«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии, химии, географии и во внеурочное время»
методическая разработка (биология) на тему

Бузейчук Екатерина Васильевна

 

В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и  определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей обучающихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе.

Предлагаемый опыт работы является результатом исследования и практической апробации подходов к активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии, химии, географии и во внеурочное время»

Представление собственного инновационного педагогического опыта  учителя биологии,   химии, географии МБОУ «Устьвашская  средняя общеобразовательная школа»   Бузейчук Екатерины Васильевны

Актуальность  

В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и  определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей обучающихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе.

Предлагаемый опыт работы является результатом исследования и практической апробации подходов к активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время.

Ведущая идея опыта 

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.

Значение познавательного, а значит развивающего интереса, заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность.

Школьник, который учится без познавательного интереса, воспринимает получаемые знания как «мертвый груз», а сам процесс обучения – как тяжелую и бессмысленную  повинность.

           Личная концепция автора

- вариативность и личностная ориентация образовательного процесса    

  (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

-практическая ориентация образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских, проблемных,  коммуникативных методов и др.);

-отбор содержания учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

-использование межпредметных связей;

-внедрение в процесс обучения ИКТ, обеспечивающих доступ к различным информационным ресурсам и  способствующих обогащению содержания обучения,  придающих ему логический и поисковый характер;

- использование приемов, технологий, способов решения проблем, личностно значимых для обучающихся.

           Технология опыта.

В своей деятельности я применяю элементы проблемного обучения Дж. Дьюи. Принцип активности ребенка в процессе обучения является одним из основных условий достижения позитивного результата. Применяя проблемное обучение, я обеспечиваю высокий уровень мотивации, осознание потребностей в усвоении знаний и умений, получение результатов. Для реализации проблемного обучения использую методы, основанные на создании проблемных ситуаций,  активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Для организации продуктивной деятельности обучающихся применяю лабораторные и практические работы эвристического характера. Они позволяют не только изучать биологические объекты, но и знакомиться с методами науки биологии, что, несомненно, способствует развитию исследовательских навыков: понимание сущности проблемы, формулирование проблемного вопроса, формирование и обоснование гипотезы. На практических работах «Экспериментальное решение задач» обучающиеся применяют исследовательский метод при определении выданных веществ. На уроках географии данный метод используется при работе с картами и соотнесение таблиц, карт различной тематики и контурных карт.

Проблемный подход в обучении позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала, избавиться от догматизма. В процессе решения учебной проблемы обучающийся преодолевает трудности, что способствует развитию у него мышления, пробуждению познавательного интереса, выработке воли (прилагаю разработку урока  «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные» стр. 39-47).

«Блоки Шаталова» помогают мне интересно, компактно давать новый материал. При этом каждый приобщается к труду, воспитывается воля, участие каждого ученика повышает мотивационный аспект.

Я считаю, что нужно сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное. Элементы развивающего обучения  Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова и исследовательский подход позволяет мне вовлекать обучающихся в различные виды деятельности, включать воображение, развивать память, мышление, речь.  Ход уроков строю  «от учеников». Дети наблюдают, сравнивают, обобщают, делают выводы, выясняют закономерности. Уроки проходят очень эмоционально, каждый ученик имеет возможность проявить инициативу. Примером может служить урок по теме: «Происхождение человека». Одному из учеников было предложено, пользуясь учебными таблицами, муляжами, привести данные, которые он считает главными для доказательства происхождения человека от животных. После его выступления развернулось обсуждение поставленного вопроса. В ходе обсуждения обучающиеся уточняли и углубляли ответы товарищей, самостоятельно ставили вопросы, логически вытекающие из необходимости осветить вопрос всесторонне. Они сами отбирали нужные для своих доказательств наглядные пособия. Одни из учеников стремились проследить всю эволюцию животного мира, другие сосредоточили свое внимание на периоде становления человека, рассматривая переходные формы от животных к человеку. При обсуждении они коснулись таких проблем: сходство между различными классами животных; переходные стадии от одного класса животных к другому; сходство человека с человекообразными обезьянами; данные современной.

Чтобы возбудить познавательный интерес, сделать обучение осознанным, увлекательным и полезным, я иногда использую прием виртуального «путешествия» или «прогулки». Перед обучающимися ставятся вопросы такого характера: представьте, что вы заблудились в лесу. Помогут ли вам найти дорогу наши зеленые друзья? Вы в походе порезали ногу, да еще вас укусила пчела. Какие зеленые растения к вам придут на помощь? Какие растения помогут определить время? Какие растения можно использовать в пищу? Какие способы помогут очистить воду?

Эти вопросы предполагают не только передачу учебной информации, но и специальное обучение школьников таким мыслительным операциям, как анализ, сравнение, обобщение, аргументация точки зрения.

            Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у школьников являются игровые технологии (Б.П. Никитина, Газман О.С. и др.)

Игры-упражнения провожу как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысливания и закрепления учебного материала, применения в новых ситуациях. Это могут быть кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснения пословиц и поговорок и др. Решение кроссвордов, загадок можно использовать для определения темы занятия, чтобы подтолкнуть обучающихся  к выведению цели и задач занятия, а можно и как рефлексию.

           Чтобы не травмировать ребят контрольными работами в конце изучения большой темы, а также, чтобы стимулировать познавательный интерес обучающихся к своему предмету, заменила некоторые контрольные работы в 6-7-х классах на уроках биологии и географии, в 8 классе по химии на обобщающие уроки-игры. Я провожу их по сценарию телевизионных игр: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?» или просто как соревнование. После проведения таких уроков ребята с нетерпением ждут следующих уроков-игр, с удовольствием готовятся к ним. А это значит, что цель – вызвать интерес к предмету – мною достигнута.

  На своих уроках часто использую познавательные задачи теоретического и практического характера, экспериментальные, репродуктивные, проблемные, абстрактные, задачи с конкретным содержанием, задачи парадоксы, задачи-поговорки и т.д. (прилагаю разработку урока «Водоросли» стр. 24-29). Решение этих задач повышает заинтересованность обучающихся, развивает мышление, учит анализу и способности делать умозаключения.

Информационно-коммуникационные технологии, работа с ресурсами Интернет на уроке, поиск информации для выполнения домашнего задания, создание презентаций ребятами по итогам пройденного материала делает учебный процесс познавательным, увлекательным и более компактным. На уроках применяю как мультимедийные технологии, которые позволяют использовать текст, графические изображения, звук, анимацию, видеофрагменты, электронные учебники, так и телекоммуникационные: Интернет - уроки, Интернет - тесты.

