Использование вопросов краеведения на уроках географии в 5-9 классах
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Аверьянова Надежда Петровна

Разработаны цели и задачи по изучению вопросов краеведения на уроках географии в 5-9 классах. Рассмотрены вопросы, которые могут изучаться на конкретных уроках.Не взяты темы 8 класса, потому что именно в этом классе изучается география своего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_kraevedeniya_na_urokakh_geografii.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

                           Использование вопросов географического краеведения

                 на уроках географии и природоведения в среднем звене обучения.

Класс

Тема урока

Вопросы краеведения,

рассматриваемые  на уроке

      5 класс

Цель для реализации: коррекция имеющихся знаний и формирование новых о природе Удмуртии; научить пользоваться атласами и  первоначальными умениями  работы с контурными картами.

Планируемые результаты: знать особенности природы, климата, экологические проблемы своей местности и возможные пути их решения; уметь узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; находить необходимый материал в справочной литературе; пользоваться картами, атласами и контурными картами.

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

На основе практической работы, знакомство с горными породами своей местности. Нефть- основное богатство Игринского района.

Природные явления. Строение Земли.(обобщающий урок)

Возможность возникновения грозных природных явлений на территории Удмуртии и причины.

Суша планеты. Материки и острова.

Евразия –материк, где мы живем. Место Удмуртии на карте материка.

Атмосфера Земли.

Атмосферные явления характерные для нашей местности: дождь, снег, гроза, туман и т.д.Коррекция по теме «Круговорот воды»

Погода и климат.

Погода в Игре в день изучения. Особенности климата и сезонов года в Удмуртии.

Воды суши.

Рассмотрение рек на примере р.Лозы, протекающей рядом со школой.

Климат и внутренние воды Удмуртии.

Работа с атласами и  контурной картой Удмуртии : обозначение границ, крупных рек и водохранилищ.

Природные зоны Земли.

Определение по атласу Удмуртии природной зоны в которой мы живем.

Растения разных природных зон.

Основные породы деревьев и кустарников  в лесах Удмуртии. Работа с гербарием.

Природные зоны Удмуртии и их обитатели.

Подробно рассматривается растительность и животный мир тайги, смешанных и широколиственных лесов. Сообщения учащихся о типичных представителях животного мира.

Экологические проблемы

Промышленное и бытовое загрязнение окружающей среды в Игре ( примеры приводят сами учащиеся на основе наблюдений).

Жизнь под угрозой. Редкие и исчезающие виды животных Удмуртии.

Сообщения учащихся об исчезающих и редких животных Удмуртии на основе рекомендуемой литературы.

Экскурсия в природу ( 2 часа)

1. Знакомство с природными комплексами своей местности.

2.Знакомство с водными объектами- р.Лозой и железнодорожным прудом. Болото у ж/д.

 6 класс

Цели для реализации:  научить определять географические координаты и  географическое положение республики на карте России; вести наблюдения за географическими объектами, процессами и явлениями природы, проводить простейшую обработку  полученных данных; выработать умения работы с картами и атласом Удмуртии

Предполагаемые результаты : определять на местности, плане и карте расстояния, направления и географические координаты; находить в разных источниках необходимую информацию о природных объектах и явлениях Удмуртии; научиться обрабатывать результаты наблюдений и описывать их.

Определение направлений по плану  местности.

Выход на местность для определения направлений по азимуту  и по местным признакам.

Съемка местности (2 урока)

Съемка плана школьного двора.

Географическая карта.

Определение направлений на карте России от Ижевска до ближайших морей и океанов, до г. Москвы и.т.д.

Географические координаты.

Определение географических координат г. Ижевска и п. Игра.

Породы, слагающие земную кору.

Рассмотреть коллекцию горных пород нашей местности, определить их происхождение.

Равнины.

Определить, на какой равнине расположена Удмуртия. По атласу Удмуртии найти низменности и возвышенности республики, в пределах каких из них находится Игринский район.

Воды суши. Подземные воды.

Какие воды суши есть в Игринском районе. Родники п. Игра. Как используются подземные воды в районе. Загрязнение вод нефтью.

Реки.

Строение речной долины на примере р. Лозы. Режим и питание р.Лозы.

Озера.

Озера- старицы в пойме р.Лозы.

Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод.

По атласу Удмуртии- Воткинское водохранилище, крупные пруды республики. Местные пруды. Загрязнение р.Лозы и ж/д пруда.

Температура воздуха.

Основные понятия и построение графика суточного хода температур дается на местных данных

Ветер.

Господствующие ветры в Удмуртии и Игре. Построение Розы ветров для Удмуртии

Атмосферные осадки.

Основные виды осадков и их распределение по сезонам в своей местности.

Погода и климат.

Основные типы погод для Удмуртии.

Наблюдение за погодой и ее предсказание.

Предсказание погоды по местным признакам. Результаты наблюдения за погодой.

Причины, влияющие на климат.

Какие из причин, указанных в учебнике характерны для нашей местности.

Климат нашей местности.

Описание погоды одного дня. Построение графиков годового хода температуры и диаграмм осадков для Удмуртии .Общие выводы.

Разнообразие организмов и их распределение по Земле.

