 класс

 

                                                                     

                                           

Рабочая программа  по экономической и социальной географии мира  разработана на основе

                                          авторской программы по географии 6-10 классы под редакцией  С.В.Курчиной , изд. «Дрофа», 2010г.

                                                                     

                                                                                                                         Составитель: учитель географии Соколова Н.В.

                                                                                                           квалификационная категория: высшая

Тюменцево  2013 г.

                                                                                            Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта 2004г, Федерального базисного учебного плана 2004г. примерной программы основного  общего образования по географии «География Земли», авторской программы по географии 6-10 классы под редакцией  С.В.Курчиной , изд. «Дрофа», 2010г. 

Структура  авторской программы полностью отражает основные идеи, предметные темы и содержательные блоки примерной программы, Стандарта 2004г. основного общего образования по географии.

Количество часов в неделю по авторской программе 68, в неделю - 2 часа;

Практических работ –  оценочных- 16.

Актуальность  изучения предмета

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Таким образом, в основу содержания учебного

предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Учебный предмет формирует  у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

Цели и задачи изучения курса

Изучение географии в основной школе направлено на:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине – России во всём её разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования
  • овладение умениями ориентироваться на местности, читать географическую карту, анализировать статистические материалы, использовать современные ресурсы и технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и  оценки разнообразных явлений и процессов
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни
  • развитие познавательных интересов, желание самостоятельного приобретения новых знаний
  • воспитание любви к своей стране, малой родине; экологической культуры; взаимопонимания с другими народами.

Специфика предмета

География – единственная учебная дисциплина, изучающая  природные и социально –экономические явления и процессы в их взаимосвязи, что позволяет показать специфику антропогенного воздействия  на различные природные комплексы, объяснить способы организации  рационального природопользования.

Изучение географии формирует не только определённую систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также вносит свой вклад в формирование комплекса общеучебных умений, необходимых:

  • для познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  • сравнения объектов, процессов и явлений их моделирования и проектирования;
  • ориентирование на местности, плане, карте, ресурсах Интернета, статистических материалах;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности;
  • владения навыками организации и проведения  индивидуальной  и коллективной деятельности.

Приемы, методы, формы, технологии  преподавания, формы контроля

Ведущим подходом преподавания курса является деятельностный тип изучения. При изучении географии  наряду с традиционными классическими методами преподавания очень хорошо работают современные технологии: ИК- технологии, модульная. При их применении  возможна организация групповой, парной и индивидуальной форм работы. Методы работы используются как универсальные общеучебные, так и специфические: картографический, статистический, геоинформационный, метод наблюдения. Современные подходы к преподаванию географии позволяют разнообразить приёмы организации учебной деятельности: защита проектов, презентация, экскурсия, практикум.

Контроль за освоением ключевых компетенций на уроках географии осуществляется в форме проверочных  работ по конкретной теме, тестирования, зачёта, защиты проекта, различных  видов  опроса. Кроме этого контролируется  и оценивается выполнение практических работ (оценочных).

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: 

 5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

  

 

Планируемые  результаты образования

В результате изучения географии ученик должен знать/ понимать/ уметь

  • основные географические понятия и термины; читать, анализировать основные картографические и статистические средства обучения
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними
  • географические особенности природы материков и океанов. Географию народов земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий в зависимости от географического положения
  • географическую специфику России: особенности её природы, населения и хозяйства
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем
  • уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
  • находить в различных источниках и анализировать необходимую для изучения предмета информацию
  • составлять географическую характеристику различных территорий
  • определять географические координаты, направления, расстояния по карте и плану местности
  • ориентироваться на местности
  • осуществлять фенологические наблюдения.

Основные  способы достижения  планируемых результатов  связаны с применением современных подходов организации  учебного процесса, в основе  которых – деятельностный  тип обучения.

                       

Учебно – тематическое планирование по курсу географии материков и океанов

Наименование раздела программы,

тем уроков, количество

часов на раздел, тему


Элементы содержания урока

Планируемые результаты урока

1.

2.

3.

4.

Введение (4ч.)

1.Что изучает география материков и океанов.

 2.Основные этапы накопления знаний о Земле.

 3.Современные географические исследования.

4.История создания карт.  Практическая работа Виды карт

Представления о мире в древности.

ПР Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации

Эпоха Великих географических открытий.

Выдающиеся  географические открытия и исследования в России и мире. Современные научные исследования космического пространства.

