МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ
статья по географии (5 класс) на тему

Герасимчук Татьяна Алексеевна

Статья в сборнике Международной научно-практической школе-конференции "Экология Южной Сибири и сопредельных территорий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.a.gerasimchuk-7.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

Т.А. Герасимчук

МБОУ города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №1»

Современный этап развития российского общества ставит перед школьным образованием качественно новые цели, требует, чтобы выпускник школы успешно решал любые задачи, проблемы, которые ставит перед ним жизнь. Активная учебно-познавательная деятельность определяет готовность выполнять учебные задания, стремление к самостоятельной деятельности, сознательность выполнения заданий, систематичность обучения, стремление повысить свой личный уровень, мотивация учащихся к самостоятельности и т.д. Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией, главной целью которой является формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса [1].

Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле можно использовать различные методические приемы: игровые, литературные, занимательный материал и др. При использовании таких методических приемов можно формировать экологические знания и умения обучающихся. Очень важно сформировать у школьников умения работать с различными видами информации. В начальном курсе географии при обучении по новым ФГОС можно использовать следующие методические приемы:

При изучении темы «Вращение Земли по околосолнечной орбите» можно использовать методический прием работы с художественной литературой. Прочитайте «Лесную газету» В. В. Бианки и книги его учеников – детских писателей Н. И. Сладкова и С. В. Сахарнова. С какой даты начинается лесной календарь? Почему?

На уроке по теме «Слои «твердой» Земли» рационально использовать методический прием моделирования. Используя разные источники информации (рисунок, стихотворение, научный текст), вырезать из цветной бумаги основные слои «твердой» Земли и дать их краткую характеристику с помощью символов.

В ходе урока «Вулканы» можно использовать топонимический прием «Ножницы». Для школьников скачана информация с различных сайтов о вулканах Земли, им необходимо составить топонимический словарь, используя только ножницы и клей.

На уроке по теме «Погода и метеорологические наблюдения» обучающимся предлагается совершить виртуальную экскурсию на метеорологическую станцию, используя электронный ресурс, а затем изготовить самодельные метеорологические приборы, используя материалы школы географа-следопыта и материалы Интернет-ресурсов. Работа осуществляется в группах.

В ходе урока по теме «Атмосфера и человек» можно использовать методические приемы проектирования. Пятиклассникам предлагается составить прогноз погоды на ближайшее время, используя народные приметы. В качестве источника информации могут быть использованы ресурсы Интернет и сведения, полученные из научно-популярной литературы и социологического опроса взрослых.

При изучении темы «Мировой океан – главная часть гидросферы» эффективными будут картографические приемы работы с географической номенклатурой. Работая с текстом параграфа и физической картой мира, почувствуйте себя мореходами. Школьникам предлагается выписать 5 географических названий из текстов параграфов 1-10 и узнать их происхождение. Работая с географическими названиями, необходимо представить положение объекта на географической карте, найти связи названия объекта с его характеристиками; составить или разгадать кроссворды, ребусы, загадки.

Очень эффективно использовать и игровые методические приемы, такие как «Найди половинку», «Составь слово», «Справочное бюро», «Третий лишний», «Заочное путешествие», «Заморочки из бочки», «Туристическое агентство «По странам и континентам», «Угадай-ка» и т.д.

Использование таких методических приемов ведет к активизации учебно-познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет географические и экологические знания и умения, способствует к их осознанному применению.

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.

Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор компьютерных  средств обучения географии...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний.

Статья участвует в конкурсе "Образование 3.0"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения ...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные.Но в разных школах, о разных предметах учащиеся отзываются по-разному. Неоднозначное отношение  Можно наблюдать и к школьно...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии, химии, географии и во внеурочное время»

В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и  определяющей в качестве одного из направлений формирование кл...

Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в условиях ФГОС.

Вместо сухого и монотонного изложения материала, можно применять живое и  активное общение. Творческий подход повышает интерес у обучающихся, а значит и результативность урока....

«Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на индивидуальных логопедических занятиях»

Одним из основных принципов обучения в специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проя...

Статья:«Использование различных приемов обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики»

Новая парадигма образования приводит каждого педагога к поиску новых педагогических технологий, которые бы смогли мотивировать обучающихся на изучение предмета, активизировать познавательную деятельно...