Мультимедийные курсы: «1С: Репетитор. Биология», «Биология 6-9 классы» «Химия 8-11 классы», «География 6-9 классы» (Библиотека электронных наглядных пособий Кирилла и Мефодия), лабораторный практикум «Биология 6-11класс» «Виртуальная лаборатория по химии», и др. - имеют обширный учебный материал по всем разделам курса биологии, химии и географии. Они содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей иллюстрирующих текстовый материал, имеют обширный справочный материал.

Большим удобством в использовании этих изданий является открытость их ресурсов, т.е. объекты могут быть скопированы из оболочки на жесткий диск и экспортированы в другие оболочки. Это позволяет мне создавать мультимедийные презентации в программе Microsoft Power Point для сопровождения урока или его фрагментов. Например, при изучении темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (9 класс) я использую несколько видеофрагментов, анимаций, рисунков, позволяющих проследить, как происходит этот процесс в динамике в целом: от момента образования половых клеток до момента формирования организма. Благодаря такому наглядному изложению материала обучающиеся воспринимают эту деликатную тему очень серьезно и заинтересовано, как научный факт, раскрывающий важное свойство живых организмов.

Обширным иллюстративным и теоретическим материалом располагают и учебные мультимедийные пособия по анатомии и физиологии человека – «Биология» (Просвещение) и электронные атласы для школьников: «Анатомия, физиология, гигиена», «Ботаника», «Зоология», «Химия 8-11 класс» и «География 6-9 классы» (Кирилл и Мефодий). На мой взгляд, в этих пособиях органично сочетаются традиции отечественного образования и компьютерные технологии.

Кроме того, все перечисленные издания содержат также и лабораторные практикумы, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний, которые используются мной в учебно-воспитательном процессе. Несомненным их достоинством является то, что перечисленные средства обучения имеют достаточно простую систему навигации, возможность создания примечания и закладок, статистику выполнения упражнений и вывод на принтер.

Работу с этими образовательными комплексами я провожу на всех этапах урока: при организации актуализации знаний, объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также в качестве тренажеров для подготовки к контрольным занятиям и ОГЭ (биология, химия), ЕГЭ (химия).

Использование обучающимися электронных справочников, энциклопедий, учебников позволяют им отбирать материалы при подготовке рефератов, проектов, презентаций, а мне, как учителю, помогают решать следующие дидактические задачи:

-усвоение обучающимися базовых знаний по предмету;

- систематизация усвоенных знаний;

- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационной техники;

- формировать навыки самоконтроля;

- активизировать познавательный интерес к биологии, химии и географии;

- подготовить обучающихся к экзаменам, попутно формируя у них различные общеучебные навыки.

Ресурсы Интернета безграничны и школьники используют эту возможность при подготовке рефератов, докладов, создании проектно-исследовательских работ. В дальнейшем эта информация не только многократно используется для расширения кругозора других учеников, но с помощью нее возможно создание противоречий, проблемных ситуаций и проведение диспутов по возникшей проблеме. В моей практике такие выступления обучающиеся готовят по темам: «Генетика и здоровье человека», «Новейшие достижения селекции», «Клонирование – «быть или не быть?», «Витамины», «Полезные ископаемые Архангельской области: добыча и экологические проблемы», «Химия в твоей будущей профессии» и другие темы в биологии, химии и географии, которые отражают последние достижения современной науки и мало освещены в учебнике.

Использование Интернет ресурсов повышает уровень проведения занятий, мотивацию обучающихся к обучению, улучшает качество знаний.

Сейчас имеется большое количество сайтов, посвященных биологии, химии, географии и методике преподавания. Это представляет интерес для меня как для учителя. На своих уроках часто применяю методические находки других учителей, сведения о которых нахожу в Интернете.

Активно использую в своей практике и ЦОР нового поколения – ОМС по биологии и химии (открытые образовательные модульные мультимедиа системы). Уроки биологии  и химии становятся интересными и увлекательными, так как в трехмерной логической структуре ОМС теория изучается с помощью интерактивных мультимедиа информационных модулей (ЭУМ – И), практические навыки приобретаются в работе с виртуальными лабораториями, конструкторами молекул, анимаций и тренажерами по решению задач (ЭУМ – П), полученные знания проверяются с помощью разнообразных мультимедиа тестов и интерактивного задачника (ЭУМ – К).

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии, химии и географии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке (прилагаю разработку урока «Атмосфера» стр. 34-38)

           Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал, является метод проектов. Метод проектов реализуется  с помощью не только традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий, аудиозаписей, видеоматериалов, средств массовой информации, но и использую новые информационные технологии: мультимедийное оборудование, образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений, материалы Интернет-конференций. В преподавании биологии, химии и географии метод проектов не только органично вписывается  в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.

Как же осуществляется работа над проектами?

- прежде всего, обучающимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания;

- постановка цели и задач, составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования;

- выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у обучающихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы;

- подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве;

- подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, выстраивают систему доказательств;

- презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.

Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления обучающихся, воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самоусовершенствованию (прилагаю буклеты, созданные для отчета по проектам, в отдельном приложении  стр. 48-55)

           Мы с учениками активно занимаемся исследовательской работой. Она требует больших затрат времени и сил, но очень плодотворна, т.к. обычно одновременно решает  образовательные и воспитательные задачи. Происходит формирование таких ключевых компетенций обучающихся, как: умение работать по алгоритму, работа в коллективе, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию, критически мыслить, вести цивилизованную дискуссию, давать собственную оценку событиям, а также развитие творческого мышления. В ходе такой работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта. (предлагаю урок «Кислоты, их свойства и классификация» стр. 56-66)

Вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность мною осуществляется и на уроке, и в системе дополнительного образования (на элективных курсах, факультативах по химии).

Тематика и характер исследовательских работ школьника могут быть различны, но в рамках урока должны отвечать школьным программам.

В 6 классе, изучая курс ботаники, школьники рассматривают многообразие растительного мира на местном материале, выявляют редкие виды растений, прослеживают изменения  видового состава, численности, изучают «Красную книгу Архангельской области», материалы по заказникам Лешуконского района. В этом роде деятельности обучающихся я играю роль консультанта: даю советы, направляю, наталкиваю на возможные выводы(предлагаю  тезисы исследовательской работы  «Знакомая незнакомка».  стр. 22-24).

           Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности - необходимо не только поставить опыт и получить результаты экспериментальной работы, но и проанализировать их, выявить причинно-следственные связи, предложить свои пути решения проблемы. Особенно это удобно проводить в летнее время, когда  обучающимся даны летние задания или в экологическом лагере, или в лагере с дневным пребыванием детей.(приложение стр. 38) Это развивает логику и мышление обучающихся, заставляет их изучать дополнительный материал по определенной экологической проблеме, требует организации и собранности. Кроме того, в ходе выполнения проекта происходит непосредственное общение ребят с природой, развивается наблюдательность, повышается экологическая культура в целом.