Разнообразие видов современных карт.  Практическая работа. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат точек.

Знать предмет изучения географии материков и океанов. Уметь читать и анализировать географические карты.

Знать основные пути получения географической информации, этапы накопления  географических знаний, имена путешественников и учёных.

Знать историю создания карт, свойства и виды карт, способы изображения на них явлений и процессов. Уметь описывать карту по плану.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

.

.

Главные особенности природы Земли (9ч.)+1час из резерва

Литосфера и рельеф земли (2ч.)

1.Состав и строение литосферы.

Земная кора. Карта строения земной коры.

2. Практическая работа Особенности рельефа земной поверхности.

Атмосфера и климаты Земли (3ч.)

1.Климатообразующие факторы.

2. Практическая работа Распределение тепла и влаги у поверхности Земли.

 3.Климатические пояса.

Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Тектоническая карта.

ПР Анализ тектонической карты

Развитие рельефа и его разнообразие на материках и в океанах. Практическая работа.Размещение крупных форм рельефа. Физическая карта мира. Горы и равнины.

Сейсмические пояса Земли.

Территориальные сочетания климатообразующих

факторов. Пояса атмосферного давления. Воздушные массы. Климатическая карта.

Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли

  Практическая работа «Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов».

Знать строение литосферы и земной коры; теорию литосферных  плит. Уметь анализировать тектоническую карту.

Понимать и объяснять зависимость между тектоническим структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.  Знать закономерности размещения крупных форм рельефа

Знать  климатообразующие факторы и их влияние на климат Земли.

Называть и показывать пояса освещённости, тепловые пояса. Объяснять циркуляцию атмосферы. Уметь определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику; анализировать климатическую карту мира.

Гидросфера Мировой океан – главная часть

гидросферы (1ч.)

1.Роль океана в жизни Земли. Гидросфера Земли.

Географическая оболочка (1ч.)

1. Биосфера. Географическая оболочка, строение и свойства географической оболочки

Освоение Земли человеком. Страны мира (3ч.)

1.Расселение человека по материкам. Земля – планета людей. Страны мира.

2.Основные виды хозяйственной деятельности и их влияние на природные комплексы.

3.Обобщение и закрепление знаний по теме «Главные особенности природы Земли»

ПРВыделение на к/к побережий и шельфа.

Части гидросферы. Свойства океанических вод. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Стихийные явления в океане. Жизнь в океане.

ПРАнализ схем круговорота веществ и энергии

Природные комплексы суши и океанов. Особенности распространения живых организмов на суше и в океане. Природная зональность.

Численность населения планеты, размещение, народы, религии. ПРОбозначение на к/к ареалов высокой плотности населения

  Группировки стран по различным признакам

Зависимость хозяйственной деятельности от особенностей природы территорий планеты.

Урок контроля

Знать части гидросферы, свойства водных масс. Уметь объяснять роль океана в жизни Земли.

Знать гипотезы возникновения жизни на земле; природные комплексы. Объяснять географическую зональность. Анализировать  карту природных зон.

Знать крупнейшие народы и мировые религии, страны и их столицы.  Уметь  работать с картой «Народы и плотность населения мира»

Уметь анализировать комплексную карту.

Понимать суть классификации стан. Уметь показывать страны и их столицы на политической карте мира.

15.

16.

  17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Океаны и материки (52ч.)

Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый (3ч.)

Основные особенности природы  океанов.

 Тихий и Атлантический океаны

Индийский и Северный ледовитый океаны.

1.Южные материки(1 час)

Африка (11ч.)

1.Географическое положение (далее ГП) и история исследования материка.

2.Рельеф материка. Практическая работа

3.Климат.  Климатические пояса Практическая работа

4.Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата.

5.Природные зоны. Заповедники и национальные парки.

6.Народы и страны. Состав территории и страны региона. Население Африки.

7.Страны Северной Африки

8.Центральная и Западная Африка

9.Восточная Африка

10.Южная Африка

11.Обобщение по теме «Африка»

Австралия и Океания (4ч.)

1.Австралия, её ГП и история

 исследования.

 Изображение на к/к шельфовых зон океанов, видов хозяйственной деятельности.

Практическая работа. Сравнительная характеристика природы двух океанов.

Рельеф дна  Мирового океана. Движение воды в океане  Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Источники загрязнения вод океанов, меры по сохранению биоресурсов.

