Рабочая программа по географии, 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Соколова Наталья Васильевна

общеобразовательная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_9_klass.docx46.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюменцевская средняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

        Рассмотрено на заседании                                   Принято на заседании                                    Утверждено

        методического объединения                               педагогического совета                                   директор школы__________(В.А.Костина)

        «_____»________20       г.                                    «_____»_________20    г.                                 приказ №____ от «____»_________20    г.

 

 

 

Рабочая программа

по курсу»География России. Население и хозяйство»

 

9 класс

                                           

Рабочая программа  разработана на основе авторской программы по географии 6-10 классы

под редакцией  С.В.Курчиной, «Дрофа», 2011г.

                                                                               Составитель: учитель географии Соколова Н.В.

                                                                         квалификационная категория: высшая

Тюменцево  2014-15уч. год

                                                                                            Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана на основе Федерального государственного стандарта 2004г, Федерального базисного учебного плана 2004г. примерной программы основного  общего образования по географии

«География Земли», авторской программы по географии 6-10 классы под редакцией  С.В.Курчиной, «Дрофа», 2010г.

Структура  авторской программы полностью отражает основные идеи, предметные темы и содержательные блоки примерной программы, ФГОС 2004г. основного общего образования по географии.

Количество часов в неделю по авторской программе- 68, в неделю - 2 часа;

Практических работ –9

Актуальность  изучения предмета

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Учебный предмет формирует  у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

Цели и задачи изучения курса

Изучение географии в основной школе направлено на:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития,  значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
  • выработку у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Специфика предмета

География – единственная учебная дисциплина, изучающая  природные и социально –экономические явления и процессы в их взаимосвязи, что позволяет показать специфику антропогенного воздействия  на различные природные комплексы, объяснить способы организации  рационального природопользования.

Изучение географии формирует не только определённую систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также вносит свой вклад в формирование комплекса общеучебных умений, необходимых:

  • для познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  • сравнения объектов, процессов и явлений их моделирования и проектирования;
  • ориентирование на местности, плане, карте, ресурсах Интернета, статистических материалах;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности;
  • владения навыками организации и проведения  индивидуальной  и коллективной деятельности.

Приемы, методы, формы, технологии  преподавания, формы контроля

Ведущим подходом преподавания курса является деятельностный тип изучения. При изучении географии  наряду с традиционными классическими методами преподавания очень хорошо работают современные технологии: ИК- технологии, модульная. При их применении  возможна организация групповой, парной и индивидуальной форм работы. Методы работы используются как универсальные общеучебные, так и специфические: картографический, статистический, геоинформационный, метод наблюдения. Современные подходы к преподаванию географии позволяют разнообразить приёмы организации учебной деятельности: защита проектов, презентация, экскурсия, практикум, зачёт.

Контроль за освоением ключевых компетенций на уроках географии осуществляется в форме проверочных  работ по конкретной теме, семинаров, тестирования, различных  видов  опроса. Кроме этого контролируется   выполнение практических работ. Форма оценки бальная.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: 

 5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

  5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

                             

 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Тесты

  • 0-49% - «2»
  • 50-69% - «3»
  • 70-89% - «4»
  • 90-100% - «5»

Планируемые  результаты образования

В результате изучения географии ученик должен знать/ понимать/ уметь

  • основные географические понятия и термины; читать, анализировать основные картографические и статистические средства обучения;
  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
  • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
  • умение работать с разными источниками географической информации;
  • умение выделять, описывать, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • картографическая грамотность;
  • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать последствия;
  • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
  • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий  и техногенных катастроф.

Учебно – тематическое планирование по курсу «География России. Население и хозяйство»

Наименование раздела программы,

тем уроков, количество

часов на раздел, тему


Элементы содержания урока

Планируемые результаты урока

1.

Общая часть курса (28 ч.)

Политико-государственное  устройство РФ

(2 ч.)

   Государственная территория. Географическое положение России.

Государственная территория  России. Основные особенности ГП страны. Территория и акватория. Субъекты РФ и их различия, федеральные округа.

Понимать  и объяснять специфику  эгп в зависимости от размеров территории и фгп;  геополитическое, транспортное  положение России. Уметь работать с картографическими источниками информации.

2.

Административно- территориальное устройство России

Самостоятельная работа с физической и контурной картами по выделению территории страны.

Границы России, сопредельные государства, столицы государств. Политико- административное устройство.

3.

Население России (5ч.)

Особенности заселения, численность и естественный прирост. Национальный состав.

Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения. География народов и религий страны. Межнациональные проблемы.

Знать и объяснять ситуацию с естественным приростом  населения в РФ. Понимать межнациональные проблемы.

4.

Естественное движение населения.

Миграции  населения

Причины и проблемы внутренних и внешних миграций.