Решая конкретную экологическую проблему, юные исследователи начинают понимать необходимость природоохранной деятельности, чувствовать ответственность за состояние природной среды своей местности, своего края, повышают экологическое сознание. Так работа  экологического лагеря в 2009 году,  была посвящена важной проблеме исчезновения родника в д. Ущелье. Затем информация была использована при создании видеоролика «Спасение родника». Эта работа была представлена на районном конкурсе социальной рекламы «Новый взгляд».

Исследовательские работы «Растения красители Лешуконского района», «Знакомая незнакомка» напоминают нам о том, что растения, которые растут рядом с нами, могут быть использованы нами и сегодня.

Важным является и то, что, включаясь в исследовательскую работу, школьники приобретают умения и навыки постановки и проведения научного эксперимента, учатся работать в лаборатории и вести мониторинг состояния природных экосистем и отдельных компонентов окружающей среды. В свою очередь, это пробуждает интерес к научной работе в целом, к экологическим и биологическим специальностям, что может сыграть важную роль при выборе профессии и направления деятельности после школы.

Для того чтобы провести самооценку  своей практической деятельности ребята заполняют «Листы самооценки ученика-исследователя». Анализируя заполненные листы, в результате собеседования -80% обучающихся, выполняющих исследовательскую деятельность, получили практические навыки, научились составлять проект исследования, анализировать полученные результаты. Как результат работы -  призовые места за исследовательскую деятельность на муниципальном уровне, выступления на Ломоносовской научно-исследовательской конференции в Кенозерье.

           Применение здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс не только увлекательным  и интересным, но и безопасным. На уроках провожу различные физкультминутки, слежу за соблюдением техники безопасности при выполнении экспериментов на уроках химии и лабораторных работ по биологии.

           Для того чтобы в полной мере реализовать весь потенциал, заложенный в изучаемом материале, необходима система межпредметных связей.

С помощью  межпредметных связей (МПС) закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. К примеру, изучение таких процессов как: свертываемость крови, фотосинтез, испарение влаги растениями, растворение веществ, очистка смесей и т.д. требует уже на начальном этапе рассмотрения физико – химических понятий при раскрытии общебиологических и химических понятий (предлагаю урок география – биология «Значение Мирового океана для природы и человека», стр. 29- 34). Как показывает опыт, межпредметные связи выступают непременным дидактическим условием развития у учащихся интереса к знаниям по  биологии, химии и географии, так и основ наук в целом.

Использование  на     уроке     различных   дополнительных   сведений о географических открытиях, исторических  событиях и т.д. в   значительной степени   повышает   познавательный   интерес   к    предмету.   Так, изучая в 7 классе тему «Тип моллюски»  тот исторический факт, что до Великой Отечественной войны брюхоногий моллюск  Рапана   не   обитал    в   Черном море, а только в результате   курсирования   фашистских кораблей был   завезен в   него из Атлантики, моллюск прикреплялся к днищам  кораблей,   вызывает   у учащихся заинтересованность и далее  на одном дыхании   рассматриваются особенности жизнедеятельности данного моллюска.

Организация учебно-воспитательного процесса на основе МПС может касаться как отдельных уроков (чаще обобщающих), темы, подчинённой решению межпредметной проблемы, так нескольких тем различных курсов, целого цикла учебных предметов или устанавливать взаимосвязь между циклами.

Изучая биологию в 8 классе  «Человек» (Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н)   нельзя обойтись без взаимосвязи с валеологией, т.е. изучения не абстрактного  человека,  а самого  себя. В  структуру   обычного  линейного   урока добавляется этап «Познаю себя», где  не  столько выдается  теоретический    материал, сколько проводятся   практические занятия  и функциональные пробы   для выяснения состояния здоровья и уровня физического развития подростка.

Пример:

 Рассчитайте свое нормальное артериальное давление:

АД верхнее =1,7 * возраст + 83

АД нижнее = 1,6 * возраст + 42

Также исследования стопы, которые ребята с интересом проводят, помогает определить – есть плоскостопие  или нет;  исследование спины – есть искривления или нет и другие.

           Данные таких исследований заносятся в личные медицинские карты обучающихся. Практическая направленность исследований на сохранение здоровья обучающихся позволяет выявить начальные стадии заболевания подростка и своевременно направить его за помощью к специалисту.

            Взаимосвязь с математикой широко используется при решении задач по химии в 8-11 классах и географии в 6-9 классах. Опираясь на связи с другими науками, при изучении биологии, раскрываются отношения «природа – человек», «природа – общество – труд», химии – «безопасность на кухне, в ванной комнате и при ремонте квартиры», географии – «планирование поездок».

Таким образом, я рассматриваю возможности межпредметных связей в организации процесса обучения на уроках биологии, химии и географии, роль межпредметных связей в подготовке обучающихся к восприятию знаний.

Используя знания обучающихся по истории, физике, математике и  другим   предметам   раскрываются   многие   биологические, химические и географические    понятия и процессы, что ведет к хорошему усвоению учебного материала учениками, а соответственно повышению качества знаний.

           Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами обучающимся предлагаю творческие задания, которые выражаются:

  1. в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других обучающихся. Кроссворды могут быть тематическими и терминологическими.
  2. в сочинении сказки или стихотворения о каком – либо биологическом объекте, химической реакции;( данные задания есть в учебнике 9 класс Габриеляна О.С.)
  3. в рисунке;
  4. в аппликации (из отдельных картинок вырежи и смонтируй изображение «идеального» животного, клетки);
  5. в изготовлении динамического пособия;
  6. в составлении опорных схем и конспектов;
  7. в сборе и оформлении гербариев, как по стандартной методике, так и на контрастных цветовых карточках.
  8. изготовление моделей вулканов, «лесной полянки».

     В начале каждого последующего урока идет защита, обсуждение и оценка творческого задания, как автором работы, так и товарищами в классе.

Творческие задания дают возможность проявить себя любому из обучающихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают со схемами или таблицами, динамическими пособиями. Дети «гуманитарии» выбирают более творческую работу со словом и цветом.

           Включение в урок элементов практической направленности учащихся, связь изучаемого материала с жизнью, с практикой сельского хозяйства,  применение знаний на своих приусадебных участках и при ухаживании за комнатными растениями, домашними питомцами, актуальное требование к современному уроку биологии, химии.

Опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная деятельность обучающихся по проведению опытов и наблюдений за растениями, выращиваемыми на приусадебном участке (летние задания), дикорастущими  и последующее использование результатов этой работы на уроках расширяют знания школьников по биологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых на уроках знаний.

«Лучше один раз вырастить растение, чем несколько раз читать о том, как это надо сделать». Работы обучающихся принимают исследовательский характер.