Географические положение, общие черты рельефа, климата, внутренних вод, природных зон.

Практическая работа. Определение географических координат, протяжённости материка в градусах и километрах.

Особенности ГП Африки. Особенности открытия и исследования. Деление материка на отдельные регионы.

Основные формы рельефа материка, их формирование и размещение. Полезные ископаемые.

Практическая работа Обозначение на к/к крупных форм рельефа.

Практическая работа. Оценивание климатических условий жизни одного из ареалов материка.

Распределение температуры, давления, осадков. Типичные погоды в климатических поясах.

Основные речные системы, озёра. Значение внутренних вод.

Особенности природных зон, их характеристика.

Численность и размещение населения Африки

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей среде. Жизнедеятельность человека.

Колониальное прошлое материка. Политическая карта Африки. Общие и специфические черты природы, населения и хозяйственной деятельности стран материка.

Закрепление знаний Практическая работа Описание по картам природных условий, населения и хозяйственной деятельности одной страны.

Практическая работа. Сравнение ГП Африки и Австралии.  Особенности ГП материка. Особенности открытия и исследования. Основные черты природы.

Знать особенности природы каждого из океанов. Рельеф дна, образование течений. Влияние океанов на природу материков. Ресурсы океанов. Уметь показывать океаны и их части на карте

Объяснять причины сходства южных материков

Знать приёмы определения ГП материка, имена исследователей и результаты их работы. Уметь определять ГП, координаты крайних точек, протяжённость в градусах и километрах.

Объяснять зависимость рельефа от тектонических структур. Уметь показывать крупные формы рельефа  и размещение полезных ископаемых на физической карте.

Уметь работать с климатической картой и давать характеристику климата. Объяснять зависимость климата от климатообразующих факторов.

Уметь давать характеристику речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат. Работа с к/к

Уметь описывать природную зону по плану. Работа с к/к

Уметь анализировать современную политическую карту материка, карту плотности и размещения населения. Давать характеристику ГП стран, природных условий, хозяйственной деятельности населения.

Знать состав территории и её регионы; черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык. быт, народные промыслы, религию, крупные города.

Комплексное описание одной из стран Африки

Знать приёмы определения ГП материка, имена исследователей и результаты их работы. Уметь определять ГП, координаты крайних точек, протяжённость в градусах и километрах. Сравнение ГП Африки и Австралии

31.

32.

33.

2.Особенности компонентов природы Австралии.

3.Население Австралии. Австралийский Союз.

4.Океания. Современные народы и страны

ПР Основные формы рельефа материка, их размещение. Полезные ископаемые.

Климатические пояса материка, их особенности

Основные речные системы материка, озёра. Роль внутренних вод

ПР Численность и размещение населения Австралии.

Виды хозяйственной деятельности.

 Обоснование причин  современного распространения коренного населения.

Особенности ГП. Основные черты природы

Называть и показывать основные формы рельефа,. климатические пояса, речные системы, озёра.  Выявлять зависимость рельефа от тектонических структур, климата от климатообразующих факторов.

Уметь анализировать современную политическую карту материка, карту плотности и размещения населения. Давать характеристику ГП страны, природных условий, хозяйственной деятельности населения.

Знать особенности природы, населения Океании.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

Южная Америка (6ч.)

 1.Географическое положение (далее ГП) и история исследования материка.

2.Строение поверхности. Распространение крупных форм рельефа материка. Размещение полезных ископаемых.

 3.Климат и факторы его формирования.

Внутренние  воды, их зависимость от  рельефа и  климата.

4.Своеобразие органического мира. Природные зоны Южной Америки.

5.Народы и страны. Население Южной Америки

 6.Деление континента на крупные части. Страны материка.

Особенности ГП  Южной Америки. Особенности открытия и исследования. Деление материка на отдельные регионы.

Практическая работа. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

Климатические пояса материка, их особенности

Основные речные системы материка, озёра. Роль внутренних вод. Практическая работа. 

Сравнительное описание речных систем Африки и Южной Америки.

Особенности природных зон, их характеристика.

История заселения материка. Колониальное прошлое. Численность и размещение населения Африки

Практическая работа. Составление описания природы, населения, его хозяйственной деятельности. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей среде. Жизнедеятельность человека.