Понимать смысл терминов: миграция, эмиграция, иммиграция, депортация. Объяснять причины  миграций. Знать зоны расселения и проблемы размещения.

5.

 Расселение население и размещение населения.

Типы населённых пунктов. Урбанизация в России, крупнейшие города и агломерации. Современный рисунок размещения населения.

Называть типы населённых пунктов. Понимать смысл терминов: агломерация, урбанизация.

6.

Рынок труда, занятость населения России.

Трудовые ресурсы; активное и пассивное население. Рынок труда, дефицит работников, безработица.

Понимать экономическую ситуацию в стране в контексте обеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами.

7.

Итоговый урок по теме «Население»

Проверочная работа

Знать, объяснять, уметь.

8.

Географические особенности экономики России(2ч.)

Экономические системы в историческом развитии России.

Географические особенности традиционной, командной, рыночной и смешанной  экономик. Социально-экономические реформы в России. Структурные особенности экономики страны.Россия в современной мировой экономике.

Понимать и объяснять суть различных типов экономик, проводимые реформы и современную структуру экономики.

9.

Природно-ресурсный потенциал России.

Природные ресурсы и их территориальные сочетания. Ресурсные базы  страны. Россия в мировой экономике. Перспективы развития страны.

Уметь классифицировать природные ресурсы, объяснять их значение для экономики. Понимать проблемы использования и воспроизводства природных  ресурсов.

10.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (19 ч.)

Научный  комплекс.

Состав, значение, связь с другими комплексами. География российской науки. Технополисы России.

Понимание первостепенности науки для  развития экономики страны.

11.

Машиностроительный комплекс.

Роль и значение машиностроения в хозяйстве, состав машиностроения, уровень развития отдельных  отраслей.

Уметь характеризовать комплекс по плану. Выделять специфические черты.

12.

Факторы размещения машиностроения. География машиностроения.

Главные факторы размещения, основные районы и крупные центры. Практическая работа. География машиностроения в зависимости от факторов размещения.

Знать факторы размещения: наукоёмкости, материалоёмкости, энергоёмкости, трудоёмкости.

13.

Военно-промышленный комплекс.

Роль и значение ВПК. Размещение предприятий ВПК в стране.

Уметь называть и показывать главные центры  ВПК. Характеризовать комплекс с позиции стратегического положения России.

14.

Топливно-энергетический комплекс. Роль и особенности комплекса.

Состав и значение ТЭК.

Топливно-энергетические ресурсы и топливный баланс.

15.

Топливная промышленность.

Главные нефтяные, газовые и угольные базы страны. Практическая работа. Составление характеристики одного из нефтяных, угольных бассейнов.

Уметь характеризовать нефтяные, газовые, угольные бассейны по плану, показывать на карте России основные базы топливных ресурсов.

16.

Электроэнергетика.

Типы электростанций, их размещение, значение. Крупнейшие электростанции.

Формирование энергосистем.

Знать типы электростанций, факторы их размещения. Значение  в хозяйстве. Проблемы эксплуатации.

17.

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Металлургический комплекс.

Состав и значение комплексов. Классификация конструкционных материалов.

Чёрная и цветная металлургия. Технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Практическая работа. Составление характеристики одной из металлургических баз.

Металлургические базы, их характеристика.

Проблемы металлургии. Экспорт металлов и его роль в экономике.

18.

География чёрной и цветной металлургии.

Особенности географии металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов. Практическая работа. Определение факторов размещения предприятий лёгких и тяжёлых металлов.

Главные центры  металлургии России, факторы их размещения. Характеристика металлургической базы по типовому плану.

19.

Химико-лесной комплекс.

Состав и значение. Главные факторы размещения, основные районы и крупные центры.

Понимать значимость отраслей комплекса в хозяйстве страны. Называть факторы размещения, показывать крупные центры химической и лесной промышленности.

20.

Размещение отраслей комплекса.

География комплекса в зависимости от факторов размещения. Практическая работа  Составление характеристики одной из баз  химической промышленности.

Уметь составлять характеристику базы химической промышленности по картографическим и статистическим источникам информации.

21.

Агропромышленный комплекс. Земледелие и животноводство.

Состав, место и значение в хозяйстве. Влияние природных и социально-экономических факторов на размещение с/х производства. Земельный фонд, его структура.ПР Основные направления использования земельных ресурсов.

Уметь составлять схему АПК, характеризовать отрасли комплекса.  Объяснять размещение с/х производства в зависимости от природных факторов.

22.

Пищевая и лёгкая промышленность.

Классификация отраслей пищевой и лёгкой промышленности. Факторы  размещения предприятий. Значение отраслей.

Понимать и объяснять географию предприятий отраслей.

23.

Современные проблемы развития АПК.

Эффективность размещения предприятий лёгкой и пищевой промышленности.

Определение по картографическим источникам районов  земледелия и животноводства.