           Воспитывая бережное отношение к природе в целом, также призываю ребят беречь собственное здоровье. Ведь человек – часть природы. С этой целью провожу внеклассные мероприятия типа «Суд над вредными привычками», диспуты на тему «Как я берегу собственное здоровье» с целью антиалкогольного, противонаркотического, антитабачного воспитания, затрагиваем эти вопросы при изучении тем «Соединения углерода» в 9 классе по химии, «Спирты» в 9 и 10 классах по химии и др.

       На уроках ботаники и зоологии с обучающимися занимаемся созданием виртуальной экологической тропы. С одной стороны, задачей тропы  является  своеобразный  «природоведческий ликбез», т. е. расширение у детей элементарных сведений об  объектах, процессах  и  явлениях  окружающей  природы.  С   другой   стороны,   задача учителя —  научить  своих  слушателей  видеть,  замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в  зоне маршрута тропы, и уметь  комплексно  оценивать  эти  результаты  воздействия человека на окружающую  среду.  Третья,  в  конечном  итоге  главная  задача учебных троп, — способствовать воспитанию экологической  культуры  поведения человека - как части общей культуры взаимоотношений людей друг  с  другом  и отношения человека к  природе. Экскурсии на природу дают обучающимся увидеть, как человек оказывает негативное влияние на чистоту окружающей природы.

            Внеклассная работа имеет огромное значение в решении разнообразных учебно-воспитательных задач, которые стоят перед современной школой. Внеклассные мероприятия многогранны. Они могут углублять школьный материал, воспитывать идеалы, формировать мировоззрение, экологические вкусы, этику поведения, эмоции, взгляды, суждения, воспитывать культуру труда, патриотические чувства, бережное отношение к природе, углублять знания о химических веществах, которые у нас всегда под рукой, использовании вторсырья для изготовления поделок. Я веду  факультатив в 8 классе «Химия вокруг нас». Программа рассчитана на 1 год. Обучающиеся в результате изучения углубляют знания о часто встречающихся веществах в быту.        

           Используя все эти образовательные технологии, методы и приемы

 я делаю всегда:

- учебно-воспитательный процесс строю на основе взаимоотношений учитель-ученик, ученик-учитель;

- включаю элементы соревнования, поиска, организую общение детей;

- стараюсь, чтобы в центре внимания учебного процесса находилась уникальная целостная личность ученика;

- создаю условия для максимальной реализации возможностей обучающихся;

- создаю на уроке атмосферу заботы, сотрудничества, творчества;

Я не делаю никогда:

 - не забываю об улыбке, ведь именно она предполагает общение, открытость;

 - не забываю о том, что я тоже умею творить.

Для того чтобы применяемая методика стала живой и полезной, я думаю, мало знаний и умений учителя, нужна любовь к своему предмету, любовь к детям.



Предварительный просмотр:

Тезисы исследовательской работы  «Знакомая незнакомка».  

Работа выполнена ученицей 11 класса МБОУ «Устьвашская СОШ» Алейниковой Еленой Эдуардовной.

Научный руководитель Бузейчук Екатерина Васильевна.

Мы живем в сельской местности и окружающие нас травы, кустарники и деревья не всегда так обычны, как кажется на первый взгляд. Например, самая обычная крапива перед внимательным исследователем откроет свои секреты. Кто не знает этого вездесущего сорняка? Он растёт повсюду с ранней весны и до глубокой осени. Сколько ни «мешают» другие растения, ни уничтожают люди – крапива растет себе и растет. А если по неосторожности коснуться этой травы, то страшно даже вспоминать о последствиях: руки и ноги начинает жечь, кожа моментально краснеет и покрывается белыми волдырями. Вот уж коварное растение, ничего хорошего от него не жди… Неужели эта трава может быть чем-то полезна? В литературе о крапиве не очень много материала, в основном приводятся рецепты использования в народной медицине и применение в кулинарии. В последнее время  в сети Интернет стали появляться материалы о получении ткани из волокон крапивы и более подробные рецепты лечебных сборов с крапивой.

Цель исследования: выяснить, какие полезные свойства есть у крапивы.

Задачи: 1.Изучить виды крапивы. 2. Собрать и  изучить материал о полезных свойствах крапивы. 3. Выяснить, для каких целей люди используют крапиву. 4. Создать буклет с рецептами. 5. Опровергнуть или подтвердить, выдвинутую гипотезу.

Объект исследования: крапива

Предмет исследования: полезные свойства крапивы

Гипотеза: предположим, что крапива приносит много пользы для человека, хотя и является сорняком.

Методы исследования: работа с литературой, изучение материалов в сети Интернет; проведение эксперимента; обобщение и выводы.

Актуальность: Человек стремится вернуться к природе или хотя бы немного окунуться в нее. Использование сорняка – крапивы, которая растет везде – это выход для многих людей. В деревнях и селах можно найти участки далеко от дорог, где произрастает крапива, а городские жители могут встретить ее на дачных участках.

Химический состав крапивы многообразен. Листья ее - кладовая ценных витаминов. Такое большое количество витаминов и минералов, входящих в состав крапивы делает ее одной из полезнейших лечебных трав. В листьях крапивы двудомной содержатся бактерицидные вещества, раньше это свойство крапивы широко использовалось для хранения летом сырого мяса и рыбы. Обкладывали листьями мясо или рыбу и без сумки-холодильника могли перевозить эти продукты в жаркое время в течение 30-40 часов. Мой дедушка - Шарыгин А.И. использовал данный метод, когда нужно было выносить щуку с озера Ботево к озеру Ершово. Дорога пролегала через болото, пришлось идти 30 км с тяжелым каном, но рыба осталась, как только что выловленная.

Крапива эффективно лечит заболевания кожи головы (перхоть, зуд и шелушение), для этого теплым настоем ополаскивать голову после мытья. Я на себе проводила эксперимент по влиянию настоя из крапивы на рост и структуру волос. В летнее время я раз в неделю ополаскивала волосы после бани и сушила волосы, не вытирая. Затем в течение недели опрыскивала волосы из пульверизатора настоем. Через неделю мои волосы были блестящими и шелковистыми. Проводила процедуры 1 месяц, затем делала перерыв 2 недели и еще 1 месяц процедур. Осенью процедуры не проводила и заметила, что волосы начали тускнеть. В декабре стала проводить процедуры снова, но не в таком количестве, как летом. Поэтому эффект наступил гораздо медленнее.

Мама и дедушка, весной часто варят нам суп из крапивы, оказывается, по питательности листья крапивы не уступают зеленому горошку, фасоли, бобам. Крапиву используют для приготовления салатов, супов, борща, соусов, начинки для пирожков. Многие пекари любят добавить в тесто немного крапивного порошка – хлеб получается душистым и своеобразным на вкус. Я с помощью мамы приготовила такой хлеб. Он вкусный и необычный.