Знать приёмы определения ГП материка, имена исследователей и результаты их работы. Уметь определять ГП, координаты крайних точек, протяжённость в градусах и километрах. Оценивать влияние ГП на особенности природы материка

Объяснять зависимость рельефа от тектонических структур. Уметь показывать крупные формы рельефа  и размещение полезных ископаемых на физической карте.

Работа с к/к

Уметь работать с климатической картой и давать характеристику климата. Объяснять зависимость климата от климатообразующих факторов.

Уметь давать характеристику речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат. Работа с к/к

Знать особенности природных зон материка. Уметь описывать природную зону по плану.

Работа с к/к

Уметь анализировать современную политическую карту материка, карту плотности и размещения населения. Давать характеристику ГП стран, природных условий, хозяйственной деятельности населения.

Знать состав территории и её регионы; черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык. быт, народные промыслы, религию, крупные города.

Работа с к/к. Уметь давать комплексную характеристику страны по выбору.(описание по плану)

40.

41

Антарктида (2ч.)

1.Антарктида- особенности ГП и история исследования.

Арктика и Антарктика.

2.Особенности природы Антарктиды.

ПР Особенности ГП материка. Особенности открытия, исследования и освоения территории

Своеобразие рельефа и климата материка Органический мир. Практическая работа. Сравнение природы  Арктики и Антарктики.

Знать приёмы определения ГП материка, имена исследователей и результаты их работы. Уметь определять ГП, координаты крайних точек, протяжённость в градусах и километрах. Оценивать влияние ГП на особенности природы материка

Знать особенности рельефа в зависимости от тектонических структур; климата в зависимости от ГП.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

1.Северные материки (1час)

Северная Америка (7ч.)

1.ГП материка, размеры, очертания, история исследования.

2.Особенности природы. Строение поверхности континента. Полезные ископаемые.

3.Факторы формирования  климата. Климатические пояса

4.Основные речные и озёрные системы.

5.Особенности проявления зональности.

 6.Народы и страны (США и Канада).

Основные общие признаки северных материков

ПР Особенности ГП  Северной Америки. Особенности открытия и исследования. Деление материка на отдельные регионы.

ПР Основные формы рельефа материка, их размещение. Закономерности размещения полезных ископаемых.

Климатические пояса материка, их особенности

Типы климата. ПР Сравнение климата отдельных частей материка.

ПРОсновные речные системы материка, озёра. Роль внутренних вод

ПР Особенности природных зон, их характеристика.

Заповедники и национальные парки.

Этапы заселения территории. Численность и размещение населения.

Закрепление и контроль

Знать приёмы определения ГП материка, имена исследователей и результаты их работы. Уметь определять ГП, координаты крайних точек, протяжённость в градусах и километрах. Оценивать влияние ГП на особенности природы материка

Работа с к/к.

Объяснять зависимость рельефа от тектонических структур. Уметь показывать крупные формы рельефа  и размещение полезных ископаемых на физической карте.

Работа с к/к

Уметь работать с климатической картой и давать характеристику климата. Объяснять зависимость климата от климатообразующих факторов. Сравнение климата отдельных частей материка.

Чтение  климатограмм

Уметь давать характеристику речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат. Работа с к/к

Знать особенности природных зон. Уметь описывать природную зону по плану. Работа с к/к

Уметь анализировать современную политическую карту материка, карту плотности и размещения населения. Давать характеристику ГП стран, природных условий, хозяйственной деятельности населения.

Тестирование

49.

50.

51.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

Евразия (16ч.)

 1.ГП материка, его размеры и очертания, история исследования.

2.Современный рельеф и полезные ископаемые.

 3. Климатообразующие факторы. Климатические пояса

4. Типы климата

5.Внутренние воды. Крупнейшие речные системы и озёра.

6.Проявление на материке природной зональности и высотной поясности. Природные зоны Евразии.

7.Высотные пояса в Альпах и Гималаях.

8.Народы  и страны.

9.Крупные регионы. Зарубежная Европа. Западная Европа

10.Восточная Европа и  Южная Европа

11.Зарубежная Азия. Юго-Западная и Центральная Азия

12.Восточная Азия.

13.Южная и Юго-Восточная Азия.

 

 

14.Практическая работа по теме «Страны материка»

15.Индивидуальность отдельных регионов

16.Обобщение знаний по теме «Евразия»

ПР Особенности ГП  Евразии. Особенности открытия и исследования. Деление материка на отдельные регионы. Основные черты природы.