25.

Инфраструктурный комплекс. Связь, сфера обслуживания, жилищно-коммунальное хозяйство.

Состав комплекса, его связь с другими отраслями.

Классификация услуг.  Проблемы комплекса. Практическая работа  Экскурсия на местное предприятие.

Понимать и объяснять роль коммуникаций в  размещении населения и хозяйства.

26.

Транспорт.

Виды транспорта. Его значение. Специфика транспортной системы в России.

Уметь характеризовать транспортный комплекс с позиции его значения  в экономике страны. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Называть и показывать важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы.

27.

Рекреационное хозяйство.

Значение, география, перспективы развития. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда.

Понимать значимость рекреационных ресурсов. Называть и показывать рекреационные районы России.

28.

Итоговый урок по теме «Межотраслевые комплексы»

Обобщение знаний.

Комплексная проверочная работа

29.

Зачёт по теме (1час из резерва)

Тестирование.

30.

Региональная часть (38ч.)

Районирование   России (2ч.)

Районирование – метод географической науки. Экономическое районирование.

Районирование России: виды районирования, принципы, факторы, сетки районов. Федеральные округа.

Называть и показывать экономические районы, федеральные округа. Знать принципы их выделения.

31.

Хозяйственная  специализация территорий.

Причины, определяющие  хозяйственную специализацию.

Знать и объяснять специфику экономических районов России.

32.

Западный макрорегион (20ч.)

Европейская Россия – основа формирования территории России и её хозяйства.

Географическое положение. Место и роль в экономике. Проблемы социально-экономического развития.

Определять ЭГП региона. Уметь  устанавливать связь между историей страны, её экономикой. Понимать и объяснять проблемы территории.

33.

Центральная Россия (6ч.)

Состав, эгп, население и трудовые ресурсы.

Экономические районы в составе Центральной России. Преимущества географического положения. Специфика населения.

Называть  и  показывать  районы  в составе ЦР. Понимать значимость  региона  в стране.

Характеризовать  эгп  ЦР. Объяснять современный характер  и проблемы  населения региона.

34.

Экономика Центральной России.

Дефицит природных  ресурсов. Высокий  уровень территориальной концентрации  науки и обрабатывающей промышленности. Сфера  услуг. Особенность специализации  хозяйства. Проблемы

Давать характеристику хозяйства региона  с учётом специфических особенностей. Уметь анализировать картографические и статистические  источники.

35.

Районы ЦР. Московский  столичный регион.

Отличительные черты отдельных районов  ЦР. Московская столичная агломерация. Экономические, социальные, экологические проблемы.

Уметь сравнивать географическое положение Москвы и С-Петербурга; экономическую специализацию районов ЦР.

36.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы.

Отличительные черты отдельных районов  ЦР. Экономические, социальные, экологические проблемы.

Давать оценку уровня экономического развития отдельных районов ЦР.

37.

Народные промыслы региона. ПР№9

Старинные промыслы России. Современность и проблемы древних русских городов.

Уметь составлять картосхему  размещения центров народных промыслов ЦР.

38.

Итоговый урок по теме

Проверочная работа

Проверка знаний и умений по изученной теме.

39.

Северо –Западная Россия (2ч.)

Общая характеристика района.

Состав. Географическое положение на разных этапах исторического развития. Население. Свободная экономическая зона.

Используя различные источники информации, уметь  давать комплексную характеристику района.

40.

Географические и  экономические особенности С-Петербурга.

Основание города, его роль в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Специализация района.

Знать историческое своеобразие города, его хозяйственную специализацию. Понимать суть  термина «свободная экономическая зона»

41.

Европейский Север (3ч.) ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население района.

Своеобразие географического и геополитического положения, его влияние на ресурсную базу, хозяйственную деятельность населения. Причины миграции населения.

Уметь анализировать ЭГП, давать характеристику природных ресурсов. Понимать проблемы территории.

42.

Хозяйство Европейского Севера.

        

Развитие межотраслевых комплексов на собственных ресурсах. Северный морской путь. Современные проблемы региона.

Давать характеристику экономики района по плану. Анализировать проблемы.

43.

ПР№10 Тимано-Печорский и Кольско-Карельский ТПК.

Специфические признаки каждого ТПК, особенности ихразвития.

Составлять  и анализировать хозяйственные связи ТПК района

44.

Европейский Юг (2ч.)  Географическое положение, ресурсы, население.

Состав, географическое  и геополитическое  положение Северного Кавказа.  Природный амфитеатр. Ресурсы района. Национальный и религиозный состав населения; особенности расселения. Традиции и культура.

Объяснять зависимость природно-ресурсного потенциала  в зависимости от тектонического и геологического строения.

Характеризовать  население и объяснять проблемы, связанные с ним.

45.