Крапиву с удовольствием съели бы и коровы, и козы, и овцы, и свиньи, и птицы. Крапиву необходимо измельчить и ошпарить кипятком, корм для скота получиться очень питательный. Благодаря  крапиве у коров повышаются удои молока, а птица, в рацион которой входит крапива, способна нести в два раза больше яиц, чем обычно.

Бузейчук Н.И.- моя бабушка, рассказывала, чтобы поросята быстрее росли, их нужно кормить супом, в котором есть крапива. Каждое лето я с сестрой помогаю бабушке заготавливать веники из крапивы для коз. Зимой, когда козы начинают болеть, бабушка дает им веник крапивы, и они быстро поправляются

Препараты из крапивы противопоказаны при повышенной свертываемостью крови, при гипертонической болезни, беременности, особенно в последние месяцы, а также не следует их применять при кровотечениях, вызванных кистой, полипами и другими опухолями матки и ее придатков. Особая осторожность нужна при применении крапивы больным с заболеваниями почек. Не рекомендуется применять внутрь детям до 12 лет.

Заключение.

В нашей работе гипотеза: предположим, что крапива приносит много пользы для человека, хотя и является сорняком, нашла подтверждение: Мы нашли много интересных рецептов использования крапивы двудонной для кожи, волос, омоложения, в пищу. Крапиву можно использовать для человека и животных. Ели вернуться к названию нашей работы то, действительно крапива знакома всем, не раз мы с нею сталкивались, но о таком количестве полезных свойств многие даже не подозревали. Поэтому с данной точки зрения она является для нас незнакомкой. Мы решили, чтобы наш труд не пропал, мы создадим  буклет с наиболее интересными рецептами и распространим его среди учащихся школы. Мы думаем, что эти рецепты пригодятся и другим людям. В ходе выполнения данной работы мы познакомились с растительными волокнами крапивы, которые использовались раньше и используются в современности.

Выводы, которые можно сделать по данной работе:

1. Крапива – это уникальное растение, но нужно использовать его аккуратно, т.к. имеются противопоказания.

2 Крапива можно использовать в пищу человеку и животным.

3. Крапива хорошее средство для омоложения и удаления нежелательных волос.

4. Крапива недорогое, но эффективное средство для восстановления волос.

5. Ткань из крапивы обладает антисептическим, антигрибковым действием, снимает электростатику, является мягкой, гигроскопичной, легкой в окраске, гипоаллергенной.

6. Сорняк, вызывающий раздражение у туристов и ненависть у садоводов, можно использовать как косметическое средство, для изготовления ткани и бумаги.

По данной работе создан буклет «Полезная крапива». Данную работу можно продолжить и рассмотреть использование пряжи и ниток из крапивы. Из ниток можно изготовить банную шапочку и варежки, которые не только уберегут от горячего пара, но и наполнят баню приятным ароматом. А если вплести в пряжу еще и волокна других трав, например, мяты, полыни, то аромат станет не только приятным, но и полезным. Можно изготовить тапочки для борьбы с ревматизмом или пояса для борьбы с радикулитом.

Конспект урока

на основе системно-деятельностного  метода обучения

Тема урока:   Водоросли.

Тип урока: урок открытого нового знания (ОНЗ)

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о водорослях, понятие о строении, научить отличать водоросли от других растений

Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с многообразием водорослей, выявить отличительные признаки водорослей, научиться бережно относиться к природе.

Задачи урока:

Воспитывающая:  развитие экологической грамотности учащихся, бережного отношения к природе.

Развивающая: расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать,  делать выводы.
Обучающая: научить умению отличать водоросли от других растений, формирование представлений о строении, определение  места их в органическом мире.

Оборудование: плакаты, аквариумы с растениями (низшими и высшими), диски, микроскоп, гербарии.

Описание хода урока

Название  технологических этапов урока, их  содержания

Конспект урока

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения  предполагает осознание вхождение учащегося в  пространство  учебной деятельности на уроке. На данном этапе  учителем организуется для учащихся  мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся  могут достичь на данном этапе урока , описание методов  организации учебной деятельности):

  • Актуализация требований  к нему со стороны учебной деятельности (надо):
  • Создаются условия для возникновения  внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
  • Устанавливаются тематические рамки (могу).

Учитель загадывает детям загадку:

                         Вошли мы в речку босые, а стали вдруг обутые:

                         Русалочьи косы ноги запутали.

Что это такое?

Дети: тина.

На прошлом уроке вы узнали об общих признаках растений, питании, классификации. К растениям относятся многие группы. Сегодня на уроке мы узнаем о группе водорослей, потому что они имеют большое значение в жизни человека,  широко распространены на Земле.

Вопрос учителя: Чем  отличаются водоросли от водных цветковых растений? Что у них общего?

Чтобы ответить на этот вопрос, сформулируем тему урока.

На доске записать тему урока: «Водоросли».

Личностные УД (деятельностный компонент) – готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни.

Регулятивные УД  - принимать   познавательную цель, сохранять  ее при выполнении УД, регулировать  весь процесс их выполнения и четко выполнять   требования познавательной задачи.

Коммуникативное УУД: сотрудничество с учителем

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе  организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного  учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  • Актуализацию изученных способов  действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения  и знаковую фиксация;
  • Актуализацию соответствующих мыслительных операций  и познавательных процессов;
  • Мотивацию к пробному  учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное  осуществление
  • Фиксацию индивидуальных затруднений  в выполнении  пробного  учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую  связь между  ними на основании методики  обучения данному предмету  на каждом шаге  данного этапа

Для актуализации знаний учащимся задаются вопросы (фронтально):

   1.В  чём принципиальное отличие растений от других  живых

       существ?

  2.На какие систематические группы делятся растения?

  3.Какие растения относятся к группе водорослей?

  4.Чем отличаются водоросли от других растений?

  5.Что общего у всех растений?

Регулятивные УД – работать  в соответствии с предложенным планом

Познавательные УД – добывать и (сопоставлять, анализировать) новые знания (информацию).

3.Выявление  места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися  места и причины затруднения.

Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих  методов и содержания учебных заданий для  выявления  учащимися места  и причины затруднения.

Основные методы мотивации  для создания успешной ситуации.  Для этого учитель учит учащихся:

  • Восстанавливать выполненные операции  и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где  возникло затруднение;
  • Соотносить  свои действия с используемым  способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить  и зафиксировать  во внешней речи  причину затруднения – те конкретные задачи, умения  или способности, которых не  достается  для решения  исходной задачи.

Для ответа на последние два вопроса перед учащимися  ставится исходная задача, которую они решат, используя свои способности и умения .

Познавательные УД – применять умения  перерабатывать информацию и делать выводы на основании полученных результатов.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Аттестуемый демонстрирует  методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в  коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий  по алгоритму:

  • Ставят цель (целью всегда является  устранение  возникшего затруднения)
  • Согласовывают тему урока
  • Строят план достижения цели
  • Определяют средства – алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем  с помощью исследовательских методов.