Этапы формирования. Основные формы рельефа материка, их размещение, зависимость от тектонического строения.  Полезные ископаемые.

Климатообразующие факторы. Климатические пояса материка, их особенности.

Влияние климата на хозяйственную деятельность.

Практическая работа. Определение типа климата по климатограмме.

ПР Основные речные системы материка, озёра, ледники, мерзлота. Роль внутренних вод.

Особенности природных зон, их характеристика.

Практическая работа. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки.

ПРРазмещение природных зон в горах материка.

ПР Расовый и этнический состав населения. Численность и размещение населения материка.

Современная политическая карта материка.

Общие черты природы и хозяйственной деятельности. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей среде. Жизнедеятельность человека

География основных типов хозяйственной деятельности.

Описание по картам атласа, другим источникам одной из стран Зарубежной Европы или зарубежной Азии

Защита проектов

Контроль знаний

Знать приёмы определения ГП материка, имена исследователей и результаты их работы. Уметь определять ГП, координаты крайних точек, протяжённость в градусах и километрах. Оценивать влияние ГП на особенности природы материка

Работа с к/к.

Объяснять зависимость рельефа от тектонических структур. Уметь показывать крупные формы рельефа  и размещение полезных ископаемых на физической карте.

Уметь работать с климатической картой и давать характеристику климата. Объяснять зависимость климата от климатообразующих факторов. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки.

Чтение  климатограмм

Уметь давать характеристику речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат.

Знать особенности природных зон. Уметь описывать природную зону по плану; сравнение природных зон Евразии С.Америки по параллели 40 Работа с к/к

Современные антропогенные комплексы, их характеристика.

Уметь анализировать современную политическую карту материка, карту плотности и размещения населения.

 Давать характеристику ГП стран, природных условий, хозяйственной деятельности населения.

Оформление к/к.

Уметь анализировать комплексную карту, работать с дополнительными источниками информации. Комплексная характеристика стран по выбору.

Умение представить проект

Тестирование по теме «Природа Евразии»

 

65.

66.

67.

68.

69-

70.

Географическая оболочка – наш дом (4ч.)

1.Закономерности географической оболочки.

2.Взаимодействие природы и общества.

3.Выявление на местности природных комплексов.

1.Составление плана местности для изучения природных комплексов.

2.Итоговое обобщение по курсу

Географическая оболочка, её свойства и части, взаимосвязь между ними. Исторические и современные факторы формирования географической оболочки.

Значение природных богатств для человека.

Изменение природы хозяйственной деятельностью.

Практическая работа.

Практическая работа

Обобщение и систематизация знаний по курсу.

Знать этапы развития географической оболочки, её состав. Объяснять связи между её компонентами.

Знать способы взаимодействия природы и общества; влияние деятельности человека на природу. Уметь объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека.

Работа с картами атласа.

Тестирование.

Учебно- методическое обеспечение курса

Учебник:  В.А.Коринская,  И.В.Душина,  В.А.Щенёв География материков и океанов – М: Дрофа, 2008г.

Географический атлас с набором контурных карт  для 7 класса – М: Дрофа 2012г.

Дополнительная литература И.В.Душина,  В.А.Коринская,  В.А.Щенёв  Наш дом – Земля – М: Дрофа, 2008г.

                                         За страницами учебника географии – М: Дрофа 2008г.

                                         В.И.Сиротин Рабочая тетрадь по географии, 7 класс – М: Дрофа 2010г.

                                         Интернет -ресурсы

                              Объекты и средства материально-технического обеспечения курса географии

Наименование объектов

и средств материально-

технического обеспечения

Основная

школа

Старшая

школа

Примечание

1.

Закон «Об образовании РФ»

Д

Д

Названные документы входят в состав обязательного программно-методического

обеспечения кабинета географии

2.

Стандарт общего  и полного  среднего

образования по географии

Д

Д

3.

Авторская программа по курсу географии основной школы

Д

4.

Авторская программа по курсу географии

старшей школы

Д

               Библиотечный фонд

          Учебники учебные пособия

1.

Начальный курс географии, 6 класс

К

Учебники допущены Министерством образования и науки РФ.

2.

География материков и океанов, 7 класс

К

3.

География России. Природа, 8 класс

К

4.

География России. Хозяйство и население, 9 класс

К

5.

Экономическая и социальная география мира, 10 класс

К

            Дидактические материалы

6.

Рабочая тетрадь по начальному курсу географии

К

7.