Хозяйство района.ПР№11

Развитие межотраслевых комплексов в зависимости от природных условий и ресурсов. Рекреационное хозяйство.

Уметь определять факторы развития района.

Выявлять и анализировать условия для развития рекреационного хозяйства.

46.

Поволжье (2ч.)

ЭГП, ресурсы, население.ПР№12

Географическое положение. Роль Волги в территориальной организации населения и хозяйства. Ресурсы района. Многонациональный состав района.

Анализировать природные условия и ресурсы района. Объяснять влияние истории населения и развития территории на религиозный и этнический состав.

47.

Хозяйство района.

Развитие межотраслевых комплексов в зависимости от природных условий и ресурсов. Рекреационное хозяйство.

Уметь определять факторы развития района.

Выявлять и анализировать условия для развития рекреационного хозяйства.

48.

Уральский экономический район(2ч.) Природно-ресурсный потенциал, население района.

Своеобразие географического и геополитического положения, ресурсная база, расселение населения.

Уметь анализировать ЭГП, давать характеристику природных ресурсов. Понимать проблемы территории.

49.

Хозяйство района.ПР№13

Развитие межотраслевых комплексов в зависимости от природных условий и ресурсов. Рекреационное хозяйство.

Уметь определять факторы развития района.

География и проблемы современного хозяйства. Проблемы  Урала. Составлять картосхему, отражающую тенденции хозяйственного развития.

50.

Итоговый урок по теме «Западный макрорегион»

Проверочная  работа

Уметь выявлять типичные признаки региона: анализировать, работать с картами, составлять таблицы, картосхемы.

51.

Восточный макрорегион (16 ч.)

Общая характеристика

Географическое положение, своеобразие территории и размещения населения. Разнообразие природных условий и ресурсов. Этапы, проблемы и перспективы развития  региона.

Составлять развёрнутую характеристику по плану по картографическим и статистическим источникам.

52.

Западная Сибирь (2ч.)

Развитие хозяйства. ПР№13

Особенности эгп, населения, специализация хозяйства района, проблемы взаимодействия  природы и общества.

Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского и Кузнецко-Алтайского ТПК   для жизни людей.

53.

Хозяйственные комплексы Западной Сибири.

ПР№14

Нефтегазохимический, угольно- металлургический комплексы. Современные проблемы и перспективы развития комплексов.

Составление характеристики комплексов по типовому плану.

54- 58

География своего региона (Алтайский край)

Специфические черты природы, ресурсов, населения, хозяйства  края  в составе района.

Составлять развёрнутую характеристику по плану по картографическим и статистическим источникам.

59.

Восточная Сибирь (3 ч.)

Состав района, минеральные ресурсы. Население

ПР№14.

Географическое положение, своеобразие территории и размещения населения. Разнообразие природных условий и ресурсов. Этапы, проблемы и перспективы развития  региона.

Составлять развёрнутую характеристику по плану по картографическим и статистическим источникам.

60.

Межотраслевые комплексы

Развитие межотраслевых комплексов в зависимости от природных условий и ресурсов.

Уметь определять факторы развития района.

География и проблемы современного хозяйства. Проблемы  Сибири. Составлять картосхему, отражающую тенденции хозяйственного развития.

61.

ТПК Восточной Сибири ПР№15

Характеристика Норильского промышленного узла по типовому плану.

Составление карто-схемы производственных связей промышленного узла  с учётом природных условий и ресурсов.

Обобщение и систематизация знаний по  Сибири

62.

Дальний Восток(3ч.)

Гп, природно-ресурсный потенциал

Географическое положение, своеобразие территории. Разнообразие природных условий и ресурсов.

Составлять развёрнутую характеристику по плану по картографическим и статистическим источникам.

63.

Население и его хозяйственная деятельность

Размещение населения, занятость

Объяснять зависимость размещения населения от природных и экономических факторов.

64.

Географический рисунок хозяйства

Развитие межотраслевых комплексов в зависимости от природных условий и ресурсов, их размещение по территории района

Давать характеристику отраслей хозяйства, объяснять значимость и причины размещения.

65.

Урок подготовки к зачёту

Обобщение и систематизация  знаний

Умение составлять схему- конспект, отражающую  общие черты района

66.

Проверочная работа

Обобщение знаний по организации хозяйства в Восточном макрорегионе

Зачёт

67-68.

Итоговое повторение

Коррекция знаний и умений по курсу

Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2009.
  2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2009.
  3. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

        4.  Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия «Уроки географии 9 класс»

Дополнительная литература: А.И.Алексеев  География России.  Население и хозяйство– М: Дрофа, 2009г.

                                         Интернет -ресурсы

Лист внесения изменений в рабочую программу

май

2 часа добавлено на обобщение и систематизацию знаний по курсу

Так как  авторская  программа  рассчитана на 34 учебных недели, а занимаемся 35 недель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...