Постановка цели урока: сформировать понятие о строении и значении водорослей в природе и жизни человека.

Для достижения её: 1.Просмотрим видеофрагмент: «Водоросли»;

                                       2. Рассмотрим рисунки в учебнике  ( стр. 69);

Ответить на вопросы:

                                       1.Где обитают водоросли?

                                        2. Что необходимо для их существования?

Прочитать текст (1 абз. Стр.69)

Ответ : влага.

Вопрос: как устроены водоросли?

Для изучения строения водорослей учащиеся получают задание для работы в парах:

  1. Изучить внешнее  строение многоклеточных водорослей (работа с текстом учебника, рассматривание натуральных объектов
  2. Строение клетки одноклеточных водорослей (рассматривание готовых препаратов водорослей под микроскопом)

После завершения работы отвечают на вопросы

  1. По какому признаку водоросли относятся к растениям (наличие хролофила)
  2. Что общего и чем отличаются многоклеточные и одноклеточные водоросли?
  3. Чем водоросли отличаются от других растений? (Нет органов)

Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты.

5.Реализация  построения проекта

Аттестуемый  описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся  в рамках реализации  построения проекта.

На данном этапе  осуществляется реализация построенного проекта:

  • Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися
  • Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково
  • Построенные способ действия  используется для  решения  сходной задачи, вызвавшей затруднения.

Для изучения многообразия водорослей учащиеся рассматривают рисунки в учебнике стр. 69-71, читают текст, заполняют таблицу

Название водоросли

Место обитания

Особенности строения

Для ответа на вопрос о практическом значении и применении водорослей заслушивают сообщения учащихся, подготовленных заранее

Познавательные УУД умение осуществлять постановку и решение проблемы.

Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

6.Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

На данном этапе  учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый  способ действий с проговариванием  алгоритма решения  вслух.

Аттестуемый демонстрирует  форму  организаций  учебной деятельности, выбор заданий  с целью закрепления новых знаний  с использованием алгоритма решения.

Задание дается группам учащихся

1 гр. Рассказать об особенностях строения клетки одноклеточных водорослей по плакату

2 гр. Рассказать о местах обитания и многообразии водорослей

3 гр. Рассказать об особенностях внешнего строения многоклеточных водорослей

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать  результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

7.Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  

При проведении данного  типа используется  индивидуальная форма работы:

Учащиеся  самостоятельно  выполняют задания нового  типа  и осуществляют  их самопроверку, пошагового оценивания  с эталоном.  Организуется рефлексия реализации  построенного проекта  учебных действий. Организуется для  учащихся  ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки  самостоятельной работы.

Выполнение тестового задания с самопроверкой, сравнивание с эталоном

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать  результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

8.Включение в систему заданий повторения 

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется  использование  изученного ранее  материала (базовый уровень), в том числе и как  промежуточный шаг, для введения  в последующем обучении  новых способов действий (повышенный уровень).

Аттестуемый в рамках этого этапа  демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.

Мы знаем как устроены высшие растения, они имеют органы: корень, стебель, листья. Сравнить со строением водорослей. Водоросли не имеют органов, тело состоит из одинаковых по строению и функциям клеток- слоевище. Но водоросли относятся к растения, почему? Содержат хлорофилл, питаются как все растения-фотосинтез

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

9.Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

На данном этапе  фиксируется  новое содержание, изученное на уроке. Организуется  рефлексия  и самооценка учениками  собственной  учебной деятельности (цель обучения , способы достижения  цели, результат)

Аттестуемый  демонстрирует  эффективные способы  самооценки и самоконтроля учебной деятельности

Какие из полученных знаний вы можете использовать в жизни? Водоросли относятся к растениям: выделяют кислород, создают органические вещества ( обеспечивают кислородом все живые организмы, используются в пищу животными и человеком), значит их нужно беречь.

Домашнее задание в 4 уровнях

  1. Выписать определение в тетрадь стр. 72
  2. Подготовить презентацию об использовании водорослей человеком
  3. Сочинить сказку, кроссворд, загадку.
  4. Сделать гербарий водорослей

Личностные УД – уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей  к саморазвитию, к познанию, учебе.

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

В конспекте хода урока содержится:  

  • цели, достигаемые на каждом  технологическом этапе урока;
  • Формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности  на каждом этапе урока.
  • Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учениками на каждом этапе в соответствии  с целями этого этапа.
  • Способ демонстрации каждого задания и образец правильного его решения.
  • Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем  при организации  работы по выполнению каждого задания
  •  Предполагаемые ответы учеников, в том числе и возможные ошибки
  • Способ контроля и самоконтроля  правильности выполнения  каждого задания
  • Способы исправления  ожидаемых ошибок
  • Перечень дидактических средств, необходимых для организации  работу учащихся  на каждом этапе
  • Образец оформления доски

Конспект урока

Значение Мирового океана для природы и человека.

Цель урока: формирование представлений о значении Мирового океана для природы и человека.

Задачи урока:

  1. Вспомнить состав Мирового океана, его особенности.
  2. Рассмотреть особенности условий обитания в Мировом океане.
  3. Познакомиться  с основными представителями животного и растительного мира Мирового океана.
  4. Раскрыть особенности использования Мирового океана человеком, значение Мирового океана для природы и человека.

УУД, формирующиеся на уроке:

  1. Личностные: развитие интереса к новому материалу, умения оценивать свою работу на уроке (осуществлять рефлексию) и оценивать работу других обучающихся.
  2. Регулятивные: развитие умения самостоятельно на уроке ставить цель и задачи урока, планировать работу на уроке.
  3. Познавательные: умение выделять из текста учебника основные понятия, составлять характеристику путешествия, анализ текста, географических карт; выявлять причинно-следственные связи между объектами.
  4. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, внимательно слушать собеседника, уважать интересы других обучающихся, корректировать  свою ошибки.

Оборудование: Учебник: География. Введение в географию. 5 класс. Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенский, А. А. Плешаков, тетрадь – практикум Д. В. Молодцова, видеофрагмент «Глубины океана», презентация «Значение мирового океана для природы и человека», раздаточный материал (кроссворд «Мировой океан», схема «значение Мирового океана для природы и человека»).

Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

УУД.

1.Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся  к уроку, их приветствие.

Приветствие учителя.

2.Целеполагание.

Обратите внимание на слайд (Картинки животных и растений Мирового океана, добыча нефти на шельфе, рыбная ловля), как вы думаете, какая тема нашего урока. Объясните свой выбор.

Подумайте, какую цель  и задачи урока мы сегодня поставим. (Учитель помогает формулировать цель и задачи урока).