Рабочая тетрадь по  курсу географии материков и океанов

К

8.

Рабочая тетрадь по курсу «География России»

К

9.

Рабочая тетрадь по экономической географии мира

К

10.

Методические рекомендации по  отдельным курсам географии

Д

Д

11.

Сборники тестовых заданий по отдельным курсам географии

Ф

Ф

          Определители

12.

Определитель минералов и горных пород   для  школьников

П

Используются во время выполнения практических работ

       Печатные пособия

13.

Ориентирование на местности

Д

14.

План и карта

Д

15.

Способы добычи полезных ископаемых

Д

16.

Таблицы по охране природы

Д

17.

Климат России

Д

             Портреты

18.

Набор «Путешественники», «Учёные –географы»

Д

         Карты мира

19.

Великие географические открытия

Д

20.

Зоогеографическая

Д

21.

Карта океанов

Д

22.

Климатическая

Д

23.

Климатические пояса и области

Д

24.

Народы

Д

25.

Политическая

Д

26.

Политико-административная

Д

27.

Почвенная

д

28.

Природные зоны

Д

29.

Природные ресурсы

Д

30.

Строение земной коры и полезные ископаемые

Д

31.

Плотность населения мира

Д

32.

Машиностроение и металлообработка

Д

33.

Уровни социально-экономического развития стран мира

Д

34.

Физическая

Д

Д

35.

Физическая полушарий

Д

36.

Экономическая

Д

37.

Энергетика

Д

    Карты материков, их частей. океанов

38.

Австралия и Океания

Д

39.

Антарктида

Д

40.

Африка (физическая)

Д

41.

Африка (политическая0

Д

Д

42.

Евразия (политическая)

Д

Д

43.

Евразия (физическая)

Д

44.

Европа(физическая)

Д

45.

Европа (политическая)

Д

Д

46.

Зарубежная Европа (соц-эконом)

Д

47.

Северная Америка (физическая)

Д

48.

Северная Америка( политическая)

Д

Д

49.

Северная Америка (комплексная)

Д

50.

Южная Азия, Юго-Восточная, Юго-Западная, Центральная и Восточная Азия

Д

51.

Южная Америка (физическая)

Д

52.

Южная Америка ( политическая)

Д

53.

Южная Америка (комплексная)

Д

54.

Южная Америка(соц-эконом)

Д

        Карты России

55.

Административная

Д

56.

Физическая

Д

57.

Водные ресурсы

Д

58.

Геологическая

Д

59.

Тектоническая

Д

60.

Почвенная

Д

61.

Плотность населения

Д

62.

Народы России

Д

63.

Природные зоны

Д

64.

Климатическая

Д

65.

Восточно-Европейская равнина (физическая, экономическая)

Д

66.

Западно-Сибирская равнина

(физическая, экономическая)

Д

67.

Восточная Сибирь

(физическая, экономическая)

Д

68.

Урал(физическая, экономическая)

Д

69.

Дальний Восток

(физическая, экономическая)

Д

70.

Кавказ (физическая, экономическая)

Д

71.

Пояс гор Южной Сибири

(физическая, экономическая)

Д

72.

Учебные топографические карты

Ф

         Информационно-коммуникационные средства

73.

  Мультимедийные обучающие программы

Д/П

Д/П

74.

Электронные наглядные пособия

Д

Д

               Технические средства обучения

75.

Компьютер

Д

Д

76.

Мультимедийный пректор

Д

Д

77.

Средства телекоммуникации

Д

Д

Выход в Интернет

78.

Экран

Д

Д

       Экранно-звуковые пособия

79.

  Мультимедийные призентации по отдельным темам

Д

Д

         Учебно-практическое оборудование

80.

Глобус Земли физический

Д

81.

Глобус Земли политический

Д

82.

Глобус Земли физический лабораторный

Ф

83.

Компас ученический

Ф

       Натуральные объекты

84.

Коллеция горных пород и минералов

Ф

85.

Коллекция полезных ископаемых

П

86.

Гербарии природных зон России

П

87.

Гербарии основных сельскохозяйственных культур мира

П

Лист внесения изменений в рабочую программу

Дата внесения изменений

Причины изменений

Содержание изменений

май

Так как  авторская  программа  рассчитана на 34 учебных недели, а занимаемся 35 недель.

2 часа добавлено на обобщение и систематизацию знаний по каждому курсу  физической географии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...