Вспомнить природные зоны для Удмуртии.

Воздействие человека на природные комплексы.

Виды воздействия человека на ПТК своей местности.

Природные комплексы своей местности.

Выделение природных комплексов на территории района и в Удмуртии Описание одного из них по плану.

Природа своей местности

( 5 уроков)

Работа с картами атласа, контурными картами. Проведение комплексных экскурсий на местности. Групповая защита отчетов по результатам экскурсий.

Населенные пункты.

Населенные пункты нашего района . Рассказ учащихся об Игре.

Стихийные природные явления.

Явления, встречающиеся в нашей местности. С чем сталкивались сами учащиеся (рассказ).

      7 класс

.Цели для реализации: Научить определять положение Удмуртии на карте мира; на основе сравнения природы Удмуртии и разных материков помочь учащимся лучше понимать  природу мира и ее особенности.

Предполагаемые результаты: умение сравнивать и анализировать полученную информацию через имеющиеся знания о своей республике.

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле

Факторы влияющие на распределение температуры и осадков на территории республики.

Воздушные массы и постоянные ветры .

Воздушные массы и постоянные ветры господствующие в Удмуртии

Климаты Земли.

Тип климата , характерный для Удмуртии.

Климат Африки.

Сравнение климата с нашим для лучшего восприятия материала учащимися.

Географическое положение Австралии.

Отличия в географическом положении от нашей территории. Влияние ГП на сезонность( обратный ход сезонов)

Климат Южной Америки.

Сравнение климата умеренного пояса у нас и в Ю.Америке. Отличия климата.

Природные зоны Ю.Америки.

Сравнение природных зон юга Ю.Америки и Удмуртии ( примерно одна широта). Причины отличий.

Географическое положение С.Америки

Проекция широтного положения Удмуртии на карту С.Америки.

Природные зоны С.Америки.

Сходство и различие природных зон Удмуртии и в С.Америке на одной  широте. Причины отличий.

Географическое положение Евразии.

Положение Удмуртии на материке Евразия.

Климат. Климатические пояса Евразии.

Климатический пояс в котором расположена Удмуртия и особенности климата в связи с этим.

Природные зоны Евразии.

Расположение Удмуртии в таежной зоне .

9класс

Цели для реализации на уроках: Коррекция знаний о населении и хозяйстве Удмуртии через  изучение экономической и социальной географии России.

Предполагаемые результаты: учащиеся должны уметь находить сходство и различие в хозяйстве Удмуртии и Уральского экономического района , а также место Удмуртии в населении и хозяйстве всей России.

Политико-административное устройство РФ.

Удмуртия в составе субъектов РФ, федеральных округов.

Численность и естественный прирост населения

Численность и естественный прирост населения Удмуртии в сравнении с другими субъектами РФ.

Национальный состав.

Удмуртия- многонациональная республика.

Миграции населения.

Миграции населения республики в поисках работы.

Городское и сельское население. Расселение населения.

Численность городского и сельского населения Удмуртии в сравнении с др.регионами России.

Роль, значение и проблемы машиностроения.

Специализация машиностроения Удмуртии.

География  машиностроения.

Причины размещения машиностроения в Удмуртии.

Военно – промышленный комплекс.

ВПК Удмуртии

Нефтяная и газовая промышленность.

Нефтяная отрасль  Удмуртии как часть Волго-Уральской нефтяной базы, нефтепроводы, проходящие через территорию республики.

Металлургический комплекс. Факторы размещения.

Ижевск и Глазов- центры металлургии .Причины их появления в республике.

Черная металлургия.

Ижевский металлургический завод и его продукция.

Лесная промышленность.

Проблемы лесной промышленности в Удмуртии и п. Игра.

Земледелие и животноводство.

Основные культуры выращиваемые у нас, как типичные для лесной зоны. Животноводство- основная отрасль.

 

Пищевая и легкая промышленность.

Специализация пищевой и легкой промышленности Удмуртии. Предприятия пищевой промышленности района.

Инфраструктурный комплекс. Его состав. Роль транспорта.

Транспортные магистрали  и транспортные узлы Удмуртии. Игра – трансп. Узел.

Экономическое районирование

Удмуртия в составе Приволжского федерального округа и Уральского экономического района.

ГП, ресурсы и население Урала.

Природные ресурсы Удмуртии и население в составе Уральского экономического района.

Хозяйство Урала.

Специализация промышленности Удмуртии.

                                                                     

                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся

Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....

Вопросы краеведения на уроках математики

Мною был подготовлен доклад для выступления на заседании РМО учителей математики, в котором раскрываются актуальность изучения данного вопроса,цели и задачи,практический материал....

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...

«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....

«Вопросы краеведения на уроках географии »

изучение истории региона позволяет увидеть роль и место своей малой родины в истории всей России, школьники на примере своего района лучше усваивают учебный материал, более эмоционально воспринимают п...

Статья на тему:«Использование материалов краеведения на уроках математики в 5-6 классах, как факторы повышения воспитания и духовности учащихся в окружающем микромире»

Математика позволяет сделать доступным для усвоения цифровой материал краеведения. В зависимости от содержания и цели урока краеведческий материал можно использовать на разных этапах учебного занятия....