Предлагают варианты ответов: Значение мирового океана для природы и человека.

Цель урока: выявление значения Мирового океана для природы и человека.

Задачи урока:

  1. Вспомнить особенности и состав Мирового океана.
  2. Узнать, какие животные и растения обитают в Мировом океане, их приспособления к условиям среды.
  3. Выявить значение Мирового океана для природы и человека.
  4. Закрепить знания и умения, полученные на уроке.

Коммуникативные: умение доказывать свою точку зрения.

Регулятивные: умение формулировать цель и задачи урока.

3. Содержательный этап.

.

Наша первая задача - вспомнить особенности и состав Мирового океана.

Разгадайте кроссворд «Мировой океан». (Приложение).

Как мы будем выполнять данное задание (в группах, в парах или каждый самостоятельно)? Какими источниками информации вы можете воспользоваться?

Как вы организуете работу в группе?

Какие критерии оценивания, вы можете предложить?

Выполнили мы с вами первую задачу урока?

Переходим к следующей задаче урока. Вспомните вторую задачу урока.

Хотите отправиться в путешествие вглубь океана? А какой океан самый глубокий?

Отправляемся в глубины Тихого океана. После того, как мы просмотрим видеофрагмент, выполним задание 9 на с. 80 тетради – практикума. Как вы считаете, это задание лучше выполнить  в группе или каждому отдельно?

Как вы будете выполнять данное задание и чем воспользуетесь во время выполнения? Достаточно ли для выполнения данного задания предыдущего видеофрагмента?  Воспользуйтесь текстом учебника на с. 103 – 104 и рис. 57 – 58 и слайдом на доске.

Предложите критерии оценивания.

Что вы узнали, когда выполняли данное задание?

Почему они живут на разной глубине?

Выполнили мы вторую задачу?

Вспомните третью задачу урока.

А нужен людям (нам с вами) Мировой океан? Сейчас мы и узнаем, в чем значение Мирового океана для природы и человека.

Для этого составим схему «Значение Мирового океана для природы и человека», используя текст  на с. 104 – 105 учебника.

Работать будете в группе, паре или каждый самостоятельно?

Как вы будете выполнять данное задание?

Данная схема должна быть заполнена полностью у всех учащихся.

Предложите свои критерии оценивания.

Приступаем к выполнению задания.

Что вы узнали при выполнении данного задания?

Кажется Мировой океан такой большой, а нужно ли заботиться о нём?

Выполнили мы третью задачу?

Предлагают свои варианты выполнения данного задания.

Кроссворд легче разгадывать в группе.

Можно воспользоваться текстом учебника, картами атласа, энциклопедиями и т. д.

Этапы выполнения данного задания (предлагают обучающиеся):

  1. Разделить количество вопросов на количество участников группы (по 1 вопросу на человека).
  2. Прочитать вопрос кроссворда.
  3. Обсудить в группе.
  4. Записать ответ.

Критерии оценивания данного задания:

  1. Правильность выполнения задания – 1 балл.
  2. Активная работа в группе – 1 балл.
  3. Скорость выполнения – 1 балл.

Всего за первое задание – 3 балла.

Да, выполнили.

Вторая задача урока: узнать, какие животные и растения обитают в Мировом океане, их приспособления к условиям среды.

Да, хотим, отправиться в путешествие.

Самый глубокий океан – Тихий.

Просмотрели видеофрагмент,

открыли тетрадь – практикум на с. 80 и нашли задание 9.

Лучше выполнить данное задание в группе.

Видеофрагмента не достаточно для выполнения задания, можно воспользоваться текстом учебника

Необходимо прочитать текст учебника на с. 103 - 104 и установить соответствие между зоной обитания и характерными для неё представителями органического мира, ответы записать в таблицу.

Критерии оценивания:

1.Правильность выполнения – 6 баллов (правильно записаны все варианты ответа),

4 балла – в таблице полностью заполнено 2 столбика, 2 балла – в таблице заполнен полностью 1 столбик, 0 баллов – если записано по одной букве в таблице или ответы записаны неправильно, или ответы не записаны в таблицу.

2. Аккуратность (ответы записаны без исправлений) – 1 балл.

3. Скорость выполнения – 1 балл.

4. Активная работа в группе – 1 балл.

Максимальное количество баллов за задание  – 9 баллов

Животный мир Мирового океана очень разнообразен, но жизнь размещена неравномерно. Одни животные  и растения обитают в поверхностной зоне  Мирового океана (например, рачки), другие – в глубинной зоне (дельфины), третьи – в придонной зоне (кораллы). Заслушать сообщения учащихся по обитателям моря)

У них разные приспособления к условиям среды: плоская форма животных для жизни на дне при высоком давлении, легкие рачки – чтобы легко переноситься волнами, обтекаемая форма тела у дельфина – в глубинной зоне.

Да, мы выполнили вторую задачу урока.

Третья задача урока: выявить значение Мирового океана для природы и человека.

Да, нужен Мировой океан людям.

Составляют схему «Значение мирового океана для природы и человека».

Открывают текст учебника на с. 04 – 105.

Задание будут выполнять в группе.

Внимательно прочитаем текст учебника на с. 104 – 105, разделим заполнение схемы на четверых в группе, найдем ответы к схеме в тексте учебника, заполним всю схему.

Критерии оценивания:

  1. Правильность заполнения схемы – 4 балла.
  2. Активная работа в группе – 1 балл.
  3. Скорость выполнения – 1 балл.

Всего за задание – 6 баллов.

Мировой океан очень важен для природы и человека, без него на Земле было бы очень холодно, человеку не достаточно было бы пищи, не было бы многих животных и растений.

Да, Мировому океану необходима забота, охрана от загрязнений, рационально использовать его богатства.

Да, мы выполнили третью задачу.

Познавательные: умение планировать работу на уроке, анализировать текст, находить пропущенные слова.

Коммуникативные: умение выслушать мнение членов группы.

Личностные: осознание значимости данной работы.

4.Закрепление знаний.

Вспомните нашу последнюю задачу урока.

Откройте  в тетради – практикуме тестовый практикум на с. 79, выполните задания: 1-3, 5,7.

Предложите критерии оценки.

Последняя задача урока: закрепить знания и умения, полученные на уроке.

Открывают тетрадь – практикум на с. 79 задания 1 – 3, 5, 7.

Критерии оценивания:

  1. Правильность выполнения – 5 баллов.
  2. Скорость выполнения – 1 балл.
  3. Аккуратность (без исправлений) – 1 балл.

Всего – 7 баллов.

Личностные: умения оценивать свою работу на уроке

5.Рефлексия

Выполнили мы с вами все задачи урока? Какие задания показались наиболее сложными? Как вы думаете, почему?

Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Отметку «5» поставим за какое количество баллов? «4»? «3»?

Да, выполнили.

«5» - 23 - 25 баллов

«4» - 18 - 22 балла

«3» - 12 - 17 балла.

(количество баллов может варьировать).

Личностные: умения оценивать свою работу на уроке

6.Домашнее задание.

На выбор обучающихся: рубрика «Проверим знания» или «А теперь более сложные вопросы» на с. 106 учебника и плакат на тему «Берегите Мировой океан».

Выбирают домашнее задание.

Коммуникативные: умение делать правильный выбор.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Кроссворд «Мировой океан» (задание 1).

Вопросы для кроссворда:

  1. Это второй по величине океан на

Земле, на его побережье находятся

города: Нью – Йорк и Рио-де-Жанейро.

  1. Самый большой и самый глубокий

океан на Земле, его максимальная

глубина – 11 022 м  (Марианская впадина).

  1. Третий по величине океан, почти

целиком лежит в южном полушарии.

  1. Самый маленький и самый суровый

океан, омывает северную часть России.


Задание 2.

Установите соответствие между зоной обитания и характерными для неё представителями органического мира.

Правильные ответы.

1

2

3

В, Д

Б, Г

А, Е

Задание 3. (Схема «Значение Мирового океана для природы и человека»).

МИРОВОЙ ОКЕАН.

 

                         ЧЕЛОВЕК                                                       ПРИРОДА

Полезные ископаемые:                                                                                                  Согревает

(нефть, газ и т. д.)                                                                                                           планету                                                                              

Правильные ответы.

МИРОВОЙ ОКЕАН.

 

                         ЧЕЛОВЕК                                                       ПРИРОДА

Полезные ископаемые:              Сырье для                     Среда        Поставщик       Согревает

(нефть, газ и т. д.)                      промышленности     обитания        влаги        планету                                                                              

                     Пища (рыба)

                                                              ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Атмосфера и её строение.

  1. Цель  урока: сформировать представление о значении атмосферы, ее роли в жизни человека, о составе атмосферы, отличительных особенностях ее слоев, методах изучения атмосферы.

2. Задачи:

- обучающие: сформировать  у учащихся знания об атмосфере, познакомить со строением и значением атмосферы охарактеризовать слои атмосферы.

-развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, инициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах, способность анализировать, делать выводы.

-воспитательные: повышение интереса к изучению предмета, экологическое воспитание; формирование научного мировоззрения.

3. Тип урока: открытия новых знаний.

4. Формы работы учащихся: репродуктивная, самостоятельной работы.

5. Необходимое техническое оборудование: учебник,  атлас,  мультимедийный проектор,  компьютер.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, использовать речевые средства для аргументации своей позиции; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий (атмосфера, озоновый слой, тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера), использование их для решения учебных задач, выработать умение работать с картами и рисунками учебника.

6. УУД:

личностные: готовность к самообразованию, самовоспитанию.

коммуникативные: умение работать в группах.

познавательные: развивать навыки самопознания атмосферы.

регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

7 . Структура и ход  урока

Таблица1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

1.

Организационный.

Приветствие: Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече с вами и хочу, чтобы работе на уроке вам сопутствовало хорошее настроение, а результатом стали прочные знания.

Сообщение цели урока.

Внимательно слушают.

2

2.

Подготовки к активному, сознательному усвоению знаний.

Учитель загадывает загадку: Есть ли дети одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!

Демонстрация иллюстрации из галереи рисунков «атмосфера – вид из космоса».

Стараются отгадать загадку определить, о чем пойдет речь на уроке.

После чего рассматривают иллюстрацию («атмосфера – вид из космоса»). Рис. 70, стр. 100

 Слайды.

4

3

Этап открытия новых знаний.

1.Учитель задаёт ученикам вопрос: Зачем же нужна воздушная оболочка? Корректирует ответы учеников.

2.После чего учитель предлагает записать информацию по теме в тетрадь, разъясняет записанную информацию

3. Прочитать в учебнике П. 15, стр. 101 «Газовый состав атмосферы» и выписать в тетрадь состав воздуха.

1. Ученики предлагают свои ответы.

2.Ученики

записывают понятие «атмосфера» в тетрадь и её основные значения:

1.Защитный экран (не пропускает к Земле метеорные тела и УФ излучение);

2.регулятор температуры (ночная сторона сильно не остывает, а дневная нагревается);

По 4 мин. на каждый пункт урока в этапе №3

Учитель разъясняет свойства газов атмосферы, используя главу № 3 ЭОР Атмосфера Земли (включает аудиофрагмент, демонстрация иллюстрации с комментированием).

4. Учитель  - прочитать П. 15, стр. 102-103 «Строение атмосферы» и заполнить выданную таблицу.  Проверяют с использованием № 2 ЭОР Атмосфера Земли (включает аудиофрагмент, демонстрация иллюстрации «слои атмосферы» с комментированием). После чего учитель включает аудиозапись глав № 4 ЭОР Атмосфера Земли.

3.без атмосферы нельзя услышать звуки, в ней образуются облака и осадки;

4.источник кислорода, необходимого живым организмам.

3.Ученики  читают П. 15 стр. 101 «Газовый состав атмосферы» и выписывают состав атмосферы, затем слушают аудиозапись и проверяют.

4. Ученики  читают П.15, стр. 102-103 «Строение атмосферы» слушают аудиозапись для проверки, рассматривают

иллюстрацию Стр. 102, рис. 72

                                                                                                                   22

4.

Этап закрепления новых знаний.

Учитель выполнить тестовые задания Контроль. Атмосфера

Ученики выполняют задание

5

5.

Этап подведения итогов.

Учитель проверяет правильность выполненного задания учениками. Комментирует ошибки, если таковы были допущены.

Ученики участвуют в беседе с учителем.

5

6.

Этап информации учащихся о домашним задании и инструктаж к его выполнению.

Параграф 15, в. 6 стр. 106 или от теории к практике

Записывают задание в дневник.

2

Приложение к плану-конспекту урока

                                               Атмосфера, её строение.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Атмосфера Земли

информационный

Предлагается озвученный текст с иллюстрациями для изучения темы,  галерея рисунков, рубрика «справочник», где предложены три термина по данной теме(стратосфера, тропосфера, озоновый слой) с иллюстрациями.

Атмосфера Земли 

Фото изучение состава и жесткости воды (в экологическом лагере и после экскурсий по географии и с использованием химии)

S6303037                    S6303038

S6303034                               S6302942


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекты как форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии.

В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников как проекты. Данная форма работы не является инновационной, так как возникла ещё в 20-е годы прошлого ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

Статья в сборнике Международной научно-практической школе-конференции "Экология Южной Сибири и сопредельных территорий"...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии....

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии средствами ИКТ

Данный материал предназначен для использования учителем биологии на своих уроках....

Бинарные уроки – как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивац...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»

                     Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...